Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль средств массовой информации в построении образа социального мира





Они дают возможность пере­давать большие объемы информации на колоссальные по числен­ности аудитории и тем самым охватывать не отдельных индиви­дов или отдельные группы, а именно массы. С этой точки зрения средства массовой информации можно рассмотреть как канал фор­мирования массового сознания. СМИ, обеспечивая не только снабжение населения информацией, но и взаимосвязанность, взаимозависимость на­родов и культур, служат средством формирования целостного ^представления о мире.

Сформулированная еще в 20-е гг. концепция средств массовой информации получила свое воплощение в так называемой «пяти-членной формуле» Г. Лассуэла, где обозначены пять элементов, включенных в процесс массовой информации: коммуникатор (кто передает), сообщение (что передается), аудитория (кому переда­ют), канал (посредством какого средства ведется передача), эф­фективность (каков результат воздействия от передачи).

Необходимо ска­зать несколько слов о специфике их воздействия на человека и на массы людей. Первая из таких особенностей состоит в том, что Информа­ция, передаваемая через СМИ,!в силу ее огромного масштаба яв­ляется всегда организованной. ВГотличие от информации, получае­мой, например, в межличностном общении, информация в СМИ должна быть определенным образом структурирована. Но это оз­начает, что в той или другой степени эта информация уже прошла через отбор, классификацию, категоризацию фактов и явлений общественной жизни. Человек получает в результате интерпрета­цию информации, как бы ее объективный характер ни подчерки­вался.

Вторая особенность СМИ заключается в том, что они обеспе­чивают не только информирование населения, но и [Служат сред­ством массовой коммуникации, т.е. в своеобразной форме создают контекст общения. Своеобразие этой формы коммуникации в том, чтб""в ее рамках отсутствует непосредственная обратная связь, как это имеет место в межличностном общении: источник передачи информации лишен немедленной возможности узнать о своем воз­действии, о том, принята или отвергнута переданная им инфор­мация. Характер обратной связи в средствах массовой информации принято обозначать как «отсроченная обратная связь».

Третья особенность заключается в том, что^прдача информа­ции через различные каналы СМИ подчиняется в большей степе­ни, чем при межличностном общении, нормам общения, приня­тым в обществе. Это предъявляет особые требования к тексту: пред­полагается, что он должен быть не просто хорошо структурирован, но и быть ясным и понятным для восприятия. Вообще использование языка в средствах массовой инфор­мации само по себе имеет принципиальное значение в социаль­ном познании. Выше уже отмечалось, что язык служит важней­шим средством оформления наших представлений о явлениях окружающего мира: сам набор используемых категорий, расшиф­ровка их содержания оказывают большое влияние на формирова­ние обыденных представлений.

Среди особенностей массового коммуникативного процесса надо указать еще на особую роль коммуникатора. Эта роль здесь специфична:.коммуникатором выступает целый коллектив участ­ников и создателей текста (передач, репортажей и пр.). Но специ­фика ситуации в том, что потребителю информации непосред­ственно «дан» один представитель этого коллектива: будь то автор статьи или ведущий передачи, или даже диктор на радио и телеви­дении. Информация так или иначе предстает перед потребителем как поданная определенным лицом. Ее восприятие поэтому в боль­шой степени зависит от того, как воспринята сама личность «пос­леднего звена» информирования. Но это значит, что информация, получаемая человеком через СМИ, не только препарирована в ее содержании, но и пропущена через личность подающего эту информацию, т.е. образ социального мира в каком-то смысле подсказан тем образом, который свойствен коммуникатору.

Теперь уместно более конкретно рассмотреть некоторые из функций СМИ с точки зрения их значения при построении кар­тины социального мира. Наряду с такими социальными функция­ми, какцэбеспечение социального контроля и управления,щнтег-рации общества, реализации социальной активности граждан, формирования общественного мнения и распространения культу­ры, в СМИ выделяются и специфические социально-психологи­ческие функции. По мнению Н. Н. Богомоловой, главные из них — это функции социальной ориентировки человека и группы, фор­мирования социальной идентичности, контакта с другим челове­ком, его самоутверждения [23].

В контексте проблем социального познания особый интерес представляют функция ориентировки человека и группы в совре­менном мире и функция аффилиации, т.е. выработки программы социальной идентификации.

Ориентировка человека или группы в социальном мире реали­зуется при участии создания общественного мнения и в соответ­ствующей разработке стратегии поведения в различных социальных ситуациях. Таким образом, эта функция стимулирует двоякого рода социальную активность: в формировании представлений о мире (участие в создании общественного мнения, ибо именно обще­ственное мнение и есть определенная картина какого-то социального явления или мира в целом) и в формировании программы действия в этом мире. Иными словами, средства массовой инфор­мации обеспечивают в данном случае то единство познания и по­ведения, которое и есть главный результат познания человеком социального мира.

Не менее значима и функция аффилиации, т.е. создания у чело­века чувства приобщения к группе, сопричастности с ней. Данная функция играет непосредственно служебную роль в процессе оп­ределения человеком собственной идентичности: информация, передаваемая через СМИ, прежде всего расширяет перед индиви­дом возможности выбора группы принадлежности, ибо дает более широкий перечень различных групп, их спектр. Кроме того, пред­ложение различных характеристик этих групп, как позитивных, так и негативных, совершенствует оценку их со стороны потреби­теля информации. (особо важно в политике)

В ранних исследованиях было выявлено, что пресса стимулиру­ет чувства социальной принадлежности и развивает интерес к миру, расположенному за пределами личного окружения. Позже радио и телевидение еще в большей степени расширили внешний мир, предложив слушателям и зрителям становиться непосредственны­ми участниками событий в момент их совершения.

Роль средств массовой информации в процессе социального познания заключается также и в том, что в них зачастую предлага­ется уже готовый образ какого-либо социального явления. Особую роль в этом играет телевидение. Серия экспериментальных иссле­дований посвящена вопросу о том, как именно подается в прессе или на телевидении образ какой-либо социальной группы. В ряде дипломных исследований кафедры социальной психологии МГУ, например, анализировался образ студента на страницах молодеж­ной прессы или просто образ молодого человека. Во многих американских исследованиях выявлено, как телевидение подает образы представителей различных профессиональных групп, причем сам подбор профессий смещает акценты: общество предстает как со­стоящее преимущественно из лиц интеллигентных профессий — врачей, адвокатов и пр., реже — из фермеров и мелких предпри­нимателей. Естественно, это искажает реальную картину общества, но воспринимается она именно так, как ее представляют средства массовой информации.

В этой связи в теориях массовой коммуникации затрагивается очень острый вопрос о мотивах, по которым люди обращаются за информацией именно к этим средствам. На основе данных много­численных исследований можно сделать вывод, что доминируют три основных мотива: получение информации, потребность в кон­такте с другими людьми и потребность в развлечении. Два послед­них мотива достаточно понятны, а вот относительно первого си­туация не такая простая.

. Можно предположить, что потребитель информации нуждается в такой препарированной картине мира: или потому, что интерпретация совпадает с его собственной (тогда она по законам когнитивного соответствия укрепляет его позицию, поддерживает уверенность в ее «правильности»), или потому, что при помощи анализа этой искаженной картины потребителю лег­че «обличить» носителя противоположных взглядов, или потому, что извращенная картина мира позволяет индивиду уйти от тягот повседневности, особенно если на экране представлена «красивая жизнь». Но при всех этих обстоятельствах налицо желание полу­чить тот образ, который хочется иметь, или как минимум согласие на своеобразный «обман». Все эти мотивы так или иначе имеют отношение к потребности в получении определенной социальной информации. Отмеченная выше пристрастность социального по­знания проявляет себя и здесь в полной мере.

Роль средств массовой информации в построении образа соци­ального мира была бы выясненной неполно, если не сказать еще и о распространении при их помощи определенных социальных сте­реотипов. При помощи СМИ стереотип внедряется в сознание отдельных индивидов и целых групп в течение довольно краткого времени. Всякий стереотип есть искаженный и трансформирован­ный образ; в случае его внедрения в когнитивную структуру по­требителя информации возникает как бы «вторичное» искажение: первый раз телевидение изобразило молодого предпринимателя как жулика, второй раз телезритель, восприняв этот образ, сам дополняет его либо за счет собственного негативного опыта взаи­модействия с таким предпринимателем, либо за счет совпадения телеинформации с сетью обыденных суждений (соседей по очере­ди, по квартире, коллег). Возникает механизм укрепления стерео­типа, т.е. определенной фиксации представления о каком-либо социальном явлении.

Одна из моделей — «вероятностная модель переработки информации», предложенная Дж. Качоппо и Р. Петти [119], особенно широко известна. В моде­ли рассматриваются два способа, которыми действует реципиент: центральный и периферический. Первый из них предполагает глу­бокую переработку информации, обеспечивающую выявление ло­гики полученного сообщения, его подтекста. Второй фиксирует внимание реципиента на различных «дополнительных», второсте­пенных факторах и потому характеризуется поверхностной пере­работкой информации. Выбор того или иного способа определяет­ся мотивацией реципиента, его когнитивными способностями, от того, нацелен ли потребитель информации изменить свои аттитю-ды или, напротив, удержаться на прежней позиции. В другом варианте — «эвристико-систематической модели» Ш. Чейкин [120] по существу те же два способа названы системати­ческим и эвристическим.

Выявлены параметры аудитории, от которых зависит мера восприятия ею информации: возраст, уро­вень образования, пол, профессиональные и национальные осо­бенности. Из всех аудиторий молодежная аудитория наиболее вос­приимчива к тому, что ей предлагают СМИ. Ее восприимчивость настолько велика, что информация, полученная через СМИ, дав­но уже успешно конкурирует с информацией, предлагаемой в се­мье и школе. Образ мира молодого человека строится под решаю­щим воздействием СМИ.

В демократических обществах, особенно при наличии независимых средств массовой информации, спектр пред­лагаемых суждений о мире значительно более богат. В первом слу­чае для потребителя информации есть практически лишь два пути — либо принять предлагаемый образ, либо отвергнуть его. Во втором случае задача сложнее — осуществить выбор и присоединиться к одной из возможных трактовок. Для человека, не привыкшего к такому выбору, ситуация представляется крайне некомфортной, отсюда нередки сетования на то, что в СМИ царит сумбур. В дей­ствительности же набор информации разного рода открывает воз­можность для более «субъективного» освоения окружающего мира, когда наряду с выбором позиции умножаются и условия для об­суждения достоинств и недостатков как выбранной, так и отверг­нутой альтернативы.

 

Date: 2015-10-19; view: 981; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию