Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Патриотическое воспитание детей с нарушениями зрения
Патриотизм — это прежде всего чувство, отношение человека к Родине, Отечеству, развитие которого связано с социализацией, с пониманием личностью своей принадлежности к определенной общности, с осознанием себя как части этой общности, с формированием мировоззрения. По выражению К.Д. Ушинского, «нет человека без самолюбия, как нет человека без любви к отечеству». Воспитание чувств и, в частности, воспитание чувства патриотизма представляет собой целую систему воздействий на ребенка, включающую развитие эмоционального отношения и восприятия всего окружающего мира, интеллектуальное его осмысление в соответствии с приоритетами личностного развития. П.К. Анохин, изучая физиологические основы формирования эмоций, отмечает, что возникновение положительных эмоций у человека основывается на соответствии, совпадении обратной связи и информации от внешнего мира с ожидаемыми событиями или превышением информации, а недостаток обратной связи порождает отрицательные эмоции. Эмоции активизируют и организуют восприятия, внимание, память, воображение, мышление, активно вмешиваются в процесс отбора информации, в ее обработку и оценку. В связи с этим сокращение получения информации из внешнего мира, свойственное детям с нарушением зрения, может привести к обедненности их эмоциональной жизни, сужению разнообразных видов чувств, если не проводить специальной компенсаторной и коррекционной работы. Так, эмоциональное восприятие природы, искусства, рассчитанное на зрение, безусловно ограничивает поток информации для слепого человека. Именно панорама природы, в большинстве случаев воспринимаемая зрительно, часто слабо представляется детьми с нарушением зрения. Однако в нее включаются и восприятия шелеста листьев, запаха травы и цветов, щебетание птиц, тепло ласкающих солнечных лучей, журчание ручья — все то, что вызывает радостные эмоции общения с природой. Любовь к родной земле, природе является одним из решающих факторов, входящих и характеризующих чувство любви к Родине, чувство патриотизма. Дефицит зрительного восприятия окружающей природы не может оправдать слабость и недостаточность любви к Родине, ее природе недостатками зрения. Умение родителей и воспитателей привлечь внимание к тонким и нежным воздействиям природы на человека, показать ее красоту и доставляемую радость при ее восприятии — залог возможности возникновения возвышенных чувств к Родине у детей с нарушениями зрения. Патриотизм определяется во всех словарях как преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу и как готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины, поскольку его воспитание и развитие основываются на чувствах к природе, дому, семье. Вместе с тем патриотизм все-таки является чувством социальным и тесно связан с формированием мировоззрения, с эмоциональными переживаниями успехов и трудностей страны. Отечества, в котором человек живет. И это эмоциональное отношение становится для него личным активным мотивом его поведения, его отношения к окружающим людям, стране, правительству. При этом интересы его как личности не только совпадают с интересами Отечества, но и подчиняются им. Чувство патриотизма представляет собой сильную эмоцию, активную, побуждающую человека к действию. Таким образом, чувство патриотизма тесно связано с такими сторонами личности, как ее мировоззрение, убеждения, идеалы, т.е. с теми качествами, которые составляют ядро личности и менее страдают при нарушениях зрения. Это позволяет говорить о возможностях использования в процессе воспитания патриотических чувств целого ряда методов и средств, которые применяются воспитателями нормально видящих детей. Необходимо учитывать специфический характер влияния нарушений зрения, опираясь на развитие компенсаторных механизмов слепых и слабовидящих детей, развитие которых влияет на интенсивность и избирательность эмоционального отражения окружающей среды. И чем младше ребенок, тем более резко и ярко это проявляется. Основы патриотического воспитания закладываются в семье. Чувства симпатии, радости общения с матерью и близкими окружающими детей людьми являются той основой, на которой развиваются глубокие и более высокие, социально направленные чувства. Это связано с расширением круга людей, с которыми общается ребенок, с расширением его интересов к окружающему, с включением активности самих детей не только в семейной группе, но и в группах школы, класса, в кружках по интересам. Под влиянием положительно окрашенных чувств, возникающих у детей к родным и близким, дети переносят свое отношение и на их непосредственное социальное окружение. Появляется и любовь к животным, к окружающей их природе, чувство любви и симпатии к родному дому, городу, деревне, стране. Постепенно это чувство в процессе роста и взросления, осознания себя принадлежащим к определенному кругу людей и обществу становится более обобщенным и включает в себя не только эмоциональное отношение, но и мотивацию своего поведения при разрешении ситуаций, в которых отражаются противоречия между личными и общественными интересами. Детям с нарушением зрения с возрастом необходимо расширить возможности познакомиться с жизнью народов мира, так как это обогащает их представления о патриотизме. Патриотизм является высоким и сложным социально окрашенным чувством, отражающим любовь к своему дому, близким, к своей стране. На его формирование влияет глубокое осознание, знание и оценка политического и экономического состояния своей страны, чувств людей, в ней проживающих, уровень заботы государства о людях, живущих в своей стране, сравнение с жизнью других народов, понимание трудностей развития своей страны. Дети с нарушением зрения воспитываются и находятся в течение 12-ти лет в условиях интерната, что в значительной степени ограничивает, по сравнению с их зрячими сверстниками, круг общения, развитие общественных связей. Но они имеют не меньшую, а, пожалуй, и большую возможность использовать информацию от СМИ (средства массовой информации), поскольку больше времени проводят перед телевизором, больше слушают радио, имеют также возможность получения информации через Интернет. В современных условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменилась социокультурная жизнь детей и молодежи, произошло определенное социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня, изменились ценностные ориентации. «Необходимость формирования у подрастающего поколения высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств становится острой. Важное значение приобретает формирование гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу отечества и готовность к его защите»[72]. Подготовленный нами опросник по проблеме воспитания патриотизма и гражданственности у детей с нарушением зрения среднего и старшего школьного возраста позволяет выделить направления в воспитательной работе в школах для слепых и слабовидящих. Вопросы к учащимся были направлены на выяснение понимания и оценки детьми чувств патриотизма и гражданственности и отражали три направления. Первая группа вопросов была направлена на определение учащимися таких понятий, как «патриотизм», «гражданственность», «Родина». Вторая группа вопросов требовала от учащихся анализа своих чувств: считают ли они себя патриотами, гражданами, когда почувствовали себя впервые патриотами, гражданами своей страны, каково их отношение к атрибутам патриотизма и гражданственности: гербу, флагу, гимну. Третья группа вопросов связана с необходимостью анализа детьми условий развития патриотизма и гражданственности, влияния школы, семьи, СМИ и т.д. Чтобы выделить специфику формирования патриотизма и гражданственности у подростков с нарушением зрения, наши данные сравнивались с результатами анкетирования детей общеобразовательной школы, проведенного Т.К. Мухиной[73]. Первые три вопроса — как понимаются подростками понятия «Родина», «патриотизм» и «гражданственность» — показали, что ответы детей с нарушением зрения ничем не отличаются от ответов детей массовой школы. Большинство ответов о Родине характеризуют ее как место, где они живут и где родились. Правда, многие включают в определение Родины свое эмоциональное отношение, например, «Родина это то место, которое для тебя важнее всего» или «это — земля, которую я должен защищать». Среди определений есть и логические обобщения: «Родина имеет для меня два значения: это город, где я живу, и это — наша страна» или более подробное его раскрытие с позиции обобщенности — «Родина — это место, где я родился, живу, это мой дом, школа, в которой я учусь, это страна». Вопрос о понятиях патриотизма и гражданственности раскрывается так же как и подростками массовой школы. При этом во всех высказываниях патриотизм представлен как глубокое чувство, а гражданственность — как долг перед родиной. Дети подчеркивают, что патриотизм и гражданственность имеют разное содержание. Так, ученик VIII класса «П» пишет: «Патриотизм — это гордость и ответственность за свою страну и любовь к ней, а гражданственность — это ответственность каждого перед лицом других, гражданин — это человек, умеющий отвечать за свои поступки». Или: «Патриотизм — это вера в Родину, а гражданственность — это выполнение своих обязанностей перед страной». Эти высказывания корреспондируют с описаниями черт, присущих гражданину современной России. Дети VII—VIII классов отмечают ум, честность, верность, любовь к Родине, доброту, смелость, ответственность, стремление к защите своей природы и страны. Рассуждая на тему о качествах, присущих гражданам страны, они видят и те, которые мешают людям быть достойным гражданином страны. Так, восьмиклассник «К» говорит, что многие ребята не хотят служить в армии, а это значит, безответственность и трусость». Девочка-семиклассница выделяет такие черты личности, характерные для гражданина, как умение постоять за себя, любовь и гордость за свою Родину и добавляете горечью, что «в наше время таких людей мало». Старшие школьники (XI—XII классы) более четко разделяют те чувства, которые свойственны человеку как гражданину своего отечества, в отличие от чувства патриотизма. Так, к понятию гражданственности они относят ум, честь, доблесть, а к патриотизму относят доброту, любовь, жертвенность. Особенно выделяют стремление к познанию законов жизни, природы, общества, образованность и всестороннее развитие, позволяющие найти пути возвышения Родины, независимости страны. Анализируя умонастроения современного общества, отношение людей к Родине, подростки отмечает, что «сейчас в современной России гражданину присуща веротерпимость и национальное равенство». Но среди высказываний детей имеется смешение понятий «национализм» и «гражданственность». Так ученик «Я» пишет, что «для гражданина России должно быть свойственно стремление освободить свою страну от нерусских народов». Подобные мнения свидетельствуют о том, что вопросы, связанные с государственной национальной политикой и с чувством патриотизма и гражданственности, еще требуют большой воспитательной работы всего коллектива учителей и воспитателей. Нужно отметить также, что старшие школьники (XI—XII классов) описывают такие явления, как безнаказанность, алкоголизм, наркомания, раскрывающие и характеризующие уродливые проявления, которые не соотносятся с гражданской позицией личности. Выделяется также партийная принадлежность людей, связь ее с формированием мировоззрения, идейности и с гражданственностью и патриотизмом. Подросткам предлагалось также проанализировать свои личностные качества, определить, являются ли они патриотами и гражданами и, если да, указать, когда они это почувствовали. Для подростков VII—VIII классов характерно большое разнообразие ответов на этот вопрос от четкого: «Считаю себя и патриотом, и гражданином», простого: «Да» до: «Я не знаю», «Я не задумывался». В некоторых случаях ответ: «Я гражданин, а патриот — не знаю» или «Патриот — да, а вот гражданин — нет — еще мал», что свидетельствует о развитии процесса самоанализа, о его становлении, о развивающемся процессе самоопределения личности. Подростки XI—XII классов более критично и осторожно подходят к анализу и становлению своих чувств и отношений. В их высказываниях, как и детей среднего школьного возраста, чувствуется неуверенность, часто встречаются такие ответы: «Может быть», «Об этом я кричать не собираюсь», «Да, развиты чувства патриотизма и гражданственности в какой-то мере», «Можно сказать, что-то — нет и что-то— да», «Среднее». Но с другой стороны, в ответах уже проявляется серьезный и доказательный анализ наличия чувства патриотизма и гражданственности. Так ученик «В» пишет: «Я могу назвать себя патриотом, так как слежу за внутренней и внешней политикой России, уважаю Президента России и Патриарха». Половина интервьюированных старших школьников считают себя патриотами и гражданами. Возникновение этих чувств они связывают с такими серьезными и важными событиями в своей жизни, как получение паспорта, с осознанием себя взрослыми. Так, ученик XI класса «И» отмечает, что это произошло, когда «стал понимать жизнь», появился интерес к слушанию новостей по радио и телевидению к обсуждению вопросов международной политики с товарищами и учителями. При этом большое значение придается урокам «Политика и право». Целый ряд высказываний детей связываются с возникновением понимания и оценки себя как патриота и гражданина с глубокими и сильными переживаниями, возникающими у них при просмотре международных спортивных состязаний и олимпиад, когда они «болеют» за своих российских спортсменов. Наиболее часто дети указывали на свои переживания при поражении наших футболистов, радовались победам и успехам наших теннисистов и т.д. Анализируя влияние условий формирования у себя патриотических чувств, дети, в первую очередь, обращали внимание на набор изучаемых в школе предметов. Так, учащиеся VII—VIII классов на первое место ставят историю, на второе — литературу и русский язык. Третье место занимает культура общения и риторика. Специфика детей с нарушением зрения в том, что общение как средство получения информации играет в их жизни гораздо большую роль, чем у нормально видящих. В то же время зрячие не выделяют среди средств влияния на развитие их эмоциональной сферы такую форму получения информации, как общение. Расширение изучаемых учащимися XI—XII классов предметов, отражающих социальную жизнь общества, изменило лишь приоритеты, важное значение в формировании социальных чувств сохранили история и литература. Однако на первое место у старших школьников все-таки выступили обществознание, политика и право, но уже никто из них не упоминает культуру общения и риторику, что связано с изменением их влияния на формирование личности подростка в период его взросления. В связи с этим интересны данные ранжирования учащимися различных сфер влияния на их личностное развитие и оценка этого влияния в баллах от единицы до пяти. Данные ранжирования показывают различное отношение на развитие патриотизма и гражданственности у детей VII—VIII классов и старших школьников (XI—XII класс). Так, пример родителей выше всего оценивают (в 5 баллов) наибольшее количество учащихся VII—VIII классов, именно 33,4 % от всех интервьюированных. На 4 балла влияние примера родителей оценивают 20,6 % детей. Эти данные позволяют сказать, что влияние родителей на детей с нарушением зрения в среднем школьном возрасте достаточно велико, несмотря на их жизнь в интернате. Ведь на 5 и 4 балла оценили их влияние на развитие патриотизма 54 % детей. В то же время 33,4 % учащихся XI—XII классов оценивают пример родителей на троечку, а на пятерку— лишь 20,6 % старшеклассников. Эти данные свидетельствуют о том, что у старшеклассников приоритетное влияние родителей по сравнению с учащимися средних классов снизилось. Как же дети с нарушением зрения оценивают влияние общения со своими сверстниками? Данные опроса учащихся VII—VIII классов показали, что их оценка общения со сверстниками как средства патриотического воспитания характеризуется очень низко: в один балл. Большинство учащихся VII—VIII классов (33,4 %) оценивают его единицей, а наилучшая оценка в 4 балла имеет место лишь у 13,3 % учащихся. Малое влияние общения со сверстниками на формирование патриотизма и гражданственности отмечается и у старшеклассников, что сказывается на его оценке в 2 и 3 балла, поровну в 20,6% от всех учащихся. Оценку в 5 баллов ставят лишь 6,6 % учащихся XI и XII классов. Эти данные свидетельствуют о том, что от среднего к старшему возрасту приоритеты общения со сверстниками изменяются и выступают другие факторы влияния, и, в первую очередь, фактор значимого человека, в частности, педагога. Общение с педагогами становится в оценке обеих групп более значимым в его влиянии на формирование чувств патриотизма и гражданственности. Так, влияние этого фактора у семи-восьмиклассников характеризуется и оценивается в 4 и 5 баллов. Такую оценку общения с педагогом дали 41,2 % подростков. Влияние общения с учителем также более высоко оценивается и старшеклассниками. Наибольшее число учащихся XI—XII классов (20,6 %) оценивают его в 4 балла, в 5 баллов — 6,6 % подростков, и 13,3 % — на троечку. Наибольшее значение во влиянии на развитие их социальных чувств как для подростков VII—VIII классов, так и учащихся XI—XII классов имеет свой собственный опыт. Ему они доверяют больше всего, и это сказывается в оценке его в 5 баллов у 20,1 % детей среднего школьного возраста и у 40 % старшеклассников. На формирование собственной позиции по отношению к патриотизму и гражданственности у учащихся с нарушением зрения оказывает влияние информация СМИ. Мы уже отмечали, что дети с нарушением зрения, воспитывающиеся в интернате, много времени проводят перед телевизором, слушая радио и общаясь в Интернете. Однако их оценка влияния СМИ все же оказывается несколько ниже по сравнению с собственным опытом. Так, оценку в 5 баллов дают 13,3 % учащихся VII—VIII классов и 20,1 % — старшеклассников. Таким образом на первое место выходит собственный опыт учащихся, на второе — влияние СМИ. Сравнение с детьми массовой школы показывает, что для видящих школьников большое влияние на развитие гражданственности и патриотизма оказывают семья, пример родителей и собственный опыт, в то время как у детей с нарушением зрения влияние семьи и примера родителей снижены, что безусловно отражает факт пребывания их в интернате в течение 12 лет. Общим является значимость собственного опыта, хотя у детей массовой школы он занимает второе место после примера родителей, а у детей с нарушением зрения — выходит на первое место; второе место занимают средства массовой информации. При этом собственный опыт оказывает большое влияние на формирование личности и ее социальной сферы не только у старшеклассников, ной в средних классах, что говорит о том, что процесс взросления и понимания своей позиции в обществе начинается у детей с нарушением зрения раньше, чему нормально видящих детей. Немаловажную роль в этом играют зрительные нарушения и негативное отношение в современном обществе к людям, имеющим физические и умственные дефекты. Данные анализа материалов анкетирования позволяют сделать вывод, что чувства патриотизма и гражданственности у школьников с нарушением зрения, как и в массовой школе, находятся в процессе развития и формирования. Сами дети еще сомневаются в наличии этих социальных чувств и качеств личности. Это значит, что и в средних и старших классах необходимо воспитывать у детей высокие патриотические чувства, привлекая родителей, помогая психологическому анализу при самовоспитании и самоопределении детей. В использовании радио и телевидения необходимо осуществлять строгий контроль и проводить совместный выбор и обсуждение познавательных программ и кинофильмов. Date: 2015-10-18; view: 648; Нарушение авторских прав |