Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Риторический идеал Сократа, Платона





Сократ был учеником софистов, однако в то время как софисты строили расчеты на психологическое воздействие, Сократ во главу угла ставил логическое доказательство. Согласно его концепции, верная мысль рождает верное деяние. В отличие от странствующих софистов Сократ все время жил в Афинах, где у него сформировался круг учеников. Это была своеобразная школа риторики, в которой получил развитие жанр сократического диалога. Этот диалог принимал форму то спокойной беседы, то напряженной полемики. Поиск знаний о добром и справедливом сообща, в диалоге с одним или несколькими собеседниками сам по себе создавал особенные этические отношения между людьми, которые собрались вместе. Первый вызов софистической идеала единства философии и риторики бросил Сократ (469-399 гг. Н.э.). Он считал, что риторика нужна поскольку истинная мысль сохранит свою силу и без риторического убеждения, а заблуждение даже с помощью риторики не устоит против истины. Как свидетельствуют диалоги Платона, Сократ пытается четко различить понятия веры и знания. Софистическая риторика, по его мнению, направлена ​​часто на формирование веры без знания:

"Перед всеми другими искусствами ритор и риторика находятся в таком же выигрышном положении. Ибо ничего не нужно знать о самом деле, надо только найти какие-то средства убеждения, чтобы казаться невеждам большим знатоком, чем те, кто действительно знает".

Взгляды Сократа на риторику формируют определенный риторический идеал, отличительной чертой которого является постулаты Истины и Добра. Ведь настоящим оратором может считаться только тот человек, который четко знает предмет речи и стремится к высшему благу:

"Потому что когда риторика двойственна, то одна ее часть является низкопоклонством, позорной болтовней для народа, а вторая - прекрасная, которая стремится к тому, чтобы души граждан стали чем лучше, и которая всегда будет защищать в речах то, что действительно лучше, независимо от того, приятно это будет слушателям или нет... ".

 

Обычно Сократ начинал свои беседы с того, что с помощью искусных вопросов загоняв противника в тупик. Предметом разговора часто выступали на первый взгляд несложные проблемы, в которых софисты считали себя знатоками. Однако в течение беседы выявлялись противоречия в их взглядах. После этого Сократ подключал маевтика (искусство повитухи), когда путем вопросов и ответов собеседники пытались дойти до истины.

 

Как отмечалось выше, софисты тоже уделяли внимание искусству задавать вопросы и давать ответы. Более того, они выделили следующие вопросы, любой ответ на которые неизбежно ведет в ловушку (Например: "Или перестал ты бить своего отца?"). При ответах на вопросы собеседника софист старался не противоречить самому себе, а других людей, наоборот, завести в тупик. Сократ же в своих беседах исходил из того, что нельзя сознательно вводить в заблуждение других людей и при обосновании своей позиции следует исходить из того, что признает собеседник.

 

Учеником Сократа был Платон. Платон (греч. широкоплечий - прозвище, настоящее имя - Аристокл) познакомился с Сократом в своем родном городе Афинах и как ревностный ученик посещал собеседования с великим учителем в течение восьми лет. Позже, основав свою школу Академию Платон (в то время ему было 30 лет) продолжает развивать идеи Сократа, становится величайшим мастером диалога и полемики. Платон оставил разнообразное литературное наследство: письма, эпиграммы, философские трактаты и диалоги. Жанр диалога Платон довел до совершенства. Содержанием многочисленных диалогов являлись философская беседа или философский спор. Для риторики наибольший интерес представляют диалоги: Горгий, Федр, Пир. диалоге Горгий представлена критика существующей риторики (т.е. риторики софистов).
В знаменитом диалоге Федр Платон изложил свою теорию подлинного и убедительного красноречия. Одним из персонажей этого диалога является философ Сократ. Именно он объясняет юноше Федру, каким должно быть истинное красноречие: чтобы речь вышла хорошей, оратор должен постичь истину о том предмете, о котором собирается говорить; сила речи заключается в воздействии на душу, поэтому оратор должен быть хорошим психологом, чтобы понять, какого человека какими речами удастся убедить; необходимо правильно построить речь (вступление, изложение, свидетельства, доказательства, выводы) и т.д. Суждения об этике, выраженные Платоном в диалогах Федр, Горгий, сохранили свое значение до наших дней. Так, например, Платон утверждал: Если кто решил овладеть красноречием по-настоящему, он должен быть человеком справедливым и сведущим в делах справедливости.

 

Истоки и основные особенности русского риторического идеала. 35.Морфологические нормы. Нормы в области имени существительного. 36.Морфологические нормы. Нормы в области имени прилагательного, числительного, глагола. 37.Орфоэпические нормы русского языка. 38.Стилистические нормы. Система функциональных стилей русского языка.







Date: 2015-10-21; view: 2455; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию