Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос № 50. Образовательные (учебные) технологии: понятие и виды





Технология в соответствии с определением, даваемым в Большой Советской Энциклопедии, - это искусство, мастерство, умение в совокупности с методами обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Из этого следует, что понятие технологии связано в большей степени с производством материальных ценностей. Действительно, в прошлом веке с развитием крупной промышленности и машинного производства возникла необходимость расчленения этого процесса на отдельные элементы, операции, этапы. Усложнение промышленного производства потребовало осознанного использования научных рекомендаций в практических целях, и эту миссию взяла на себя технология. Со временем термин «технология» стал широко применяться и в других сферах человеческой деятельности, т.е. приобрел широкое философское толкование.

Таким образом, технология в процессуальном смысле отвечает на вопросы, как сделать и какими средствами, причем этим вопросам предшествует четкое определение цели, указывающей, «что надо получить».

С другой стороны, на протяжении человеческой цивилизации, наряду с промышленными технологиями, использовались и социальные технологии, поскольку люди долгие века управляли своими общественными делами, передавали накапливаемые знания, информацию от поколения к поколению. При этом всегда пользовались технологиями, которые в большинстве случаев специально не разрабатывались, были достаточно простыми, да и сами социальные связи не требовали технологизации, так как могли быть освоены интуитивно, эмпирически. Социальный прогресс в то время был возможен на основе прошлых правил, предписаний, традиций, культурных образцов, т.е. традиционных процедур и операций, которые целенаправленно, сознательно не разрабатывались и нередко относились к числу рутинных.

Современные социально-экономические условия требуют разработки наукоемких социальных технологий, которые обеспечат передачу социальной информации в результате социального наследования не на уровне интуиции, прошлого опыта, а на прочной основе современных научных данных, технологизациии и информатизации социального пространства.

Смысл и назначение любой социальной технологии - оптимизировать управленческий процесс, исключить из него все виды деятельности и операции, которые не являются необходимыми для получения социального результата. Использование технологий- это главный ресурс, позволяющий снизить затраты на управление, повысить эффективность управленческого воздействия. Активный процесс технологизации социальной жизни связан с научно-технической, информационной и менеджеральной революциями, когда общество стало искать приоритеты не только на пути технического прогресса, но и на основе социальной ориентации рынка, правильного использования человеческого ресурса, развития и защиты интеллектуальной собственности.

Анализ образовательных процессов показывает, что технологии обучения являются составной частью социальных технологий, поскольку протекают в системе образования, которая, в свою очередь, являющейся социальной системой.

Историко-аналитическое исследование литературных и библиографических источников, показало, что понятие технологии обучения (ТО) не является чем-то новым в педагогике. В практике обучения также имеют хождение следующие термины: «образовательные технологии», «технологии в обучении», «технологии в образовании» и др.. Как показали исследования Т.С. Назаровой, впервые термин «педагогическая технология» появился в 20-е годы ХХ века. Однако, с нашей точки зрения наиболее полное исследование по истории происхождения и становления понятия «технологий обучения», давших неожиданные результаты, проведены Н.П. Масловой. В своей работе «Ноосферное образование» она показала, что термин «технология» впервые в отечественной педагогической литературе был использован в 20-е годы ХVIII в. Федором Поликарповым-«справщиком», а позже директором Московского печатного двора, автором ряда учебных книг. Среди них «Славяно-греко-латинский лексикон»(1704г.), «Технология» (1725г.).

Обобщая проведенные многочисленными авторами исследования, можно сказать, что в 1940-50-е годы в связи с внедрением в процесс обучения технических средств стал широко использоваться термин «технология образования», который в последующие годы (1950-1960) под влиянием работ по методике применения различных технических средств, в частности, кино, радио, стал звучать как «педагогические технологии».


В середине 60-х годов понятие «педагогическая технология» подверглась широкому обсуждению в зарубежной печати и на международных конференциях.

В работе "Технология обучения в системе высшего образования" Ф.Янушкевич, один из ведущих специалистов в этой области, определил, что технология обучения - это система указаний, которые в ходе использования современных методов и средств обучения должны обеспечить подготовку специалиста за возможно более сжатые сроки при оптимальных затратах сил и средств.

