Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие элементарных математических представленииВ «Программе воспитания в детском саду» ставится задача формирования представлений у детей о множестве, количестве и счете, величине, пространстве и времени. Нарушения зрения усложняют процесс выделения множеств, а предметов в окружающем мире. В результате чувственно-практический опыт детей бывает обеднен. Для осуществления обучения детей выделению множества и его составных частей (единиц) следует использовать ближайшее окружение, объекты и предметы, с которыми дети сталкиваются в играх, на занятиях, в повседневной жизни.. При счете натуральных предметов и игрушек у детей не только формируется понятие о счете, но и обогащается, конкретизируется их сенсорный опыт. Следует правильно подбирать наглядный материал, так как вычислительная деятельность у дошкольников может быть сформирована только при оперировании с предметами. Для того чтобы детям было хорошо видно, следует увеличить в полтора раза размеры геометрических фигур и тел, картинок, таблиц и моделей, используемых для фронтальной демонстрации на занятии. Кроме использования наборного полотна и фланелеграфа, для демонстрации предметов можно нарисовать их на больших листах ватмана. Например, воспитатель дает задание детям нарисовать определенное количество кругов, квадратов. Дети выполняют эту работу у себя на листах, а воспитатель рисует эти фигуры на листе ватмана. А затем дети сверяют свою работу с работой воспитателя. В методике детских садов общего типа рекомендуется при обучении детей счету использовать плоскостные геометрические фигуры: круги, квадраты, прямоугольники и др. В специализированных детских садах на занятиях по математике следует использовать наряду с плоскостным геометрическим материалом и объемные предметы, и игрушки, так как в процессе действий с ними обогащается зрительный опыт детей. В младшей группе с целью формирования представлений о множестве широко применяется игровой прием обучения, но дети и сами должны постоянно действовать с предметами. Например, воспитатель предлагает детям найти место для каждой игрушки. Таким образом, каждый ребенок может поставить одну игрушку в шкаф, в процессе действия уточняя, сколько игрушек он поставил, и сколько их стало в шкафу. От занятия к занятию меняются предметы и ситуации, в которых действуют дети. В результате они учатся выделять количественную сторону объектов окружающего их мира. В старшем дошкольном возрасте в процессе обучения детей счетным действиям им дают задания, в которых одновременно решаются различные задачи коррекции зрения, формирования конструктивных способностей и обучения счету, например, выложить из девяти палочек домик, флажок, елочку и т. п. При обучении рисованию по клеткам детям с нарушениями зрения трудно выполнять эту работу на готовых тетрадных листах, так как линии в них недостаточно четкие. Вначале надо давать листы, разлинованные воспитателем. Линии при этом следует делать синего или зеленого цвета в зависимости от характера цветового восприятия детей. Это облегчает выполнение задания детьми. Сочетание наглядности и словесного пояснения — эффективный метод обучения детей. Но детей следует учить понимать задание и пояснение с одного раза, для чего раскладывают инструкцию на отдельные поэтапные действия. Это также повышает успешность выполнения детьми задания и его словесного воспроизведения. При таком подходе дети не только успешно справляются с решением практических задач, но и после выполнения всего задания смогут подробно рассказывать о том, что и как делали. Например, детей учат делить целое число на четыре части. Воспитатель показывает, как сложить листок вдвое, чтобы стороны и углы совпали. После этого дети выполняют эту часть задания. Далее воспитатель рассказывает и показывает, как согнуть еще раз. Дети выполняют вторую часть задания. Поэтапный способ пояснения и показа помогает овладению детьми практическими навыками и умениями, а также формирует умение осмысливать процесс работы и передавать его словом. На занятиях по математике следует использовать рисование которое может нести коррекционную направленность. Например, дать каждому листок с двумя разлинованными дорожками и предложить на одной из них нарисовать определенное количество кругов, на другой — определенное количество квадратов. Для закрепления у детей умения ориентироваться на листе бумаги дети по заданию воспитателя рисуют в углах и на середине листа заданные фигуры. Такие упражнения закрепляют понятия вверх, вниз, верхняя сторона, углы: правый, левый, верхний, нижний. Упражнения можно проводить на выкладывание аппликации на фланелеграфе, на расстановку определенного количества объемных игрушек на салфетке и т. д. Для формирования пространственных представлений полезны игры типа «Найди место в комнате». Воспитатель говорит, например, одному ребенку: «Стань в правом переднем углу», другому: «Стань у середины левой стены», третьему: «Стань в середине комнаты» и т. д. После того как каждый занял свое место, дети получают другое задание: «Те, кто стоит в правом переднем углу и в середине комнаты, меняются местами». Дети учатся ориентироваться в помещении и соотносить название сторон и углов комнаты со своим местонахождением. Можно использовать на занятиях игру-загадку: «Угадайте, где стоит этот предмет». Загадывающий должен описать предмет по форме, цвету и величине; остальные дети отыскивают этот предмет и называют, где он стоит. В связи с недостаточностью зрительной ориентировки детей в окружающей обстановке надо проводить упражнения на выделение предметов в комнате, учить считать их, сравнивать между собой, находить общие и отличительные признаки. Дети любят играть, отыскивая предметы в комнате, например: «Посчитать, сколько круглых предметов есть в комнате», «Назвать самые высокие, самые низкие», «Найти самые толстые, самые тонкие», «Чего в комнате по 4, по 5?», «Каких предметов в комнате больше: квадратной или прямоугольной формы?» и т. п. Для формирования навыков количественного и порядкового счета хорошо использовать счет с опорой на зрение, слух и осязание. Например, на уровне глаз детей ставят настольную лампу, нужно сосчитать, сколько раз она зажжется. Можно предложить сосчитать, сколько звуков будет сыграно на дудочке, или же сосчитать на ощупь предметы, находящиеся в мешочке. Трудно усваивают дети с нарушением зрения счет прыжков, шагов, приседаний, но надо постоянно, особенно на прогулке, упражнять их в счете движущихся предметов. Программа воспитания в детском саду общего типа предусматривает формирование у детей измерительных навыков и умений. При работе с детьми с нарушениями зрения целесообразно начинать обучение измерению высоты, ширины, длины, толщины окружающих предметов (крышки-стола, стенки шкафа, стенки аквариума и т. п.). Воспитатель рассказывает и показывает, что нужно делать при измерениях, и дети одновременно с ним выполняют все действия поэтапно. Затем анализируют выполнение задания. Поэтому при обучении измерению сыпучих и жидких тел надо иметь' в достаточном количестве мерки для каждого ребенка (стаканчики, мензурки), чтобы дети одновременно могли измерять, так как при показе этого вида измерений воспитателем не все могут увидеть, как это делается. Для обучения детей составлению и решению арифметических задач полезно использовать наглядный показ. Например, воспитатель дает одному ребенку две куклы, а другому — одну и спрашивает: «Сколько всего кукол?» Или же показывает одинаковые предметы или их рисунки, затем отнимает или прибавляет по одному и спрашивает: «Сколько осталось?» или: «Сколько стало?» Затем предлагает детям самим выполнить такую же работу со своими игрушками. Так детей учат составлению арифметических задач. Для этого хорошо подбирать картинки такого типа: шесть птичек на ветке, а одна улетает. Следует давать детям картинки с разными предметами, тогда содержание составляемых задач будет разное и дети научатся считать разные предметы. Когда дети научатся составлять и решать арифметические задачи, можно дать каждому ребенку картинку, где нарисованы различные предметы, и предложить составить задачу. Например, если па картинках дикие пли домашние животные, надо употребить слова ушли, пришли, гуляли, жили, купили, подарили и т. п. Цель этой задачи — приучить детей к самостоятельности при выборе ситуации. Надо приучить детей не подражать друг другу при выполнении' задания, что очень свойственно дошкольникам. В процессе выполнения практических действий с конкретными предметами у детей формируются такие понятия, как «прибавить», «отнять», «получится», «будет», «останется».
|