Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20
Дисциплина может читаться 4 модулями с защитой курсового проекта в четвертом модуле: 1 модуль- Введение в стратегический менеджмент 2 модуль- Стратегический анализ 3 модуль- Разработка стратегий 4 модуль- Реализация стратегии Получение углубленных знаний по изучаемой дисциплине достигается за счет дополнительных часов к аудиторной работе- самостоятельной работы студентов. Выполняемые часы целесообразно использовать для знакомства с дополнительной научной литературой по проблематике дисциплины, анализа научных концепций и практических рекомендаций ведущих российских и зарубежных организаций. При изучении дисциплины «Стратегический менеджмент» предусмотрена самостоятельная работа студентов над темами курса. Преподаватель организует самостоятельную работу студентов путем выдачи заданий по изучению теоретических вопросов, выступления с докладами, решения задач, написания рефератов, при этом используется список рекомендуемой основной и дополнительной литературы, а также новейшая периодика по проблемам стратегического управления. Самостоятельная работа занимает значительный удельный вес в общей системе подготовки будущего специалиста. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования выделяет на самостоятельную работу около половины объема времени, предусмотренного на освоение каждой дисциплины. Самостоятельная работа студентов университета в зависимости от места и времени ее проведения, характера руководства со стороны преподавателя и способа контроля подразделяется наследующие виды: • самостоятельная работа под контролем преподавателя в форме плановых консультаций; • самостоятельная внеаудиторная работа при выполнении домашних заданий учебного и научного характера с последующим контролем преподавателем (проработка лекций, подготовка к семинарам, лабораторным и практическим занятиям, выполнение РГР, курсовых работ (проектов), написание рефератов, докладов и т.п.); Самостоятельное изучение предмета рекомендуется проводить в следующем порядке: 1. Ознакомиться с основной литературой по курсу, с материалами лекций; 2. Усвоить соответствующие данной темы разделы из рекомендуемых учебников и учебных пособий, составить расширенный план изложения материала по теме; 3. Целесообразно для более детального изучения материала ознакомиться с общедоступной новой литературой по вопросам стратегического менеджмента; В процессе самостоятельной работы над учебным материалом рекомендуется составить конспект, где кратко записать основные положения изучаемой темы, относящиеся к ней расчетные формулы, различного рода графики, схемы и чертежи. Записи нужно вести аккуратно, чтобы при повторении пройденного материала в них легко можно было разобраться. В тетради должны быть оставлены поля для дополнений и замечаний. После усвоения темы необходимо ответить на вопросы для самопроверки. Переходить к следующему разделу можно после того, когда предшествующий материал понят и усвоен. В затруднительных случаях, встречающихся при изучении курса, необходимо обратиться за консультацией к преподавателю. Виды самостоятельной работы студентов: 1/ планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия вне аудиторных занятий; 2/ разнообразные активные формы индивидуальной и коллективной деятельности, направленные на творческое усвоение материала, формирование и развитие различных умений и навыков и выполняемые на учебных занятиях и вне расписания; 3/ деятельность субъекта образовательного процесса, разделяющаяся на обязательную (подготовка к учебным занятиям) и дополнительную (самообразование), которая организуется в соответствии с его личными запросами и интересами, не контролируется извне. Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя протекает в форме делового взаимодействия: студент получает непосредственные указания, рекомендации преподавателя об организации самостоятельной работы, а преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий. Успешность самостоятельной работы в первую очередь определяется степенью подготовленности студентов. По своей сущности самостоятельная работа предполагает максимальную активность студентов в различных аспектах: организации умственного труда, поиске информации, стремлении сделать знания убеждениями. Независимо от характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом исследовательской деятельности по решению новых проблем. Сложившиеся образовательные формы учебной деятельности студентов в вузе- лекции, семинарские занятия, практические занятия- обусловливают формы самостоятельной работы и виды домашних заданий. На лекциях студентам рекомендуется литература, и разъясняются методы работы с учебниками и первоисточниками, раскрывается проблематика темы, логика овладения ею, дается характеристика списка литературы, выделяются разделы для самостоятельной проработки. Студенты при изучении теоретического материала курса должны: 1) перечитывать текст лекций, сравнивать его с текстом учебников и монографий; 2) повторно перечитывать материал с продумыванием по частям; 3) пересказ прочитанного материала; 4) формулирование ключевых положений текста по памяти; Для того, чтобы освоить курс полностью, следует начинать готовиться с первых дней учебы, так как пропущенные для работы дни будут потеряны безвозвратно, компенсировать их позднее усиленными занятиями без снижения качества работы и ее производительности невозможно. Важно включиться в работу, установить определенный ритм работы. Труд, особенно умственный, требует умения сосредоточить внимание. Работа без концентрации внимания малопродуктивна и бесполезна. Для того, что бы умственный процесс был продуктивным, он должен быть связан с интересом к работе. Можно назвать следующие причины отсутствия интереса к работе: отсутствие знаний о предмете, неясное представление о его значимости, неосведомленность. Заинтересованность можно вызвать, если постараться узнать больше об изучаемом предмете, узнать о практическом применении изучаемого материала. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов может быть связана как с углублением понимания разделов, изученных на лекции, семинарских занятиях, так и изучением тем, не освещенных в ходе аудиторных занятий. Могут быть предложены следующие варианты заданий по работе с учебной и специальной литературой, материалами Internet. Другой формой СРС является решение задач, анализ проблемных ситуаций, кейсы. В последнее время большое внимание при организации СРС уделяется выполнению творческих заданий. Наиболее распространенными и эффективными являются следующие формы творческих работ: · мини – исследование; · эссе; · проект; · интервью; · электронная презентация; · разработка параграфа экспериментального учебника; · видеофильм.
Подготовка графических работ: · чертежи; · схемы; · электронные презентации. При самостоятельной работе по дисциплине могут использоваться специфические формы, такие как грамматические и лексические тренажеры, эксперименты, анкетирование и т.п. Следует учитывать, что навыки формируются в ходе не менее чем 7-9 кратного повторения аналогичных по форме заданий (за весь период обучения в вузе). При организации самостоятельной работы студентов в рамках учебной дисциплины для поддержания уровня заинтересованности студентов необходимо комбинировать различные варианты заданий. При планировании СРС необходимо учитывать трудозатраты студентов на выполнение отдельных заданий для избежание физических перегрузок обучающихся. Таблица. Методика расчета трудозатрат студентов по выполнению СРС
Задания должны быть профессионально ориентированы, т.е. максимально приближены к будущей профессиональной деятельности выпускника как по содержанию, составу действий, так и по форме представления результатов работы. При проверке заданий по самостоятельной работе следует особое внимание уделять выявлению трудностей, встретившихся при их выполнении. С этой точки зрения, весьма перспективным представляется разработка одного большого задания коллективом из нескольких студентов, поскольку такой подход прививает навыки коллективного творчества. Это особенно важно при подготовке специалистов для современного сложного производства, проектированием и внедрением которого занято большое количество интеллектуалов, как теоретиков, так и практиков. Такой вид учебных занятий подразумевает распределение ролей и оценку трудоемкости отдельных работ, что требует от преподавателя дополнительных педагогических знаний в области деловых игр. В последнее время деловые игры получили большое распространение по самым различным учебным дисциплинам. Имитируемый при такой форме проведения занятий реальный жизненный (производственный, социальный, культурный) процесс увлекает студентов, становится для них своеобразным проектированием деятельности. Они легче приобретают знания, лучше понимают те процессы, в которых участвуют. Студенты учатся отстаивать свою точку зрения, участвовать в общих дискуссиях. Консультации Практикуются такие виды консультаций как: · тематические - в ходе консультации преподаватель проверяет степень понимания студентом изученной информации, оказывает помощь по ее осмыслению; · проблемные - в процессе консультирования актуализируются знания по отдельной проблеме с привлечением всего изученного материала.
Текущий контроль (обычно осуществляется вне рамок аудиторных занятий) · проверка различных видов самостоятельной работы, выполненных во внеаудиторное время; · к оллоквиумы по прочитанной литературе. Оценка производится по 3-х балльной системе: 3 балла – задание выполнено полностью и в срок; 2 балла – задание выполнено с нарушением сроков или имеются небольшие замечания, которые студент осознает и может самостоятельно устранить в ближайшие сроки; 1 балл – требования выполнены менее чем на 50%. В зависимости от уровня сложности задания максимальный балл может быть пересмотрен. С ледящий контроль (проводится в ходе аудиторных занятий) · устные ответы; · дискуссии; · тесты; · письменные работы. Итоговый контроль · зачеты; · э кзамены; · курсовая работа. Для успешной организации самостоятельной работы необходимо создавать условия сотворчества и взаимопонимания всех субъектов образовательного процесса, выстраивать систему заданий таким образом, чтобы способствовать формированию самостоятельности как одной из главных целей образования, как особого качества профессионального образования сознания специалиста. Фонд контрольных заданий для проверки знаний студентов в ходе изучения дисциплины 1. Каковы позиция и роль стратегического управления в общей системе менеджмента? 2. Дайте определение понятию «стратегический менеджмент». Выделите в содержании этого понятия ключевые термины, являющиеся самостоятельными понятиями. 3. В чем заключаются основные причины возникновения стратегического менеджмента? 4. Определите специфические особенности стратегического менеджмента по сравнению с тактическим и оперативным. 5. Перечислите основные понятия, составляющие «язык» стратегического менеджмента. Раскройте содержание этих понятий. 6. Что понимается под объектом и предметом стратегического менеджмента? Приведите примеры. 7. Что является продуктом стратегического менеджмента? Какие проблемы организации относятся к сфере стратегического менеджмента? 8. Каково основное содержание этапов стратегического менеджмента? 9. Перечислите и дайте характеристику функциям управления. 10. Каковы отличительные особенности стратегических решений? 11. В чем отличие понятий «миссия», «стратегические установки», «цели» и «задачи» в стратегическом менеджменте? 12. Как формируется миссия организации? 13. Как формируются стратегические цели организации? 14. Каким образом обеспечивается единство миссии, целей и стратегии организации и их непротиворечивость? 15. Какие методы используются при формировании системы стратегических целей организации? 16. Дайте характеристику и определите содержание стадий стратегического управления: планирования, реализации стратегии, стратегического контроля. 17. Попытайтесь охарактеризовать место и роль стратегического менеджмента в общей эволюции управления. 18. Что понимается под стратегией предприятия? 19. Назовите основные элементы стратегии и раскройте их содержание. 20. Приведите классификацию стратегий предприятия. Что лежит в основе этой классификации? 21. Чем отличается корпоративная стратегия от других стратегий предприятия? 22. На каком уровне стратегических решений принимается корпоративная стратегия? 23. Охарактеризуйте основные стратегии бизнеса. 24. Назовите базовые стратегии конкуренции. 25. Каковы условия реализации и риски стратегии лидерства в издержках? 26. В чем проявляются преимущества и недостатки стратегии дифференциации? 27. Охарактеризуйте стратегию фокусирования. 28. Что понимается под стратегией диверсификации? 29. Каковы особенности процесса развития конкурентных стратегий в современном мире? 30. Какие конкурентные стратегии используются на транспортных предприятиях? 31. Почему правильное формирование функциональных стратегий называют «неподнятой целиной» менеджмента организации? 32. Назовите виды функциональных стратегий и охарактеризуйте их. 33. Каковы место и роль маркетинговой стратегии в стратегическом менеджменте? 34. Раскройте содержание понятия «производственная стратегия». 35. Почему стратегию управлений персоналом называют ключевой функциональной стратегией? 36. Почему менеджмент знаний можно рассматривать как конкурентную стратегию? 37. Что такое внешняя среда организации и каковы ее основные характеристики? 38. Каковы цели внешнего анализа организации? 39. Охарактеризуйте структуру внешней среды и ее основные факторы. 40. Проведите STEP-анализ внешней среды конкретного транспортного предприятия. 41. Что такое SWOT-анализ и для чего он нужен? 42. Какие тенденции развития российского рынка можно рассматривать как возможности, а какие - как угрозы? Обоснуйте свой ответ. 43. Рассмотрите возможности и угрозы, которые могут возникнуть перед предприятиями. 44. Как изменения макросреды могут влиять на компанию через заинтересованные группы в микросреде? Приведите примеры из практики. 45. Что дает фирме отраслевой анализ? Обсудите основные направления анализа отрасли. 46. Приведите примеры отраслей, где барьерами входа в отрасль для новых производителей являются: крупные капиталовложения; низкая стоимость производства; патенты; высокая квалификация персонала. 47. Приведите пример хорошо работающей фирмы любой отрасли (можно воспользоваться материалами газет или журналов). Что, по вашему мнению, является факторами успеха данной фирмы? 48. Обсудите, каковы ключевые факторы успеха в отраслях, производящих: а) одежду; б) прохладительные напитки; в) деревообрабатывающие станки; г) автомобили. Каковы ключевые факторы успеха предприятия? 49. Охарактеризуйте, почему надо изучать конкурентов? Всегда ли надо делать это? 50. Выделите стратегические группы конкурентов, действующие на российском рынке в сфере оказания транспортных услуг. 51. Охарактеризуйте критерии выделения стратегических групп. 52. Обоснуйте, почему надо изучать потребителей. Всегда ли это необходимо? 53. Какие источники и виды информации об окружающей среде для предприятия? 54. Организации какого типа имеют слабую или сильную зависимость от внешней среды? Связано ли это со специализацией? 55. Определите окружающую среду прямого и косвенного воздействия для предприятия. 56. Может ли организация быть совершенно уверена в том, что она учла все параметры изменения окружающей среды и от чего это зависит? 57. Что такое управленческий анализ? 58. Назовите цели и направления управленческого анализа. 59. Какие принципы лежат в основе анализа внутренней среды организации? 60. Что понимается под сильными и слабыми сторонами предприятия? 61. Что такое потенциал организации, и какова его структура? 62. Как оценить сильные и слабые стороны предприятия? 63. Раскройте содержание понятия «конкурентоспособность организации». 64. Что такое проблема? Обоснуйте различия между слабыми сторонами деятельности предприятия и его проблемами. 65. Какие типы проблем выделяются на предприятиях? Приведите примеры сущностных и социокультурных проблем из российской практики. Какие из этих проблем преобладают на современном этапе развития? Обоснуйте свой ответ. 66. Приведите примеры подмены проблемы. 67. В чем состоит различие материальных и нематериальных активов предприятия? Приведите примеры таких активов. 68. Обсудите возможные подходы к проведению управленческого анализа. 69. Что дает «цепочка ценностей» М. Портера для анализа предприятия? 70. Какие сферы деятельности предприятия вы бы стали анализировать в первую очередь? 71. В чем заключаются особенности стратегического анализа производства организации по сравнению с традиционной оценкой организационно-технического уровня производства? 72. Какие аспекты имеют наибольшее значение при проведении анализа управленческого персонала организации? 73. Каково влияние организационной культуры и имиджа на стратегическую позицию организации? 74. Как оценивается стратегический потенциал организации? 75. В чем отличие стратегического анализа издержек от управленческого учета? 76. Как используется модель «цепочки ценностей (затрат)» для проведения стратегического анализа издержек? 77. Почему в современных организациях важно разрабатывать и использовать стратегию? 78. Существенно ли различаются стратегия многопрофильной организации (конгломератного типа) и стратегия фирмы, ориентированной на производство товара одного вида? В чем это различие? 79. Из каких элементов состоит цикл стратегического планирования? 80. Почему стратегическое планирование - это непрерывный процесс? 81. Приведите примеры планов и программ. Какой характер они имеют? 82. На основании каких факторов формулируется стратегия? 83. Может ли фирма выжить, если откажется от разработки и реализации стратегии? 84. Какие ролевые стратегии фирм вы можете назвать? В чем состоит каждая из них? Приведите примеры. 85. Проанализируйте деятельность предприятия с помощью матрицы Бостонской консультативной группы. Какая из стратегий наиболее желательна в будущем? Какие другие варианты возможны? Можете ли вы предложить свой вариант? 86. Какой тип плана готовится в первую очередь при создании новой фирмы и почему? 87. Какова связь между стратегическими, тактическими и иными планами? 88. Какие подразделения и ответственные лица должны курировать 89. Имеет ли смысл создавать планы в большом количестве? Когда следует заниматься планированием по ситуациям? 90. Какие препятствия активному тактическому планированию вы можете назвать? Каковы основные способы преодоления этих препятствий? 91. Как в стратегическом менеджменте осуществляется взаимосвязь системы планирования и контроля? 92. На какие вопросы должны быть получены ответы в процессе стратегического планирования? 93. Какие этапы стратегического управления охватывает модель стратегического планирования? 94. Какие требования предъявляются к стратегическим планам? 95. Охарактеризуйте структуру стратегического плана. 96. В чем состоит значение этапа реализации стратегии? 97. Какова структура процесса реализации стратегии? 98. Охарактеризуйте основные условия успешной реализации стратегии в компании. 99. Какие организационные изменения осуществляются в системе стратегического управления? 100. Какие уровни стратегических изменений можно выделить при реализации стратегии? 101. Почему возникает сопротивление при реализации стратегии и как оно проявляется? 102. Каковы рекомендации для преодоления сопротивления персонала стратегическим изменениям? 103. Какие способы преодоления противодействия запланированным организационным изменениям вы знаете? 104. В чем заключается взаимосвязь между реализацией стратегии и организационной структурой компании? 105. Охарактеризуйте преимущества и недостатки различных типов организационных структур управления с точки зрения стратегического управления. 106. Какую роль в реализации стратегии играет организационная культура? 107. Обоснуйте различия показателей результативности и эффективности. Приведите примеры конкретных показателей эффективности и результативности, которые используются в практике работы коммерческих и некоммерческих организаций, конкретно транспортных предприятий: 108. Какие методы контроля вы знаете? Приведите примеры каждого из них. 109. Что такое бенчмаркинг? Приведите примеры организаций и видов их деятельности, где сегодня применяется бенчмаркинг с наибольшим результатом. 110. Какая из корпоративной стратегии, на ваш взгляд, реализуется в вашей организации (где вы проходили практику)? 111. Что необходимо сделать для реализации данной конкретной корпоративной стратегии вашей организации? В чем заключаются соответствующие стратегические изменения? 112. Какие изменения претерпит организационная структура вашей организации? 113. Как изменится корпоративная культура вашей организации? 114. Кто и как будет осуществлять стратегические изменения? 115. От кого следует ожидать сопротивления организационным изменениям?
Date: 2015-10-19; view: 908; Нарушение авторских прав |