Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Наиболее распространенные точки зрения в понимании сути такой науки как риторикаВыделим четыре различных и наиболее распространённых точки зрения в понимании сути такой науки как риторика: Риторика как наука — средство поиска истины и приобретения нового знания. Платон характеризует искусство красноречия как умение «увлечь души словами», что важно как в общественной, так и в частной жизни. По его мнению, это как бы форма и техника мысли. Он часто критиковал софистов за их красноречие, которое сводилось к «угодничеству», «сноровке», поэтому он говорил, что это «вообще не искусство». Его система философии вела к установлению истины при помощи диалогического мышления: истина рождается в споре. А диалектика служила методом этого рождения. Платон предполагал в отличие от софистов, что существует абсолютная истина, которая возникает из столкновения двух противоположных мыслей об одной и той же вещи, и эта истина находится посередине. Софисты до этого просто не дошли. Они только стояли у истоков знания. Позже Платон в своих диалогах отразил момент приобретения нового знания в результате размышлений и выхода на общие проблемы. Риторика не софистика. Также риторику как средство и метод поиска истины определяли и значительно позже. В XIX в. эта точка зрения была наиболее распространённой в Европе. Наш соотечественник Н.В. Кошанский определял риторику как «науку изобретать, располагать и выражать мысли». Софистика: совокупность многообразных видов аргументации, основанных на субъективистском использовании правил логического вывода ради сохранения и утверждения наличных положений и теорий, которые по тем или иным причинам, независимо от фактического положения дел, признаются истинами, не подлежащими критике, пересмотру. Риторика — это искусство убеждения. В противоположность Платону, софисты использовали риторику для своих целей. В концепции софистов риторика предлагает «говорить, убеждать, советовать», даёт людям свободу и власть над другими людьми, спасает человека в судах и служит справедливости. Они называли красноречие «божественным и великим», «справедливым и величайшим», но убеждали при помощи словесных ухищрений. Поэтому софистов чаще всего не рассматривают как родоначальников риторики. На самом же деле, они открыли многие законы риторики и первыми открыли школы по риторике. Платон приписывает определение красноречия как «искусства убеждения» софисту Горгию, иногда авторство связывают с Исократом. То есть, риторику понимают как искусство приобщить к своей вере слушателя, убедить в своей позиции. Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения для каждого данного предмета» Риторика как искусство говорить хорошо. Существовала до средних веков. Хотя и в новое время и позже возникали подобные течения. Такую наиболее ясно выраженную позицию мы находим у римского ритора, педагога и писателя I века Марка Фабия Квинтилиана, написавшего двенадцать книг риторических наставлений. Квинтилиан обращался к молодому человеку, который обязан был с детства учиться строить свою речь по законам красоты. В своем трактате «Воспитание оратора» он рассматривал не только обучение искусству красноречия, но и все, что способствовало всестороннему воспитанию человека, так как только такой человек и может стать настоящим оратором. В риторике выделяли ее эстетический потенциал, литературно-языковую часть, хотя понятие «хорошо» должно включать не только оформление речи, но и ее суть. Но чаще всего это «хорошо» понимается как «хорошая форма». Риторика как искусство украшения речи. Первоначально это понимание риторики возникло в период упадка красноречия, в эпоху эллинизма, и вылилось в пустословие. Впоследствии стала выделяться именно эта часть науки в связи с тем, что познание (мысль) и оформление этих мыслей (язык) в определённый момент начинают своё раздельное существование. К этому периоду понимания риторики как украшения речи, например, относят и средневековье. Это сложно представить, так как тогда главным было не светское красноречие, а искусство проповеди. Итак, мы рассмотрели несколько различных подходов к понятию «риторика». Три последних подхода можно объединить в одном понимании: риторика — это искусство (убеждения, украшения речи и др.).
|