№
п/п
| Методика, автор
| Валидность
| Возраст (период, год)
| Источник
|
Дошкольный
| Младший школьный
| Подростковый
| Юношеский
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.
| Тесты Валентайна
| Определение общего уровня развития, в том числе и интеллектуального
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.
| Методика В.Ф. Талызиной и Ю.В. Карпова
| Определение стадии развития интеллекта
|
|
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.
| Коробка форм (ящик Сегена)
| Диагностика перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 16, 28, 13
|
4.
| Тест Векслера (адаптированный)
| Измерение интеллекта детей
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 10, 9
|
5.
| Тест Амтхауэра
| Изучение структуры интеллекта
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
6.
| Тест Витцлака
| Определение психологической готовности детей к школьному обучению, уровня умственного развития ребенка
|
|
|
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7, 9, 1
|
7.
| Задачи Ж. Пиаже
| Определение уровня умственного развития детей
|
|
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8.
| Тест Гудинаф-Харриса
| Диагностика интеллекта
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
| 9, 27
|
9.
| Парные картинки
| Изучение логической памяти, элементарных мыслительных операций
|
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10, 13
|
10.
| Сравнение понятий
| Исследование операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
| 1, 20, 28, 26, 3, 13
|
11.
| Нахождение недостающих деталей (Векслер)
| Исследование уровня развития образного мышления
|
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12.
| Перцептивное моделирование (Венгер)
| Исследование образного и схематического мышления
|
|
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13.
| Методики Б.И. Пинского
| Выделение закономерностей
|
|
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3, 13
|
14.
| Кубики Кооса
| Исследование операций анализа и синтеза на материале внеречевой деятельности, конструктивный праксис
|
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 28, 3
|
15.
| Таблица Когана
| Исследование схематического мышления
|
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16.
| «Клипец»
| Выявление способности к абстрагированию
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17.
| Методика Ивановой
| Исследование актуального уровня развития ребенка
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18.
| Матрица Равена (детский и взрослый варианты)
| Исследование уровня интеллектуального развития, концентрации внимания
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 16, 17, 21
|
19.
| Краткий ориентировочный тест (КОТ)
| Тест умственных способностей
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
| +
|
|
20.
| Методика «Образец и правило» (А.Л. Венгер)
| Отражает уровень развития наглядно-образного мышления
|
|
|
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21.
| Методика «Лабиринт»
| выявление уровня сформированности наглядно-схематического мышления
|
|
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 27, 13
|
22.
| «Самое непохожее» (Венгер)
| Изучение мышления и восприятия
|
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23.
| Классификация понятий
| Изучение словесно-логического мышления
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
| 16, 28, 3, 13
|
24.
| Модификация методики Выготского-Сахарова (Семаго)
| Исследование уровня сформированности понятийного мышления
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
25.
| Методика Замбицявичене
| Исследование словесно-логического мышления
|
|
|
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9, 27
|
26.
| Простые невербальные аналогии
| Выявление характера логических связей и отношения между понятиями
|
|
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 29, 13
|
27.
| Простые аналогии
| Выявление характера логических связей и отношения между понятиями
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 1, 20, 3, 13
|
28.
| Исключение лишнего (предметный и словесный варианты)
| Исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 1, 20, 16, 29, 28, 32, 26, 13
|
29.
| Выделение существенных признаков
| Исследование степени сформированности мыслительных операций
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
| 16, 29, 21
|
30.
| Парные аналогии
| Исследование логического мышления
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
31.
| Метафоры, пословицы, поговорки
| Понимание скрытого и переносного смысла
|
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 29, 3, 13
|
32.
| Понимание прочитанного текста
| особенности понимания, осмысления, запоминания текста
|
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 29, 13
|
33.
| Понимание сюжетной картины
| Исследование возможности осмысления изображения, особенностей зрительного восприятия
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
| 29, 28, 13
|
34.
| Сюжетный ряд
| Исследование умения строить последовательные умозаключения
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
| 28, 13
|
35.
| Сформированность пространственных представлений
| Понимание и употребление предлогов и слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов
|
|
|
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 29, 13
|
36.
| Понимание временных последовательностей
| Понимание временных последовательностей
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
37.
| Понимание условий задач
| Исследование понимания условий задач
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
| 29, 13
|
38.
| ШТУР
| Диагностика умственного развития
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 9, 27
|
39.
| Сложные аналогии
| Выявление доступности понимания сложных логических отношений и выделения абстрактных связей
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 1, 20, 21
|
40.
| Культурно свободный тест на интеллект (CFIT) Р. Кеттела
| Измеряет уровень интеллектуального развития независимо от влияния факторов окружающей среды
|
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 1, 20
|
41.
| Тест Керна-Йерасека
| Определяет функциональную готовность к школьному обучению
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7, 9, 27, 21
|
42.
| Непроизвольное запоминание
| Изучение непроизвольной памяти
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
43.
| Произвольное запоминание
| Изучение произвольной памяти
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
44.
| Соотношение непроизвольной и произвольной памяти
| Изучение особенностей памяти, применение специальных приемов запоминания, повышение эффективности мнемической деятельности
|
|
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
45.
| Воспроизведение рассказа
| исследование понимания и запоминания текстов, особенностей устной речи
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 1, 20, 28, 3, 13
|
46.
| Особенности наглядно-образной памяти детей
| Изучает, как влияет рассматривание и описание на формирование образа
|
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
47.
| Методика определения кратковременной памяти
| Определение объема кратковременной памяти
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
| 1, 20
|
48.
| Методика «10 слов» (А.Р. Лурия)
| Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
| 1, 20, 29, 28, 3
|
49.
| Запоминание двух групп слов
| Исследование скорости и объема слухоречевого запоминания
|
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
50.
| Память на числа
| Оценка кратковременной зрительной памяти, ее объема, точности
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
51.
| Методика «Образная память»
| Изучение кратковременной памяти
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 1, 20, 21
|
52.
| «Опосредованное запоминание» (А.Н. Леонтьев)
| Исследование уровня опосредованного запоминания, особенностей мышления
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
| 1, 20, 28
|
53.
| Пиктограмма
| Исследование особенностей опосредованного запоминания
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 1, 20, 28
|
54.
| Методика «Оперативная память»
| Изучение кратковременной памяти
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| 1, 20, 21
|
55.
| Узнавание фигур
| Исследование процессов восприятия и узнавания
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 1, 20, 29, 3
|
56.
| Методика «Домик»
| Определение уровня развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
57.
| Графический диктант
| Выявляет уровень устойчивости внимания и степень отвлекаемости
|
|
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7, 27, 21, 26
|
58.
| Методика «Интеллектуальная лабильность»
| Исследование способности переключения внимания»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
| 1, 20, 21
|
59.
| Корректурная проба (тест Бурдона)
| Исследование степени концентрации и устойчивости внимания, утомляемости
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 1, 20, 29, 21, 26, 3
|
60.
| Таблицы Шульте
| Обследование устойчивости внимания и динамики работоспособности
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 1, 20, 29, 28, 33
|
61.
| Счет по Крепелину
| Исследование работоспособности, утомляемости, концентрации внимания
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
62.
| Методика Горбова «Красно-черная таблица»
| Оценка переключения и распределения внимания
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 1, 20, 21
|
63.
| Методика изучения уровня внимания (П.Я. Гальперин)
| Изучение уровня внимания и самоконтроля школьников
|
|
|
|
|
|
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
| 1, 20
|
64.
| Составление пирамиды из колец
| Исследование степени сформированности представлений о сенсорных эталонах, координации движений
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
65.
| Составление и выкладывание матрешек
| Исследование понимания задания, характер выполнения
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
66.
| Разрезные картинки
| Исследование целостности восприятия и конструктивный праксис
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 16, 29, 13
|
67.
| «Эталоны» (Венгер)
| Диагностика восприятия, степени обобщенности сенсорных эталонов
|
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
68.
| Тест Бендер
| Исследование зрительно-моторной координации
|
|
|
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
69.
| Узнавание реалистических изображений
| Выявление особенностей зрительного восприятия, определение активного и пассивного словаря
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 29, 13
|
70.
| Узнавание перечеркнутых изображений
| Целостность восприятия, зрительный гнозис
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
71.
| Узнавание наложенных изображений (фигуры Поппельрейтора)
| Целостность восприятия, зрительный гнозис
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 29, 24
|
72.
| Методика Головиной
| Исследование способности к целостному восприятию формы предметов и соотнесению частей геометрических фигур и предметных изображений
|
|
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3, 13
|
73.
| Узнавание недорисованных изображений
| Целостность восприятия, зрительный гнозис
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 29, 13
|
74.
| Методика изучения зрительных восприятий М.Я. Басова
| Изучение особенностей зрительного восприятия дошкольников. Изучение восприятия цвета, формы, пространственных соотношений различной сложности и величины
|
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10, 13
|
75.
| Методика «Компасы»
| Определение пространственных представлений
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
76.
| Методика «Нелепицы»
| Целостность восприятия, возможность практического анализа изображений, выявление чувства юмора
|
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
77.
| Дорисовывание
| Исследование образной и вербальной креативности
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
| 16, 13
|
78.
| Буквенный гнозис
| Исследование буквенного гнозиса
|
|
|
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|