Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Риторические фигуры второй группы





 

Повтор, — это мощное риторическое средство, масштаб использования которого может быть различным — от повтора отдельного слова, фразы, до целого фрагмента текста. Например: В самом деле, «хорошего языка» как такового не существует. Хороший язык— это не каллиграфия, которую можно применить по любому поводу. Хороший язык математической работы, хороший язык литературоведческой статьи или хороший язык повести — это различные хорошие языки. Д.С. Лихачев Существуют следующие типы повторов: Анафора, от греч. «anaphora» — «несение назад» — повторение одинаковых звуков, словосочетаний, слов в начале параллельных предложений. Например: Люди не умирают от чрезмерной работы. Люди умирают от бессмысленной траты сил и беспокойства. Чарлз Эванс Хьюз (американский юрист) Эпифора – от греч. «epiphora» — «несение после» — повторение звуков, словосочетаний, слов в конце параллельных предложений. Например: Истинное красноречие – это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно. Ф. Ларош Фуко Синтаксический повтор (параллелизм) – это одинаковое построение синтаксических конструкций, создающее ритмическую организацию речи. Например: Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде! Чтобы научиться писать, надо писать! Д.С. Лихачев Период, от греч. «periodos» — «круговращение» — это синтаксическое построение, распадающееся по смыслу и интонационно на две части — восходящую и нисходящую, которые разделяются паузой. Например: И если я гореть не буду, если ты гореть не будешь, если он гореть не будет, кто ж тогда рассеет тьму? Ю. Фучик.

Задание 8. Прочитайте характеристику периода, данную Аристотелем. В чем, по Вашему мнению, заключается эффективность использования данной риторической фигуры в современной речи?

Я называю периодом фразу, которая сама по себе имеет начало и конец и размеры которой легко обозреть. Такой стиль приятен и понятен; он приятен, потому что представляет собой противоположность речи незаконченной, и слушателю всегда кажется, что он что-то схватывает и что-то для него закончилось.[54]

 

Задание 9. Составьте риторические периоды разных типов (временной, условный, целевой, определительный) на тему: 1. «Риторика – дитя знаний»; 2. «Риторика – дитя демократии»; 3. Риторика — это счастье.

 

Повтор – это один из самых древних эстетических приемов, без повтора немыслимы не только красноречие, литература, но и музыка, архитектура и другие искусства. В речи и тексте прием повтора создает связность, лежит в основе подтекста, служит средством привлечения внимания, создания особого настроения… Прием повтора обнаруживается на разных уровнях: фонетическом, лексическом, морфологическом, синтаксическом, композиционном.[55]

Задание 10. Прочитайте фрагмент нобелевской речи И. Бродского. Выделите риторическую фигуру повтор и определите его функции.

Хотя для человека, чей родной язык – русский, разговоры о политическом зле столь же естественны, как пищеварение, я хотел бы теперь переменить тему. Недостаток разговоров об очевидном в том, что они развращают сознание своей легкостью, своим легко обретаемым ощущением правоты. В этом их соблазн, сходный по своей природе с соблазном социального реформатора, зло это порождающего. Осознание этого соблазна и отталкивание от него в определенной степени ответственны за судьбы многих моих современников, не говоря уже о собратьях по перу, ответственны за литературу, из-под их перьев возникшую. Она, эта литература, не была ни бегством от истории, ни заглушением памяти, как это может показаться со стороны. «Как можно сочинять музыку после Аушвица?» — вопрошает Адорно, и человек, знакомый с русской историей. Поколение, к которому я принадлежу, во всяком случае, оказалось способным сочинить эту музыку.

Это поколение — поколение, родившееся именно тогда, когда крематории Аушвица работали на полную мощность, когда Сталин пребывал в зените своей богоподобной, абсолютной, самой природной, казалось, санкционированной власти, явилось в мир, судя по всему, чтобы продолжить то, что теоретически должно было превратиться в этих крематориях и в безымянных общих могилах сталинского архипелага. Тот факт, что не все прервалось, — по крайней мере, в России, — есть в немалой мере заслуга моего поколения, и я горд своей к нему принадлежностью и не в меньшей мере, чем тем, что я стою здесь сегодня. И тот факт, что я стою здесь сегодня, есть признание заслуг этого поколения перед культурой; вспоминая Мандельштама, я бы добавил — перед мировой культурой. Оглядываясь назад, я могу сказать, что мы начинали на пустом – точнее, на пугающем своей опустошенностью месте и что скорее интуитивно, чем сознательно, мы стремились к восстановлению форм нашим собственным, новым или казавшимся нам таковым, современным содержанием.


Задание 11. Прочитайте и проанализируйте рассуждение Д.С. Лихачева, посвященное такому риторическому средству, как повтор. Сформулируйте и обоснуйте свою точку зрения в связи с данной риторической фигурой. Чем риторический повтор отличается от повтора как стилистической ошибки?

Не следует бояться повторений одного и того же слова, одного и того же оборота. Стилистическое требование не повторять рядом одного и того же слова часто неверно. Это требование не может быть правилом для всех случаев. Язык должен быть, разумеется, богат, и поэтому для разных явлений и понятий надо употреблять разные слова. Употребление одного и того же слова в разном значении может создать путаницу. Этого делать не следует. Однако, если говорится об одном и том же явлении, слово употребляется в одном и том же значении, вовсе не надо его менять. Конечно, бывают сложные случаи, которые нельзя предусмотреть каким-либо советом. Бывает, что одно и то же понятие (а следовательно, и одно и то же слово) употребляется от бедности самой мысли. Тогда, разумеется, если нельзя усложнить мысль, то надо прийти на помощь мысли стилистически, разнообразя словами тупо вертящуюся мысль. Лучше всего помогать мысли самой мыслью, а не вуалировать словом скудоумие.[56]

Задание 12. Проанализируйте фрагмент текста Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном». Определите типы риторических фигур характерных для речевой манеры данного автора.

Память — одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…<…> Совесть — это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести.

Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Семейные фотографии — одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых. Уважение к труду наших предков, к их трудовым традициям, к их орудиям труда, к их обычаям, к их песням и развлечениям <…>.

Память — основа совести и нравственности, память — основа культуры, «накоплений» культуры, память — одна из основ поэзии — эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память — наше богатство.

Задание 13. Проанализируйте рекламные тексты и определите типы риторических фигур, на основе которых они построены. Приведите в качестве примера текст рекламы, экспрессивность и действенность которой создается за счет использования риторического повтора, антитезы, градации.

1. Чтобы стать звездой, нужно сняться в кино. Чтобы сняться в кино, надо произвести впечатление на режиссера. Чтобы произвести впечатление на режиссера, надо быть в тонусе. Чтобы быть в тонусе, надо, чтобы «Тонус» был в тебе. (Реклама сока «Тонус».)


2. Чтобы удачно выйти замуж, надо встретить миллионера. Чтобы встретить миллионера, надо удачно утонуть. Чтобы удачно утонуть, надо далеко заплыть. Чтобы далеко заплыть, надо быть в тонусе. Чтобы быть в тонусе, надо, чтобы «Тонус» был в тебе. (Реклама сока «Тонус»)

3. Невозможно – это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди. Им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно – это не факт. Это только мнение. Невозможно – это не приговор. Это вызов. Невозможно – это шанс проверить себя. Невозможно – это не навсегда. Невозможное возможно. (Реклама фирмы «Адидас»)

4. Наши цены не говорят сами о себе… Они кричат. (Реклама компьютерной техники в журнале).

5. Мы можем быть в белом… Мы можем быть в красном… Мы можем отдыхать в баре… Мы можем бегать по утрам… Можем делать вид, что работаем, можем делать вид, что отдыхаем. Мы можем спать на пути межгалактических монстров. Можем … и не вставать. (Реклама Sela)

6. Я могу преодолеть силу притяжения.

Я могу свернуть горы.

Я могу изменить ход событий.

Я могу объять необъятное.

Я могу двигаться со скоростью света.

Я могу полюбить весь мир.

Мегафон. Будущее зависит от тебя. (Реклама «Мегафон»)

7. Моя собака безобразно красива. (Реклама Pedigree)

8. Проскочив на красный свет, вы можете попрощаться с белым. (Социальная реклама)

9. Цены — ниже, выбор — макси, все, что надо, в «Телемаксе». (Реклама «Телемакса».)

 







Date: 2015-10-19; view: 509; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию