Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос № 43. Особенности и система социологического образования
Система образования в России. Система социологического образования как составная часть общей системы образования. Типы образовательных учреждений, задействованных в системе социологического образования. Звенья единой системы непрерывного образования. Особенности социологического образования в общем образовании с учетом перехода старшей школы на профильное обучение (создание профильных классов), в специальном (профессиональном) образовании (ВУЗы, колледжи). Особенности и различия классического вузовского образования с двухступенчатым общеевропейским -бакалавриатом и магистратом. Специфика обучения социологии студентов несоциологических специальностей и студентов-социологов. Аспирантура и докторантура. Российское общество социологов как добровольная научная организация, осуществляющая свою деятельность под руководством РАН (1993 г.). Академия социальных наук (социологическое отделение) - общественная самоуправляющаяся организация (1994 г.). Одним из основных моментов становления личности, ее социализации, формирования полноценного члена общества, является процесс образования. В самом общем плане образование определяется как процесс и результат усвоения систематических знаний, умений и навыков. Основным путем получения знаний является обучение в различных учебных заведениях. В современных условиях, когда объем знаний возрастает в геометрической прогрессии, человеку, в сущности, приходится обучаться всю жизнь, т.е. с момента появления на свет и до глубокой старости человек должен получать и обновлять свои знания, умения и навыки. Остановка в этом процессе означает остановку творческого роста и служебной карьеры. Процесс образования предполагает передачу знаний от одного поколения другому: старшие обучают младших, более образованные обучают менее образованных, специалисты обучают неспециалистов. При этом учитывается как внешнее воздействие на обучающихся, так и их индивидуальные качества: природные задатки, дарования, воля, целеустремленность и т.д., что и обеспечивает ту или иную результативность образования. Система образования включает в себя общие и специальные виды обучения. Общие - это дошкольные и школьные структуры образования и воспитания. В советский период средняя школа была жестко унифицирована и по регионам, и по времени обучения, и по объему знаний. В настоящее время среднее образование в старших классах стало все больше испытывать потребность в специализации, что привело к появлению различных специализированных школ, колледжей и лицеев. Тем самым городская средняя школа по уровню сообщаемых знаний ушла далеко вперед по сравнению со школой деревенского типа, что объективно создает предпосылки для интеллектуального и социального неравенства. Структура специального образования включает в себя средние и высшие учебные заведения. Среднее образование (техникумы, училища, колледжи) готовят специалистов среднего управленческого звена или практических работников для всех основных сфер народного хозяйства. Например, техникумы, педучилище, медучилище, музучилище и т.д. готовят практических работников соответствующих учреждений. Техникумы - наиболее привычная и устоявшаяся структура сред-го специального образования, в сущности, это те же училища только с техническим уклоном. В период перестройки в системе среднего образования стали происходить определенные изменения, в частности, появились такие учреждения, как колледжи, а также ряд профессионально-технических училищ преобразовался в высшие училища - появились высшие производственные училища и высшие технические училища, работающие по программам средних специальных учреждений. Нужно отметить, что это стихийное формирование учебных заведений нового типа привело к ряду парадоксов, отнюдь не способствуя четкому разграничению уровней образования. Так традиционные училища (медицинского или педагогического профиля) по-прежнему сохранили свои названия, ряд же профессиональных училищ, готовивших квалифицированных рабочих, присовокупив к своим названиям определение «высшее», волей-неволей воспринимаются как нечто более высокое, чем традиционные училища или даже техникумы, т.к. их трудно отличить (по названию) от училищ высшей школы, например, от высшего пожарно-технического военного училища, которое относится к системе высшего образования, и ряд других парадоксов. Такая же путаница произошла и с колледжами, которые появились во всех трех уровнях образования от школы до вуза. Путаница усиливается еще и за счет того, что в разных категориях учебных заведений уровнялись сроки обучения, например, в техникумах и некоторых вузах срок обучения четыре года, с другой стороны, в рамках одной и той же категории утвердились разные сроки обучения: в вузах от четырех до шести лет, в средних учебных заведениях двух до четырех лет и т.д. Высшее образование - это система подготовки специалистов высшей квалификации для различных областей производства, управления и культуры, это такой образовательный институт, который формирует интеллектуальную элиту общества, готовит высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих дальнейшее развитие науки, техники и образования, без чего невозможен дальнейший рост и развитие общества. Система высшего образования включает в себя университеты, академии, институты, колледжи и училища высшего типа, которые в своей совокупности представляют собой целостную систему высшего образования. Сюда же относятся и такие специальные заведения, как духовные семинарии. Кроме указанных уровней система образования включает в себя специальные учреждения, в рамках которых осуществляется послевузовская подготовка и переподготовка кадров высшей квалификации. В качестве таких учреждений выступают академии и институты, в стенах которых повышают свою квалификацию врачи, учителя, юристы, вузовские работники, работники сферы управления и т.д. Некоторые учебные заведения совмещают в своих структурах функции как вузовской, так и послевузовской подготовки. Отличием классического вузовского образования от двухступенчатой общеевропейской системой заключается в том, что общеевропейская система дает возможность стать бакалавром по одной специальности, а магистратуру закончить по другой. Таким образом, студентам предоставляется шанс комбинировать знания из различных областей и готовить себя к профессиональной деятельности на стыке существующих специальностей. В классификаторе направлений и специальностей высшего профессионального образования (по гуманитарным и социально-экономическим наукам) социология указана как наука и как специальность. В требованиях государственного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по любому из перечисленных направлений, что бакалавр-несоциолог должен: ♦ иметь научное представление о социологическом подходе к личности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и исходах социальных процессов; ♦ знать типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать; ♦ владеть основами социологического анализа. Требования к знаниям и умениям, а также характеристика минимума содержания профессиональной образовательной программы для социологов-профессионалов значительно обширнее и глубже. На их реализацию отводится весь срок обучения в вузе (на социологическом факультете), а не один или два семестра в вузе, где социология изучается как одна из учебных дисциплин. Самое полное представление о социологии как науке и учебной дисциплине должны получить студенты, обучающиеся на специальных факультетах университетов, готовящих социологов для педагогической деятельности, работы в научно-исследовательских и государственных учреждениях. Это представление складывается из содержания многих курсов: общей социологии, истории социологии, методики и техники социологических исследований, демографии, социальной антропологии, экономической социологии, основ менеджмента, социологии религии, социальной экологии, социальной экономической статистики, социологии труда, семьи, культуры, образования, организации международных отношений и многих других. Близко к этому эталону (образцу) приближается содержание социологической науки и учебной дисциплины в программах, реальных курсах лекций и учебно-методических пособиях ИППК — институтов переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук. Обучение социологии в соответствии с Госстандартом имеет целью: развитие и углубление интереса к социальным проблемам России, человечества; ознакомление с данными о социальных процессах в своей стране и за рубежом; выработку умения активно пользоваться социологическими знаниями и методами; применение их к решению конкретных задач в своей практической деятельности. Аспирантураосновная форма подготовки научно-педагогических и научных кадров; обучение в аспирантуре завершается, как правило, защитой диссертации на соискание учёной степени кандидата наук. Существует очная аспирантура — с отрывом от работы — для лиц не старше 35 лет (срок обучения 3 г.) и заочная — без отрыва от работы — для лиц не старше 45 лет (срок обучения 4 г.). В докторантуру зачисляется лицо для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук.
Date: 2015-10-19; view: 433; Нарушение авторских прав |