Представитель высшей военной школы, исследовавший данную проблему, Э.Н.Коротков формулирует следующее определение технологии обучения: "С одной стороны, технология обучения - это системное, целостное знание о способах проектирования и организации всего процесса обучения на основе развернутой последовательности точно определенных дидактических целей. С другой стороны, технология обучения - это научно организованный, развернутый по времени процесс обучения, в котором проектируется и реализуется вся система взаимосвязей между целями, содержанием, методами, средствами, формами обучения, система контроля, оценки и коррекции учебной и преподавательской деятельности".

Расширенную трактовку понятия дает Н.В. Маслова, которая трактует ее, как систему, включающую в себя концепцию образования, цель образования, методику, учителя, ученика, администрации, здания, учебники и учебные пособия, программы, технические средства обучения (ТСО), финансирование.

Признаками технологичности образовательного процесса являются:

детальное описание образовательных целей

· проектирование (поэтапное описание способов достижения заданных результатов

· системное применение психолого – педагогических и технических средствпредставления, восприятия, переработки учебной и социокультурной информации;

· системное использование обратной связи с целью корректировки и оценки эффективности образовательного процесса;

· гарантированность достигаемых результатов;

· воспроизводимость процесса вне зависимости от мастерства педагога;

· оптимальность затрачиваемых ресурсов и усилий.

Оптимальным предполагается такой способ проектирования и организации образовательного процесса, при котором:

· Основной акцент делается на организацию различных видов деятельности обучаемых;

· Преподаватель выступает в роли педагога – менеджера, а не транслятора учебной информации;

· Информация используется как средство организации деятельности, а не цель обучения;

· Обучаемый выступает в качестве субъекта деятельности наряду с преподавателями, а его личностное развитие выступает как одна из главных образовательных целей.

Классификация образовательных технологий

Основанием данной классификации взята базовая культура личности, которая включает в себя систему знаний и развитие личности. Хотелось бы отметить невозможность и нецелесообразность применения при подготовке будущего учителя одной технологии, так как процесс непрерывного образования предполагает их комплексное использование.

Технологии здоровьетворения

Валеологическая
Рефлексивная

 

Ведущими признаками данной группы технологий является:

совокупность направлений (физического, духовного, душевного) развития;
создание благоприятной микросреды для развития субъекта в зоне деятельности;
направленность на релаксацию психофизиологических процессов;
.создание условий для анализа и самоанализа деятельности

Когнитивные технологии


 информационные;

 технология полного усвоения знаний;

 модульная технология

 

Данную группу технологий характеризуют признаки:

cовокупность знаний, умений, навыков;
cоздание ситуации успеха(использование разнообразных педагогических средств).
развитие субъекта, через систему ЗУНов;
четкая организация мыслительной деятельности;
создание образа действия, через постановку проблемы и ее решение;
логика и последовательность всех компонентов, используемых технологий;
рефлексия (анализ взаимодеятельности, своего состояния, самоанализ деятельности и саморазвития)

 

Коммуникативные технологии:

технология педагогической диагностики
интерактивная технология
личностно-ориентированная технология и др.

 

Эти технологии предполагают:

 учет личностных характеристик: природные способности, умение осуществлять учебную и речевую деятельность, личный опыт, контекст деятельности, набор определенных чувств и эмоций, интерес и статус в коллективе;

 коллективное взаимодействие, то есть активное общение друг с другом, при котором условием успеха каждого являются успехи остальных;

 сотрудничество и равноправное речевое партнерство между учителем и учеником;

 использование языка как средства общения, идентификации, социализации и приобщения индивида к культурным ценностям

 

Креативные технологии

 технология проблемного обучения;

 технология смыслотворчества;

 игровая технология;

 проектная технология;

 коллективно-мыслительная деятельность и др.

Эти технологии предполагают:

 активность обучаемого;

 связь обучения с опытом, игрой и трудом;

 усвоение учебного материала с различных позиций;

 использование различных организационных форм обучения;

 учет принципа завершенности (ориентация на конечные результаты)

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных тех­нологий. Это те, что «запатентованы», то есть описаны и пред­ложены для использования. Их анализ убеждает, что они со­зданы не только на разных мировоззренческих основах и в рам­ках разных образовательных парадигм и соответственно мето­дик, но и на стыках, взаимодополнении, взаимодействии неко­торых из них. Именно поэтому современная отечественная си­стема образования, судя по используемым технологиям, — это «многоукладная» система, трудно поддающаяся типологизации и описанию. Мы, например, сейчас живем сразу в четырех из шести парадигм: объяснительно-иллюстративного, адаптивно­го, развивающего и культурологического обучения. То, что ци­вилизованный мир «проживал» поэтапно, постепенно, мы де­лаем разом, фронтально двигаясь во всех направлениях.


Практически все известные образовательные технологии можно поделить на четыре группы по тем идеям, которые лег­ли в основу их создания.

Первая группа — это технологии жесткого управления позна­вательным процессом. Они имеют в основе четкую дозировку учебного материала, пошаговое его усвоение, пооперационно-поэтапный контроль и оценивание. Двигаясь в этом направле­нии, проектировщики технологий предполагают облегчить «судьбу» ученика, сделав учебный материал и учебные действия с ним понятными, посильными, открытыми. Они убеждены, что, двигаясь таким образом, можно повысить прочность усво­енного и непрерывность знания, разнообразить процесс обуче­ния введением технических средств, усилить самоконтроль.

Вторую группу образовательных технологий составляют те, что руководствуются идеей «свободного» воспитания, будь то в природе или социуме. Основные положения этих технологии состоят в проектировании образовательных процессов «от ре­бенка», от его потребностей, мотивов, возможностей, способ­ностей. При этом не без основания полагается, что вся систе­ма «детства» изначально, интуитивно не менее умна, полна и целесообразна, чем взрослая, что при минимальном, детер­минированном детьми воздействии учителя можно получить не меньший, а даже больший результат. Задача педагога при использовании этих технологий состоит, прежде всего, в со­здании целесообразных условий, среды, информационного обеспечения для развития и обучения учащегося.

Третья группа образовательных технологий — это те, что открыто и скрыто формировались на «теории отмирания школы», что родилась в двадцатые годы у нас, а через пять десятилетий проросла на Западе как идея «дескулизации школы». В основе лежат идеи критики школы с ее нормированием и формализа­цией содержания обучения, режима дня и года, властью пре­подавателя и директора, классной формой селекции детей по возрасту и т.д. Из школы полагалось убрать все, что жестко рег­ламентирует процесс познания учащегося. И, прежде всего, расширить источники познания, включив, кроме учебников, и другие источники.

К таким преодолевающим «школярство» и формализм шко­лы как образовательного института относятся технологии: источниковое обучение, концентрированное обучение («погру­жение»), ди­станционное обучение, школа диалога культур и др. В этих технологиях разрушаются времен­ные рамки урока, происходит отказ от классно-урочной сис­темы с ее формулой «единства места, времени, действий» уча­стников педагогического процесса.

Заметим, что технологии, возникающие на идеях «свобод­ного воспитания» и «теории отмирания школы», достаточно мягки, ненасильственны, менее регламентированы. Здесь достаточно широк диапазон выбора для обучающегося содержания, источника познания, способа учения, режима и темпа учения.

Наконец, четвертую группу образовательных технологий можно назвать техногенной. В основе лежат идеи невропсихического воздействия на личность с целью высвобождения ее потенциальных познавательных возможностей. К этой группе относятся такие мало изученные технологии, как суггестия, обучение во сне, обучение на основе биоритмологии, гипнотическое обучение, медитации и др. Все они находятся в стадии разработки и воспринимаются с огромной опаской, ибо связаны с зомбированием, влиянием на подкорковый, бессознательный уровень восприятия и воспроизведения учебного материала. Совер­шенно не проверены последствия такого обучения, его влия­ние на другие структуры личности, на человеческую природу вообще. Технологии эти только внешне мягкие, не требующие от человека усилий воли, и напротив, расслабляющие его, на самом деле это технологии жесткого нейропсихического уп­равления человеческим сознанием извне.

Мультимедиа технологии позволяют использовать текст, графику, видео, и мультиплиацию в интерактивном режиме тем самым расширяя область применения компьютера в учебном процессе.

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения». Вообще говоря, любая педагогическая технология-это информационная технология, так как в основу технологического процесса обучения составляет информация и её движение. На наш взгляд, более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.

 







Date: 2015-10-19; view: 630; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию