Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Организация условий жизни слепого и слабовидящего ребенка в семье
«Вопреки широко распространенному мнению ужас слепоты состоит не в отсутствии восприятий и даже не в практических затруднениях, создаваемых отсутствием зрения, которые, правда достаточно велики, но в значительной степени могут быть ослаблены целесообразной организацией жизни, а главным образом в том, что слепой выпадает из обычного коллектива»[100]. Организация жизни незрячего и слабовидящего ребенка в семье, руководство его поведением, создание пространства, в котором он мог бы чувствовать себя свободно в коллективе семьи, дают возможность родителям успешно проводить воспитательную работу. Благоприятные условия жизни и психологический климат, в котором он растет, обеспечивают формирование умений и навыков, позволяющих ему преодолевать трудности освоения окружающего внешнего мира, чувствовать себя, как и члены его семьи, способным к самостоятельному выполнению семейных обязанностей. В этой воспитательной работе значительная роль принадлежит знанию родителями и воспитателями специфических приемов и средств работы со слепыми и слабовидящими детьми, создающих у ребенка ощущение любви, комфорта и, что очень важно, чувство безопасности. Родители должны быть сами достаточно организованными и соблюдать все те требования быта, которые они предъявляют к ребенку, начиная с квартиры, в которой живет слепой и слабовидящий ребенок. Всем членам семьи следует соблюдать специфические требования, связанные с облегчением трудностей ориентировки и невозможностью незрячего дистантно обозревать пространство. Квартира для ребенка с глубокими нарушениями зрения должна быть безопасной, насколько это возможно, т.к. для незрячего и слабовидящего ребенка вероятность набить себе шишку (а, возможно, и получить более серьезную травму) гораздо выше, чем для зрячего. Уже когда ребенок начнет ходить, а в дошкольном возрасте особенно, он начнет обследовать окружающее пространство, используя все открывшиеся для него возможности. Для его безопасности необходимо освободить как можно больше площади в квартире или в той ее части, где ребенок больше всего движется. Различные предметы могут оказаться на его пути непредвиденным препятствием. В проходах из комнаты в комнату, в коридоре нельзя оставлять вещи, о которые может споткнуться ребенок во время своего движения. Как правило, слепые и слабовидящие дети прекрасно осваивают пространство своей квартиры и знают в ней каждый уголок, но это требует терпеливого воспитания и обучения со стороны родителей. Освоение пространства квартиры позволяет ему самому выбирать маршруты движения. Поэтому любой предмет, сдвинутый со своего привычного места или переставленный на другое место, может стать неожиданным препятствием на его пути. Члены семьи и сам ребенок должны неукоснительно соблюдать правило: всякий предмет, каждую вещь необходимо возвращать на постоянное свое место после использования. Этот навык должен стать привычкой также и у ребенка, формируя необходимое ему качество личности — организованность. Именно это качество позволяет взрослым инвалидам по зрению организовать свой быт так, чтобы не тратить время на поиски вещей. Двери должны быть постоянно или открыты, или закрыты. Постоянство окружающего мира и предметов обеспечивает ребенку с глубоким нарушением зрения чувство безопасности, уверенности, и поэтому обо всех изменениях, происходящих в квартире, ребенок не только должен знать, но, обследовав их, включить их в свои представления о пространстве квартиры. Тем самым родители предупреждают у ребенка появление страха, неуверенности в своем самочувствии в домашних условиях. В общем и целом требования к безопасности в квартире мало чем отличаются от тех, которые соблюдаются и в отношении зрячих детей: нельзя держать в пределах досягаемости режущие и колющие предметы, лекарства и небезопасные для здоровья химические вещества. Окна должны быть закрыты, а если открыты, то необходимо обеспечить невозможность слепого и слабовидящего ребенка к ним подобраться. Электрические провода не должны быть на полу, электророзетки — закрыты специальными заглушками или защищены громоздкими вещами. Пол не должен быть очень скользким, в нем не должно быть выступов или щелей, что мешает легкому и безопасному передвижению незрячего и слабовидящего ребенка. Однако нельзя создавать слишком тепличные условия, тем более практически невозможно предусмотреть все опасные ситуации. С некоторыми ребенка следует не только познакомить, но и научить его самого избегать их. Поэтому ограничивать свободу передвижения ребенка по квартире нельзя. Необходимо дать ему возможность решать самому возникающие проблемы. Поэтому очень важно познакомить его со всеми помещениями квартиры, узнать, где и какие вещи находятся, рассказать о назначении хозяйственных домашних вещей, вместе с ним брать и укладывать каждую вещь обратно на ее постоянное место. Тогда он сможет самостоятельно найти и взять необходимую ему вещь. Постоянство окружающих вещей воспитывает у ребенка уверенность, снимает страх перед незнакомым пространством. Организация жизни ребенка является важным воспитательным средством ребенка с нарушением зрения, обеспечивающим социализацию ребенка, вхождение его в нормальную жизнь семьи. Date: 2015-10-18; view: 916; Нарушение авторских прав |