Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль религии и церкви в социальном познании





Если говорить о наиболее значимых институтах, то к рассмотренным нужно прежде всего добавить церковь. Хотя ее роль и значение различны в разных типах обществ, тем не менее она всегда является его элементом, подструктурой.

Церковь существует во всех трех типах мировых ре­лигий — христианстве, буддизме и исламе. В христианстве церковь является самым распространенным институтом, хотя есть и другие, например секты или деноминации. Чтобы понять роль церкви как социального института, воздействующего на формирование образа мира, необходимо сказать несколько слов о специфике той формы сознания, которому служит церковь, а именно о религии.

В религии обычно выделяют две составные части: религиозное сознание и религиозные институты. Проблемы религиозного со­знания сами по себе включены в процесс освоения человеком ок-ружающего'его мира. Так, определенное место эта проблема зани­мала в работах У. Джемса. Он полагал, что религия коренится в эмоциональной сфере психики индивида и религиозное чувство не обладает какой-то особой спецификой по сравнению с другими чув­ствами человека. Однако, поскольку это чувство связано с верой, религия приобретает особую функцию — осуществлять переход от «душевного страдания» к «освобождению от него»

На материале первобытного мышления Л. Леви-Брюль обо­значает особую функцию «коллективных представлений», раз­новидностью которых являются религиозные представления. Он отмечает, что если в обычном психологическом языке под пред­ставлением подразумевают факт познания, то в коллективных пред­ставлениях религиозного сознания представление «смешано еще с другими элементами эмоционального или волевого порядка, окрашено и пропитано ими, предполагая, таким образом, иную установку сознания в отношении представляемых объектов» [58, с. 28]. Именно это качество коллективных представлений обус­ловливает такое взаимодействие с ними человека, которое Леви-Брюль назвал «сопричастность».

заслуживает большого внимания решение Фрейдом вопроса о про­исхождении религии. Он полагал, что религия представляет собой «арсенал представлений, порожденных потребностью сделать человеческую беспомощность легче переносимой» [цит. по: 108а, с. 30]. И хотя, с его точки зрения, религия — это иллюзия, но значение ее огромно, поскольку к мотивировке апелляции к ней примеша­но ожидание исполнения желания. В качестве особой установки сознания рассматривал религию К. Юнг, полагая, что она являет­ся всеохватывающей системой мироупорядочивающих мыслей, не­обходимой человеку для защиты от неврозов и для стремления к душевному здоровью.

Особый интерес анализ религиозного созна­ния представляет с точки зрения того, как в нем осмысливаются общественные проблемы.

Из них важнейшая — проблема свободы и независимости че­ловека. В различных подходах мирового религиоведения связь ре­лигии с проблемой свободы и независимости человека решается по-разному. В одних концепциях акцент на эту проблему объясня­ется тем, что именно область свободы и независимости, ограни­ченности возможностей человека «недоступна управлению, рас­поряжению, целенаправленному регулированию» [108а, с. 169]. В других — подчеркивается иная сторона проблемы: стремление человека к свободе может приобретать форму стремления к неко­му Абсолюту. Но как бы ни трактовалась обоснованность поста­новки указанной проблемы в религии, она занимает в ней значи­тельное место. Религиозное сознание выступает как такая систе­ма, внутри которой человек может переживать ощущение защищенности, ограждения себя от внешних обстоятельств бы­тия, воспринимать свое существование в мире как более надеж­ное, устойчивое, стабильное. Это существование альтернативно существованию в реальном мире, где все зыбко, ненадежно, где человек не защищен.

С точки зрения построения образа мира религия предлагает в противовес познанию веру как особое состояние уверенности в достижении цели, в наступлении какого-либо события, в истинности некоторой идеи. Хотя, конечно, и в рамках религиозного сознания его представления базируются на определенной инфор­мации, получаемой из внешнего мира, но основой для построе­ния различных выводов служит не эта информация. Даже без не­обходимого объема информации образ мира строится, но строит­ся именно на основе веры. Поэтому религиозное сознание не просто эмоционально насыщено, но в большом объеме включает в себя наполненность символами.

Таким образом, можно сделать вывод, что в рамках религиоз­ного сознания, в силу особой природы его элементов, формиру­ется свой специальный консенсус, который для верующего чело­века служит контекстом для интерпретации отдельных элементов картины мира.

Важнейшей составной частью ре­лигии являются религиозные институты, и прежде всего церковь. Она занимает особое место среди других религиозных институ­тов, и особенно это относится к христианству. Церковь является наиболее широким объединением верующих людей, принадлеж­ность к которому, как правило, определяется не свободным вы­бором, а традицией (хотя возможен и сознательный переход из одной церкви в другую). В церкви, в отличие от многих светских организаций, отсутствует постоянно и строго контролируемое членство, ее последователи анонимы

Церковь спо­собствует выполнению религией ее многих функций: мировоззренческой, компенсаторной, регулятивной, функции, связанной с трансляцией культуры, и, наконец, коммуникативной.

Последняя функция представляет особый интерес с точки зре­ния социального познания. Этот образ базируется не только и не столько на знании, сколько на вере. Поэтому можно лишь с долей условности говорить о роли церкви как института социального познания или нужно признать допустимость познания и при помощи веры.

Краткая характеристика роли различных социальных институ­тов в процессе социального познания должна быть дополнена ана­лизом того, как эти институты взаимодействуют между собой в реальной жизни.

 







Date: 2015-10-19; view: 466; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию