Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подростки





Психологические особенности подростка. Подростковый возраст — остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С од­ной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность, свертыва­ние прежде устоявшихся норм, характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством по­ложительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т. д. Главное, данный период отличается вы­ходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в ко­торой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход их от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии само­оценки, приобретаются в ходе особой деятельности — самопозна­ния. Основной формой самопознания подростка является сравне­ние себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.

Поведение подростка регулируется его самооценкой, а само­оценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Но самооценка младших подростков противоречива, недостаточно це­лостна, поэтому и в их поведении может возникнуть много немо­тивированных поступков. Первостепенное значение в этом возрасте приобретает обще­ние со сверстниками. Общаясь с друзьями, младшие подростки ак­тивно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на запо­веди «кодекса товарищества». Внешние проявления коммуника­тивного поведения младших подростков весьма противоречивы. С одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть такими же, как все, с другой — желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авто­ритет товарищей, с другой—бравирование собственными недо­статками. Страстное желание иметь верного близкого друга со­существует у младших подростков с лихорадочной сменой прия­телей, способностью моментально очаровываться и столь же быст­ро разочаровываться в бывших «друзьях на всю жизнь».

Главная ценность отметки для учеников III—VII классов в том, что она дает возможность занять в классе более высокое положение. Если такое же положение можно занять за счет про­явления других качеств, значимость отметки падает. Через приз­му общественного мнения класса ребята воспринимают и своих учителей. Поэтому нередко младшие подростки идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину и, чувствуя молчаливое одоб­рение одноклассников, не испытывают при этом неприятных субъ­ективных переживаний. Подросток во всех отношениях обуреваем жаждой «нормы», чтобы у него было «как у всех», «как у других». Но для этого возраста характерна как раз диспропорция, т. е. отсутствие «норм». Разница в темпах развития оказывает заметное влияние на психику и самосознание.

Сравнивая развитие рано (акселеранты) и поздно (ретардан­ты) созревающих мальчиков-подростков, можно прийти к выводу, что первые имеют ряд преимуществ перед вторыми. Мальчики-акселеранты увереннее чувствуют себя со сверстниками и имеют более благоприятный образ «Я». Раннее физическое развитие, давая преимущества в росте, физической силе и т. п., способству­ет повышению престижа у сверстников и уровня притязаний. Именно в этот период происходит интенсивное развитие внут­ренней жизни: наряду с приятельством возникает дружба, питаемая взаимной конфидентностью. Меняется содержание писем, ко­торые теряют свой стереотипный и описательный характер, в них появляются описания переживаний; делаются попытки вести ин­тимные дневники и начинаются первые влюбленности.

Современный подросток. Он видит перспективу своей полезно­сти для других в обогащении собственной индивидуальности. Но расхождение между стремлениями подростка, связанными с осо­знанием своих возможностей, утверждением себя как личности, с положением ребенка-школьника, зависимого от воли взросло­го, вызывает углубление кризиса самооценки. Даже по сравнению с началом 1970-х гг. появилось больше (на 20—25%) подростков, у которых преобладает негативная самооценка, что влияет на об­щий жизненный тонус детей. Четко проявляется неприятие оце­нок взрослых независимо от их правоты. Причина кроется прежде всего в отсутствии должных условий для удовлетворения обост­ренной потребности подростка в общественном признании. Это оборачивается искусственной задержкой личностного самоопреде­ления, находит отражение, в частности, в тяге подростков к ин­тимно-личностному и стихийно-групповому общению со сверстни­ками, к появлению разного рода подростковых компаний, нефор­мальных групп. В процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость, по­вышенная тревожность, замкнутость и пр.


На основе готовности к труду формируется осознанное стрем­ление подростка применить свои возможности, проявить себя. Именно развернутая общественно полезная деятельность, где раз­ные ее виды (учебная работа, физический труд, художественное творчество, спортивные, организационные дела и др.) объединены единым стрежнем — мотивом пользы для людей, приобретает ве­дущее значение в психологическом развитии подростков, вклю­чая их в качественно новые отношения с обществом, выражая об­щественную сущность ребенка. Чувство взрослости подростка. Чувство взрослости, занимаю­щее одно из самых существенных мест во внутренней позиции подростка, состоит в том, что подросток уже не хочет, чтобы его считали ребенком, он претендует на роль взрослого. Преодоление конфликтов между подростками. Овладение нор­мами дружбы — важнейшее приобретение ребенка в подростковом возрасте. Преодоление конфликтов между одноклассниками за­ключается в создании таких объективных условий в коллективе, когда каждый подросток будет поставлен перед необходимостью развивать в себе качества хорошего товарища. Хорошие результа­ты дает совместная деятельность и переживание конфликтующи­ми сторонами успеха общей деятельности. Организуемая деятель­ность должна быть значимой для коллектива и соответствовать возможностям включенных в нее подростков. Подростки, склонные к побегам из дома. У большинства по­добных подростков нет привязанности к родителям, другим чле­нам семьи, что объясняется заброшенностью, невниманием к ним в семье. Им присуще в целом негативное отношение к учителям, отсутствие крепких дружеских связей со сверстниками. Этим под­росткам присущи такие личностные особенности, как стремление к доминированию, что может стать источником конфликта как внешнего, в случае если это стремление встретит противодействие, так и внутреннего, если подросток осознает, что у него нет для этого достаточных возможностей; отгороженность от сверстников и других людей, нежелание общаться в больших группах; стрем­ление к нарушению социальных норм.







Date: 2015-10-19; view: 860; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию