Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос № 17. История развития форм организации обучения
В толковом словаре С. И. Ожегова форма трактуется как «вид, устройство, тип, структура, конструкция чего-либо, обусловленная определенным содержанием». Форма, в общенаучном понимании, - наружный вид, внешнее очертание, определенный установленный порядок. Форма организации обучения – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащегося, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Организованное обучение и воспитание осуществляется в рамках той или иной педагогической системы, имеет определенное организационное оформление. В дидактике известны три основные системы организационного оформления пед. процесса, отличающиеся количеством учащихся, соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности, спецификой руководства учебно-воспитательным процессом. К ним относятся: 1) Индивидуальное обучение и воспитание сложилось еще в первобытном обществе как передача опыта от одного человека к другому, от старших к младшим. С появлением письменности старейшина рода/жрец передавал эту премудрость своему потенциальному преемнику, занимаясь с ним индивидуально. По мере развития научного знания и осознания потребности в расширении доступа к образованию более широкому кругу людей система индивидуального обучения трансформировалась в индивидуально-групповую. Учитель обучал индивидуально 10-15 человек: содержание обучения, начало и окончание занятий, сроки обучения для каждого индивидуальны. В средние века с увеличением количества обучающихся стали подбирать в группы детей приблизительно одного возраста, возникла потребность более совершенного организационного оформления пед. процесса. Решение нашли в классно-урочной системе первоначально разработанной и описанной Я.А.Коменским. 2) Классно-урочная система в отличие от индивидуального обучения утверждает твердо регламентируемый режим учебно-воспитательной работы: постоянное место и продолжительность занятий, стабильный состав учащихся одинакового уровня подготовленности, а позже и одного возраста, стабильное расписание. Осн. форма занятий – урок, который начинается с сообщения учителя, заканчивается проверкой усвоения материала. Урок имеет неизменную структуру: опрос, сообщение учителя, упражнение, проверка. Дальнейшее развитие учения Коменского об уроке осуществлял Ушинский. Он обосновал преимущества классно-урочной системы, создал стройную теорию урока, разработал типологию уроков. Классно-урочная система остается неизменной уже на протяжении уже более 300 лет. Но велись поиски системы, которая заменила бы ее. Так в Англии в кон. 19 в. оформилась система обучения, охватывающая 600 и более учащихся. Учитель учил старших и более успевающих, а те – младших (Белль-Ланкастерская система). Следствием недостатков традиционного урока явилось то, что он сдерживал развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся. Решение этой проблемы пытался найти в США Е.Паркхерст. В соответствии с предложенным им дальтонским лабораторным планом (дальтон-план), традиционные занятия в форме уроков отменялись, учащиеся получали письменные задания и после консультации учителя работали над ними самостоятельно. Опыт показал, что большинству учащихся не по силам учиться без помощи учителя. В настоящее время выделяют следующие формы организации обучения: · Индивидуальная - основное взаимодействие происходит между учителем и учеником; · Парная – основное взаимодействие происходит между двумя учениками; · Групповая – взаимодействие обучающего с группой учащихся и взаимодействие учащихся между собой. Форма организации обучения зависит от целей, содержания, методов и средств обучения, материальных условий и состава участников. Формы организации обучения имеет социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем. Date: 2015-10-19; view: 769; Нарушение авторских прав |