Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Москва, 2011 4 page
Для шамана, понятие «реальность» несколько шире общепринятого. Сам фактор целостности, присущий шаманским состояниям сознания, предполагает связь между внешним миром и внутренним. В шаманской традиции принято считать, выражаясь в терминах материалистической науки, что деятельность нашего сознания активно влияет на внешнюю реальность. Другими словами, то, как мы мыслим и чувствуем, влияет на то, что произойдет и происходит с нами и миром, в котором мы живем. Более того, сам человек является просто дверью между внутренним космосом и внешним. Если обратиться к постнеклассическому видению психологии, то мы можем обнаружить такую точку зрения в принципе конструктивизма (Дж.Келли, Ж. Пиаже, А. Шюц, Р. Ватславик, В.Ф.Петренко, И. Глазерфельд). В соответствии с этим методологическим принципом знания не содержатся непосредственно в объекте (в «объективной действительности») и не извлекаются из нее в ходе «движения от относительной к абсолютной истине», а строятся (конструируются) познающим субъектом в виде различного рода моделей, которые могут быть как альтернативными, так и взаимодополнительными. В этом плане конструктивизм стоит на позициях плюрализма или множественности истины, которой придерживается один авторов этой монографии (В.В. Козлов). В шаманском мире этот космос (объективная действительность) еще и заселен вполне конкретными и весьма активными сущностями. Если вы в какой-то момент освоите методику шаманских путешествий, вам необходимо будет структурировать, и картографировать вашу новую реальность. По мере освоения новых пространств, подуровней и миров, будет усложняться и картина вашего космоса. Тем не менее, картографическая основа у всех одна и та же. В задачу этой книги не входит детальное ознакомление читателя с какой-либо из шаманских традиций и, соответственно, с представлениями о мироустройстве, принятыми в этой традиции. Как уже было сказано, в разных углах земного шара, количество подуровней, их устройство, населенность и т.д. могут отличаться весьма кардинально. И совершенно бессмысленно копировать чью-либо точку зрения или выставлять приоритеты, скажем, якутского космоса над гавайским. Важно то, что по представлениям шаманов всех народностей душевный мир человека – это «поле битвы», или скорее поле, на котором «пасутся» всевозможные создания, населяющие шаманский космос. К сожалению, в современном обществе вообще нет такого понятия, как «экология психической реальности» или, как еще можно сказать, психической деятельности. На самом же деле, если представить себе психический мир человека как территорию, то вполне возможно определить, например, невроз как зловредную сущность, «черного скунса», которого необходимо выгнать с вашего «газона», «поля» или «леса», или накормить, или изолировать, или натравить на него вашего медведя и т.д. Это похоже на нейролингвистическое программирование, с той разницей, что в шаманстве все естественнее, органичнее… В буддизме существуют представления подобные шаманским. Испокон веков, буддисты картографируют психологические состояния. Они рисуют мандалы, тханки. Буддистская иконография – сложная наука. За образом каждого из Будд, изображаемых на буддистских иконах, стоит не столько персонаж, сколько концентрированный сгусток психологического опыта – определенный смысл, ассоциируемый у буддистов с именем конкретного Будды или святого. Есть иконы, которые можно читать, как карту психологических путешествий и которые именно для этого и предназначены. Считается, что получив навыки правильной концентрации, буддист, в поисках «просветления», способен по конкретным иконам и мандалам путешествовать по путям, проложенным буддистскими мистиками. Есть мандалы, созданные специально для одной лишь цели – быть картой, отображать структуру космического мироустройства. Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что человек – это некое пространство сознания и эмоционально насыщенных смыслов, живой текст. Это котел, в котором варятся его персональные смыслы. Это поле, это территория, это страна, живущая по своим законам. И, как любая территория, для познания это пространство человеком должно быть картографировано.
Упражнение 2 Представьте себя в качестве территории. Разделите свое тело на три уровня. Голова и выше до неба – это Верхний мир. Туловище и пространство до горизонта – это Средний мир. Таз, ноги и ниже в землю – это Нижний мир. Представьте себя в трех уровнях сразу. Осознайте свои чувства в данный момент, эмоциональный фон, мысли, ощущения и т.д. и соотнесите все это с представлением о себе, как о пространстве трех миров. Где, по-вашему, живет демон Жадности, демон Гнева или бодхисатва Сострадания? В каком из миров вам удобнее думается, скажем, о бутерброде, а где – о любви? И т.д. Погуляйте и освойтесь с подобными представлениями.
Это упражнение ни к чему вас не обязывает. Это еще не шаманское путешествие. Оно не дает никакой объективной информации. Это всего лишь предложение заглянуть в себя под иным углом. Однако, несмотря на кажущуюся простоту, это упражнение очень полезно. Вы можете заметить, что идеи древних работают. Определенные мысли и чувства внутри нас укладываются и направляются в строго определенные места. Сгустки энергии мыслей и чувств легко перекладываются в конкретные образы, со своей структурой и формой. Внутри нас существует представление о пространстве. Проблема лишь в том, что интроспективные навыки, способность к перемещению по пространству внутреннего космоса необходимо тренировать. Точно так же, как необходимо упражняться в бодибилдинге для того, чтобы накачать бицепс, так же необходимо камлать чаще, чтобы изучить Нижний или Верхний мир.
Подробнее о технике шаманских путешествий при помощи камлания, мы расскажем немного позднее. А сейчас, давайте познакомимся с представлениями об устройстве шаманского космоса подробнее. Как уже было сказано, космос шамана является синтезом внешней и внутренней реальности и разделен обычно на три уровня. Каждый из уровней (Верхний, Средний и Нижний), в свою очередь, разделен на несколько подуровней, «небес» или «сфер». Если представить себе Вселенную, как огромный, стремящийся к бесконечности шар, то Средний мир – это, в некотором роде, плоскость, отделяющая нижние миры, от верхних миров. Причем, Средний мир – это не мир нашей «обыденной» реальности. В него также попадают при помощи камлания, т.е. в шаманском (измененном) состоянии сознания. Все миры заселены неоднородно. В разных шаманских культурах, топография миров разная. Далеко не всегда «хорошие парни» живут в верхних мирах, а «плохие» – в нижних. Вам предстоит это исследовать самостоятельно и определить для себя приоритеты. Вообще-то, не нужно даже никуда путешествовать. Дело в том, что человек существует во всех мирах одновременно. Ведь он включен в картину мира ногами, туловищем и головой, а так же – мыслями, чувствами и инстинктами. Т.е. мы все постоянно, всем своим существом, пребываем в трехслойной структуре космоса. Однако, как говорят психологи, не все содержание поля нашего сознания осознается. И это хорошо, поскольку наше внимание, хоть и обладает достаточным объемом и распределением, но не обладает бесконечным потенциалом. Мы не можем осознавать все сразу, мы фиксируем только небольшой кусочек реальности и называем это «сознательным вниманием». То, что попадает в фокус нашего внимания, так или иначе, относится к одному из миров нашего космоса. Людям привычно фиксировать некоторое количество отдельных феноменов среднего мира. Большинство людей даже не догадываются, что черпают энергию и информацию из нижних и верхних миров постоянно. Привычка к определенному способу восприятия, не позволяет им понять эту истину. Эмоции и чувства, мысли и желания, которые мы испытываем в повседневной жизни, не однородны по составу, распределены в нашем психическом пространстве дискретно, и имеют отношение не только к определенным мирам, но и к определенным сущностям там обитающим. И сущности эти, в большинстве своем, не очень для человека полезны. Гнев, зависть, злоба, жадность, сладострастие и т.д. – все это, в соответствии с шаманским космосом, связано с духами, живущими в определенных мирах. Точнее, это и есть миры, в которых обитают определенные сущности. В буддизме, к примеру, есть мир голодных духов. Если сказать упрощенно, это мир Жадности. Неутолимый голод – основная характеристика этой реальности. Путешествовать туда не очень приятно и не совсем безопасно без соответствующей защиты, но весьма поучительно. У духов этой местности огромные животы и очень узкое горло с длинной шеей и большим ртом. Духи постоянно что-то жуют. Они с жадностью набивают свои огромные рты, но не могут проглотить, не могут ничего пропихнуть через узкую и длинную горловину. Выглядит это отвратительно и жалко, и скорее похоже на изощренную пытку. Но если бы они с такой жадностью не набивали свои пасти, то, проглатывая помаленьку, могли бы насыщаться и не испытывать тех адских мук голода, которые их постоянно изводят. Их беда происходит от их безумия. Их жадность не дает им возможности остановиться. Они обречены на вечный голод (34). Подобные истории в нижних мирах не редкость как, впрочем, и в верхних. Проблема в том, что любой дух, любое сознание всегда стремиться к развитию, стремиться к расширению своего влияния. И полем битвы за сферы влияния является человек. Человеческое сознание, а точнее одна из его важнейших функций – функция сознательной фокусировки (внимание), это тот восхитительный «луч света в темном царстве», за который готовы бороться как черти, так и боги. В соответствии с буддийской логикой, испытывая неконтролируемые позывы желаний, эмоций и чувств, мы рискуем быть погруженными в один из конкретных миров слишком сильно и быть полностью обусловленными интенциями этих миров. И, если тебя обуревает ненасытная жадность, в конце концов, ты становишься голодным духом, претом. И это уже не метафора, таких людей мы встречаем в жизни. Как уже говорилось, все вокруг есть информация, смысл, энергия. Энергия разных подуровней и миров качественно различна и обладает разными характеристиками. В принципе, энергетическое восприятие космоса, вполне можно охарактеризовать в категориях тяжести и легкости. Чем ниже мы опускаемся, тем сильнее ощущается что-то наподобие давления, чем выше мы поднимаемся, тем легче все вокруг, но далеко не всегда именно так. Еще сложнее с градацией цвета и света. В иудео-христианской традиции, принято определять верхние миры в характеристиках белого, в выбеленных ярких тонах, насыщенных светом. Чем выше, вплоть до самого-самого, тем больше цвета и света белого. Чем ниже в адские глубины, тем все краснее и чернее, вплоть до мест, где тьма и зубовный скрежет. По опыту и рассказам многих шаманов, а также людей, практикующих шаманские путешествия, можно сказать, что визионерский опыт христианских мистиков глубок, проработан, но не всеобъемлющ. Дело в том, что в шаманских традициях есть много миров, в которых подобная цветосветовая градация не соблюдается. Есть нижние миры полные цвета и света, буквально пронизанные цветным сиянием. Там живут очень странные сущности и существа. Есть верхние миры темные, мутные или «приглушенные», в которых царят чувства для человека небезопасные и, вообще-то, неприемлемые. Путешествие по этим сферам замутняет сознание, несмотря на их «верхнее» расположение. В космической модели мира, универсальным символом, объединяющим все сферы мироздания, является Центр. В разных традициях представления о центре мироздания различны. Это может быть Мировое древо, крона которого достигает небес, корни опускаются в преисподнюю, а ствол ассоциируется со срединным миром (землей). Но это могут быть также и другие символы и объекты, соответствующие мировой оси: Мировая гора (Меру, Куньлунь, Шамбала, Тайшань, Лысая гора и т.п.), Мировой Столп, первочеловек (вьетский Тхэн Чу Чей, индейский Тхайпакальп, китайский Пань-Гу и т.д.). С образом центра мира можно провести ряд ритуальных соответствий: тотемный столп, дыра в центре юрты, храм, колонна, крест, ступа, лестница, тибетский образ Цокшин и т.п., вплоть до символов типа дерева жизни, древа познания и «мысленна древа» в древнерусской поэтической традиции. По вертикали с Мировым древом связаны существа, воплощающие космические зоны. По горизонтали Мировое древо ориентирует мир по сторонам света. Соответственно, в различных моделях мира могут присутствовать пять деревьев (пять элементов) – одно в центре и четыре по главным направлениям. Иногда Мировое древо окружают четыре зверя или четыре божества (четыре евангелиста, чаки или чакмулы в пантеоне майя, индийские локапалы и др.). Мировое древо связывает все основные пространственно-временные координаты. Корни Ашваттхи тянутся с неба вниз, а с земли – вверх. Корни Иггдрасиля, достигают земель небесных асов, северных великанов и преисподней. С Мировым древом (древом Познания) всегда связано много важного: сокровенное знание и ритуалы, точка координат для шаманских путешествий и многое другое. У Мирового древа совершаются важнейшие космогонические или ритуальные действия и ритуалы. По Мировому древу боги, шаманы, некоторые духи проникают во все миры. Во многих мифах, у его корней божество поражает своего противника (египетский Ра, убивающий змею под Емкоморой, балтийский Перкунас, христианский Георгий Победоносец и многие другие, поразившие змеевидного демона). В некоторых традициях, прямо на Мировом древе обитают души погибших, иногда это только великие души, а иногда это может быть и сам Бог (древо жизни в славянских апокрифах) (142). Для шамана, образ Мирового древа необычайно важен с практической точки зрения – это «взлетная площадка» для шаманских путешествий, он также помогает шаману ориентироваться в пространстве. Самое главное, что Мировое древо – это центр мира, а точнее всех миров. Это вертикальная ось, на которую миры нанизаны, как бусины на нитку. И, являясь центром, осью мира, Мировое древо (холм, гора, река и др.) упорядочивает структуру шаманского космоса. Путешествие в иные миры при помощи Мирового древа может быть выражено в виде подъема по нему, а может изображаться раскачиванием на качелях, как у кубу или восхождением по нитям или веревке, как у семангов, австралийцев и огнеземельцев (241). Образ мирового центра, во многих смыслах, даже более архаичен и универсален чем, скажем, камлание, или контролируемый транс, и дает шаману возможность перемещаться в пространстве в горизонтальном и вертикальном направлении. У курнаев шаман-бираарк переносился на небо дружественными духами, в некоторых племенах шаманы обладали способностью летать сами (241). Полет шаманов на небо нередко был главным элементом в их лечебной практике. Способность летать – один из главных атрибутов личности шамана во множестве шаманских традиций мира. Виринуны, шаманы Юго-Восточной Австралии, имели собственные «деревья духов» мингга, от которых зависели их могущество, безопасность и сама жизнь (243). Эти деревья по функциям схожи с шаманскими деревьями народов Сибири.
Упражнение 3 Сядьте удобно в месте, где вас никто не побеспокоит. Как и в предыдущем упражнении, представьте себя в качестве территории. Загляните вглубь себя, как во Вселенную с множеством миров. Попробуйте найти центр этой мировой круговерти – ось, на которой все держится и вокруг которой все происходит. Придайте для этой оси какие-то визуальные характеристики, образ. Может быть, это будет дерево, может быть это будет гора, холм или что-то другое. Внимательно рассмотрите этот объект и понаблюдайте за деятельностью, происходящей вокруг него. Выйдите из медитации и нарисуйте, изобразите увиденное на бумаге, зафиксируйте это в тексте.
Каждый, кто имеет представление о когнитивных процессах, понимает, что структура человеческого внимания неоднородна. В любой момент времени, что-то осознается вполне, а что-то остается на периферии внимания, «в ожидании» своей доли энергии. Так происходит не только с восприятием феноменов зрительного ряда, звуков, ощущений и т.д., но и с нашими мыслями, эмоциями, желаниями, инстинктивными реакциями и др., если можно так выразиться, со «смысловыми конструкциями», «сгустками». В соответствии с пониманием шаманов, интенсивные эмоции, переживания, ощущения или мысли «притягивают» наше осознание в один из миров и фиксируют в нем наше внимание. Человеческая психическая реальность открыта всем мирам одновременно. Сущности, живущие в этих мирах, притягиваются, «слетаются на свет» нашей энергии, и стремятся получить доступ, прорваться к фокусу нашего внимания, стремятся завладеть его функцией для того чтобы развиться и расширить свое влияние. Проблема в том, что любая сущность, так или иначе, по своей природе, неспособна выйти за рамки своего мира. Таким образом, открывая в себе доступ какой-либо сущности, мы привязываем наше осознание к одному из миров. Чем сильнее сущность укореняется в нас, тем сильнее она создает привычку к фокусировке нашего внимания в ее мире. Мы теряем способность к перемещению по мирам и, тем самым, обедняем наше восприятие, делаем его односторонним. То есть, если в вас доминирует раздражение, и вы впустите еще и «духа гнева» из нижнего мира, то получите «бонус» гнева к раздражительности. Неконтролируемое (неосознаваемое) пестование духа гнева обязательно привяжет вас к адским мирам, вы будете гневаться и раздражаться часто, очень часто, даже не замечая этого. Духи обычно стараются «замаскироваться» под «обычное Я» и не выдавать свою чужеродность. И, говоря языком современной психологии, если у человека нет навыков утонченной интроспекции (самонаблюдения), он обречен видеть мир сквозь призму раздражения, его осознание фильтрует реальность через сознание духа, т.е. через мир гнева.
Упражнение 4 Используя представления о шаманских мирах, понаблюдайте за людьми. Заметьте, кто из них, в каких мирах «застрял». В принципе, достаточно легко «увидеть» сущностей из разных миров, паразитирующих на энергии ваших родственников, друзей, сослуживцев и коллег. Начните с тех, кто вам безразличен и не близок – так проще. Потом понаблюдайте за близкими. Ну а уже потом перейдите на себя. Отследить себя намного труднее, но это необходимо. Впоследствии, вам в этом поможет навык интроспекции, ваши путешествия и ваша карта.
Наши представления о себе, ощущение себя в качестве личности, индивидуальности способной функционировать в «автономном» режиме – это во многих смыслах является определенным алгоритмом, привычкой, уникальным способом мышления. У каждого из нас есть имена, биография, паспорт, в конце концов. Мы присоединены к определенной системе, социальной формации: стране, народу, культуре, семье и т.д. Все это создает индивидуальные отличия, приводящие наш ум к привычке мыслить о себе, как о чем-то сугубо персональном, как об индивидуальном и уникальном существе. На самом деле, ничего из вышеперечисленного не является «нашим». Это просто названия, ярлыки, и только привычка считать это чем-то важным, не позволяет нам взглянуть на мир с шаманской точки зрения. Для шамана важно уметь избегать индивидуальных характеристик. Без этого проход в шаманские состояния, проход к Силе становится невозможен – эгоцентрированность всегда является невозможностью трансцендировать, выходить за свои пределы. Шаману по роду своей деятельности необходимо быть нравственным человеком в традиционном смысле. Промежуточные состояния, например, когда честный по своей природе человек вынужден идти на сделку с совестью – для шамана недопустимы. Иначе говоря, шаману требуется совершенная законченность в строении души и духовной работе. Его внутренний и внешний миры должны быть в гармонии. Именно это обеспечивает психическую целостность и здоровье шамана. Нравственные качества необходимы шаману в качестве экологического щита. При помощи определенных жизненных принципов и уклада, шаман способен путешествовать по адским мирам и делать много «грязной работы», оставаясь при этом в здравом рассудке и не теряя здоровья. Очень часто, шаман бывает там, где менее чистый (т.е. не выгнавший из себя «чужаков») человек непременно лишился бы рассудка или потерял душу. Разумеется, первое и важнейшее требование шаманской практики – жить не по лжи. Иметь привычку говорить себе и людям правду. Не путаться, не лгать ни другим, ни самому себе. Однако, с этим делом в нашем обществе непросто. В изолгавшемся мире чистая правда может наделать вреда больше, чем устоявшееся лицемерие. Есть и такая правда, которую просто нельзя говорить из любви к человеку. Ложь может быть воровством, но может быть и лекарством. Для шамана, ложь, как воровство, категорически запрещена. Корыстная ложь ведет к нарушению чистоты восприятия, доступа к глубинам своей психической реальности, к утрате ориентиров, способности ясного видения. Шаман способен различить ориентиры своего Пути только тогда, когда осознает свое место в Мироздании, когда совершает действия и поступки, помня, что он не один, что помимо него существует еще и вся остальная Вселенная, когда знает, что в Мире есть многообразие божественных сил, и та идея, то мнение, которое он отстаивает, имеет границы своей применимости. В процессе шаманских путешествий, вы составите свою собственную картину, картографируете мир и все, что в нем находится. Это не только интересно, но и необходимо для понимания себя, для осознания своего психофизического статуса в этой бесконечной и, в тоже время, такой маленькой Вселенной. Путешествуя по трем великим сферам и их мирам, шаман собирает море информации. Всю свою жизнь, он расширяет свои представления о Бытии. И это влияет на его понимание мироустройства, на его Большой Шаманский Миф. Миф изменяется и это нормально. Ненормально только одно – если ваши представления зафиксировались и окостенели. Если это произошло, значит, вы застряли в каких-то представлениях, значит, вы потеряли Путь и, значит, вы потеряли связь с основой всего сущего – с Духом, Великим смыслом.
1.4 Шаманские инициации
Существует множество различных типов шаманских инициаций, но все они неизменно включают в себя элементы переживания смерти, расчленения, очищения и воскресения (241). В инициации как бы умирает «ветхий человек» и воскресает обновленная и укрепленная личность «нового человека», «сверхчеловека» древнего общества, т.е. шамана. Представим себе, как это происходит. Вот человек, страдающий от головных болей, сонливости, слуховых галлюцинаций либо иных недугов, приходит к шаману и просит научить его шаманскому служению. Во время посвящения инициируемый получает свой первый и важнейший психотехнический опыт. Он переживает умирание и смерть, он видит, как его тело расчленяют на части, извлекают внутренние органы и развешивают их на крюках, после чего их варят и выделывают заново (4). Или возможно, что больной, ничего не понимающий молодой человек уходит в лес, где к нему слетаются голодные духи и раздирают на части его тело, выпивают его кровь, обгладывают скелет. А после Лес наделяет его новой, лесной плотью, как одеждой, он становится другим, полным новых сил… Как удивительно верно подметил Е.А. Торчинов (199), по существу, это видение сродни библейскому пророческому обновлению, прекрасно прочувствованному и описанному Пушкиным:
И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли. Исполнись волею Моей И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей!»
Здесь, как и в шаманской инициации, мы видим божественного избранника, которому высший дух (серафим) отверзает очи духовного видения, уши духовного слушания, заменяет «празднословный и лукавый язык» «жалом мудрыя змеи» и, наконец, заменяет «сердце трепетное» на «угль, пылающий огнем», после чего человек, прошедший через смерть, приходит к новой, высшей жизни и приступает к выполнению своей пророческой миссии. Как все мы знаем из школьных учебников, Пушкин имел в виду под пророком поэта, но и это сближение далеко не случайно и глубоко укоренено в традиции. Достаточно вспомнить об арабах доисламского периода, совершенно однозначно сближавших пророков и поэтов, видевших в поэтическом даре проявление божественной харизмы, обуянности божеством (212). Можно говорить о бардах в кельтской рунической культуре, где дар сказительства требовал посвящения и последующего самозабвенного служения высшим силам (57, 98). Можно также вспомнить о волхвах-сказителях в древнеславянской дохристианской культуре (29) и т.д. В то время, как тело шамана лежит расчлененным или варится в котле, приобретая новые сакральные качества, отделенную от тела душу шамана возносит на вершину Мирового древа гигантская птица с железными перьями и длинным хвостом – птица-прародительница шаманов. Она помещает душу в яйцо, лежащее в ее гигантском гнезде, и высиживает, пока дух шамана не приобретет сакральной зрелости. Потом душа шамана вылупляется из яйца и входит в обновленное и воссоединенное тело. Посвящаемый воскресает уже шаманом, готовым к своему служению. Инициация завершена (231). Оговоримся, что описанный нами сюжет является некоторым вольным обобщением инициационных переживаний у «абитуриентов» разных шаманских традиций. М. Элиаде описывает технику ритуала инициации и сопровождающие его переживания в шаманских традициях якутов, самоедов (ненцев), тунгусов, бурят, австралийцев, южноамериканских индейцев, индонезийцев, эскимосов и других народов, и везде мы встречаемся с переживаниями расчленения тела, смерти и воскресения, сопровождаемых чувством исцеления и обновления (241). Ниже мы подробнее рассмотрим характер посвящения у эскимосов как один из наиболее сложных, интересных и характерных (особенностью момента избранничества здесь является то, что кандидата в шаманы или находит практикующий шаман, как у эскимосов-аммасаликов, или он самостоятельно высказывает желание стать шаманом, как у эскимосов-иглуликов) (199). У эскимосов-аммасаликов шаман (ангакон) сам выбирает себе учеников среди мальчиков шести – восьми лет. Каждый шаман обычно обучает пять или шесть учеников. Обучение проходит в глубокой тайне. Оно предполагает уединение у старой могилы или у озера, где ученик должен тереть друг о друга два камня и ждать особого знамения. Шаман объясняет ученику, что потом перед ним появится медведь, который сдерет с него всю плоть, так что останется один скелет, после чего последний обрастет новой плотью, и затем последует воскресение. Лабрадорские эскимосы считают, что в виде медведя появляется сам Великий Дух – Торнгасоак. В западной Гренландии посвящаемый остается «умершим» (в бессознательном состоянии) в течение трех дней после появления духа. Пережив смерть и воскресение, новый шаман проходит ритуал наделения силами и получает власть над духами-помощниками. После этого он обычно идет к другому учителю (так как каждый шаман считается специалистом только в одной конкретной технике) и собирает целый сонм духов-помощников. У эскимосов-иглуликов ритуал инициации еще интереснее. Желающий стать шаманом приходит к выбранному учителю и просит его наставлений. Если тот не видит препятствий, то соглашается. Тогда ученик и вся его семья каются перед шаманом в грехах (нарушение табу и пр.), после чего наступает краткий период наставлений (иногда пять дней), за которым следует период усиленной тренировки в уединении. Затем приходит пора собственно инициации. Старый шаман выделяет душу ученика из его глаз, мозга, внутренних органов и т.д., чтобы духи могли знать, что в нем является лучшим. После этого новый шаман приобретает способность отделять душу от тела (что-то вроде отделения астрального тела в западном оккультизме) и совершать длительные «духовные» путешествия в воздушном пространстве и глубинах морей. Затем благодаря усилиям учителя посвящаемый переживает озарение или просветление (ангакокв или кауманекв), заключающееся в видении таинственного света, который шаман внезапно ощущает в теле и голове. Этот свет подобен сияющему огню, благодаря которому шаман может видеть в темноте (и в буквальном, и в переносном смысле) и даже с закрытыми глазами. Ему также становятся присущи ясновидение и предвидение. Посвящаемый обретает видение света после долгих часов ожидания в своем жилище, во время которого он, вероятно, занимается созерцанием и вызыванием духов (199). К. Расмуссен, на которого ссылается М. Элиаде (241), так описывает этот опыт в своей книге «Интеллектуальная культура эскимосов-иглуликов» (246): «Он подобен тому, как если бы дом, в котором он сидит, внезапно бы взлетел вверх; шаман видит далеко перед собой – сквозь горы, как если бы земля была одной гигантской равниной, а его взор мог бы проникнуть до ее края. Ничто более не скрыто от него; он не только может видеть вещи, находящиеся далеко от него, но он также может видеть души, украденные души, которые заперты в далеких, странных землях или взяты в верхний или нижний мир, в Страну мертвых». Здесь присутствуют мотивы восхождения и полета, особенно характерные для шаманизма, в частности присущие и сибирскому шаманизму. Но особенно интересен момент видения света, чрезвычайно характерный для многих развитых форм религии (от раннего брахманизма до буддийской йоги и христианской мистики). Пример эскимосского шамана свидетельствует, что подобный опыт был доступен для архаического человека со времен незапамятной древности. Интересной особенностью эскимосского шаманизма является техника созерцания собственного скелета, входящая в индивидуальный психотехнический опыт инициируемого. Длительное и упорное созерцание себя как скелета сопровождается своеобразной аскезой и предполагает способность к высокой степени сосредоточенности и визуализации. Шаман постепенно как бы снимает с себя кожу, мышцы, убирает внутренние органы и т.д. до тех пор, пока от его тела не останется один скелет. Во время этой созерцательной процедуры шаман называет каждую часть своего тела, каждую его косточку, используя особый священный шаманский язык. Так, избавившись от преходящего и гибнущего, от плоти и крови, и сведя свое тело к его основе, как бы приобщившись к вечности, шаман посвящает себя служению, отождествляясь с той первоосновой, которая будет существовать столько же, сколько солнце и ветер. По существу, именно этот момент созерцания себя как скелета и тождественен посвящению, за которым следует получение поддержки от духов-помощников (241). В отличие от сибирского шаманизма, где видения смерти, расчленения тела и др. предполагают совершение этих актов (убийства, расчленения) другими лицами (предками шамана, духами и т.п.), здесь переживание себя как скелета воспринимается следствием собственных усилий в аскезе и психотехнической созерцательной практике. Но и в сибирском, и в эскимосском случае сведение себя к скелету означает выход (в терминологии М. Элиаде) за пределы профанного в область сакрального. Здесь кость представляет собой символ самого первоисточника жизни, вечной и незыблемой реальности, не подлежащей тленному и изменчивому миру плоти и крови. Свести себя к скелету – это как бы вновь войти в утробу первозданной жизни и пережить полное обновление. Date: 2015-10-19; view: 288; Нарушение авторских прав |