Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Семинарское занятие № 6
РОМАН Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО "БЕСЫ" 1. Литературная судьба романа. "Бесы" как роман-памфлет. Его место в ряду антинигилистических романов XIX века. 2. Смысл названия, эпиграфов. 3. Апокалиптические мотивы. "Бесы" как роман об антихристе и "апостолах" новой веры. 4. Философия нигилизма в романе. Проблема духовного наследия (С. Верховенский и молодое поколение). Тургеневская тема в романе. "Русская трагедия" в понимании писателя. Роман "Бесы" в осмыслении русской религиозной философии. 5. Основной миф в романе "Бесы" (точка зрения В. Иванова). 6. Ставрогин как "лицо трагическое", "явление серьёзное" (Ф. Достоевский). Н. Бердяев о Ставрогине. 7. Двойники Ставрогина в романе. Смысл философского самоубийства Кириллова. Шатов как герой-идеолог. Теория Шигалева-Верховенского. Особенности двойничества в "Бесах". 8. Мотив Матери - сырой земли - Богородицы в романе "Бесы''. 9. "Загадка" Хромоножки (разные концепции). Марья Лебядкина и Ставрогин. Ясновидение юродивой. Символичный смысл наименования Ставрогина "князем". Точка зрения, согласно которой юродивая прозревает только самозванство героя (Н. Ашимбаева и др.). Иная интерпретация: видение Лебядкиной идеальной сущности Ставрогина (В.Михнюкевич и др.). 10. Мистериальное начало романа. Особенности финала.
Литература
1. Бердяев Н. Ставрогин // Наше наследие.1991. № 6. С.76-79. То же: Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994.Т.1.С.177-186. 2. Буданова Н.Ф. О некоторых источниках нравственно-философской проблематики романа «Бесы» // Достоевский. Материалы исследования. СПб., 1997. Т. 14. С. 93-106. 3. Булгаков С. Русская трагедия // Достоевский Ф.М. "Бесы". "Бесы": Антология русской критики. М.,1996. С.489-508. То же: О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931гг. М.,1990.С.193-214. 4. Иванов Вяч. Основной миф в романе «Бесы» // Достоевский Ф.М. «Бесы». «Бесы»: Антология русской критики. М., 1996. С. 508-513. То же: Иванов Вяч. Родное и вселенское. М.,1994. С.306-311. 5. Касаткина Т.А. Об одном свойстве эпилогов пяти великих романов Достоевского // Достоевский в конце XX века. М.,1996. С.82-93. 6. Михнюкевич В.А. Русский фольклор в художественной системе Ф.М.Достоевского. Челябинск, 1994. С.136-178. 7. Пигин А. В. Роман Ф.М.Достоевского "Бесы" и видение рая и ада // Современные проблемы метода, жанра и поэтики русской литературы. Петрозаводск,1991.С.136-139. 8. Померанц Г. Открытость бездне: Встречи с Достоевским. М.,1990. 9. Сальвестрони С. Новый Завет в романе Ф.М. Достоевского «Бесы» // Христианство и русская литература. М., 2002. С. 336-362. 10. Сараскина Л. "Бесы": роман-предупреждение. М.,1990.
Дополнительная литература
1. Ашимбаева Н.Т. Лексема "князь" в контексте произведений Достоевского // Достоевский и мировая культура. СПб.,1997. Альманах № 9. С.57-66. 2. Багно В.Е. Самозванство «апостолов» новой веры (Новозаветные мотивы в «Бесах») // Пути и миражи русской культуры. СПб., 1994. С. 241-255. 3. Баршт К. "Повесть безвременных лет" (о романе Ф.М.Достоевского "Бесы"). СПб.,1994. 4. Борисова В.В. Национальное и религиозное в творчестве Достоевского (Проблема этноконфессионального единства и многообразия) // Достоевский. Материалы и исследования. СПб.,1997. Т.14.С.58-70. 5. Евлампиев И.И. Кириллов и Христос. Самоубийцы Достоевского и проблема бессмертия // Вопросы философии. 1998. № 3. С. 18-34. 6. Кантор В.К. Карнавал и бесовщина // Вопросы философии. 1997. № 5. С.44-57. 7. Примечания // Достоевский Ф.М. ПСС: В 30-ти т. Л., 1975. Т. 12. С. 161-274. 8. Телегин С.М. Жизнь мифа в художественном мире Достоевского и Лескова. М., 1995. С. 23-47.
Семинарское занятие № 7 РОМАН Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО "БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ" 1. Творческие замыслы Достоевского последних лет и роман "Братья Карамазовы». 2. Архетипические мотивы романа. Метафизический смысл ситуации отцеубийства в "Братьях Карамазовых". 3. Система персонажей. Концепция "соборной личности" (К.Мочульский). Что такое "карамазовщина"? 4. Две философские концепции мира в романе "Братья Карамазовы". Иван Карамазов как герой-идеолог. "Легенда о великом инквизиторе" и её сюжетная роль в романе. Коллизия Иван - Смердяков. Роль диалогов героев в сюжете. 5. Сюжетная роль "Русского инока" в романе. Русский космизм, софиология и "Братья Карамазовы". Проблема "положительно прекрасного человека" в последнем романе Достоевского. Старец Зосима - Алёша. Житийные традиции в "Братьях Карамазовых". 6. Два суда в романе ("церковный суд" в келье старца Зосимы и юридический суд над Дмитрием в финале); их сюжетно-композиционная соотнесённость; роль, которую они играют в создании "смыслового единства романа" (Г.Щенников). Статья Ивана о церковном суде в структуре произведения. 7. Поэтика названия романа. Смысл эпиграфа. Сюжетно-композиционная соотнесённость названия, эпиграфа и финала романа. 8. Жанровое своеобразие последнего романа Достоевского.
Литература
1. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972. 2. Ветловская В. Поэтика романа Достоевского "Братья Карамазовы". Л.,1977 3. Ветловская В.Е. Литературные и фольклорные источники "Братьев Карамазовых» (Житие Алексея человека божия и духовный стих о нём) // Достоевский и русские писатели. М., 1971. С. 325-354. 4. Ветловская В.Е. Творчество Достоевского в свете литературных и фольклорных параллелей. "Строительная жертва" // Миф. Фольклор. Литература. Л., 1978, С.81-113. 5. Карсавин Л. Фёдор Павлович Карамазов как идеолог любви // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 гг. М., 1990 С.264-277. 6. О Великом инквизиторе: Достоевский и последующие. Леонтьев, Соловьёв, Розанов, Булгаков, Бердяев, Франк. М., 1991. 7. Пономарёва Г.Г. Житийный круг Ивана Карамазова// Достоевский: Материалы и исследования. Л.,1991. Т. 9. С. 144-164. 8. Тарасов Ф. К вопросу о евангельских основаниях "Братьев Карамазовых"// Достоевский в конце XX века. М., 1996. С. 330-342. 9. Шатин Ю.В. Архетипические мотивы и их трансформация в новой русской литературе // "Вечные" сюжеты русской литературы. Новосибирск,1996. С. 29-41. 10. Щенников Г.К. Мысль национальная в романе "Братья Карамазовы" и функции повествования в сценах двух судов // Достоевский: Материалы и исследования. СПб..1997. Т.14. С.164-170.
Дополнительная литература
1. Буланов А.М. Статья Ивана Карамазова о церковно-общественном суде в идейно-художественной структуре последнего романа Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. СПб.,1996. Т. 12. С. 125-136. 2. Бэлнеп Р. Структура «Братьев Карамазовых». СПб., 1997. 3. Гачева А. Новые материалы к истории знакомства Ф.М.Достоевского с идеями Н.Ф. Федорова // Достоевский и мировая культура. СПб., 1999. Альманах № 13. С. 205-232. 4. Егоренкова Г.П. Поэтика сюжетной ауры в романе "Братья Карамазовы"// Филологические науки. 1971. № 5. С. 27-40. 5. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. С.117-134. 6. Ефимова Н. Мотив библейского Иова в "Братьях Карамазовых"// Достоевский Материалы и исследования. СПб., 1994. Т. 11. С. 122-131. 7. Кантор В. Роман Ф.М.Достоевского "Братья Карамазовы". М., 1983. 8. Левина Л.А. "Новый Иов" в творчестве Достоевского и в русской литературе XX века // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1994. С. 204-220. 9. Мочульский К. Гоголь, Соловьёв, Достоевский. М.,1993. 10. Пономарёва Г.Б. "Житие великого грешника": структура и жанр // Исследования по поэтике и стилистике. Л., 1972, С.66-86. 11. Семёнова С.Г. "Высшая идея существования" у Достоевского // Вопросы литературы.1988. № 11. С.166-195.
Семинарское занятие №8-9 ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА Л.Н. ТОСТОГО «ВОЙНА И МИР»
1. Замысел и история создания романа.
2. Проблема «история и искусство» в творческом сознании Л. Толстого. «Война и мир» как «новая разновидность романа»: «роман-поток» (Н. Гей), «отрицательное повествование» (Г. Морсон) и другие жанровые концепции.
3. Война и мир» как «роман-эпопея» (концепции А.В. Чичерина, А.А. Сабурова и др.). Принципы анализа романа в работах С.Г. Бочарова.
4. Философия истории Л. Толстого. Проблемы свободы и необходимости, «общего блага» и пр. в историософских взглядах писателя и общей структуре романа.
5. Кутузов и Наполеон. «Историческое» и «частное», «общее» и «личное» в романе.
6. Принцип создания характеров. Герои «пути».
7. Своеобразие «сюжета поисков истины» в романе. Особенности психологизма («диалектика души»).
8. Эпилог в «Войне и мире» и проблема романного завершения.
Литература
1. Бахтин М. Эпос и роман // Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. 2. Билинкис Я. Русская классика и изучение литературы в школе. М., 1986. С. 116-130. 3. Бочаров С.Г. Роман Л. Толстого «Война и мир». М., 1978. 4. Галаган Г.Я. Л.Н. Толстой. Художественно-этические искания. Л., 1981. С. 76-125. 5. Гей Н.К. О поэтике романа («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» Л.Н. Толстого) // Известия АН СССР. Сер. «Литература и язык». 1978. Т. 37. № 2. С. 121-132. 6. Гинзбург Л. О психологической прозе. Л., 1977. 7. Громов П.П. О стиле Льва Толстого: «Диалектика души» в «Войне и мире». Л., 1977. 8. Камянов В. Поэтический мир эпоса. М., 1978. С. 127-196. 9. Купреянова Е.Н. О проблематике и жанровой природе романа Л. Толстого «Война и мир» // Русская литература. 1985. № 1. С. 161-172. 10. Курляндская Г.Б. Концепция человека и психологизм Толстого. «Диалектика души» и проблема свободной воли. // Курляндская Г.Б. Нравственный идеал героев Л.Толстого и Ф.М.Достоевского. М., 1988. С. 35-58. 11. Лурье Я.С. Об исторической концепции Льва Толстого // Русская литература. 1989. № 1. С. 26-43. 12. Одиноков В. Поэтика романов Л. Толстого. Новосибирск, 1978. С. 13. Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир». М., 1987. 13. Сабуров А.А. «Война и мир» Л.Н. Толстого. М., 1959. 14. Серых Е. Роман-эпопея или «историческая пародия»? // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1990. № 3. С. 7-12. 15. Скафтымов А. Нравственные искания русских писателей. М., 1972. 16. Хализев В.Е., Кормилов С.Е. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». М., 1983. 17. Чичерин А. Возникновение романа-эпопеи. М., 1975. 18. Чичерин А. Стилистическое единство «Войны и мира» // Чичерин А. Ритм образа. М., 1973. С. 60-73. 17. Шульц С.А. Миф и ритуал в творческом сознании Л.Н. Толстого // Русская литература. 1998. № 3. С. 33-42.
Date: 2015-11-15; view: 553; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|