Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Слово у Достоевского





а) Явление двухголосого слова: стилизация, пародия, сказ, диалог.

б) Двухголосое слово в «Бедных людях», «Двойнике», «Записках из подполья».

в) Понятие слова с лазейкой: образы Ипполита, Настасьи Филипповны.

г) Исповедь без покаяния: образ Ставрогина.

д) Диалог в произведениях Достоевского .
Семинарское занятие №4

ПОЭТИКА РОМАНА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ"

1. Герой и позиция автора по отношению к герою.
2. Особенности сюжета. "Состояние колебания и составляет роман" (Достоевский). Фольклорно-мифологический сюжет смерти-воскресения, разворачивающийся в романе не как последовательность, а как одновременность. «Условный» эпилог.
3. Функция "роковых" случайностей в сюжете.
4. "Сюжетная аура". "Событийность" истины у Достоевского (М. Бахтин). Ситуация «несоревнующегося» (А.П. Скафтымов), эмпатического общения. "Общее" и "проникновенное" слово в романе. Идея "почвы", аксиологическая функция и конкретно-художественное выражение мотива «жизни» в романе.
5. Преступление как сюжетная основа романа. Отличие "Преступления и наказания" от традиционных типов романа: авантюрно-детективного, философского, психологического и др. Своеобразие мотива тайны в романе "Преступление и наказание".
6. "Целестремительность" романов Достоевского: герой-тайна как центр романа и его "другой" (К. Мочульский, Н. Бердяев). Сюжетно-композиционная роль диалогов Раскольникова и Порфирия Петровича, Раскольникова и Сони Мармеладовой др.
7. Система двойников в романе. Функции двойничества у Достоевского.
8. Архетипическая основа мотивной структуры романа (мотивы Каина, Иова, договора с дьяволом и др.). Символика романа (камень, арифметика, угол, аршин пространства, паук и пр.). Символы онтологического порога.
9. Пасхальный архетип в романе. Эпизод чтения Евангелия как «романная формула» Достоевского (И. Есаулов). Мотив воскрешения Лазаря в произведении.
10. Мотив сакрального заступничества и чуда в романе. Архетипическая основа образа Сони Мармеладовой.
11. Пространственно-временная организация романа.
12. "Слово" у Достоевского. Концепция М. Бахтина.
13. Раскольников как герой-идеолог.
14. Жанровое своеобразие романа "Преступление и наказание". М. Бахтин о природе полифонического романа Достоевского. Другие типологические концепции романа писателя: роман-трагедия (Вяч.Иванов), идеологический (Б.Энгельгардт), социально-философский (В.Этов) и пр.

Литература

1. Андерсон Р. О визуальной композиции "Преступления и наказания"// Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1994. Т.11. С. 89-95.
2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.
3. Ветловская В.Е. Анализ эпического произведения: Логика положений// Достоевский: Материалы и исследования. СПб., 1997. Т.14. С.117-129.
4. Есаулов И.А. Пасхальный архетип в поэтике Достоевского // Евангельский текст в
5. Карасёв Л. О символах Достоевского// Вопросы философии. 1994, № 10. С. 80-122. Или: Карасёв Л. Онтологический взгляд на русскую литературу. М., 1995.
6. Касаткина Т. Об одном свойстве эпилогов пяти великих романов Достоевского // Достоевский в конце XX века. М., 1996. С 67-82.
7. Кунильский А.Е. Ценностный анализ литературного произведения (роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»). Петрозаводск, 1988.
8. Меднис Н.Е. Sacra и inferno в художественном пространстве романов Ф.М. Достоевского // Ars interpretandi. Новосибирск, 1997. С. 174-184.
9. Новикова Е. Софийность русской прозы второй половины XIX в.: евангельский текст и художественный контекст. Томск, 1999. С. 92-136.
10. Печерская Т.И. Мотив смерти-воскресения в поэтике сна Ф.М.Достоевского// От сюжета к мотиву. Новосибирск, 1996. С. 140-147.
11. Тамарченко Н.Д. Целостность как проблематика этики и формы в произведениях русской литературы XIX века. Кемерово,1977.
12. Топоров В.Н. О структуре романа Достоевского в связи с архаическими схемами мифологического мышления («Преступление и наказание») // Топоров В. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., 1995. С. 193-258.
13. Трофимов Е. О логистичности сюжета и образов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» // Достоевский в конце XX века. М., 1996. С. 167-188.

Дополнительная литература

1. Альтман М.С. Достоевский: По вехам имён. Саратов, 1975.
2. Арбан Д. "Порог" у Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. Л., 1976. Т.2. С. 19-29.
3. Белов С. В. Роман Достоевского "Преступление и наказание": Комментарий. Л., 1979.
4. Галкин А. Музыкальное мышление Достоевского и лейтмотивность композиции его романов // Достоевский и мировая культура. М., 1994. № 3. С. 65-120.
5. Касаткина Т. Воскрешение Лазаря: опыт экзегетического прочтения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» // Вопросы литературы. 2003. № 1. С. 176-208.
6. Клейман Р.Я. Лейтмотивная вариативность времени-пространства в поэтике Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1997. Т. 14. С 71-76.
7. Кожинов В. "Преступление и наказание" Достоевского // Три шедевра русской классики. М., 1971.
8. Селезнев Ю. Избранное. М., 1987. С. 218-229; 142-148; 289-291; 322-328. Тамарченко Н.Д. О жанровой структуре "Преступления и наказания" (К вопросу о типе романа у Достоевского) // Проблемы жанра в истории русской и зарубежной литературы. Кемерово, 1976.
9. Тамарченко Н.Д. Случай и необходимость в романе "Преступление и наказание» и «Войне и мире» // Проблемы творчества Ф.М.Достоевского. Поэтика и традиции. Тюмень, 1982. С. 11-24.
10. Тихомиров Б. К осмыслению глубинной перспективы романа "Преступление и наказание"// Достоевский в конце XX века. М., 1996. С. 251-269.
11. Томпсон Д.О. Проблема совести в "Преступлении и наказании"// Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Петрозаводск, 1999. С. 348-362.
12. Фаликова Н.Э. Американские мотивы в поздних романах Ф.М.Достоевского // Новые аспекты в изучении Достоевского. Петрозаводск, 1994. С.199-241.
13. Хоц А.Н. Структурные особенности пространства в прозе Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1994. Т. 11. С. 51-80.
14. Чирков Н.М. О стиле Достоевского. М., 1967.


Date: 2015-11-15; view: 677; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию