Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРОГРАММА. 1. Формирование представлений о строении и возможностях рук, знакомство с расположением, названием и назначением пальцев:





ФОРМИРОВАНИЕ ОСЯЗАТЕЛЬНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ

1. Формирование представлений о строении и возможностях рук,
знакомство с расположением, названием и назначением пальцев:

обучение различным действиям рукой и отдельными пальцами при выполнении различных микродинамических актов и крупных движений руки;

обучение приемам обследования предметов и их изображения;

обучение соблюдению определённой последовательности при обследовании животных (голова, туловище, хвост, ноги или лапы), растений (овощи, цветы и др.), геометрических фигур, предметов домашнего обихода.

Дидактические игры и упражнения. «Две руки идут навстречу друг другу», «Спрячем мизинец в кулачке другой руки», «Собери двумя пальцами спички в коробочку», «Нажми на кнопку средним пальцем», «Найди в замке место, куда вставляется ключ», «Помаши рукой, опусти пальцы вниз», «Укажи, где середина ладони», «Подержи мяч двумя руками, одной» и т.д.

2. Выделение сенсорных эталонов формы:

учить различать с помощью осязания геометрические фигуры (круг — шар, квадрат — куб, овал — эллипсоид, треугольник — призма, прямоугольник — параллелепипед) и находить эти формы в окружающих предметах.

Дидактические игры и упражнения. «Подбери все шары», «Найди все квадраты», «Составь из двух частей круг», «Вложи в прорези соответствующие фигуры», «Расставь фигуры по заданному образцу», «Найди все эллипсоиды», «Найди в окружающей обстановке (на столе, в шкафу) круглые, квадратные предметы», «Найди в предмете, что у него треугольное, призматичное, овальное, эллипсоидное и др.».

3. Выделение сенсорных эталонов осязательных признаков
предметов:

учить различать свойства поверхности предметов (гладкая — шероховатая, мягкая — твердая, теплая — холодная и т.п.).

Дидактические игры и упражнения. «Угадай, что лежит в руке», «Чудесный мешочек», «Подбери ткани по образцу», «Найди такой же жесткий (мягкий, теплый) предмет», «Угадай, чем я коснулась твоей руки (щеки)», «Что здесь теплое, а что холодное?» и т.п.

4. Формирование представлений о величине предметов: учить детей различать величину предметов, учить осязательным приемам сравнения предметов: наложением плоскостных предметов, измерением с помощью осязательных действий пальцев, с использованием условных мерок (палец, 'рука и др.).

Дидактические игры и упражнения. «Подбери предметы одинаковой длины, высоты, ширины», «Найди самый высокий предмет», «Где самый маленький предмет?», «Расставь по образцу от самого большого к самому маленькому», «Найди два одинаковых предмета среди других», «Узнай, где самая длинная лента», «Собери пирамидку», «Измерь рукой длину и ширину стола», «Сколько раз укладывается палочка в длине и ширине книги, листа, ленты?» и т.д.

5. Формирование приемов использования осязания в процессе
ориентировки в окружающих предметах:

учить определять поверхности (стен, дверей, пола и др.); находить разницу в деревянных, металлических, стеклянных, пластмассовых поверхностях; давать детям возможность упражняться в различении этих признаков в реальной обстановке.

Дидактические игры и упражнения. «Угадай, где стоишь», «Найди, где пол, где стена», «Где стекло в окне?», «Найди, где в стене дверь», «Найди у двери ручку», «Разложи отдельно, что деревянное, металлическое и стеклянное», «Что здесь из меха, а что из сукна?», «Найди все шелковые, ситцевые, шерстяные ткани», «Где здесь горячие и холодные вещи?» и др.

6. Дифференцирование различных признаков и свойств предметов:

учить детей классифицировать предметы в группы по общим отличительным осязательным признакам (все круглые, все жесткие, все мягкие, все холодные, теплые, колючие; здесь теплые, а здесь колючие и т.д.).

Обследование различных предметов (из дерева, металла, пластмассы, тканей, стекла и других материалов) с целью тренировки, дифференцирования их величины, фактуры и температурных ощущений.

Дидактические игры и упражнения. Сортировка мелких предметов (камушки, бусинки, желуди, фишки мозаик, ракушки и т.п.) по форме, величине и материалу. «Найди здесь круглое», «Отбери все металлическое», «Найди предметы, у которых есть крышки», «Найди все мягкие игрушки», «Собери все предметы, где есть круглые части», «Найди все, что имеет застежки», «Подбери все, что мокрое», «Найди один острый предмет», «Как узнать, что два предмета одинаковой формы?», «Где здесь три теплых предмета?» и др.

7. Ориентирование на микроплоскости с помощью осязания: учить выделять стороны (листа, стола), углы, середину; учить размещать предметы по образцу и словесному указанию.


Дидактические игры и упражнения. «Расставить на столе игрушки, предметы там, где я назову», «Расскажи, где стоит игрушка», «Сделай так же, как на макете», «Я назову предмет, а ты найди его на столе, не наклоняясь».

8. Формирование представлений о человеке:

учить детей обследовать себя, сверстников и взрослых, выделяя форму, строение тела, характерные признаки и особенности тела: голова шарообразная, покатые или круглые плечи, худые руки, ноги, волосы жесткие (кудрявые, длинные или короткие и т.д.).

