Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности развития познавательной деятельности детей с нарушениями зрения





ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ (АМБЛИОПИЯ И КОСОГЛАЗИЕ) В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Методические указания к использованию «Программы воспитания в детском саду»

МОСКВА, 1978.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Дошкольные учреждения специального назначения для де­тей с нарушениями зрения работают по «Программе воспита­ния в детском саду» с учетом своеобразия развития детей и формирования их познавательной деятельности: В нижеприве­денных рекомендациях показаны некоторые особенности позна­вательной деятельности и развития указанной категории детей, гигиенические условия воспитания детей в дошкольных учреж­дениях данного типа; приведен режим их работы; описаны ор­ганизационные формы проведения коррекционно-воспитательной работы, а также особенности проведения занятий.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

К детям с нарушениями зрения относят разнообразные груп­пы дошкольников с разной степенью утраты зрения, многооб­разием клинических форм, этиологии, патогенеза, с разной структурой и составом нарушенных функций.

Наиболее распространенной формой детской глазной пато­логии в дошкольном возрасте являются амблиопия и косогла­зие, характеризующиеся разной степенью нарушения остроты зрения, бинокулярного зрения, фиксации взора, цветоразличения и других функций зрительной системы. В зависимости от структуры дефекта и состава нарушенных функций центральной, нервной системы различают две основные группы детей с раз­ными формами аномального развития:

1) дети, у которых нарушение зрительной системы не отягощено другими недостатками развития центральной нервной си­стемы,

2) дети, у которых недоразвитие или нарушение зрения со­четается с другими формами аномального развития, обуслов­ленного врожденными дефектами органа зрения, травмами моз­га, антенатальной интоксикацией, последствиями, перенесенных органических заболеваний. К их числу относят детей с недораз­витием или нарушением интеллекта; с нарушением речи; с на­рушением или недоразвитием слуха; с отклонениями в развитии

двигательной сферы в связи с перенесенными органическими заболеваниями центральной нервной системы или внутриутроб­ным поражением плода; с нарушением эмоционально-волевой сферы и поведения; со стойкими задержками темпов развития, обусловленными разной этиологией.

Кроме этих основных групп аномалий развитии, встречают­ся другие формы врожденных и приобретенных нарушений.

Большое разнообразие аномалий развития требует индиви­дуальной работы с каждым ребенком в процессе его воспитания и обучения, проведения лечебно-восстановительной и коррекционно-воспитательной работы. Особое внимание должно быть уделено медицинскому обслуживанию и организации комплексной лечебно-профилактической работы в детских садах для де­тей с нарушениями зрения. В связи с этим приобретает важное значение усовершенствование диагностики.

Характерными особенностями детей при разных формах ано­мального развития являются вторичные отклонения в психиче­ском и физическом развитии, в формировании двигательных функций. Природа первичных нарушений и вторичных откло­нений в развитии весьма разнообразна и зависит от клиниче­ских форм и этиологии, структуры и состава нарушенных функ­ций, от патогенеза, а также от потенциальных возможностей компенсаторного развития сохранных у ребенка функций.

Очень важно учитывать возраст, в котором утрачено зрение. Зрение играет ведущую роль в формировании образов и ма­нипуляции предметами, в их расположении в зрительном поле. Образование зрительных системных связей оказывает положи­тельное влияние на формирование всех психических процессов: зрительного внимания, зрительной памяти и других функций.

С учетом зрения в процессе воспитания образуются слож­ные зрительно-слуховые, зрительно-тактильные, зрительно-дви­гательные и другие системные связи.

Нарушение зрительной системы, имеющее столь важное зна­чение для развития ребенка и его жизнедеятельности, наносит ущерб формированию психических процессов, двигательной сферы, физическому развитию ребенка.

У детей с нарушениями зрения различают внутрисистемные вторичные отклонения, обусловленные нарушением функций в самой зрительной системе, и межсистемные отклонения, кото­рые затрагивают деятельность многих функций. Внутрисистем­ные и межсистемные отклонения в развитии наиболее выраже­ны при сложной структуре дефекта. Зрение тесно связано с ра­ботой сенсорных систем, с жизнедеятельностью всего организ­ма, со всеми психическими процессами эмоционально-волевой сферы, ориентацией человека в пространстве в широком смыс­ле слова. Для предупреждения возникновения вторичных от­клонений в развитии ребенка приобретает исключительно важ­ное значение ранняя дифференциальная диагностика аномалий развития. В связи с этим особенно необходимо раннее медицинское вмешательство, позволяющее путем восстановительного лечения коррегировать и исправлять первично нарушенные функции зрительной системы при обратимых зрительных де­фектах.

Нарушения зрения у детей дошкольного возраста, когда сформировались еще не все функции зрительной системы, от­рицательно сказываются прежде всего на остроте центрального зрения. Недоразвитие или нарушение остроты зрения нередко затрудняет формирование других функций зрительной системы: периферического зрения, бинокулярного зрения; обусловливает недоразвитие или нарушение глазодвигательных функций, особенно при косоглазии и других клинических формах зритель­ных дефектов; затрудняет фиксацию взора.

Среди детей с глубокими нарушениями зрения отмечаются аномалии развития цветовосприятия. Снижение остроты цент­рального зрения, как правило, более выражено на одном глазу. Это затрудняет формирование бинокулярного зрения, глазомер­ной оценки, установление пространственных связей между пред­метами, что в свою очередь затрудняет фиксацию взора. Разви­тие прослеживающих функций зрения нередко связано с суже­нием поля зрения, поля взора. Последнее в свою очередь затруд­няет развитие целостного зрительного восприятия, иногда обусловливает его фрагментарность. Недоразвитие остроты зрения и бинокулярного зрения замедляет восприятие предметов, процессов и явлений, отрицательно сказывается на развитии мак­ро- и микроориентировки в пространстве. Внутрисистемные нарушения могут быть весьма разнооб­разны. Они зависят от клинических форм, этиологии, течения заболевания, от содержания зрительных нагрузок, от условий зрительного восприятия, прежде всего от освещенности поме­щений.

При своевременном медицинском вмешательстве можно пре­дупредить возникновение внутрисистемных нарушений. Однако этого можно достигнуть только при совместной медицинской и педагогической работе.

При нарушении зрения, как было сказано выше, бывают не только внутрисистемные нарушения зрительною восприятия, но и межсистемные отклонения в развитии функций, близко свя­занных со зрением. Следует прежде всего отметить вторичные отклонения в двигательной сфере. Нарушение зрения обуслов­ливает отклонения в развитии чувства ритма, основанного на зрительном, слуховом, тактильном, кинестезическом восприя­тии. Отмечены отклонения при всех видах формирования рит­мической деятельности у детей дошкольного и школьного воз­раста с нарушением зрения. Своевременное педагогическое воздействие па занятиях ритмикой, хореографией, музыкой, пе­нием, специально направленной игровой деятельностью может предупредить возникновение вторичных отклонений в формиро­вании ритмической деятельности у детей с нарушениями зре­ния. При этом, чем раньше начата специально направленная коррекционно-педагогическая работа с детьми, тем успешнее идет психическое развитие ребенка.

При нарушении зрения сохраняются общие закономерности развития, свойственные нормальновидящим детям.

Как в норме, так и при патологии развития имеет место по­этапное формирование психических функций. Однако при зри­тельной неполноценности этапы формирования психических процессов могут быть растянуты во времени в связи с замед­ленностью развертывания анализирующего восприятия и ори­ентации в пространстве. Этим обусловлено также своеобразие развития процессов интереоризации, т. е. перехода внешних действий во внутренний план и, наоборот, из внутреннего мыс­лительного плана во внешний план действий.

Характерной особенностью детей при зрительной недоста­точности является снижение двигательной активности. Послед­няя находится в прямой зависимости от степени нарушения ост­роты центрального зрения у детей. Однако решающее влияние на развитие движений оказывают условия обучения, физического воспитания, общение слабовидящих детей с нормальновидящими сверстниками. У детей дошкольного возраста с наруше­нием зрения, которые в процессе игровой деятельности разви­вают двигательную активность, выраженных вторичных откло­нений в развитии движений не отмечается. При поступлении в школу, в связи с повышением требований к интеллектуальным функциям и отсутствием специально направленного физическо­го воспитания и лечебной гимнастики двигательная активность детей снижается. Поэтому в процессе воспитания детей профи­лактическая и лечебная гимнастика приобретает важное зна­чение. Двигательные функции при глубоком нарушении зрения успешно развиваются на полисенсорной основе, когда в само­контроле и саморегуляции движений участвуют наряду со зре­нием слуховой, тактильный, мышечный, вибрационный и дру­гие виды чувствительности.

При формировании психической деятельности ведущую роль играют не столько элементарные сенсорные функции, сколько развивающиеся на их основе высшие, психические процессы: анализирующее восприятие, мышление, речь, логическая па­мять, произвольное внимание. При обучении и воспитании должно уделяться особое внимание развитию образного мыш­ления и речи детей.

Особенно важное значение приобретает умственное воспита­ние детей с нарушением зрения, которое подчиняется общим принципам формирования умственных действий, правильных представлений ч) предметах и явлениях природы, общественной жизни людей.

Учитывая своеобразие структуры дефекта, характер первич­ных и вторичных отклонений развития, учебно-воспитательное воздействие направлено на развитие восприятия, наблюдатель­ности, речи, внимания, воображения, образного мышления. На специально подобранном материале у детей формируют умст­венные умения и навыки, воспитывают способы и приемы на­блюдательности при помощи остаточного зрения, слуха, осяза­тельного восприятия. Воспитатель учит детей зрительно наблю­дать предметы, процессы и явления действительности, сравнивать их между собой по строению, форме, величине, цве­ту, определять части и целое, взаимоположение предметов и их частей по отношению друг к другу. В связи с этим в воспитательной работе особенно важное значение имеет установление ребенком под руководством воспитателя причинно-следственных связей и взаимозависимостей.

В специализированном детском саду или группе недостаточ­но детям только зрительно наблюдать предметы. Знакомство с ними должно проходить с опорой на все виды чувствительно­сти (слух, зрение, осязание, обоняние и т. д.). Например, рисо­ванию с натуры может предшествовать лепка, конструирование, моделирование, предварительное ознакомление с данным пред­метом, явлением или процессом. При ознакомлении с окружаю­щим воспитатель учитывает остроту и поле зрения, бинокуляр­ный характер зрения, цветоразличение, причины и клинические формы зрительных нарушений (на основе рекомендаций врача-офтальмолога). Соответственно дети наряду с фронтальными заданиями выполняют индивидуальные задания. Особое внима­ние педагог уделяет детям, у которых амблиопия сочетается с разными формами нарушений зрения (сходящегося и расходя­щегося косоглазия) и возникающими в результате этого вторич­ными отклонениями в восприятии, развитии наблюдательности, ориентации в пространстве, в оценке направлений, расстояний между предметами и т. п. Умственное воспитание детей с на­рушением зрения, направленное на формирование мыслитель­ных операций и перцептивных действий, воспитатель осущест­вляет на занятиях, по развитию речи, математике, в процессе трудовой и игровой деятельности, на занятиях по музыке и пе­нию. Особенно важное коррекционно-воспитательное значение имеют занятия рисованием, лепкой, конструированием. Как было отмечено выше, у детей с нарушением зрения сужены пред­ставления о предметах, процессах и явлениях природы. Поэто­му очень важно расширять их кругозор. Детей знакомят с яв­лениями природы, с различными видами трудовой деятельности людей, их взаимоотношениями в трудовом коллективе, учат видеть и понимать прекрасное.

Так же как и в детском саду общего типа, задача умствен­ного воспитания не сводится к овладению определенной систе­мой знаний и умений, а предполагает развитие умственных способностей путем формирования способов перцептивных дейст­вий, основанных не только на непосредственном чувственном восприятии, но и на опосредованном речевом развитии, форми­ровании эмоционально-волевых процессов, развитии любозна­тельности.

Важное развивающее значение имеет формирование уст­ной речи. Слово ребенка при нарушении зрения имеет домини­рующую роль для развития наблюдательности, произвольного внимания, словесно-логической памяти, регуляции поведения, общения со сверстниками и взрослыми людьми. Развитие речи идет в процессе самостоятельной практической деятельности детей (в игре, на занятиях по труду, в процессе изобразитель­ной деятельности, на занятиях ритмикой, музыкальных и физ­культурных занятиях и т. п.). У детей при зрительной неполно­ценности страдает понимание конкретного значения слов, что нередко отрицательно сказывается на смысловой стороне речи, на развитии образных представлений. В связи с этим речевое развитие должно базироваться на восприятии реальных пред­метов и процессов действительности, па основе практической деятельности с предметами. Такие методические приемы могут предупредить возможные нарушения в соотношении образа и слова, слова и практического действия. У многих детей заме­чены речевые нарушения органического происхождения. В этих случаях необходимы занятия с логопедом для активизации сло­варя, развития фразовой речи, повседневной разговорной речи при общении с окружающими людьми, формирования правиль­ного звукопроизношения. Детей следует учить правильно и точ­но выражать свои мысли, соотносить слово с конкретным обра­зом предметов, процессов и явлений, регулировать с помощью речи свое поведение. Следует обогащать речь детей образными выражениями на основе наблюдения природы, формирования эстетического отношения к действительности, воспитания люб­ви к родной природе.

Особенно важное значение для развития познавательной деятельности имеет общение со взрослыми и сверстниками. Это помогает развивать социальные мотивы. Они способствуют ус­пешному овладению способами действий и получению знаний.

Date: 2015-10-19; view: 2237; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию