Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие элементарных математических представлении





В «Программе воспитания в детском саду» ставится задача формирования представлений у детей о множестве, количестве и счете, величине, пространстве и времени. Нарушения зрения усложняют процесс выделения множеств, а предметов в окружаю­щем мире. В результате чувственно-практический опыт детей бывает обеднен.

Для осуществления обучения детей выделению множества и его составных частей (единиц) следует использовать ближай­шее окружение, объекты и предметы, с которыми дети сталки­ваются в играх, на занятиях, в повседневной жизни..

При счете натуральных предметов и игрушек у детей не толь­ко формируется понятие о счете, но и обогащается, конкретизи­руется их сенсорный опыт. Следует правильно подбирать наглядный материал, так как вычислительная деятельность у дошкольников может быть сформирована только при оперировании с предметами. Для того чтобы детям было хорошо видно, следует увеличить в полтора раза размеры геометрических фи­гур и тел, картинок, таблиц и моделей, используемых для фрон­тальной демонстрации на занятии. Кроме использования наборного полотна и фланелеграфа, для демонстрации предметов можно нарисовать их на больших листах ватмана. Например, воспитатель дает задание детям нарисовать определенное коли­чество кругов, квадратов. Дети выполняют эту работу у себя на листах, а воспитатель рисует эти фигуры на листе ватмана. А затем дети сверяют свою работу с работой воспитателя.

В методике детских садов общего типа рекомендуется при обучении детей счету использовать плоскостные геометрические фигуры: круги, квадраты, прямоугольники и др.

В специализированных детских садах на занятиях по мате­матике следует использовать наряду с плоскостным геометри­ческим материалом и объемные предметы, и игрушки, так как в процессе действий с ними обогащается зрительный опыт детей.

В младшей группе с целью формирования представлений о множестве широко применяется игровой прием обучения, но дети и сами должны постоянно действовать с предметами. Например, воспитатель предлагает детям найти место для каждой игрушки. Таким образом, каждый ребенок может поставить одну игрушку в шкаф, в процессе действия уточняя, сколько игрушек он поставил, и сколько их стало в шкафу. От занятия к занятию меняются предметы и ситуации, в которых действуют дети. В результате они учатся выделять количественную сторону объектов окружающего их мира. В старшем дошкольном возрас­те в процессе обучения детей счетным действиям им дают за­дания, в которых одновременно решаются различные задачи коррекции зрения, формирования конструктивных способностей и обучения счету, например, выложить из девяти палочек домик, флажок, елочку и т. п. При обучении рисованию по клеткам де­тям с нарушениями зрения трудно выполнять эту работу на го­товых тетрадных листах, так как линии в них недостаточно чет­кие. Вначале надо давать листы, разлинованные воспитателем. Линии при этом следует делать синего или зеленого цвета в зависимости от характера цветового восприятия детей. Это об­легчает выполнение задания детьми.

Сочетание наглядности и словесного пояснения — эффектив­ный метод обучения детей. Но детей следует учить понимать задание и пояснение с одного раза, для чего раскладывают инструкцию на отдельные поэтапные действия. Это также повы­шает успешность выполнения детьми задания и его словесного воспроизведения. При таком подходе дети не только успешно справляются с решением практических задач, но и после выпол­нения всего задания смогут подробно рассказывать о том, что и как делали.

Например, детей учат делить целое число на четыре части. Воспитатель показывает, как сложить листок вдвое, чтобы сто­роны и углы совпали. После этого дети выполняют эту часть задания. Далее воспитатель рассказывает и показывает, как согнуть еще раз. Дети выполняют вторую часть задания. Поэтап­ный способ пояснения и показа помогает овладению детьми практическими навыками и умениями, а также формирует уме­ние осмысливать процесс работы и передавать его словом.

На занятиях по математике следует использовать рисование которое может нести коррекционную направленность. Например, дать каждому листок с двумя разлинованными дорожками и предложить на одной из них нарисовать определенное количе­ство кругов, на другой — определенное количество квадратов.

Для закрепления у детей умения ориентироваться на листе бумаги дети по заданию воспитателя рисуют в углах и на сере­дине листа заданные фигуры. Такие упражнения закрепляют понятия вверх, вниз, верхняя сторона, углы: правый, левый, верхний, нижний.

Упражнения можно проводить на выкладывание аппликации на фланелеграфе, на расстановку определенного количества объемных игрушек на салфетке и т. д.

Для формирования пространственных представлений полез­ны игры типа «Найди место в комнате». Воспитатель говорит, например, одному ребенку: «Стань в правом переднем углу», другому: «Стань у середины левой стены», третьему: «Стань в середине комнаты» и т. д. После того как каждый занял свое место, дети получают другое задание: «Те, кто стоит в правом переднем углу и в середине комнаты, меняются местами». Дети учатся ориентироваться в помещении и соотносить название сторон и углов комнаты со своим местонахождением. Можно использовать на занятиях игру-загадку: «Угадайте, где стоит этот предмет». Загадывающий должен описать предмет по форме, цвету и величине; остальные дети отыскивают этот предмет и называют, где он стоит.

В связи с недостаточностью зрительной ориентировки детей в окружающей обстановке надо проводить упражнения на выде­ление предметов в комнате, учить считать их, сравнивать между собой, находить общие и отличительные признаки. Дети любят играть, отыскивая предметы в комнате, например: «Посчитать, сколько круглых предметов есть в комнате», «Назвать самые высокие, самые низкие», «Найти самые толстые, самые тонкие», «Чего в комнате по 4, по 5?», «Каких предметов в комнате боль­ше: квадратной или прямоугольной формы?» и т. п.

Для формирования навыков количественного и порядкового счета хорошо использовать счет с опорой на зрение, слух и осязание. Например, на уровне глаз детей ставят настольную лампу, нужно сосчитать, сколько раз она зажжется. Можно предложить сосчитать, сколько звуков будет сыграно на дудоч­ке, или же сосчитать на ощупь предметы, находящиеся в ме­шочке.

Трудно усваивают дети с нарушением зрения счет прыжков, шагов, приседаний, но надо постоянно, особенно на прогулке, упражнять их в счете движущихся предметов.

Программа воспитания в детском саду общего типа предусматривает формирование у детей измерительных навыков и умений. При работе с детьми с нарушениями зрения целесо­образно начинать обучение измерению высоты, ширины, длины, толщины окружающих предметов (крышки-стола, стенки шкафа, стенки аквариума и т. п.).

Воспитатель рассказывает и показывает, что нужно делать при измерениях, и дети одновременно с ним выполняют все дей­ствия поэтапно. Затем анализируют выполнение задания. Поэто­му при обучении измерению сыпучих и жидких тел надо иметь' в достаточном количестве мерки для каждого ребенка (стакан­чики, мензурки), чтобы дети одновременно могли измерять, так как при показе этого вида измерений воспитателем не все могут увидеть, как это делается.

Для обучения детей составлению и решению арифметических задач полезно использовать наглядный показ. Например, воспи­татель дает одному ребенку две куклы, а другому — одну и спрашивает: «Сколько всего кукол?» Или же показывает оди­наковые предметы или их рисунки, затем отнимает или прибав­ляет по одному и спрашивает: «Сколько осталось?» или: «Сколь­ко стало?» Затем предлагает детям самим выполнить такую же работу со своими игрушками.

Так детей учат составлению арифметических задач. Для это­го хорошо подбирать картинки такого типа: шесть птичек на ветке, а одна улетает. Следует давать детям картинки с разны­ми предметами, тогда содержание составляемых задач будет разное и дети научатся считать разные предметы.

Когда дети научатся составлять и решать арифметические задачи, можно дать каждому ребенку картинку, где нарисованы различные предметы, и предложить составить задачу. Напри­мер, если па картинках дикие пли домашние животные, надо употребить слова ушли, пришли, гуляли, жили, купили, подарили и т. п. Цель этой задачи — приучить детей к самостоятельности при выборе ситуации. Надо приучить детей не подражать друг другу при выполнении' задания, что очень свойственно дошколь­никам.

В процессе выполнения практических действий с конкретны­ми предметами у детей формируются такие понятия, как «при­бавить», «отнять», «получится», «будет», «останется».

Date: 2015-10-19; view: 536; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию