Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Темы курсовых работ и методические указания к ее выполнению и оформлению





Курсовая работа является итоговой работой студента по изученному курсу “Стратегический менеджмент”. Она должна выявить степень теоретической и практической подготовленности студента: способность самостоятельно разрабатывать стратегические цели, умение анализировать внешнюю среду предприятия, умение оценивать внутренние стороны организации, принимать обоснованные решения, улучшающие конечный результат. Курсовая работа выполняется на основе изучения инструктивных, нормативных материалов, литературных источников по данной проблеме, анализа функционирования предприятий.

Общими требованиями к курсовой работе являются: четкость построения плана курсовой работы, логическая последовательность изложения материала, убедительность аргументации основных положений работы, краткость и точность формулировок, конкретность изложения результатов работы, обоснованность выводов и предложений.

Тематика курсовых работ должна ориентировать студентов на решение актуальных проблем развития предприятия, анализ деятельности и предвидение стратегических направлений развития предприятий, оценку возможностей реализации стратегических планов. Всем студентам предоставляется право выбора темы курсовой работы из перечня тем курсовых работ. Темы курсовых работ, где упоминаются конкретные предприятия могут быть выбраны несколькими студентами, т.к. материал для каждого студента будет индивидуален

При разработке курсовой работы рекомендуется использовать законодательные акты и постановления правительства РФ по развитию агропромышленного комплекса, учебную, справочную литературу по вопросам стратегического планирования.

Исходными материалами являются отчеты, планы предприятия, статистическая отчетность, собственные исследования студентов. Выполнение курсовой работы начинают с подбора и изучения литературы и материалов. Затем в соответствии с планом курсовой работы излагают содержание изучаемого вопроса, сопровождая текст таблицами,рисунками, схемами, графиками, необходимыми расчетами. Примерная типовая схема основной части курсовой работы состоит из следующих разделов: введение; первая – теоретическая часть; вторая – аналитическая часть; третья – разработка стратегии предприятия, экономическое и финансовое обоснование стратегии; заключение – выводы и предложения.

Во введении обосновывается актуальность излагаемой проблемы. Здесь дается краткое описание рассматриваемых в работе вопросов по основным разделам. Введение обычно составляет 1-2 страницы рукописного текста.

В теоретической части основное внимание уделяется критическому обзору литературных источников, раскрывается степень изученности исследуемой проблемы. Также первый раздел должен содержать краткую характеристику исследуемого предприятия: местоположение, историю возникновения и деятельности, основные производственно- экономические показатели, оценку хозяйственной деятельности в целом.

В аналитической части курсовой работы проводится всесторонний анализ факторов внешней среды, влияющих на деятельность предприятия, а также анализ внутренних сильных и слабых сторон предприятия. Источниками информации для такого анализа являются: данные статистической отчетности, годовые отчеты предприятий, нормативные и методические материалы, информация о конъюнктуре рынка, сведения о потребителях продукции, средства массовой информации. При выполнении этой части курсовой работы особое внимание необходимо обратить на системность анализа, логичность изложения материала. При использовании цифрового материала для усиления его наглядности целесообразно пользоваться приемами наглядного изображения данных в виде таблиц, линейных графиков, столбиковых и круговых диаграмм. В заключение аналитической части дается общая оценка позиции предприятия на рынке, которая может быть выполнена методом SWOT – анализа. В этой части работы в зависимости от выбранной темы проводится анализ применяемых стратегий в различных направлениях деятельности предприятия.

В третьей части курсовой работы студенты должны изложить предлагаемую стратегию развитию развития предприятия и провести экономическое и финансовое обоснование выбранной стратегии. В данном разделе дается расчет полной себестоимости продукции. Также рассчитываются доходы от реализации продукции, валовая прибыль, определяется сумма налогов, чистая прибыль и рентабельность предприятия. Исходя из суммы необходимых капиталовложений определяется срок окупаемости. В дальнейшем, на основании полученных экономических показателей составляют финансовый план на последующие 3 года.


В разделе “ Выводы и предложения” формулируются основные рекомендации с указанием экономического эффекта от внедрения предлагаемых мероприятий и выбора стратегии.Отражается личный вклад студента, рекомендации относительно возможностей использования материалов работы.

ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Формирование стратегии предприятия в современных отечественных условиях.

2. Формирование миссии современного предприятия.

3. Факторы макро- и микросреды: отражение их в стратегическом плане предприятия

4. Стратегия развития хозяйственного портфеля российского предприятия и определяющие её факторы.

5. "Дерево стратегических целей" предприятия.

6. Анализ типа стратегического управления на предприятии: достоинства и недостатки.

7. Стратегическое управление по группам услуг.

8. Стратегическое управление по группам клиентов.

9. Дивизиональный тип стратегического управления

10. Проблемы выбора стратегического управления в современных отечественных условиях.

11. Основные факторы конкуренции на современных рынках. Специфика конкурентной среды на отечественных рынках.

12. Разработка системы управления конкурентоспособности предприятия

13.Особенности формирования конкурентной стратегии предприятия

14. Традиционные методы реализации конкурентной стратегии.

15.Недобросовестные методы реализации конкурентной стратегии.

16.Особенности формирования и реализации стратегии финансового менеджмента в современных отечественных условиях.

17. Особенности формирования и реализации стратегии обеспечения безопасности в современных отечественных условиях.

18.Рисковая стратегия в системе управления предприятием.

19.Высокорисковая стратегия: проблемы выбора.

20.Разработка стратегии управления персоналом (на материалах предприятия)

21.Разработка стратегии развития предприятия в условиях кризиса

22.Разработка рекомендаций по организации маркетинговой деятельности в рамках антикризисного управления предприятием

27.Совершенствование стратегии продаж в целях повышения устойчивости предприятия на материалах предприятия

28. Формирование стратегии и тактики конкуренции.

29. Анализ конкурентоспособности предприятия и разработка конкурентной стратегии

30. Формирование корпоративной стратегии (на примере конкретной организации).

31.Стратегия создания имиджа фирмы на рынке (программа работы с целевыми аудиториями фирмы).

32.Маркетинговая стратегия предприятия и маркетинг-микс.

33.Поведение потребителей (на рынке конкретного товара, услуги) и маркетинговая стратегия фирмы.

34.Стратегическая сегментация рынка и определение позиции продукта на рынке. 35.Формирование системы управления конкурентоспособностью предприятия

36. Разработка мероприятий по внедрению стратегического управления предприятием

37. Совершенствование процесса и порядка стратегического менеджмента предприятия

38. Оценка эффективности применяемых стратегий

39. Применение портфельного анализа при разработке стратегий развития предприятия

40. Стратегический анализ потенциала фирмы

41. Выработка стратегий с помощью портфельных матриц

42. Разработка рыночных стратегий предприятия

43.Разработка стратегии преобразований


44. Разработка производственной стратегии предприятия

45.Разработка информационной системы для стратегического менеджмента

46. Оценка системы стратегического менеджмента

47. Стратегии социального развития фирмы

48. Организация выполнения стратегии фирмы

49. Стратегии поведения фирмы в условиях риска

50.Планирование реализации стратегии

51.Условия реализации стратегии: структура и персонал предприятия.

52.Определение стратегических альтернатив и возможных критериев выбора альтернативных решений

53.Управление диверсифицированным предприятием

54.Разработка стратегии конкурентных преимуществ на основе низких издержек

55.Стратегический анализ и построение стратегии бизнеса

56.Матричные методы стратегического планирования

57.Финансово-экономическое обоснование стратегии фирмы

58.Формирование стратегии выхода фирмы на внешние рынки

59.Международные стратегии корпорации

60.Корпоративные стратегии: слияния и поглощения

61.Разработка стратегических целей предприятия в условиях конкуренции

62.Информационное обеспечение стратегического управления предприятием

63.Использование стратегического менеджмента в антикризисном регулировании деятельности предприятия

64.Стратегическое управлении инновациями в организации

65.Совершенствование стратегии продаж в целях повышения устойчивости предприятия

66. Разработка системы управления предприятием на основе выделения стратегических бизнес-единиц

67.Стратегическое планирование деятельности компании с учетом глобальных социально-экономических и экологических (демографических, культурных и др.) факторов

68.Использование консалтинга в стратегическом управлении предприятием

69.Использование стратегического управления в российских и зарубежных компаниях: сравнительный анализ Коммуникации в системе стратегического управления предприятием

70.Малый бизнес: перспективные стратеги развития

Вопросы к зачету

1. Сущность стратегического менеджмента

2. Предпосылки возникновения стратегического менеджмента

3. Технология разработки стратегии фирмы

4. Этапы развития корпоративного управления

5. Особенности стратегических решений

6. Два подхода к организации управления: производственный и маркетинговый

7. Основные этапы стратегического менеджмента

8. Подсистемы менеджмента

9. Основные составляющие стратегического менеджмента

10. Факторы внешней среды, методы анализа

11. Факторы внутренней среды, методы анализа

12. SWOT – анализ

13. Типы стратегий

14. Методы портфельного анализа

15. Миссия и цели предприятия

16. Матрица БКГ, Маккензи

17. Функции и принципы стратегического менеджмента

18. Методы изучения товарной политики предприятия: АВС – анализ

19. Методы изучения товарной политики предприятия: XYZ- анализ

20. Отличие стратегического планирования от долгосрочного и оперативного


Вопросы к экзамену

1. Сущность понятия стратегии предприятия. Элементы стратегии.

2. Понятие, цели, задачи стратегического менеджмента.

3..Понятие стратегической единицы бизнеса и портфеля предприятия

4. Факторы возникновения стратегического менеджмента.

5. Классификация стратегического менеджмента.

6. Этапы развития стратегического менеджмента.

7. Миссия и цели предприятия

8. Внешняя среда предприятия.

9. Анализ внешней среды организации.

10. Методика PEST – анализа.

11. SNW – подход к анализу внутренних ресурсов.

12. АВС-анализ

13. XYZ- анализ

14. Уровни стратегии предприятия.

15. Функциональные стратегии предприятия.

16. Стили поведения организации на рынке.

17. Отличия стратегического управления от долгосрочного.

18. Отличия стратегического управления от оперативного управления.

19. Основные этапы стратегического менеджмента.

20. Процесс планирования стратегии.

21. Матрица конкурентных преимуществ.

22. Модель реакции конкурентов.

23. Цели и этапы портфельного анализа.

24. Порядок составления матрицы БКГ.

25. Сущность и показатели матрицы МсKincey.

26. Матрица Ансоффа.

27. Матрица внешних приобретений.

28. Факторы, влияющие на развитие предприятия.

29. Руководство процессом выполнения стратегии.

30. Факторы, влияющие на разработку и реализацию стратегии предприятия.

31. Объекты стратегического менеджмента. Результаты стратегического управления.

32. Методы стратегического анализа (один метод на выбор, кроме SWOT- анализа).

33. Сущность SWOT- анализа. Преимущества и недостатки его использования.

34. Методы конкурентного анализа (один на выбор).

35. Подходы к разработке конкурентной стратегии по М. Портеру.

36. Классификация стратегий предприятия (базисные стратегии предприятия).

37. Управление реализацией стратегии предприятия.

38. Управление изменениями. Виды изменений.

39. Модели управления стратегическими изменениями.

40. Методы управления сопротивлением персонала в процессе проведения изменений.

41. Создание службы стратегического менеджмента.

42. Порядок принятия стратегических решений.

43. Стратегическая пирамида.

44. Стратегия развития рынка

45. Стратегия диверсификации

Тесты

Тест 1. «Базисные стратегии»

1. Предприятие пытается улучшить свой продукт или начать производить новый, не меняя при этом отрасли; ведет поиск возможностей улучшения положения на существующем рынке, чтобы с данным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции. Предприятие преследует стратегию:

А. усиления позиции на рынке,

Б. развития рынка,

В. развития продукта.

2. Следуя стратегии концентрированного роста, предприятие на существующем рынке усиливает маркетинговые воздействия по продвижению производимого товара. Предприятие преследует стратегию:

А. усиления позиции на рынке,

Б. развития рынка,

В. развития продукта.

3. Предприятие – поставщик детской одежды – имеет сеть розничных магазинов по городу. Стратегические планы по развитию связаны с созданием собственного подразделения по пошиву детской одежды, т. к. в этом случае, по мнению руководства, повысится оперативность выполнения заказов. Какой тип стратегии здесь описан?

А. стратегия развития продукта,

Б. стратегия обратной вертикальной интеграции,

В. стратегия вперед идущей вертикальной интеграции.

4. Крупная розничная сеть по реализации продуктов питания принимает решение о включении в товарную номенклатуру предметов бытовой химии, кухонной посуды, средств по уходу за телом и волосами, игрушек, сувениров. Какой это тип стратегии:

А. стратегия развития рынка,

Б. стратегия центрированной диверсификации,

В. стратегия горизонтальной диверсификации

5. Руководство предприятия по предоставлению парикмахерских услуг элит-класса принимает решение о создании спортивного центра с доступными ценами для потребителей со средним уровнем достатка. В рекламной кампании предусмотрено информирование нынешних клиентов по парикмахерским услугам об открытии спортивного центра. Предприятие использует стратегию:

А. центрированной диверсификации,

Б. горизонтальной диверсификации,

В. конгломеративной диверсификации

6. Стратегия обратной вертикальной интеграции направлена на рост фирмы:

А. за счет приобретения или усиления контроля над поставщиками

Б. за счет приобретения или усиления контроля над структурами, находящимися между фирмой и конечным потребителем

В. за счет укрепления вертикали власти в организационной структуре

7. Стратегия «сбора урожая» означает:

А. отказ от долгосрочного взгляда на бизнес в пользу максимального получения доходов в краткосрочной перспективе

Б. отказ от получения прибыли в краткосрочной перспективе с тем, чтобы получать максимальную прибыль в долгосрочной перспективе

В. продукция предприятия имеет лучшее, чем у конкурентов, качество, и продается дороже

 

8. Какая из перечисленных стратегий носит временный характер:

А. стратегия ликвидации,

Б. стратегия «сбора урожая»,

В. стратегия сокращения расходов.

Тест 2. «Стратегическое управление»

А. Миссия в стратегическом управлении означает:

1. Производство товаров и услуг с целью получения прибыли

2. установление динамичного баланса с окружением

3. выживание организации в долгосрочной перспективе посредством установления динамичного баланса с окружением

4. предназначение организации, выраженное в конкретных направлениях деятельности

Б. Объект концентрации внимания стратегического управления:

1. новые возможности в конкурентной борьбе

2. отслеживание и адаптация к изменениям во внешним окружении

3. новые возможности в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация к изменениям во внешнем окружении, взгляд вовне организации

4. все перечисленное в п. 3 и внутриорганизационные процедуры

В. Стратегическое управление – это:

1. долгосрочный план деятельности предприятия

2. такое управление, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует деятельность предприятия внешние изменения, что дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе

3. результат анализа сильных и слабых сторон организации

4. средство достижения генеральных целей деятельности организации

Г. Стратегическое планирование и долгосрочное планирование:

1. это одно и то же (синонимы)

2. отличаются тем, что стратегическому планированию характерна адаптивность, а долгосрочному – нет

3. отличаются тем, что в долгосрочном планировании используется экстраполяция, а в стратегическом – нет

4. имеют одинаковый горизонт планирования

Д. Приростный стиль поведения организации означает, что:

1. постановка целей осуществляется «от достигнутого» (методом экстраполяции)

2. организация стремиться к предвосхищению будущих опасностей и новых возможностей

3. использующая его организация – некоммерческая

4. организация отказывается участвовать в конкурентной борьбе

Е. Результат стратегического управления выражается в том, что:

1. на предприятии разработан план стратегии развития

2. предприятие получает большую прибыль

3. на предприятии сформирован потенциал, который обеспечивает достижение целей в будущем

4. на предприятии сформирован потенциал, который обеспечивает достижение целей в будущем; внутренняя среда предприятия адаптивна к внешним изменениям

Ж. Процесс разработки стратегии включает этапы:

1. постановка стратегических целей, разработка стратегических альтернатив, выбор стратегии, реализация стратегии, контроль

2. анализ внешней и внутренней среды, формирование стратегических целей, разработка стратегии, реализация стратегии, контроль

3. анализ внутренней и внешней среды, определение миссии и целей, разработка стратегических альтернатив, выбор стратегии, реализация, контроль

4. определение миссии, анализ внутренней и внешней среды, определение целей, реализация стратегии, контроль

З. Подход к разработке стратегии «Лидерство по издержкам» (по М. Портеру) означает, что:

1. фирма предлагает продукт стандартного качества по сниженным ценам в период распродажи

2. фирма предлагает продукт/услугу стандартного качества по более низким ценам, чем конкуренты

3. фирма экономит на рабочей силе, качестве сырья; в результате продает продукт худшего качества по средним в отрасли ценам

4. фирма намеревается использовать демпинг

И. Стратегия обратной вертикальной интеграции направлена на рост фирмы:

1. за счет приобретения или усиления контроля над поставщиками

2. за счет приобретения или усиления контроля над структурами, находящимися между фирмой и конечным потребителем

3. за счет укрепления вертикали власти в организационной структуре

4. за счет использования передовых автоматизированных систем управления

К. Стратегия «сбора урожая» означает:

1. отказ от получения доходов в долгосрочной перспективе и расширение группы лояльных потребителей

2. отказ от долгосрочного взгляда на бизнес в пользу максимального получения доходов в краткосрочной перспективе

3. отказ от получения прибыли в краткосрочной перспективе с тем, чтобы получать максимальную прибыль в долгосрочной перспективе

4. продукция предприятия имеет лучшее, чем у конкурентов, качество, и продается дороже

Л. Анализ внешней среды предприятия предполагает:

1. изучение экономических, правовых, политических, социальных, технологических факторов

2. изучение покупателей, поставщиков, конкурентов

3. изучение экономических, правовых, политических, социальных, технологических факторов, покупателей, поставщиков, конкурентов

4. изучение экономических, правовых, политических, социальных, технологических факторов, покупателей, поставщиков, конкурентов, работников организации, организационной структуры управления

Контрольные задания для проверки остаточных знаний

студентов

1.Каковы позиция и роль стратегического управления в общей системе менеджмента?

2.Дайте определение понятию «стратегическое управление». Выделите в содержании этого понятия ключевые термины, являющиеся самостоятельными понятиями.

3.В чем заключаются основные причины возникновения стратегического управления?

4.Определите специфические особенности стратегического управления по сравнению с тактическим и оперативным.

5.Перечислите основные понятия, составляющие «язык» стратегического менеджмента. Раскройте содержание этих понятий.

6.Что понимается под объектом и предметом стратегического менеджмента? Приведите примеры.

7.Что является продуктом стратегического управления? Какие проблемы организации относятся к сфере стратегического менеджмента?

8.Каково основное содержание этапов стратегического менеджмента?

9.Перечислите и дайте характеристику функциям управления.

10.Каковы отличительные особенности стратегических решений?

11.В чем отличие понятий «миссия», «стратегические установки», «цели» и «задачи» в стратегическом менеджменте?

12.Как формируется миссия организации?

13.Как формируются стратегические цели организации?

14.Каким образом обеспечивается единство миссии, целей и стратегии организации и их непротиворечивость?

15.Какие методы используются при формировании системы стратегических целей организации?

16.Дайте характеристику и определите содержание стадий стратегического менеджмента: планирования, реализации стратегии, стратегического контроля.

17. Попытайтесь охарактеризовать место и роль стратегического менеджмента в общей эволюции управления.

18.Что понимается под стратегией предприятия?

19.Назовите основные элементы стратегии и раскройте их содержание.

20.Приведите классификацию стратегий предприятия. Что лежит в основе этой классификации?

21.Чем отличается корпоративная стратегия от других стратегий предприятия?

22.На каком уровне стратегических решений принимается корпоративная стратегия?

23.Охарактеризуйте основные стратегии бизнеса.

24.Назовите базовые стратегии конкуренции.

25.Каковы условия реализации и риски стратегии лидерства в издержках?

26.В чем проявляются преимущества и недостатки стратегии дифференциации?

27.Охарактеризуйте стратегию фокусирования.

28.Что понимается под стратегией диверсификации?

29.Каковы особенности процесса развития конкурентных стратегий в современном мире?

30.Какие конкурентные стратегии используются на предприятиях?

31.Почему правильное формирование функциональных стратегий называют «неподнятой целиной» менеджмента организации?

32.Назовите виды функциональных стратегий и охарактеризуйте их.

33.Каковы место и роль маркетинговой стратегии в стратегическом менеджменте?

34.Раскройте содержание понятия «производственная стратегия».

35.Почему стратегию управлений персоналом называют ключевой функциональной стратегией?

36. Что такое внешняя среда организации и каковы ее основные характеристики?

37. Что такое SWOT-анализ и для чего он нужен?

38.Какие тенденции развития российского рынка можно рассматривать как возможности, а какие - как угрозы? Обоснуйте свой ответ.

39. Охарактеризуйте критерии выделения стратегических групп.

40. Что такое управленческий анализ?

41. Раскройте содержание понятия «конкурентоспособность организации».

42. Что дает «цепочка ценностей» М. Портера для анализа предприятия?

44. Как оценивается стратегический потенциал организации?

45. Какова связь между стратегическими, тактическими и иными планами?

46. Охарактеризуйте структуру стратегического плана.

47. Охарактеризуйте основные условия успешной реализации стратегии в компании.

48.Какие организационные изменения осуществляются в системе стратегического управления?

49. Почему возникает сопротивление при реализации стратегии и как оно проявляется?

50. Какие методы контроля вы знаете? Приведите примеры каждого из них.







Date: 2015-10-19; view: 477; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.058 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию