Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнения для тренировки согласных





 

Приступим к работе над слогами, к сочетанию гласных с согласными. Для дикционных упражнений будем пользоваться следующим порядком гласных и согласных:

а) А – Я О – Ё У – Ю Э – Е Ы ‑ И б) Б, П В, Ф Д, Т З, С Ц Ж, Ш К, Г, Х М, Н Л, Р Ч, Щ

Упражнение 21. Каждый согласный звук прибавим к каждому гласному. Следите не только за четкостью произношения согласных, но и за точным звучанием гласных:

БА-БЯ, ПА-ПЯ, БО-БЁ, ПО-ПЁ, БУ-БЮ, ПУ-ПЮ, БЭ-БЕ, ПЭ-ПЕ, БЫ-БИ, ПЫ-ПИ, и т. д.
Согласные Ч, Щ всегда звучат мягко (пишется ча, ща, а произносится чя, щя). Согласные Ц, Ш, Ж произносятся твердо (пишется ци, ши, жи, а выговаривается цы, шы, жы). Но если в середине слова встречается сочетание ЗЖ и ЖЖ, то произносятся они как жьжь. Поэтому можно согласный звук Ж присоединить и к мягким гласным: жа-жя, жо-же, жу-жю, жэ-же, жы-жи.

Упражнение 22. Присоединим к слогам звук «Р», развивающий подвижность языка, и произнесем их в следующем порядке:

ПРА-ПРЯ, ПРО-ПРЕ, ПРУ-ПРО, ПРЭ-ПРЕ, ПРЫ-ПРИ.

БРА-БРЯ, БРО-БРЕ, БРУ-БРО, БРЭ-БРЕ, БРЫ-БРИ.

И так со всеми остальными согласными.

 

Сочетания ЛРА-ЛРЯ, ЛРО-ЛРЁ, ЛРУ-ЛРЮ, ЛРЭ-ЛРЕ, ЛРЫ-ЛРИ для многих бывают трудными, поэтому прорабатывать их надо дольше; при сочетании Р с шипящими — ЧРА, ШРА, ЖРА язык на звуке «Р» должен отчетливо вибрировать.

 

Упражнение 23. Тренируйте следующие сочетания звуков:

ТАДИТА ТАДИТО ТАДИТУ ТАДИТЭ ТАДИТЫ ДАТИДА ДАТИДО ДАТИДУ ДАТИДЭ ДАТИДЫ ТАДИТЯ ТАДИТЁ ТАДИТЮ ТАДИТЕ ТАДИТИ ДАТИДЯ ДАТИДЁ ДАТИДЮ ДАТИДЕ ДАТИДИ

 

Упражнение 24. Каждое сочетание произнесите по шесть раз:

ТЫТА, ТЫТЯ, ТЫТО, ТЫТЁ, ТЫТУ, ТЫТЮ, ТЫТЭ, ТЫТЕ, ТЫТЫ, ТЫТИ.

 

Упражнение по этому образцу нужно делать со всеми согласными, постепенно ускоряя темп и добиваясь четкости и легкости движения языка.

 

Упражнение 25. Следующие сочетания произнесите по шесть раз и следите за активной артикуляцией верхней губы:

РЛА, РЛЯ, РЛО, РЛЁ, РЛУ, РЛЮ, РЛЭ, РЛЕ, РЛЫ, РЛИ.

МФА, МФЯ, МФО, МФЁ, МФУ, МФЮ, МФЭ, МФЕ, МФЫ, МФИ.

Упражнение 26. Произнесите такие сочетания:

  ДРДА-ДРДЯ ДРДО-ДРДЕ ДРДУ-ДРДЮ ДРДЭ-ДРДЕ ДРДЫ-ДРДИ  
       
В этом упражнении Р можно заменить любым другим согласным звуком, который недостаточно чисто произносится. Например: ДЛДА и т.д.
       

 

Упражнение 27. Произнесите несколько раз сочетание БТТТБАБ. В этом сочетании нужно следить, чтобы отчетливо слышались все три Т и последний согласный звук. Упражнение особенно полезно для тех, кто имеет привычку «глотать» концы слов.

Упражнение 28. Каждое сочетание произнесите несколько раз:

ВЗВА, ВЗРА, ФСТРА, ФСТКА, ФКСТА.

Эти сочетания помогут выработать отчетливость в произношении слов, начинающихся с нескольких согласных, таких, например, как ввоз, взвод, встарь.

Дикционные упражнения следует дополнить работой над скороговорками.

Скороговорки нужно выговаривать сначала медленно и очень отчетливо, предварительно потренировавшись в произнесении наиболее сложных сочетаний слов отдельно. Затем можно постепенно ускорять темп произнесения, доведя его до самого быстрого. Полезно произносить скороговорки, делая смысловые ударения на разных словах. Кроме того, это упражнение подведет к пониманию сущности логического ударения. Этому поможет вопросительная форма предложения.

Упражнение 29. Возьмем скороговорку: «Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши» (шрифтом выделено логическое ударение в вопросе и ответе).

Мамаша Ромáше дала сыворотку из-под простокваши?

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Мамаша Ромáше дала сыворотку из-под простокваши?

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Мамаша Ромáше дала сыворотку из-под простокваши?

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши

Мамаша Ромáше дала сыворотку из-под простокваши?

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Мамаша Ромáше дала сыворотку из-под простокваши?

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Если в первом случае нас интересует, кто дал сыворотку, то во втором мы хотим знать, кому ее дали, а в третьем — дали ли сыворотку, а в четвертом — что дали и в пятом — какую сыворотку. Таким образом, с помощью логического ударения, не изменяя порядка слов, мы произносим фразу по-разному, в зависимости от вкладываемого в нее смысла.


 







Date: 2015-10-19; view: 560; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию