Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные направления современной социологии⇐ ПредыдущаяСтр 41 из 41
В современной социологии существует множество направлений, школ и течений. Их можно условно разделить на две группы: приверженцы «классических теорий» социологии; сторонники поиска новых методов, способов изучения человека и общества, выработки новой теории. Эмпирическая социология стала самостоятельным направлением в начале XX в. Л. Котле и Ф. Ло Пло считали, что социология должна быть точной наукой, собирающей и изучающей факты. Ландберг (радикальный эмпиризм) считал, что показателем социальных явлений является эмпирическое исследование. Это течение внесло большой вклад в разработку технологий опроса и анкетирования. Основатели умеренного эмпиризма Лазарсфельд, Стауффер разрабатывали логические приемы обобщения эмпирических данных. В России проблемами эмпирических исследований занимались Г. В. Осипов, В. А. Ядов, А. Г. Здравомыслов. Структурный функционализм. Т. Парсонс и Р. Мортон – основатели «теории социального действия» – рассматривали жизнь общества как соединение и переплетение множества социальных структур и взаимодействий, уделяя особое внимание изучению связей личности и социальных структур и изучению факторов поведения человека. В структурном функционализме выделяется ряд течений. Неоэволюционисты и приверженцы социобиологических теорий (Э. Уилсон) рассматривали связь данных социологии, биологии, экологии и др. наук, считали социальную революцию продолжением биологической. Психоаналитическое направление объясняет общественную жизнь методами 3. Фрейда и его учеников Юнга, Адлера, Фромма. Феноменологическое направление, продолжающее идеи Зиммеля, Вебера, рассматривает деятельность индивида, его мотивы и цели («интерсубъективный мир»). Сюда же относят этнометодологию Гарфинкеля, экзистенциалистскую социологию Тирианьяна и символический интеракционизм(Дж. Мид ). Неомарксистская и радикально‑критическая тенденции. М. Хорнхаймер, Т. Адорно, Ю. Хабермас создали работы по критическому анализу проблем социального отчуждения и авторитарной личности. К этому течению относят и конфликтологию (Р. Дарендорф, Л. Козер и др.), анализирующую причины формирования и развития социальных конфликтов и отмечающую их позитивные функции в жизни общества, при определенных условиях являющиеся средствами приспособления к окружающей среде.
28. Социальное действие – первичный элемент социальной жизни
Понятие социального действия ввел М. Вебер со следующим определением: «Социальным является такое действие, которое в соответствии со своим субъективным смыслом включает в действующее лицо установки на то, как будут действовать другие, и ориентируется в их направлении». Вебер вложил в понятие социального действия лишь непосредственное общение людей, хотя опосредованное взаимодействие между индивидами тоже нельзя исключать. По мнению Вебера, социальному действию присущи два признака: · оно имеет субъективный смысл, т. е. связано с субъективным, индивидуальным осмыслением возможных вариантов поведения; · совершая действие, субъект сознательно ориентируется на ответную реакцию окружающих, ожидая ее. Следующие признаки социального действия выделял Т. Парсонс: · нормативность (зависит от общепринятых норм и ценностей); · волюнтаристичность (связана с волей субъекта, в некоторой степени независимой от окружающей среды); · знаковые механизмы регуляции. Анализ действия в концепции Парсонса предполагает два подхода: 1) действие рассматривается как единичный акт и связано с выделением автора и среды, включающей физические объекты, культурные образы и других индивидов; 2) действие – открытая система, поддерживающая обмен с внешней средой и связанная с формированием соответствующих подсистем, обеспечивающих выполнение ряда функций, каждой из которых соответствует определенная подсистема: адаптивная – ей соответствует биологический организм; личностная – ей соответствует усвоение ценностей и норм; социальная, т. е. совокупность социальных ролей (образцов поведения); культурная, которой соответствуют усвоенные цели и идеалы. Вебер полагал, что без учета мотивов социология не в состоянии установить причинные связи, позволяющие создать объективную картину социального процесса. Семья, нация, государство и армия не имеют живого организма и не обладают мышлением, волей и мотивами. Понятия «коллективное сознание», «воля государства» нельзя рассматривать как реальные вещи, а только в метафорическом смысле. Их необходимо изучать иначе, чем отдельного индивида. Стремясь познать общество, социолог должен начинать с индивида, изучая совершаемые им действия, а не душу и эмоции. Действия следует считать социальными, если они имеют осознанную цель и мотивацию.
Date: 2015-11-15; view: 410; Нарушение авторских прав |