Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава4. Оценка качественных характеристик речи говорящего с помощью





метода «КАРТА КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ РЕЧИ»

 

Речь, связанная с активным использованием языковых средств в акустиче­ской модальности, чрезвычайно разнообразна по видам (сравните монологи­ческую и диалогическую речь), состояниям (спокойная – взволнованная речь), степени овладения языком (грамотная – неграмотная), условиям (межличностное общение или публичное выступление). Процессы говоре­ния, или порождения речевого высказывания, как указывают психологи-практики, чрезвычайно диагностичны. Недаром еще древние греки придавали им такое большое значение: «Загово­ри, чтоб я тебя увидел». По активности и частоте использования разных язы­ковых знаков можно разделить всех говорящих на многословных, предпочи­тающих речевые способы коммуникации («язык без костей», «рот не закры­вается») и молчаливых, использующих речь мало и неохотно («Слово кле­щами не вытянешь»). Это типично для выделения экстра- и интровертированных личностных особенностей. При психологической диагностике могут быть использова­ны и голосовые особенности речи. Так, говорящие громко и четко обычно воспри­нимаются как люди уверенные, занимающие высокие социальные статусные позиции, иногда даже – как люди достаточно агрессивные. Говорящие тихо и медленно соотносятся с людьми робкими, нерешительными, социально малозначимыми.

Очень интересно проявляются в речи показатели тревожности, особен­но в ситуациях публичного выступления. Эта ситуация редко для кого без­различна. Обычно даже опытные выступающие – лекторы, артисты, поли­тики – испытывают определенное волнение, связанное с ответственнос­тью, желанием проявить себя с положительной стороны, боязнью насмешек, неудач, провала. Это волнение иногда принимает запредельные формы и мо­жет закрепиться как стиль поведения, например в виде логоневрозов, логофобий, даже мутизма – логонемоты («открываю рот – и не могу сказать ни слова от страха»). Вместе с тем есть люди с очень высоким самомнением, склонные к завышенной самооценке, принимающие на себя функции менто­ра, наставника, использующие преимущественно назидательный тон. Встречаются подчас и развязные, бесцеремонные люди, не испытывающие ника­ких сомнений в собственных поступках и в собственной речи.

Методика «Карта контроля состояния речи» позволяет оценить индиви­дуальную предрасположенность к речевой тревожности, выходящей за пре­делы средних нормативных показателей. Она построена на показателях са­мооценки, что дает возможность контролировать и корректировать свое соб­ственное речевое поведение.

Описание методики. Испытуемым предъявляется список из 24 предло­жений, описывающих какие-либо эмоциональные состояния испытуемых в различных ситуациях. Если испытуемый согласен с предложением, около каж­дого предложения он ставит знак «+». Если высказанное суждение (характеристика речи или речевого поведения) к нему не относится, он ставит знак «–». При сравнении индивидуальных ответов с «клю­чевыми» (характеризующими норму) подсчитывается число совпавших ответов и их общая сумма. Показа­тели выше 4-5 баллов расцениваются как прогностические, свидетельствую­щие о повышенной или высокой речевой тревожности. Например, заикающи­еся, как правило, показывают результат 15-16 баллов. Нулевые показатели или чрезвычай­но низкие (1-2 балла) интерпретируются как результаты завышенной само­оценки. Следует отметить, что речевая тревожность достаточно хорошо соот­носится с ситуационной, а иногда даже и с общей тревожностью, поэтому кон­троль и коррекцию ее следует проводить с помощью различных видов психотерапевтического тренин­га, в том числе и аутотренинга, а также тщательной подготовки и постоянной практики. В некоторых случаях можно порекомендовать изменение формы профессиональной де­ятельности, связанной с интенсивным речевым взаимодействием.







Date: 2015-10-19; view: 843; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию