Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мимика и телодвижения как невербальные средства общения





Общаясь между собой, люди передают друг другу некоторые сообщения не только при помощи слов, но и посредством особых значимых действий, таких, например, как вставание, поклон, рукопожатие, дружеские объятия или поцелуи. Среди подобных несловесных средств общения принято различать жестикуляцию и мимику.

Жестикуляция (от франц. gesticuler – «жестикулировать») – это значимые телодвижения, главным образом движения головы или рук. Всем известны такие жесты, как указательный жест руки, пожимание плечами в знак недоумения или незнания, кивок головой, выражающий согласие. Или наоборот, повороты головы из стороны в сторону, означающие недовольство.

Знаменитый оратор древности Демосфен на вопрос, что нужно для хорошего оратора, ответил: «Жесты, жесты и жесты и жесты!». И это, действительно, так.

Рассмотрим классификацию жестов.

Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию. Нередко они бывают результатом волнения говорящего, свидетельствуют о его неуверенности в себе.

В зависимости от назначения жесты подразделяются на ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные символические.

Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация.

Наша речь часто бывает эмоциональной. Волнение, радость, восторг, огорчение, досада, недоумение, растерянность, замешательство – все это проявляется не только в подборе слов, в интонации, но и в жестах. Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными. Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку такие жесты стали общезначимыми. Например: бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, хлопнуть себя по лбу, пожать плечами, указать на дверь.

Указательными жестами говорящий выделяет определенный предмет из ряда однородных, показывает место – рядом, наверху и т.д.; подчеркивает порядок следования – по очереди, через одного. Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, пальцем, ногой, поворотом головы. Однако именно указательные жесты рекомендуется использовать в очень редких, необходимых случаях, когда есть предмет (или наглядное пособие), на который можно указать.

Изобразительные жесты появляются в случаях:

- если не хватает слов, чтобы полностью передать представление;

- если одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность говорящего, невладение собой, несобранность, нервозность, неуверенность в том, что адресат все понимает);

- если необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно.

Однако, пользуясь изобразительными жестами, нужно соблюдать чувство меры: нельзя этими жестами подменять язык слов.

К символическим жестам относят поклон как символ благодарности; скрещенные руки как защита; руки, заведенные за голову как демонстрация превосходства и т.д.

Символический жест нередко бывает характерен для ряда типовых ситуаций:

- жест предельности – категоричности (сабельная отмашка кистью правой руки);

- жест отказа, отрицания (отталкивающие движения рукой или двумя руками ладонями вперед);

- жест интенсивности (рука сжимается в кулак);

- жесть противопоставления, антонимичности (кисть руки исполняет движение в воздухе «там» и «здесь»);

- жест разъединения, расподобления (ладони раскрываются, «разъезжаются» в разные стороны);

- жест объединения, сложения, суммы (пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони рук).

Главным показателем чувств говорящего является выражение лица, его мимика (от греч. mimikos – «подражательный») – значимые движения мышц лица, такие, например, как улыбка, поднятие бровей в знак удивления или нахмуренные брови, означающие недовольство. Именно мимика позволяет нам почувствовать оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает. Так, поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот свидетельствуют об удивлении; опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают гнев. Печаль отражают сведенные брови, потухшие глаза, слегка опущенные уголки губ, а счастье – спокойные глаза, приподнятые внешние уголки губ.

По данным французского исследователя Ф. Сюдже, только 7% информации во время общения мы получаем из содержания высказывания. Этот факт как нельзя лучше иллюстрирует старинный афоризм: «Язык дан человеку, чтобы лучше скрывать свои мысли». Интонация не столь обманчива – 38% информации. И уж абсолютно наверняка вы поймете своего собеседника, если научитесь «читать» его жесты, позу, мимику, выразительные движения. Обмануть, ввести в заблуждение могут слова, даже тон, но только не жесты, которые по большей части непроизвольны и не поддаются сознательному контролю.


Жесты, мимика тесно связаны со словом и составляют неотъемлемую часть коммуникации. Как и речевые средства, жесты, мимика наделены семантико-экспрессивной окраской, подчиняются эстетическим нормам поведения.

Во время любого разговора внимание привлекает лицо собеседника, причем основную информацию несет, по наблюдениям ученых, положение бровей, губ, направление взгляда.

Известно, что человек, обдумывающий высказывание, смотрит в сторону, готовый к общению – на собеседника.

Так же как и язык, системы жестикуляции и мимики сложились в обществе постепенно и в достаточной степени стихийно. Однако есть такие знаковые системы, которые были специально разработаны для передачи информации, связанной с определенными видами деятельности. Подобные знаковые системы, как мы уже говорили выше, принято называть искусственными.

К числу искусственных знаковых систем относятся сигналы светофора, знаки дорожного движения, форменные знаки различия военнослужащих (погоны, нашивки и пр.), а также системы символической записи, используемые в музыке (нотное письмо), математике (цифры, знаки +, -, ∙, =, обозначение корня, логарифма, интеграла и т.д.), формальной логике, физике, химии и целом ряде других наук.

Итак, мимика и жестикуляция в подавляющем большинстве случаев только сопровождают звуковую речь, придавая ей добавочные эмоциональные или смысловые оттенки. Искусственные знаковые системы могут передавать лишь ограниченные по своему содержанию типы сообщений, связанные с той предметной областью, для которой они были созданы. Язык же способен передавать сообщения любых, ничем не ограниченных типов содержания: это свойство человеческого языка можно назвать его универсальностью.







Date: 2015-10-21; view: 590; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию