Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Риторические фигуры второй группы
Задание 8. Прочитайте характеристику периода, данную Аристотелем. В чем, по Вашему мнению, заключается эффективность использования данной риторической фигуры в современной речи? Я называю периодом фразу, которая сама по себе имеет начало и конец и размеры которой легко обозреть. Такой стиль приятен и понятен; он приятен, потому что представляет собой противоположность речи незаконченной, и слушателю всегда кажется, что он что-то схватывает и что-то для него закончилось.[54]
Задание 10. Прочитайте фрагмент нобелевской речи И. Бродского. Выделите риторическую фигуру повтор и определите его функции. Хотя для человека, чей родной язык – русский, разговоры о политическом зле столь же естественны, как пищеварение, я хотел бы теперь переменить тему. Недостаток разговоров об очевидном в том, что они развращают сознание своей легкостью, своим легко обретаемым ощущением правоты. В этом их соблазн, сходный по своей природе с соблазном социального реформатора, зло это порождающего. Осознание этого соблазна и отталкивание от него в определенной степени ответственны за судьбы многих моих современников, не говоря уже о собратьях по перу, ответственны за литературу, из-под их перьев возникшую. Она, эта литература, не была ни бегством от истории, ни заглушением памяти, как это может показаться со стороны. «Как можно сочинять музыку после Аушвица?» — вопрошает Адорно, и человек, знакомый с русской историей. Поколение, к которому я принадлежу, во всяком случае, оказалось способным сочинить эту музыку. Это поколение — поколение, родившееся именно тогда, когда крематории Аушвица работали на полную мощность, когда Сталин пребывал в зените своей богоподобной, абсолютной, самой природной, казалось, санкционированной власти, явилось в мир, судя по всему, чтобы продолжить то, что теоретически должно было превратиться в этих крематориях и в безымянных общих могилах сталинского архипелага. Тот факт, что не все прервалось, — по крайней мере, в России, — есть в немалой мере заслуга моего поколения, и я горд своей к нему принадлежностью и не в меньшей мере, чем тем, что я стою здесь сегодня. И тот факт, что я стою здесь сегодня, есть признание заслуг этого поколения перед культурой; вспоминая Мандельштама, я бы добавил — перед мировой культурой. Оглядываясь назад, я могу сказать, что мы начинали на пустом – точнее, на пугающем своей опустошенностью месте и что скорее интуитивно, чем сознательно, мы стремились к восстановлению форм нашим собственным, новым или казавшимся нам таковым, современным содержанием. Задание 11. Прочитайте и проанализируйте рассуждение Д.С. Лихачева, посвященное такому риторическому средству, как повтор. Сформулируйте и обоснуйте свою точку зрения в связи с данной риторической фигурой. Чем риторический повтор отличается от повтора как стилистической ошибки? Не следует бояться повторений одного и того же слова, одного и того же оборота. Стилистическое требование не повторять рядом одного и того же слова часто неверно. Это требование не может быть правилом для всех случаев. Язык должен быть, разумеется, богат, и поэтому для разных явлений и понятий надо употреблять разные слова. Употребление одного и того же слова в разном значении может создать путаницу. Этого делать не следует. Однако, если говорится об одном и том же явлении, слово употребляется в одном и том же значении, вовсе не надо его менять. Конечно, бывают сложные случаи, которые нельзя предусмотреть каким-либо советом. Бывает, что одно и то же понятие (а следовательно, и одно и то же слово) употребляется от бедности самой мысли. Тогда, разумеется, если нельзя усложнить мысль, то надо прийти на помощь мысли стилистически, разнообразя словами тупо вертящуюся мысль. Лучше всего помогать мысли самой мыслью, а не вуалировать словом скудоумие.[56] Задание 12. Проанализируйте фрагмент текста Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном». Определите типы риторических фигур характерных для речевой манеры данного автора. Память — одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…<…> Совесть — это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести. Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Семейные фотографии — одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых. Уважение к труду наших предков, к их трудовым традициям, к их орудиям труда, к их обычаям, к их песням и развлечениям <…>. Память — основа совести и нравственности, память — основа культуры, «накоплений» культуры, память — одна из основ поэзии — эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память — наше богатство. Задание 13. Проанализируйте рекламные тексты и определите типы риторических фигур, на основе которых они построены. Приведите в качестве примера текст рекламы, экспрессивность и действенность которой создается за счет использования риторического повтора, антитезы, градации. 1. Чтобы стать звездой, нужно сняться в кино. Чтобы сняться в кино, надо произвести впечатление на режиссера. Чтобы произвести впечатление на режиссера, надо быть в тонусе. Чтобы быть в тонусе, надо, чтобы «Тонус» был в тебе. (Реклама сока «Тонус».) 2. Чтобы удачно выйти замуж, надо встретить миллионера. Чтобы встретить миллионера, надо удачно утонуть. Чтобы удачно утонуть, надо далеко заплыть. Чтобы далеко заплыть, надо быть в тонусе. Чтобы быть в тонусе, надо, чтобы «Тонус» был в тебе. (Реклама сока «Тонус») 3. Невозможно – это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди. Им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно – это не факт. Это только мнение. Невозможно – это не приговор. Это вызов. Невозможно – это шанс проверить себя. Невозможно – это не навсегда. Невозможное возможно. (Реклама фирмы «Адидас») 4. Наши цены не говорят сами о себе… Они кричат. (Реклама компьютерной техники в журнале). 5. Мы можем быть в белом… Мы можем быть в красном… Мы можем отдыхать в баре… Мы можем бегать по утрам… Можем делать вид, что работаем, можем делать вид, что отдыхаем. Мы можем спать на пути межгалактических монстров. Можем … и не вставать. (Реклама Sela) 6. Я могу преодолеть силу притяжения. Я могу свернуть горы. Я могу изменить ход событий. Я могу объять необъятное. Я могу двигаться со скоростью света. Я могу полюбить весь мир. Мегафон. Будущее зависит от тебя. (Реклама «Мегафон») 7. Моя собака безобразно красива. (Реклама Pedigree) 8. Проскочив на красный свет, вы можете попрощаться с белым. (Социальная реклама) 9. Цены — ниже, выбор — макси, все, что надо, в «Телемаксе». (Реклама «Телемакса».)
Date: 2015-10-19; view: 509; Нарушение авторских прав |