Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Семинарское занятие №12 своеобразие чеховской прозы 1890-х – 1900-х годов
1. Особенности чеховского героя («несвершившийся человек»). 2. Поэтика сюжетосложения («Скучная история», 1889; «Учитель словесности», 1894; «Супруга», 1895). Подтекст. «Рассказ основывается на системе волн, на оттенках того или иного настроения» (В. Набоков). «Открытость» финала. Экзистенциальное начало в чеховской прозе. 3. Особенности авторской позиции: «Припадок» (1888) и «Черный монах» (1894). 4. Чехов и литература абсурда. Чеховские механизмы комических алогизмов. Чехов как предшественник Хармса и Введенского. Своеобразие организации художественного времени в рассказе «Случай из практики» (1898). 5. «Сюжет прозрения» в прозе Чехова: «Скрипка Ротшильда» (1894). Своеобразие повествования «в тоне и духе» героя. Притчевая структура, лежащая в основе художественной системы произведения. Символические детали. Ономапоэтика. Ветхозаветные и евангельские мотивы «Скрипки Ротшильда». Поэтика названия. 6. Евангельский мотив апостола Петра в прозе Чехова: «Студент» (1894) и «Архиерей» (1902). Мотив блудного сына как сюжетообразующий в рассказе «Студент». Пространственная организация произведения и православные традиции. Художественное время рассказа «Архиерей». Христианский смысл двойного имени героя (церковное Петр – мирское Павел). Неоднозначные смыслы сюжета «разархиереивания» архиерея (мотив апостольского отречения, вины, мотив духовного освобождения, «умаления» и пр.). Лирико-философская структура повествования в «Архиерее» и традиции Псалтыри.
Литература
1. Бялый Г.А. Русский реализм. От Тургенева к Чехову. Л., 1990. С. 247-342. 2. Еремин П. «Скрипка Ротшильда» А.П. Чехова – связь с традициями русской классики // Вопросы литературы. 1991. № 4. С. 93-123. 3. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. С. 145-158. 4. Жилякова Э.М. Последний псалом А.П. Чехова («Архиерей») // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Петрозаводск, 1994. С. 274-284. 5. Катаев В.Б. Чехов и мифология нового времени // Филологические науки. 1976. № 5. 6. Линков В.Я. Скептицизм и вера Чехова. М., 1995. 7. Разыкова Л.Т. К поэтике сюжетосложения Чехова. Самарканд, 1993. 8. Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова. Л., 1987. С. 68-176. 9. Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. М., 1989. 10. Цилевич Л.Н. Сюжет чеховского рассказа. Рига, 1976. 11. Шеховцова Т.А. Сюжет апостола Петра в прозе А.П. Чехова и И.А. Бунина // Чеховские чтения в Ялте: Чехов и XX век. М., 1997. Вып. 9. С. 16-26.
Дополнительная литература
1. Альми И.Л. О новелле А.П. Чехова «Архиерей» // Метод, стиль, поэтика русской литературы XX века. Владимир, 1977. Вып. 2. 2. Венцлова Т. О Чехове как представителе «реального искусства» // Чеховиана. Чехов и «серебряный век». М., 1996. 3. Джексон Р.Л. «Человек живет для ушедших и грядущих»: о рассказе А.П. Чехова «Студент» // Вопросы литературы. 1991. № 8. 4. Катаев В.Б. Литературные связи Чехова. М., 1989. 5. Собенников А.С. Оппозиция Дом – Мир в художественной аксиологии А.П. Чехова и традиции русского романа // Чеховиана. Чехов и его окружение. М., 1996. С. 144-149. 6. Сухих И.Н. Загадочный «Черный монах» // Вопросы литературы. 1983. № 6. 7. Чудаков А.П. Мир Чехова. М., 1986. 8. Шалюгин Г.А. Рассказ «Архиерей» // Чеховские чтения в Ялте. М., 1983. Вып. 5. С. 27-34. 9. Эткинд Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XVIII-XIX веков. М., 1999. С. 369-412.
Семинарское занятие № 13 НОВАТОРСТВО ДРАМАТУРГИИ А.П.ЧЕХОВА («ЧАЙКА», «ДЯДЯ ВАНЯ», «ТРИ СЕСТРЫ», «ВИШНЕВЫЙ САД»)
1. Чехов и «новая драма». 2. Природа конфликта в драматургии Чехова. Новое понимание драматизма («трагическое в повседневности»). Соотношение быта и бытия. «Романизация» «новой драмы». 3. Тип героя в пьесах Чехова. Своеобразие системы персонажей. Особенности изображения характера. 4. Организация сценического действия. «Лиризация» драмы. Ритм в пьесах Чехова 1890-1900-х годов. Замена причинно-следственных связей в композиции ассоциативными. Ритм фабулы, предопределенный хронотопом провинциальной усадьбы. Зеркальность первого и четвертого действий. Динамические и статические тенденции фабульного ритма. Ритм «лирического сюжета» (лейтмотивность, прием диссонанса и др.). Подтекст («подводное течение»). «Тайна чеховских финалов». 5. Новый тип театральной условности. Музыкальный образ мира в его драматургической модели. Звуковые эффекты в структуре драм Чехова. Живописное начало в художественном мире пьес (освещение, цветопись). 6. Эстетические функции ремарок в драме Чехова. 7. Особенности комического в пьесе «Вишневый сад». Карнавальная культура и поэтика маски в последней драме Чехова. 8. Жанровое своеобразие пьес Чехова.
Литература
1. Бердников Г.П. Чехов-драматург: Традиции и новаторство драматургии А.П. Чехова. М., 1972. 2. Берковский Н.Я. Литература и театр. М., 1969. С. 48-132. 3. Берковский Н.Я. О русской литературе. Л., 1985. С. 215-339. 4. Бялый Г.А. Драматургия А.П. Чехова // История русской драматургии второй половины XIX-начала XX в. Л., 1987. С. 441-446. 5. Зингерман Б. К проблеме ритуала в пьесах Чехова // Театр. 1993. № 11. С. 66-77. 6. Паперный З. «Вопреки всем правилам…»: Пьесы и водевили Чехова. М., 1982. 7. Скафтымов А.П. К вопросу о принципах построения пьес А.П. Чехова. О единстве формы и содержания в «Вишневом саде» А.П. Чехова // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972. С. 339-380; 404-427. 8. Тамарли Г.И. Поэтика драматургии А.П.Чехова. Ростов-на-Дону, 1993. 9. Шах-Азизова Т.К. Чехов и западноевропейская драма его времени. М., 1966.
Дополнительная литература
1. Альми И.Л. Черты музыкальности в структуре пьесы «Вишневый сад» // Чеховские чтения в Ялте: Чехов в Ялте. М., 1983. С. 58-65. 2. Вилькин А.М. «Вишневый сад» вчера и сегодня (Заметки режиссера) // Чеховиана. Чехов и его окружение. М., 1996. С. 200-208. 3. Левитан Л., Цилевич Л. Сюжет в художественной системе литературного произведения. Рига, 1990.
Date: 2015-11-15; view: 757; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|