Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитание социальных навыков





Навыки самообслуживания. Пока ребенок маленький, его потребности удовлетворяют родители. Взрослый слепой и слабовидящий учится сам удовлетворять свои потребности в соответствии с требованиями общества и условий, в которых он живет и приобретает навыки самообслуживания. Отсутствие возможности зрительного подражания требует от родителей и воспитателей последовательно шаг за шагом учить ребенка каждому действию, основываясь на проприоцептивном подражании, т.е. повторять и запоминать те действия, которые сначала он осуществляет с помощью взрослых, когда родители его рукой выполняют необходимое действие.

Поэтому процесс овладения навыками самообслуживания у детей с глубокими нарушениями зрения несколько задерживается. Однако в дошкольном возрасте и, особенно в старшем, ребенок сможет научиться самостоятельно умываться, использовать полотенце, чистить зубы, одеваться, есть с помощью ложки и вилки, пользоваться туалетом.

Д. Уоррен (D.H. Warren) отмечает и особенно выделяет овладение навыками туалета: «...туалет-тренинг является процессом формирования одного из необходимых качеств межперсонального развития, таким, где создается база ответственности ребенка перед близкими людьми»[101].

При обучении навыкам самообслуживания детей с глубокими нарушениями зрения воспитателям необходимо знать некоторые общие требования и приемы работы со слепым и слабовидящим ребенком. При обучении его какому-либо новому действию воспитатель встает сзади ребенка, укладывает свои руки на руки ребенка и его руками производит те движения, которыми должен овладеть ребенок. Все действия необходимо называть, объяснять их назначение и порядок выполнения. Каждое действие выполняется в строго определенной последовательности, которая сохраняется в течение всего времени обучения до усвоения ребенком этого действия и его автоматизации.

Наличие остаточного зрения позволяет воспитателю легче осуществлять обучение навыкам самообслуживания, включая возможность распознавать цвета объектов, действиями с которыми ребенок овладевает.

Вторым важным условием формирования навыков по самообслуживанию является постепенное уменьшение помощи ребенку при выполнении действий. Можно начать осуществление действия, закончить или выполнить наиболее трудную часть, но основное — это предоставление ему все большей самостоятельности при постоянном контроле за правильностью выполнения действий.

Третье условие состоит в том, чтобы добиться от ребенка с нарушением зрения точного и правильного выполнения навыков самообслуживания. Необходимо быть с ребенком терпеливым, не делать того, что он уже может сам, не опережать событий и не подгонять его. Выдержка и доброжелательное отношение к ребенку, для которого овладение всеми этими навыками без контроля зрением очень трудно, обеспечат положительный результат в воспитании.

У многих незрячих детей может быть нарушена координация и сила рук. Часто они сопротивляются обучению действиям указанным способом, вырывают свои руки из рук воспитателя, отталкивают от себя незнакомые предметы. Поэтому воспитательный эффект может быть достигнут на основе предварительно созданного доверительного отношения к взрослому и положительно окрашенного эмоционального общения.

Заинтересованность в успехе своей работы у детей служит хорошим мотивом для преодоления трудностей их деятельности по самообслуживанию, поэтому так важно замечать их малейшие продвижения в овладении навыками, поддерживать, поощрять и хвалить за каждое новое, хотя и небольшое продвижение. Эти условия являются для воспитателя предпосылками успешного овладения детьми с нарушением зрения простейшими социальными навыками самообслуживания. Среди них большое место занимают овладение детьми навыками гигиены, и, самое главное, воспитание у них чувства необходимости их использовать, и, наконец, формирование привычки, автоматизации этих навыков. Для этого необходимо познакомить не только с предметами ухода за телом, ртом, но, самое главное, следует показать детям необходимость выполнения гигиенических навыков для здоровья. Дети с нарушением зрения должны усвоить, как следует обращаться с кранами холодной и горячей воды, смесителями. Если зрячий часто может определить это по цвету эмали на кранах, то незрячий и слабовидящий должен запомнить их расположение (например, горячая — слева, холодная — справа), научиться различать краны на ощупь. Для смешивания горячей и холодной воды всегда следует сначала открывать холодную, чтобы избежать ожогов. Как и при знакомстве с вещами во всей квартире, при обследовании ванной комнаты необходимо познакомить ребенка со всем, что в ней находится, а также отвести ему постоянное место для его полотенца, зубной щетки, пасты, мыла. При обучении ребенка навыкам самообслуживания важно опираться на его мышечную память, температурную чувствительность при выполнении действий вместе с родителями.

Ребенок должен научиться чувствовать разницу между чистыми и грязными руками, ощущать радость водных процедур. Воспитание радости вызывает стремление у ребенка постоянно все процедуры совершать самостоятельно.

Один из важных гигиенических навыков — пользование туалетом. Контроль за действием кишечника и мочевого пузыря требует особого внимания в воспитании незрячих и слабовидящих детей и является важным социальным навыком, обеспечивающим им чувство равенства со своими зрячими сверстниками. Многие слепые дети научаются этому лишь к двум годам, а то и позже, что связано с особенностями их физического развития, часто ослабленного из-за меньшей двигательной активности, мобильности и ослабленности здоровья. Лишь освоив передвижение, он получает возможность контролировать гладкую мускулатуру, отвечающую за дефекацию и мочеиспускание. Появление самоконтроля во многом зависит от родителей, оттого, насколько они внимательно следят за временными интервалами выделений у ребенка и как их используют для своевременного удовлетворения его потребности, обучая социально приемлемым способам их выполнения, сопровождая речевыми пояснениями и приучая просить помощи у родителей, когда ребенок сам еще не может выполнить все действия.

Ребенок должен знать и представлять современный туалет, научиться пользоваться унитазом, спускать воду. Дошкольник должен научиться садиться на него и слезать. Для детей с глубокими нарушениями зрения важно держаться за что-нибудь: край ванны, умывальник или специально прикрепленную на стене ручку. Поскольку слепые и слабовидящие дети в основном пользуются унитазами для взрослых, следует приобрести специальную детскую приставку. Самостоятельное владение незрячим и слабовидящим ребенком туалетом — это не просто формирование гигиенического навыка и приобщение к социальным способам удовлетворения своих физических потребностей. Овладение им позволяет ребенку с глубоким нарушением зрения расширить круг своей самостоятельности, создает у него чувство уверенности в себе, меньшей зависимости от взрослых.

В период дошкольного детства слепой и слабовидящий ребенок овладевает умением одеваться и раздеваться без посторонней помощи. При этом ему легче научиться раздеваться, чем одеваться, поскольку при одевании он должен не только уметь натягивать на себя одежду, но определять и различать целый ряд признаков, относящихся к культуре одежды: лицевую и изнаночную стороны, переднюю и заднюю ее части.

Особое внимание следует обратить на процесс раздевания, соблюдение его строгой последовательности, сопровождая свои действия словесным описанием одежды. Следует знакомить с частями одежды: воротник, рукава, молния, пуговицы, карманы и т.д.

В процессе одевания, как это показал А.И. Мещеряков при воспитании слепоглухих детей, важно использовать так называемое разделенное действие: часть выполняется воспитателем, часть воспитанником. При этом доля воспитателя постепенно уменьшается. Например, воспитатель помогает просунуть ноги в брючки, а ребенок сам натягивает их.

Очень важно, чтобы ребенок был одет аккуратно, для этого слепого и слабовидящего обучают определению изнаночной и лицевой стороны одежды, ее передней и задней частей, отыскивать такие детали, как пуговицы, швы, карманы, бантики и т.д. С этой целью на начальном этапе обучения можно делать нашитые метки, но важно, чтобы дети научились определять вещи без специальных меток, так как не всегда их можно использовать. Так, различать правый или левый ботинок дети учатся сначала по чувству удобства или неудобства ноги, а позже по сопоставлению их формы, сравнению двух поставленных рядом туфель.

Большое затруднение вызывает у слепых овладение застегиванием пуговиц, шнуровкой ботинок. Эти навыки они также постепенно приобретают, но целесообразнее использовать одежду и обувь с молниями, липучками. Важно выработать у ребенка привычку самостоятельно убирать на выделенное ему место в шкафу свою одежду и обувь, четко соблюдать это правило, что позволит ему быть более самостоятельным в их нахождении и выборе.

Участие в домашних делах для слепого и слабовидящего ребенка является важной частью его воспитания в семье, поскольку ему предстоит жить в мире зрячих и во многих бытовых ситуациях полагаться только на себя. Необходимо определить для незрячего ребенка некоторые домашние обязанности, выполнение которых позволит ему почувствовать себя полноправным членом семьи, свою значимость в ее жизни. Следует привлекать его к уборке квартиры (комнаты, кухни); ему доступны вытирание пыли с мебели, сервировка стола, поливка цветов. Для незрячего дошкольника нет мелочей в овладении элементарными навыками бытовой деятельности. Только его участие в каждодневной жизни семьи подготовит его переход к жизни в интернате, снимет трудности адаптации на новом месте и поможет приспособиться к новым условиям жизни.

Date: 2015-10-18; view: 569; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию