Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинарское занятие № 1





Цикл о «праведниках» в творчестве Н.С. Лескова
(«Павлин», «Очарованный странник», «Несмертельный Голован»)

1. Литературная судьба Лескова: «прозеванный гений» (И. Северянин), «неукротимый ересиарх» (А. Лесков). «Лесков – писатель будущего…» (Л.Толстой). «Национальное и мифологическое» в творчестве писателя.
2. «Герои времени» и праведники в русской литературе XIX века. Лесковская концепция праведничества. Состав цикла о «праведниках». Сборник Лескова «Три праведника и один Шерамур» (1889). Состав цикла при опубликовании 2-го тома (прижизненного) собрания сочинений (1889-1896).
3. Миф о великом грешнике в «Павлине». Ономапоэтика рассказа. Лесковский бестиарий. Христианские мотивы произведения: христианское бестиарное предание о павлине, мотив ап. Павла, мотив мытаря, мотив жертвоприношения, кенозиса и др. Сюжетно-композиционные особенности.
4. Поэтика названия повести «Очарованный странник» (1879). Сюжетно-композиционные особенности повести. Мифопоэтические традиции в произведении Лескова. Фольклорный мотив поединка богатыря со смертью.
5. «Как складывается легенда..» (художественное раскрытие проблемы мифотворчества народа в рассказе «Несмертельный Голован»). Особенности повествования. Архетипические мотивы и символы. Своеобразие художественного пространства. Житийные традиции в рассказе «Несмертельный Голован».
6. Творчество Лескова – тенденция к демифологизации в русской литературе или нет? Лесков и Достоевский.

Литература

1. Андреева Г.Т. Творчество Лескова. Иркутск, 1992.
2. Дыханова Б.С. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н.С. Лескова. М., 1980.
3. Кедров К. Фольклорно-мифологические мотивы в творчестве Н. С. Лескова // В мире Лескова. М., 1983. С. 58-73.
4. Климова М.Н. Сюжетная схема «великодушный старик» в контексте мифа о великом грешнике // Сюжет и мотив в контексте традиции. Новосибирск. 1998. С. 64-74.
5. Майорова О.Е. Рассказ Н.С.Лескова «Несмертельный Голован»: житийная традиция // Русская литература. 1987. № 3.
6. Старыгина Н.Н. Рассказ Н.С. Лескова «Однодум» // Литература в школе. 1998. № 3. С. 90-96.
7. Сухачев Н.П., Туниманов В.А. Развитие легенды у Лескова // Миф-фольклор-литература. Л., 1978. С. 114-136.
8. Телегин С.М. Национальное и мифологическое у Лескова. «Очарованный странник» // Литература в школе. 1996. № 1. С. 16-24.
9. Телегин С.М. Жизнь мифа в художественном мире Достоевского и Лескова. М., 1995. С. 48-69.
10. Хализев В., Майрова О. Лесковская концепция праведничества // В мире Лескова. М., 1983. С. 196-232.
11. Хализев В.Е. «Герои времени» и праведничество в освещении русских писателей XIX в. // Русская литература XIX в. и христианство. М., 1997. С. 111-119.

Дополнительная литература

1. Гинзбург Л.О. О литературном герое. Л., 1979.
2. Горелов А.А. «Праведники» и «праведнический» цикл в творческой эволюции Н. С. Лескова // Лесков и русская литература. М., 1988. С. 39-62.
3. Горелов А.А. Н.С. Лесков и народная культура. Л., 1988.
4. Гримстад К.А. Полиэтничность как религиозная проблема в «Очарованном страннике» Н.С. Лескова // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Петрозаводск, 1998. С. 454-461.
5. Дмитриенко С. Художественное сознание Лескова: постигнутое и постигаемое // Вопросы литературы. 1985. № 11.
6. Дыханова В.С. В поисках своего голоса (Из наблюдений над стилем Лескова) // Вопросы литературы. 1981. № 2. С. 189-212.
7. Лихачев Д.С. Особенности поэтики произведений Лескова // Лесков и русская литература. М., 1988. С. 12-21.
8. Прокофьев Н.П. Традиции древнерусской литературы в творчестве Н. Лескова // Лесков и русская литература М., 1988. С. 118-136.
9. Старыгина Н.Н. Методика анализа сказа: На материале анализа повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» // Жанр и композиция литературного произведения. Петрозаводск, 1983.
10. Столярова Н.В. В поисках идеала. Л., 1978. С. 78-216.
11. Троицкий В.Ю. Лесков-художник. М., 1974.
12. Туниманов В. Рассказы и легенды Лескова о праведниках // Лесков Н.С. На краю света. Л., 1985. С. 575-583.


Семинарское занятие №1 (вариант)

ТВОРЧЕСТВО Н.С. ЛЕСКОВА 1870-1890-Х ГГ. (ОСНОВНЫЕ ЦИКЛЫ)

1. Лесковский цикл о «праведниках» и народная культура. Интерес Н. Лескова к расколу, «народному» христианству. Тема старообрядчества, встречи двух культур в «Запечатленном ангеле». Житийные традиции в произведении (лесковский Памва и Серафим Саровский). Мотив чуда и особенности финала. Ориентация структуры повести на иконную композицию и жанр «сказания о чудесных иконах».


2. Поэтика сказовой повести Лескова («Левша»).

3. Жанр легенды в творчестве Лескова («Аскалонский злодей», «Лев старца Герасима», «Скоморох Памфалон»). «Пролог» как главный источник лесковских сюжетов.

4. «Святочные рассказы» Лескова. Объединение рассказов автором в сборник 1886г. Канонические требования к святочным рассказам, с точки зрения писателя («сюжет, смягчающий сердце», трактовка его «в духе Евангелия» и пр.). Состав цикла: «Дух госпожи Жанлис», «Привидение в Инженерном замке», «Жемчужное ожерелье», «Зверь» и др. Мотив чуда в святочных рассказах Лескова. Христианские мотивы в рассказах «Христос в гостях у мужика», «Под рождество обидели». Н. Лесков и традиция русского святочного рассказа.

5. Лесковские «рассказы кстати». Сопряженность точно фиксируемых явлений современности и возникающих ассоциаций как общая особенность композиции рассказов. Диалог Лескова с Достоевским и Толстым («По поводу «Крейцеровой сонаты»).

Литература

1. Андреева Г.Т. Творчество Лескова. Иркутск, 1992.
2. Водолазкин Е.Г. Образ Серафима Саровского в «Запечатленном ангеле» Лескова // Русская литература. 1997. № 3. С 136-141.
3. Горелов А.А. Н. С. Лесков и народная культура. Л., 1988.
4. Душечкина Е.В. «От святочного рассказа непременно требуется…» (Н. С. Лесков и традиция русского святочного рассказа) // Русская литература и культура нового времени. СПб., 1994. С. 94-108.
5. Душечкина Е.В. Русский святочный рассказ. Становление жанра. СПб., 1995.
6. Дыханова Б.С. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н. С. Лескова. М., 1980.
7. Дыханова Б.С. В зеркалах устного слова. Воронеж, 1994.
8. Евдокимова О. Диалог Н.С.Лескова с Л.Н.Толстым и Ф.М.Достоевским. Рассказ Н.С.Лескова «По поводу «Крейцеровой сонаты» как образ памяти писателя // Достоевский и мировая культура. СПб., 1999. Альманах № 13. С. 95-110.
9. Евдокимова О.В. Живописание в структуре произведений Н.С. Лескова // Русская литература и изобразительное искусство. Л., 1988. С. 184-201.
10. Кретова А.А. Христианские заповеди в святочных рассказах Н. С. Лескова «Христос в гостях у мужика», «Под Рождество обидели» // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Петрозаводск, 1998. С. 471-478.
11. Попова Е.А. От первого лица. Сказ у Н.С.Лескова // Русская речь. 2002. № 5. С. 9-15.
12. Старыгина Н.Н. Из сказок жизни // Литература в школе. 1992. № 5-6. С. 23-27 («Христос в гостях у мужика»).
13. Столярова И.В. Н.С.Лесков и русское литературно-общественное 1880-1890-х гг. СПб., 1992.
14. Троицкий В.Ю. Лесков-художник. М., 1974.
15. Шатин Ю.В. Жанровый тип и художественная целостность произведения (на материале «Левши») // Типологические категории в анализе литературного произведения как целого. Кемерово, 1983. С. 14-21.

Дополнительная литература

1. Бухштаб Б.Я. Об источниках «Левши» Н.С. Лескова // Бухштаб Б.Я. Библиографические разыскания по русской литературе XIX в. М., 1966.
2. Костршица В. О жанровом своеобразии прозы Н.С.Лескова // Филологические науки. 1974. № 2.
3. Лепахин В. Икона в русской художественной литературе. Икона и иконопочитание, иконопись и иконописцы. М., 2002. С.272-315.
4. Макарова Е.А. Старообрядческая «модель» человека в эстетике Н.С.Лескова // Проблемы метода и жанра. Томск, 1994. С 183-192.
5. Макарова Е.А. Старообрядческая культура в эстетическом сознании Лескова. Автореф. дисс. … канд. филол. наук. Томск, 1993.
6. Полозкова С.А. О финале рассказа Н.С. Лескова «Запечатленный ангел» // Литература Древней Руси: Источниковедение. Л., 1988. С. 301-310.








Date: 2015-11-15; view: 696; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию