Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Чертыхарактера
Черты характера выражают отношение человека к дру- гим людям, к самому себе, к окружающему миру и дея- тельности. Черты характера - это индивидуальные привычные формы поведения человека в соответствующих ситуаци- ях, в которых реализуется его отношение к действитель- ности. Черт характера, или качеств личности, очень много. Весьма условно их можно разделить на две группы, кото- рые тесно между собой связаны, влияют друг на друга, но все-таки отражают отношение человека к разным сторо- нам жизни. Группа первая - черты характера, в которых выражены убеждения и идеалы, направленность личности. Например: коллективизм (человек ставит интересы коллектива и об- щего дела выше узколичных интересов) и эгоизм (человек проявляет заботу прежде всего о личном благополучии, для него существуют только его личные потребности и желания); чуткость и грубость; общительность, аккурат- ность и безответственность, небрежность; инициативность, чувство нового и косность, консерватизм; бережливость и мотовство; помощь другим и хищническое отношение к людям; скромность, самокритичность и зазнайство; тре- бовательность к себе и заносчивость; чувство собственно- го достоинства и высокомерие и т.д. Эти черты характера, или особенности личности, яв- ляются моральными качествами и выступают либо добро- детелями, либо пороками человека. Главная наша добро- детель заключается в заботе об окружающих нас людях, их интересах, их спокойствии. Каждый много думает о счастье, хочет быть счастли- вым и нередко забывает о главном - только тогда, когда мы приносим счастье другим людям, мы и сами чувствуем себя счастливыми. Это не пустые слова. Думая только о самом себе, о собственном благе, можно быть удовлетво- ренным, довольным (самодовольным), спокойным, но никогда - счастливым. Б.Л. Пастернак писал:
Жизнь ведь тоже только миг, Только растворенье Нас самих во всех других, Как бы им в даренье.
Вторая группа - волевые черты характера. Они выража- ются в умении и привычке сознательно регулировать свое поведение, свою деятельность в соответствии с опреде- ленными принципами, преодолевать препятствия на пути к поставленной цели. Волю называют основой характера, его становым хребтом. Говоря о ком-либо «человек с ха- рактером», тем самым подчеркивают прежде всего выра- женность волевых черт характера: целеустремленности, решительности, самообладания, выдержки, терпения, дис- циплинированности, мужества, смелости. Но эти черты характера ценны только тогда, когда про- являются у человека нравственного, воспитанного. Важно знать, к каким целям стремится человек и какие средства выбирает он для их достижения. Не только цели, но и сред- ства деятельности должны быть честными, гуманными. Целеустремленность и настойчивость диктатора или карь- ериста, смелость хулигана или глупца не могут быть поло- жительными качествами. Волевые черты и поступки цен- ны не сами по себе, а лишь вместе с нравственной на- правленностью личности. Особенности характера не только проявляются в дей- ствиях, поступках, отношениях, но и формируются в них. Так, мужество появляется в процессе совершения муже- ственных поступков, а чертой характера становится толь- ко тогда, когда такие поступки перестают быть случайны- ми эпизодами в жизни человека и превращаются для него в привычку. «Нельзя воспитать мужественного человека, - говорил А.С. Макаренко, - если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, - все равно
в чем, - в сдержанности, в прямом открытом слове, неко- тором лишении, в терпеливости, в смелости». Еще Демокрит утверждал: «Хорошими людьми стано- вятся больше от упражнений, чем от природы». А китай- ская поговорка гласит:
Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу.
Каждая черта характера проявляется не изолированно от других, а связана с ними. В зависимости от этого у различ- ных людей одна и та же черта характера может проявляться по-разному. Например, смелый поступок может быть ра- зумным и безрассудным, моральным и аморальным. Такая черта, как мужество, включает в себя не только волевую сферу, но и сферу интеллектуальную и эмоциональную. Мужество одновременно является и моральной чертой. Ха- рактер каждого человека - это своеобразное сочетание раз- личных черт, объединяемых в человеческой личности. В истории психологии делалось немало попыток клас- сифицировать человеческие характеры или определить типы характеров. Однако удовлетворительной классификации и типологии характеров еще не создано. Поэтому при харак- теристике человека обычно указывают на одну или две наиболее выделяющиеся черты его характера. Одних мы называем людьми твердого, сильного характера, других - скромными, трудолюбивыми, третьих - добрыми, общи- тельными и т.п. Черты характера, проявляющиеся у человека в его дея- тельности, в чувствах, в речи, в отношении к другим лю- дям, к самому себе, приобретают положительное или от- рицательное значение в зависимости от того, какими це- лями человек руководствуется в своей жизни, ради чего он живет, как осмысливает свою жизнь и свои поступки. Встречаются люди и без ярко выраженного характера, люди с неопределенным характером. О таких людях Н.В. Го- голь писал: «Люди... неопределенные, ни то, ни се, не пой- мешь, что за люди, ни в городе Богдан, ни в селе Сели- фан». О таких людях и деятелях так же довольно метко го- ворится у нас в народе: «Так себе человек - ни рыба, ни мясо», «Ни богу свечка, ни черту кочерга». Черты характера являются приобретенными и закреп- ленными свойствами личности, физиологическую основу характера составляют изменившиеся в процессе индиви- дуальной жизни особенности нервной системы. И.П. Павлов связывал изменяющийся тип нервной си- стемы с системностью работы коры больших полушарий и с динамическим стереотипом, который представляет со- бой слаженную, уравновешенную систему нервных про- цессов. Стереотип является нервно-физиологической основой прочно закрепленных привычных свойств личности, к числу которых относятся и черты характера. Для понимания нервно-физиологической основы харак- тера большое значение имеет учение И.П. Павлова о вто- рой сигнальной системе1. Вторая сигнальная система являет- ся физиологической основой мышления и речи и вместе с этим она регулирует поведение человека. «В нормально раз- витом человеке, - говорил И.П. Павлов, - вторая сигналь- ная система есть высший регулятор человеческого поведе- ния». Конечно, говоря о физиологических основах характе- ра, нельзя понимать дело так, что будто все черты характера определяются только особенностями нервной системы. «Фи- зиологическая основа характера, конечно, не включает и не может включать его содержательную сторону, напри- мер, общественную направленность, мужество, верность долгу. Содержательная сторона психологии характера име- ет своим источником общественные категории; раскрывая эту сторону, психология включается в число обществен- ных наук»2. Формируясь под влиянием окружающей среды, жизнен- ного опыта человека, его воспитания, характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типичного, возникающее под влиянием как общественно- исторических условий (определенный общественно-исто- рический строй, социальная среда), так и индивидуальных условий жизни и деятельности (жизненный путь человека). Не все особенности человека можно считать чертами его характера, а только существенные и устойчивые. На- пример, смел тот, для кого такая форма поведения посто- янна, типична. Конечно, он тоже может иногда испыты- вать чувство страха, но трусом его не назовешь. Чтобы узнать характер человека, требуется время и по- стоянное общение с ним. С незнакомым человеком трудно 1 См.: Павлов И.П. Полное собрание сочинений. — М., 1951. — Т. 3. — Кн. 2. - С. 334, 346. 2 Там же. общаться и иметь дело прежде всего потому, что не зна- ешь, чего от него ожидать и что он ждет от тебя. Зная характер человека, мы можем предвидеть, предсказать, как он поведет себя в той или иной ситуации, как посту- пит при данных обстоятельствах, что сделает, что и как скажет. Вспомним своих друзей, знакомых, однокурсников, сослуживцев. По отношению почти к каждому из них можно предвидеть, как они отнесутся к той или иной проблеме, как поведут себя при определенных обстоятельствах, ка- кое примут решение... Характер человека может быть определенным или не- определенным, цельным или противоречивым. Определенность характера зависит от того, насколько ясно выражены доминирующие, стержневые черты. Цель- ный характер - это единство мыслей, чувств и поведения, действий, поступков. Если же индивидуальность человека лишена внутрен- ней определенности, его поступки зависят не столько от него самого, сколько от внешних обстоятельств, мы гово- рим о «бесхарактерности» человека. Вспомним еще раз народные пословицы: «Плывет по течению, как полено»; «Не человек, а охапка пустяков». Мы видим, что в народе такие люди никогда уважением не пользовались. Но «бесхарактерность» часто бывает только внешней: внутренне, для себя, человек строго придерживается оп- ределенной линии, но его линия, если можно так ска- зать, принципиально неопределенная - как выгодно, так и поступает: он может быть бессердечным, жестоким или добрым в чьих-то глазах (все дело в том, кому эти глаза принадлежат). Смелым или трусливым, бороться с жаром то за эту идею, то за противоположную. Характер, как и сама личность, - очень сложное явле- ние, не застывшее раз и навсегда. Он развивается и фор- мируется в течение всей жизни человека. Какие черты характера наиболее привлекательны в че- ловеке? Наверное, все согласятся, что это доброжелатель- ность, чувство достоинства и справедливости, душевная чуткость, простота в общении с людьми, оптимизм, пре- данность своему делу, смелость, принципиальность, юмор. К. Паустовский писал, что самая глубокая, самая напря- женная деятельность человека может и даже должна со- провождаться юмором. Отсутствие юмора свидетельствует не только о равнодушии ко всему окружающему, но и об
известной умственной тупости. Культурный, воспитанный человек разрешит неожиданный житейский конфликт ско- рее с юмором, чем с досадой. Он же (К. Паустовский) замечал: «Человек должен быть умен, прост, справедлив, смел и добр».
2.3. Взаимосвязь характера с другими сторонами личности Характер взаимосвязан со всеми сторонами личности. Потребности и интересы человека, составляя основу его мотивационной сферы, формируют и его характер. Есть люди, для которых превыше всего духовные ценности. Но есть и такие, которые стали рабами вещей. У последних обедняется духовный и нравственный мир, возникают та- кие черты характера, как тупость, скупость, жадность, зависть. Убеждения человека проявляются в таких чертах характера, как целеустремленность, оптимизм, требова- тельность к себе и другим, они делают поведение челове- ка принципиальным. Мировоззрение позволяет человеку правильно ориентироваться в общественных событиях, ре- гулировать свое поведение. Интеллектуальные свойства человека также наклады- вают определенный отпечаток на его характер и придают ему своеобразие. Острота или тупость, основательность или поверхностность ума являются интеллектуальными свой- ствами, которые могут стать чертами характера. Воля определяет решительность, постоянство, самосто- ятельность и целенаправленность характера. Чувства в ха- рактере показывают эмоциональное отношение к людям, миру и к самому себе. Что человек любит или ненавидит, к чему остается равнодушным - все это проявляется в его характере, свидетельствуя о его отношении. Характер тесно связан с темпераментом. Темперамент влияет на форму проявления характера. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегма- тика - в сосредоточенном обдумывании. От темперамента зависят многие черты характера, та- кие, как уравновешенность поведения, общительность, легкость или трудность включения в новую деятельность, выражение чувств. Однако тип темперамента не опреде- ляет сущности характера: флегматик может быть деятель- ным и трудолюбивым, а сангвиник суетливым и бесплод- ным. Следует отметить тесную взаимообусловленность ха- рактера и способностей. Развитие способностей зависит от таких черт характера, как трудолюбие, трудоспособ- ность. В школе, в средних и высших учебных заведениях немало учеников и студентов, которые благодаря своим способностям все схватывают на лету, хорошо успевают. Но в жизни некоторые из них не оправдывают надежд, и главным образом потому, что не привыкли серьезно и организованно работать, настойчиво преодолевать пре- пятствия. Для развития способностей важны такие черты харак- тера, как самокритичность, требовательность к себе. Очень важна и такая черта характера, как скромность. Уверен- ность в своей исключительности часто губительна для спо- собностей, так как в этом случае нередко формируются зазнайство, самовосхищение, пренебрежение к окружаю- щим. М.М. Пришвин замечал: «Величайшее счастье не счи- тать себя особенным, а быть как все люди». А.И. Гете под- черкивал: «Кто не слишком мнит о себе, тот лучше, чем он сам о себе думает».
Date: 2015-10-21; view: 328; Нарушение авторских прав |