Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Слепой и слабовидящий ребенок вне дома





Незрячему и слабовидящему ребенку предстоит жить преимущественно в среде зрячих и общаться со зрячими людьми. Поэтому к трудностям воспитания, которые возникают при отсутствии зрения или его резком снижении, добавляются проблемы, связанные с необходимостью учиться жить в мире, приспособленном для зрячих людей.

Большую ошибку совершают те родители, которые стремятся отгородить своего ребенка от реального мира, изолировать его от общества. Следует, наоборот, научить его преодолевать возникающие жизненные проблемы, не бояться их и находить верный выход из трудных положений.

При вхождении в мир зрячих, в общении с ними неизбежны вопросы с их стороны о состоянии зрения ребенка. Родители должны к этому быть готовы, уметь без стеснения и трагизма, а с достоинством отвечать на эти вопросы, не вдаваясь в подробности этиологии и заболевания, рассказать об успехах ребенка, его умениях и способностях.

Наблюдения ребенка за спокойным поведением и объяснениями родителей в таких ситуациях помогут и ему также правильно без эмоций реагировать на подобные вопросы со стороны сверстников и взрослых. Необходимо научить и поощрять слепого и слабовидящего ребенка самому вступать в общение, чтобы не закрепить в нем чувство неуверенности, робости, болезненное отношение к своему дефекту.

Взрослому слепому в его самостоятельной жизни часто приходится пользоваться помощью окружающих, как правило, незнакомых ему людей. Поэтому ребенок с детства должен слышать примеры вежливого, учтивого обращения к окружающим, учиться выражать свои просьбы о помощи кратко, ясно и четко.

Для того, чтобы слепой и слабовидящий ребенок получал как можно больше представлений об окружающем и овладевал разнообразными навыками общения, нельзя, чтобы он находился только в стенах своего дома. Необходимо ходить с ним в гости, гулять, выезжать за город, в кино, театры, музеи.

Каждый выход в большой неизведанный мир начинается с внешнего вида ребенка. Необходимо, чтобы он понял и усвоил, что вне дома на него смотрит множество внимательных глаз, которые отмечают и то, как он выглядит, во что одет и как себя ведет. Зрячие дети, во многом копируя взрослых (и манеру одеваться, и держать себя в обществе), могут также контролировать свой внешний вид, смотрясь в зеркало. Для детей с нарушениями зрения зеркалом являются родительские глаза. Важно познакомить детей с правилами выбора одежды, закрепившимися в обществе, в соответствии с целью выхода из дома: нарядная одежда для похода в гости, в театр, спортивная — для занятий спортом, прогулок. Дети должны даже чисто словесно знать принципы подбора одежды по цвету и в соответствии с модой, с местом посещения, с погодой.

Каждая прогулка с ребенком, имеющим нарушения зрения, должна иметь цель, которую ставит перед собой взрослый. Желательно, чтобы каждая прогулка была для ребенка осознанным или неосознанным уроком, открывающим ему радость познания.

Очень часто родители уединяются со своими детьми, гуляют отдельно от зрячих детей. Но слепого и слабовидящего ребенка еще в большей степени, чем зрячего, необходимо поощрять к самостоятельности и в передвижении, и в общении. Нарушения зрения не означают, что ребенок не может узнать и адекватно представить окружающий его мир.

Только способы познания его осуществляются не с помощью зрения, а через активное осязание, движение, слух, обоняние и требуют от него большей активности, самостоятельности, чем от зрячего.

Если прогулка проводится в новом для ребенка месте, необходимо его внимательно обследовать вместе с ним. Например, игровую площадку следует всю обойти, показать ее границы, предметы, которые расположены на площадке, и все препятствия, которые могут встретиться у него на пути. Для самостоятельной игры ребенок с нарушением зрения должен иметь достаточно полное представление обо всей площадке, о расположении на ней различных игровых объектов: горки, качелей, песочницы и т.д. Важно, чтобы он знал, где проложены дорожки, какие деревья и кусты растут на площадке.

На детской площадке слепой и слабовидящий ребенок имеет возможность познакомиться и пообщаться с другими детьми. Однако для того, чтобы ребенок начал с ними играть, необходима помощь взрослого в организации и поддержании совместной игры своего слепого ребенка со зрячими детьми. Лучше, если он познакомится сначала с одним зрячим сверстником, которому также интересно играть в организуемую взрослым игру. Родители слепого или слабовидящего ребенка должны предварительно поговорить с родителями зрячего ребенка, объяснить особенности своего малыша, рассказать, что он умеет делать. Многие зрячие дети в таких случаях с удовольствием берут на себя помощь и заботу о них во время игры. Если в семье есть старшие дети, то приобретение товарищей по игре облегчается, хотя участие родителей все-таки остается важной частью в организации и контроле совместных игр и прогулок.

Гулять с ребенком надо в любое время года и в любую погоду, чтобы он получал полное представление о сезонных явлениях, их особенностях. Так, зимние прогулки, катание на санках с горы, на лыжах и коньках доставят ему столько же радости, сколько и зрячему. Однако предварительно нужно все ему объяснить, показать, вместе с ребенком скатиться с горки на санках, пройти рядом с ним на лыжах. Участие и уверенность родителей в успехе дает силы незрячему ребенку преодолеть в себе страх перед новыми действиями и новыми занятиями.

Совместные походы и прогулки в магазин за продуктами, в аптеку за лекарствами, на почту, чтобы отправить корреспонденцию, являются хорошей школой для ребенка.

Однако и здесь нужна предварительная работа с ребенком. Следует рассказать ребенку, что они будут посещать, как себя вести, объяснить, что требуется, чтобы сделать покупку. Очень важно познакомить ребенка с маршрутом назначения, названием улиц, транспортом, если придется им пользоваться; во время прогулки позволять свободно ориентироваться на знакомом участке, расширять знания о дальнейшем передвижении.

Родители должны знать и четко выполнять правило — ребенок всегда должен находиться от взрослого справа, чтобы встречные пешеходы не могли его задеть или натолкнуться на него. Необходимо приноровить свой шаг к шагам ребенка, не спешить, что дает ему возможность подробнее познакомиться с дорогой, по которой он идет. Особенно важно расчленять отрезки пути, ведь ребенок не может увидеть весь путь одновременно. Перед каждым изменением пути необходимо приостановиться и выделить ориентиры: поворот, переход, ступеньки, светофор, объясняя особенности изменения пути. Например, ступеньки вниз или вверх, поворот направо—налево. Необходимо также обращать внимание на особенности покрытия, которые можно почувствовать подошвой ног через обувь, использовать в ориентировке звуки и запахи (парфюмерный магазин, булочная, аптека, бензоколонка и т.д.). Звуки всегда связаны с определенными действиями, однако в разных помещениях они различны, позволяют судить о назначении и размерах помещения, на это следует обратить внимание ребенка.

Вместе с ребенком следует обойти все помещение, дать ему потрогать и ощупать, что возможно, не мешая окружающим, но и не стесняясь их любопытных взглядов и замечаний.

Ребенок может самостоятельно оплатить покупку в кассе, получить купленный товар. Такие походы с ребенком позволяют ему усвоить обращение к продавцу, покупателю в очереди, научиться по запаху узнавать отделы магазина, что впоследствии поможет ему самостоятельно отправляться в магазин и делать небольшие покупки.

Привлечение ребенка с нарушением зрения к совместным походам по хозяйственным делам воспитывает самостоятельность, помогает ему приобрести жизненный опыт, что пригодится ему в дальнейшей самостоятельной жизни. Выход в гости с ребенком, имеющим глубокие нарушения зрения, всегда является как для родителей, так и для ребенка большим испытанием.

Это новое помещение, новые, порой незнакомые люди. В связи с этим начинать лучше с посещения знакомых детям и родителям людей. Подготовка к такому походу должна включать ознакомление ребенка с целью посещения, напоминание обо всех людях, с которыми он там может встретиться, а при встрече обратить его внимание на индивидуальность голоса, запах одежды присутствующих. Если есть возможность, следует приходить в гости пораньше, чтобы ребенок мог заранее познакомиться с расположением вещей в квартире, освоиться в новой обстановке. Можно захватить с собой настольные игры, в которые играет ребенок, что поможет ему легче войти в контакт с присутствующими в гостях детьми. Такие подвижные игры, как жмурки, прятки, также позволяют незрячему ребенку принять участие в общих играх и занятиях.

Ребенок с нарушением зрения обязательно должен смотреть кинофильмы, даже если у него нет остаточного зрения. Дети с удовольствием слушают радиопередачи, записи на магнитные носители музыки, художественные произведения для детей, сказки. Также с удовольствием они будут смотреть кино, только в этом случае им нужна помощь близкого человека. Смотреть и понимать кинофильмы лучше начинать учить дома с фильмов, показываемых по телевизору, так как здесь ребенок имеет возможность сесть поближе к экрану, а если имеет остаточное зрение, и различать крупные объекты, узнавать их. Очень важны комментарии к тому, что происходит на экране, особенно, когда не слышно никаких звуков и ребенок не может понять, что происходит на экране, действия героев, движения, изменения обстановки. Незрячему ребенку следует рассказывать сюжет кинофильма, дать краткое описание внешнего вида героев картины (как они выглядят, во что одеты), используя для этого паузы, чтобы он не потерял основную нить содержания. Рассказывая о том, что незрячий не может видеть, нельзя оставаться безучастным к событиям. Эмоциональное отношение к героям, к их поведению, событиям, высказанное взрослыми, учит их также эмоционально реагировать на происходящее на экране.

После просмотра фильма важно обсудить с детьми и действия героев и их побудительные мотивы, поскольку детей увлекает больше сюжет, динамика происходящего, а не то, какие мотивы побуждают героев к действиям и поступкам.

После таких домашних просмотров можно пойти с незрячим ребенком в кинотеатр. Как и перед всяким новым походом, следует провести беседу о маршруте к кинотеатру, о том, какие там есть помещения, о кассе, билете, контролере, зрительном зале; познакомить со всем этим до начала сеанса, вместе найти свое место, ряд. Как и дома, сидя рядом с незрячим ребенком, необходимо тихо объяснять ему события, которые он не может увидеть на экране.

Для развития ребенка с нарушениями зрения и особенно слепого понимания им жизни и эстетического ее отражения огромное значение имеет театр. Спектакли построены на диалогах и монологах персонажей, отражающих их внутренние переживания, через которые раскрываются и разворачиваются основные сюжетные линии. Следует отметить, что театральные действия актеров в большей мере, чем кино, доступны восприятию слепого и слабовидящего. Понимание и восприятие театрального искусства подготавливается и облегчается тем, что ребенок с нарушением зрения сам участвует в импровизированном театральном действии, являющемся элементом любой сюжетно-ролевой игры, не говоря уже о креативной игре — драматизации, которые являются необходимым этапом и условием в психическом развитии ребенка, его личности.

Научившись играть, принимая на себя роль того или иного персонажа, говорить за него и действовать за него в соответствии с принятой на себя ролью, ребенок начинает лучше постигать мир социальных отношений. Благодаря таким играм ребенок без особых трудностей поймет, что такое театр, и легче включиться в действие, изображаемое на сцене.

Посещение театра, как любого нового места, необходимо начинать со знакомства не только с помещением, с особенностями поведения в театре, но и с особенностями самого театра — сценой, зрительным залом, оркестровой ямой и др.

Если в кинотеатр дети приходят в верхней одежде, то в театре следует познакомить слепого с гардеробом, необходимостью аккуратности костюма, его нарядности.

Во время спектакля, как и при просмотре кинофильма, детям с нарушениями зрения приходится давать некоторые пояснения. Следует объяснить, что и вопросы, и ответы должны произноситься тихо, так, чтобы не мешать рядом сидящим зрителям воспринимать происходящее на сцене.

Нельзя лишать слепого и слабовидящего ребенка посещения музеев и картинных галерей. Во многих музеях слепым разрешается осторожно потрогать некоторые экспонаты. Что касается картинных галерей, то здесь ребенок может получить представления о художественном творчестве, художниках, сюжетах картин и, если у него есть остаточное зрение, to и общее впечатление о картине. Здесь особенно важна предварительная подготовка ребенка: рассказ и чтение о творчестве художников, анализ, рассказ и даже показ и осязательное обследование (ощупывание) плоскопечатных иллюстраций с тем, чтобы ребенок мог узнать главные фигуры, почувствовать логику их расположения в картине для передачи ее основной идеи и содержания.

В дальнейшей жизни незрячему и слабовидящему ребенку придется пользоваться услугами общественного питания — столовой, кафе. Для их посещения лучше выбрать время, когда там меньше посетителей, чтобы спокойно показать ребенку внутреннее расположение, показать и объяснить, что такое меню, как заказывать необходимую пищу или где брать блюда, подносы, приборы, где находится касса, т.е. весь порядок действий в столовой или кафе самообслуживания. Здесь слепому, как нигде, может понадобиться помощь других людей, так как с подносом, уставленным тарелками, ему не только трудно ориентироваться, но и продвигаться к свободному столу. Надо научить ребенка, как следует обращаться за помощью к окружающим (например, за столом, если понадобиться соль, салфетка). Безусловно, прежде он должен получить и освоить основные культурно-гигиенические навыки принятия пищи и поведения за столом. Воспитанность ребенка, культура его поведения за столом особенно ярко проявляются именно при посещении общественных мест питания — столовой, кафе.

Date: 2015-10-18; view: 679; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию