Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности развития познавательной деятельности детей с нарушениями зренияСтр 1 из 10Следующая ⇒ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ (АМБЛИОПИЯ И КОСОГЛАЗИЕ) В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Методические указания к использованию «Программы воспитания в детском саду» МОСКВА, 1978. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Дошкольные учреждения специального назначения для детей с нарушениями зрения работают по «Программе воспитания в детском саду» с учетом своеобразия развития детей и формирования их познавательной деятельности: В нижеприведенных рекомендациях показаны некоторые особенности познавательной деятельности и развития указанной категории детей, гигиенические условия воспитания детей в дошкольных учреждениях данного типа; приведен режим их работы; описаны организационные формы проведения коррекционно-воспитательной работы, а также особенности проведения занятий. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ К детям с нарушениями зрения относят разнообразные группы дошкольников с разной степенью утраты зрения, многообразием клинических форм, этиологии, патогенеза, с разной структурой и составом нарушенных функций. Наиболее распространенной формой детской глазной патологии в дошкольном возрасте являются амблиопия и косоглазие, характеризующиеся разной степенью нарушения остроты зрения, бинокулярного зрения, фиксации взора, цветоразличения и других функций зрительной системы. В зависимости от структуры дефекта и состава нарушенных функций центральной, нервной системы различают две основные группы детей с разными формами аномального развития: 1) дети, у которых нарушение зрительной системы не отягощено другими недостатками развития центральной нервной системы, 2) дети, у которых недоразвитие или нарушение зрения сочетается с другими формами аномального развития, обусловленного врожденными дефектами органа зрения, травмами мозга, антенатальной интоксикацией, последствиями, перенесенных органических заболеваний. К их числу относят детей с недоразвитием или нарушением интеллекта; с нарушением речи; с нарушением или недоразвитием слуха; с отклонениями в развитии двигательной сферы в связи с перенесенными органическими заболеваниями центральной нервной системы или внутриутробным поражением плода; с нарушением эмоционально-волевой сферы и поведения; со стойкими задержками темпов развития, обусловленными разной этиологией. Кроме этих основных групп аномалий развитии, встречаются другие формы врожденных и приобретенных нарушений. Большое разнообразие аномалий развития требует индивидуальной работы с каждым ребенком в процессе его воспитания и обучения, проведения лечебно-восстановительной и коррекционно-воспитательной работы. Особое внимание должно быть уделено медицинскому обслуживанию и организации комплексной лечебно-профилактической работы в детских садах для детей с нарушениями зрения. В связи с этим приобретает важное значение усовершенствование диагностики. Характерными особенностями детей при разных формах аномального развития являются вторичные отклонения в психическом и физическом развитии, в формировании двигательных функций. Природа первичных нарушений и вторичных отклонений в развитии весьма разнообразна и зависит от клинических форм и этиологии, структуры и состава нарушенных функций, от патогенеза, а также от потенциальных возможностей компенсаторного развития сохранных у ребенка функций. Очень важно учитывать возраст, в котором утрачено зрение. Зрение играет ведущую роль в формировании образов и манипуляции предметами, в их расположении в зрительном поле. Образование зрительных системных связей оказывает положительное влияние на формирование всех психических процессов: зрительного внимания, зрительной памяти и других функций. С учетом зрения в процессе воспитания образуются сложные зрительно-слуховые, зрительно-тактильные, зрительно-двигательные и другие системные связи. Нарушение зрительной системы, имеющее столь важное значение для развития ребенка и его жизнедеятельности, наносит ущерб формированию психических процессов, двигательной сферы, физическому развитию ребенка. У детей с нарушениями зрения различают внутрисистемные вторичные отклонения, обусловленные нарушением функций в самой зрительной системе, и межсистемные отклонения, которые затрагивают деятельность многих функций. Внутрисистемные и межсистемные отклонения в развитии наиболее выражены при сложной структуре дефекта. Зрение тесно связано с работой сенсорных систем, с жизнедеятельностью всего организма, со всеми психическими процессами эмоционально-волевой сферы, ориентацией человека в пространстве в широком смысле слова. Для предупреждения возникновения вторичных отклонений в развитии ребенка приобретает исключительно важное значение ранняя дифференциальная диагностика аномалий развития. В связи с этим особенно необходимо раннее медицинское вмешательство, позволяющее путем восстановительного лечения коррегировать и исправлять первично нарушенные функции зрительной системы при обратимых зрительных дефектах. Нарушения зрения у детей дошкольного возраста, когда сформировались еще не все функции зрительной системы, отрицательно сказываются прежде всего на остроте центрального зрения. Недоразвитие или нарушение остроты зрения нередко затрудняет формирование других функций зрительной системы: периферического зрения, бинокулярного зрения; обусловливает недоразвитие или нарушение глазодвигательных функций, особенно при косоглазии и других клинических формах зрительных дефектов; затрудняет фиксацию взора. Среди детей с глубокими нарушениями зрения отмечаются аномалии развития цветовосприятия. Снижение остроты центрального зрения, как правило, более выражено на одном глазу. Это затрудняет формирование бинокулярного зрения, глазомерной оценки, установление пространственных связей между предметами, что в свою очередь затрудняет фиксацию взора. Развитие прослеживающих функций зрения нередко связано с сужением поля зрения, поля взора. Последнее в свою очередь затрудняет развитие целостного зрительного восприятия, иногда обусловливает его фрагментарность. Недоразвитие остроты зрения и бинокулярного зрения замедляет восприятие предметов, процессов и явлений, отрицательно сказывается на развитии макро- и микроориентировки в пространстве. Внутрисистемные нарушения могут быть весьма разнообразны. Они зависят от клинических форм, этиологии, течения заболевания, от содержания зрительных нагрузок, от условий зрительного восприятия, прежде всего от освещенности помещений. При своевременном медицинском вмешательстве можно предупредить возникновение внутрисистемных нарушений. Однако этого можно достигнуть только при совместной медицинской и педагогической работе. При нарушении зрения, как было сказано выше, бывают не только внутрисистемные нарушения зрительною восприятия, но и межсистемные отклонения в развитии функций, близко связанных со зрением. Следует прежде всего отметить вторичные отклонения в двигательной сфере. Нарушение зрения обусловливает отклонения в развитии чувства ритма, основанного на зрительном, слуховом, тактильном, кинестезическом восприятии. Отмечены отклонения при всех видах формирования ритмической деятельности у детей дошкольного и школьного возраста с нарушением зрения. Своевременное педагогическое воздействие па занятиях ритмикой, хореографией, музыкой, пением, специально направленной игровой деятельностью может предупредить возникновение вторичных отклонений в формировании ритмической деятельности у детей с нарушениями зрения. При этом, чем раньше начата специально направленная коррекционно-педагогическая работа с детьми, тем успешнее идет психическое развитие ребенка. При нарушении зрения сохраняются общие закономерности развития, свойственные нормальновидящим детям. Как в норме, так и при патологии развития имеет место поэтапное формирование психических функций. Однако при зрительной неполноценности этапы формирования психических процессов могут быть растянуты во времени в связи с замедленностью развертывания анализирующего восприятия и ориентации в пространстве. Этим обусловлено также своеобразие развития процессов интереоризации, т. е. перехода внешних действий во внутренний план и, наоборот, из внутреннего мыслительного плана во внешний план действий. Характерной особенностью детей при зрительной недостаточности является снижение двигательной активности. Последняя находится в прямой зависимости от степени нарушения остроты центрального зрения у детей. Однако решающее влияние на развитие движений оказывают условия обучения, физического воспитания, общение слабовидящих детей с нормальновидящими сверстниками. У детей дошкольного возраста с нарушением зрения, которые в процессе игровой деятельности развивают двигательную активность, выраженных вторичных отклонений в развитии движений не отмечается. При поступлении в школу, в связи с повышением требований к интеллектуальным функциям и отсутствием специально направленного физического воспитания и лечебной гимнастики двигательная активность детей снижается. Поэтому в процессе воспитания детей профилактическая и лечебная гимнастика приобретает важное значение. Двигательные функции при глубоком нарушении зрения успешно развиваются на полисенсорной основе, когда в самоконтроле и саморегуляции движений участвуют наряду со зрением слуховой, тактильный, мышечный, вибрационный и другие виды чувствительности. При формировании психической деятельности ведущую роль играют не столько элементарные сенсорные функции, сколько развивающиеся на их основе высшие, психические процессы: анализирующее восприятие, мышление, речь, логическая память, произвольное внимание. При обучении и воспитании должно уделяться особое внимание развитию образного мышления и речи детей. Особенно важное значение приобретает умственное воспитание детей с нарушением зрения, которое подчиняется общим принципам формирования умственных действий, правильных представлений ч) предметах и явлениях природы, общественной жизни людей. Учитывая своеобразие структуры дефекта, характер первичных и вторичных отклонений развития, учебно-воспитательное воздействие направлено на развитие восприятия, наблюдательности, речи, внимания, воображения, образного мышления. На специально подобранном материале у детей формируют умственные умения и навыки, воспитывают способы и приемы наблюдательности при помощи остаточного зрения, слуха, осязательного восприятия. Воспитатель учит детей зрительно наблюдать предметы, процессы и явления действительности, сравнивать их между собой по строению, форме, величине, цвету, определять части и целое, взаимоположение предметов и их частей по отношению друг к другу. В связи с этим в воспитательной работе особенно важное значение имеет установление ребенком под руководством воспитателя причинно-следственных связей и взаимозависимостей. В специализированном детском саду или группе недостаточно детям только зрительно наблюдать предметы. Знакомство с ними должно проходить с опорой на все виды чувствительности (слух, зрение, осязание, обоняние и т. д.). Например, рисованию с натуры может предшествовать лепка, конструирование, моделирование, предварительное ознакомление с данным предметом, явлением или процессом. При ознакомлении с окружающим воспитатель учитывает остроту и поле зрения, бинокулярный характер зрения, цветоразличение, причины и клинические формы зрительных нарушений (на основе рекомендаций врача-офтальмолога). Соответственно дети наряду с фронтальными заданиями выполняют индивидуальные задания. Особое внимание педагог уделяет детям, у которых амблиопия сочетается с разными формами нарушений зрения (сходящегося и расходящегося косоглазия) и возникающими в результате этого вторичными отклонениями в восприятии, развитии наблюдательности, ориентации в пространстве, в оценке направлений, расстояний между предметами и т. п. Умственное воспитание детей с нарушением зрения, направленное на формирование мыслительных операций и перцептивных действий, воспитатель осуществляет на занятиях, по развитию речи, математике, в процессе трудовой и игровой деятельности, на занятиях по музыке и пению. Особенно важное коррекционно-воспитательное значение имеют занятия рисованием, лепкой, конструированием. Как было отмечено выше, у детей с нарушением зрения сужены представления о предметах, процессах и явлениях природы. Поэтому очень важно расширять их кругозор. Детей знакомят с явлениями природы, с различными видами трудовой деятельности людей, их взаимоотношениями в трудовом коллективе, учат видеть и понимать прекрасное. Так же как и в детском саду общего типа, задача умственного воспитания не сводится к овладению определенной системой знаний и умений, а предполагает развитие умственных способностей путем формирования способов перцептивных действий, основанных не только на непосредственном чувственном восприятии, но и на опосредованном речевом развитии, формировании эмоционально-волевых процессов, развитии любознательности. Важное развивающее значение имеет формирование устной речи. Слово ребенка при нарушении зрения имеет доминирующую роль для развития наблюдательности, произвольного внимания, словесно-логической памяти, регуляции поведения, общения со сверстниками и взрослыми людьми. Развитие речи идет в процессе самостоятельной практической деятельности детей (в игре, на занятиях по труду, в процессе изобразительной деятельности, на занятиях ритмикой, музыкальных и физкультурных занятиях и т. п.). У детей при зрительной неполноценности страдает понимание конкретного значения слов, что нередко отрицательно сказывается на смысловой стороне речи, на развитии образных представлений. В связи с этим речевое развитие должно базироваться на восприятии реальных предметов и процессов действительности, па основе практической деятельности с предметами. Такие методические приемы могут предупредить возможные нарушения в соотношении образа и слова, слова и практического действия. У многих детей замечены речевые нарушения органического происхождения. В этих случаях необходимы занятия с логопедом для активизации словаря, развития фразовой речи, повседневной разговорной речи при общении с окружающими людьми, формирования правильного звукопроизношения. Детей следует учить правильно и точно выражать свои мысли, соотносить слово с конкретным образом предметов, процессов и явлений, регулировать с помощью речи свое поведение. Следует обогащать речь детей образными выражениями на основе наблюдения природы, формирования эстетического отношения к действительности, воспитания любви к родной природе. Особенно важное значение для развития познавательной деятельности имеет общение со взрослыми и сверстниками. Это помогает развивать социальные мотивы. Они способствуют успешному овладению способами действий и получению знаний.
|