Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социоматрица
На основании сведений в социоматрице студенту-практиканту необходимо составить: 1. Карту, отражающую социометрический статус (положение) ученика в системе межличностных отношений класса. Карта состоит из четырех кругов различной величины: первого или внутреннего; второго, который больше первого, третьего, который больше первых двух, и четвертого - самого большого. Карта посреди разделена линией на две части. В левой части располагаются мальчики (условно обозначаются треугольниками), в правой -девочки (условно обозначаются кружками). В первом, внутреннем, круге располагаются учащиеся, набравшие 6 и более выборов, во втором - 3-5, в третьем - 1-2 выбора и в четвертом - ни одного. Соответственно, располагающиеся в первом круге занимают в системе межличностных отношений класса статус звезд, во втором - предпочитаемых, в третьем - принятых и в четвертом отверженных. Можно сказать, что учащиеся, оказавшиеся в первом круге, занимают наиболее благоприятное положение в системе межличностных отношений класса; несколько менее, но также благоприятное - учащиеся, оказавшиеся во втором круге; еще менее благоприятное - учащиеся третьего круга; и совсем неблагоприятное – учащиеся, оказавшиеся в четвертом круге.
Рис. 1. Карта, отражающая социометрический статус
2. Карту осознания межличностных отношений. Она составляется так же, как и предыдущая карта: во внутреннем круге проставляются значки звезд; в следующих двух – предпочитаемых и принятых; в четвертом - отверженных. Но к этим значкам реальных выборов (они не закрашены) студент добавляет такие же значки предполагаемых (ожидаемых) выборов каждого учащегося. Эти значки закрашиваются студентом и у каждого ученика Докрашенный и неокрашенный) соединяются линией. Например: Андреев реально получил 3 выбора, а предполагал получить 6 выборов. Соответственно, его первый (незакрашенный, реальный значок) ставится во втором круге, а второй (закрашенный) - предполагаемый (ожидаемый) - в первом. И таким образом поступают с каждым учеником. 3. Карту межличностных отношений, состоящую из трех кругов. Во внутренний круг ставятся значки учащихся, получивших выборов больше, чем они предполагали (ожидали), во второй – тех, кто получил выборов ровно столько, сколько предполагал (ожидал), а в третий – тех, кто получил выборов меньше ожидаемого (предполагаемого) количества. Задание: сделать выводы о характере межличностных взаимоотношений в классе и статусном положении каждого ученика. 4. Определить (выявить) уровень благополучия взаимоотношений в классе; коэффициент взаимности; коэффициент удовлетворенности учащимися взаимоотношениями в классе; индекс групповой сплоченности; индекс изолированности. *Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ). Определяется соотношением суммарных показателей благоприятных и неблагоприятных статусных категорий. Если большинство детей группы оказывается в благоприятных (I и II) статусных категориях, УБВ определяется как высокий при одинаковом соотношении - как средний; при преобладании в группе детей с неблагоприятным статусом - как низкий. Низкий УБВ - сигнал тревоги, означающий неблагополучие большинства учащихся в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками. * Коэффициент взаимности (KB). Вычисляется как отношение числа взаимных выборов к общему числу выборов и выражается в %. Это очень важный диагностический коэффициент, так как выражает характер отношений, существующих в группе. Он может быть показателем действительной сплоченности, привязанности, дружбы детей, но может и свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные группировки. Поэтому к нему следует относиться внимательно. По величине показателя KB можно отнести группу к одному из четырех уровней взаимности; I - KB = 15-20 % (низкий), II - KB = 21-30 % (высокий),
Cумма взаимных выборов КВ= –––––––––––––––––––––––––––– Общее число выборов в группе
* Коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями (КУ). Определяется процентным соотношением числа детей, имеющих взаимные выборы, к числу учащихся класса. На основании данного показателя можно судить, насколько учащиеся удовлетворены своими отношениями. Определять уровень удовлетворенности взаимоотношениями в конкретной группе можно на основе сравнения с нормативными показателями: I - КУ = 33 % и ниже, II -КУ = 34-49 %, III - КУ = 50-65 %, IV - КУ = 66 %. *Индекс групповой сплоченности (С.гр.) Определяется путем деления суммы взаимных выборов в группе на общее число теоретически возможных выборов. Это число находится умножением количества учащихся, принявших участие в социометрическом опросе, на девять.
Cумма взаимных выборов С.гр.= ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– Общее число теоретически возможных выборов
Показатель хорошей групповой сплоченности 0,6-0,7. Показатель меньше 0,6 - низкая групповая сплоченность, а больше 0,7 - высокая. *Индекс изолированности (ИИ). Его вычисляют как процент членов группы, оказавшихся без единого выбора. Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных или их число достигает 5-6%; менее благополучной, если индекс изолированности равен 15-25%. Величина индекса – показатель успешности воспитательных усилий учителя. Date: 2015-11-15; view: 2264; Нарушение авторских прав |