Дидактические игры и упражнения. «Найди ребят с короткой прической», «Расскажи, что есть у тебя на голове», «Где у человека находится голова, грудь, спина, ноги, руки, уши, живот, шея?», «Что у человека мягкое и что твердое (мягкое — живот, щеки, твердое — кость, голова, зубы и т.д.)», «Расскажи о своих волосах, лице, руках, ногах и т.д.».

9. Приемы использования осязания при знакомстве и общении с человеком:

учить различать пластику и ритм ласковых, строгих, нежных, энергичных, слабых и других видов действия рук; учить сопряженному действию рук.

Дидактические игры и упражнения. «Угадай, кто это», «Пожми крепко руку», «Погладь нежно голову куклы, друга, взрослого», «Рука ласковая, рука строгая», «Рука сильная, рука слабая», «Рука требовательная, берущая», «Рука дающая», «Рука здоровается», «Рука прощается», «Мы обнимаемся», «Руки успокаивающие», «Руки баюкающие», «Руки помогающие».

 

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСЯЗАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

При подготовке детей к рисованию, конструированию, аппликации учить выкладыванию узоров из геометрических фигур, составлению отдельных предметов (забор, елочка, неваляшка, снеговик, домик и т.п.) и композиций из них.

Конструирование: знакомство с деталями различных конструкторов и их назначением; подбор деталей по форме, размеру с помощью наложения и приложения; обучение скреплению деталей конструкторов, сборка отдельных предметов (лесенок, башен, стен без проемов и с проемами); построение домика, предметов мебели и др.; составление композиций из сконструированных предметов (жилая комната, гараж и др.).

Занятия лепкой: обучение приемам разминания глины, лепка палочек и колбасок при раскатывании глины между ладонями рук и пальцами, лепка колечек и шариков, составление орнаментов из палочек, колечек и шариков; лепка предметов из колбасок (огурец, морковь, яйцо и т.п.) и шариков (плоды овощей, фруктов и др.), лепка отдельных предметов и составление композиций из них.

Занятия с использованием мозаики: знакомство с рабочим полем, видами фишек; заполнение фишками рабочего поля, выкладывание горизонтальных и вертикальных линий, орнаментов, отдельных предметов и композиций из них (по образцу и по памяти).

Занятия аппликационной лепкой (заполнение рельефного рисунка пластилином): подбор деталей-заготовок из пластилина для наложения их на определенные части рисунка, размазывание пластилина до контуров рельефного рисунка (огурец, морковь, репка, грибы, веточка вишни, машина, цветок и т.п.).

Работа с бумагой: ознакомление с различными сортами бумаги (промокательная, салфеточная, газетная, туалетная, тетрадная, перфокарточная, оберточная и др.), сгибание листа бумаги по различным направлениям, обрывание листа по сгибу, обрывание бумаги по контуру рельефных рисунков предметов, составление из них композиций накладыванием на контрастный фон; поделки из бумаги приемом сгибания (лодка, кошелек и др.).


Работа с фольгой: разглаживание смятой фольги (ладонями, отдельными пальцами); формовка из фольги различных поделок (человечки, зверушки и т.п.).

Занятия с нитями: наматывание клубков, связывание нитей, распутывание узлов, выполнение различных плетений типа макраме.

Работа с палочками: вынимание палочек из коробочки (по одной, две, три и т.д.) попеременно правой и левой руками, перекладывание палочек из одной коробки в другую, составление из палочек по образцу и по памяти геометрических фигур, контуров печатных букв и цифр плоскопечатного шрифта, выкладывание колодца и т.п.

Работа с книгой: перелистывание страниц книги, нахождение на странице начала текста, конца и абзацев по Брайлю, перелистывание страниц плоскопечатной книги приемом отпускания каждого листа от начала книги и от ее конца.

Разработка тонкой координации движений для плоского письма; проведение линии сверху вниз, слева направо, справа налево, наклонно, по кругу; дидактические игры типа «Дорога к дому», когда надо идти посредине дороги, не выходя за ее пределы; обведение трафаретов букв, соединение точек в заданном порядке, штриховка и раскрашивание контурных рисунков, не выходя за границы контуров, и т.п.

Обучение элементам рисования: освоение разных видов движения как приемов рисования (движение по прямой, в различных направлениях, по кругу, волнистые, отрывочные), воспроизводимых вначале в воздухе, а затем для слепых на пленке прибора для рельефного рисования и черчения «Школьник» или на пласткомпе прибора Н.А. Семевского, а для слабовидящих на бумаге (дорожка, дождик, травка, волны, море яйцо, колобок и т.п.); работа с линейкой (фиксация линейки пальцами левой руки, расположение у края линейки с легким упором на нее кончика стержня шариковой ручки, рейсфедера или карандаша при работе соответственно на пленке прибора «Школьник», приборе Н.А. Семевского, бумаге; проведение линии четко вдоль края линейки); обводка по трафаретам, штриховка и раскрашивание.

Чтение рельефных рисунков: приемы обследования рельефного рисунка в соотнесении его с реальным предметом или его моделью (грифель, расческа, замок, машина и т.п.); восприятие сюжетных рельефных картинок по книге О.И. Егоровой «Приключения сказочного человечка», воспроизведение учащимися различных поз человечка по его рельефному изображению.

 







Date: 2015-11-15; view: 572; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию