Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семья как институт социального познания





В сфере деятельности семья — первая ячейка, где ребенок овла­девает начальными формами взаимодействия. Он взаимодействует с родителями, другими детьми, самым старшим поколением, если оно есть. Все эти взаимодействия складываются в рамках одной группы: так или иначе, ребенок впервые осознает, что он принад­лежит к той же самой группе, что и окружающие его люди. Семья выступает как первая группа принадлежности. Именно через эту группу в сознании ребенка закладываются первые представления о внешнем, более широком мире. Взаимодействие в семье фикси­рует также и принадлежность к определенному полу: в ряде случа­ев восприятие мира предлагается семьей по-разному для мальчи­ков и девочек.

Следствием такого различия, по мнению теоретиков феминизма, является так называемый «мужской сексизм», т.е. навязанное об­ществу мировоззрение с позиций только мужчин.

Другой аспект — восприятие ребенком в семье первых норм и ценностей. С одной стороны, семья транслирует нормы и ценности общества, с другой — представляет свои собственные, семейные нормы и ценности. Эти два вида норм могут находиться друг с другом в согласии, но могут и противоречить друг другу, даже вступать в конфликт.

Впервые перед ребенком предстают разные возможные способы сочетания познания и поведения (действия). Но если един­ство взглядов на социальные явления и соответствующих способов поведения было определено как менталитет, то ясно, что именно и семье и закладываются первые элементы менталитета.

Еще один важный компонент деятельности — овладение совокупностью различных ролей, в том числе социальных. О неко­торых из них (половых) речь уже шла. Но кроме этих социальных ролей есть еще много других, и представление о них также закла­дывается в семье.

В сфере общения семья также дает первые навыки. Их характер во многом зависит от того, какие образцы общения демонстрируют сами взрослые. В частности, в семье акцентируется такая характери­стика общения, как его ориентированность на монолог или диалог, что зависит, в частности, от степени авторитарности родителей, но и не только от нее. Сама концепция воспитания, «имплицитная те­ория воспитания», сознательно или бессознательно реализуемая ро­дителями, может способствовать либо монологичному стилю обще­ния ребенка, либо диалогичному. В семье формируются конкретные формы и способы общения с другими людьми. Это отчетливо прояв­ляется, например, в использовании некоторых невербальных средств общения.

Особое значение имеет семья для формирования самосознания ребенка, а следовательно, для формирования у него образа-Я. Р. Берне считает, что формирование образа-Я зависит также от типа поведения родителей — авторитарного или либерального. Он называет ряд факторов, которые влияют на этот процесс: характер отношений между родителями, отсутствие одного из них, статус матери (не только в семье: работает ли она вне дома или нет), размер семьи, старшинство ребенка и т.п.

Отношение ребенка к миру определяется во многом тем, как он «принят» в семье. Эта мысль особенно подчеркивается в совре­менной гуманистической психологии. К. Роджерс, например, по­лагает, что ребенок нуждается в позитивном отношении к себе, в «принятии» его не за то, что он хорош, а за то, что он их (родителей) ребенок.. Мать с ее тепло­той, подлинным принятием ребенка обеспечивает с ранних лет об­щую позитивную тональность и в восприятии окружающего мира. Отсутствие специфического материнского участия в формирова­нии самосознания ребенка определяется специальным термином «материнская депривация». Общий стиль жизни семьи во многом обусловлен наличием или отсутствием этот феномена.

Вместе с тем отец в большей степени обеспечивает когнитив­ное освоение мира: отец чаще дает названия категориям социаль­ного мира и тем самым стимулирует чисто познавательную сторо­ну в определении ребенком своего места в мире.

Культурные эталоны, которых придерживается семья, как ви­дим, во многом обусловливают тип интерпретации социального мира ребенком. Но и конкретный мир каждой данной семьи вно­сит в этот процесс свою лепту. Два полюса шкалы отношения к ребенку в семье определяют, насколько адекватным является по­строенный им образ мира: мера и степень его принятия/неприня­тия в семье и мера и степень подготовки его к самостоятельным решениям. Перекос как в ту, так и в другую сторону может легко привести к конфликтам с социальной средой.

Так, при бурном темпе социального развития семья часто «не успевает» за его ходом. Родительская позиция при таких условиях быстро устаревает, нарушая процесс межпоколен­ных трансляций норм и представлений о жизни общества. В таких ситуациях «родителям, которые хотят видеть своего взрослеюще­го ребенка успешным, зачастую уже недостаточно просто пере­дать ему накопленный опыт — у них просто нет опыта жизни в новых условиях. В то же время очень сложно предположить, какие ценности и стандарты поведения будут адекватны завтрашнему дню, еще труднее передать ребенку те ценностно-нормативные модели, которым не следуешь сам и не всегда можешь полностью принять».


ПриобТцение к познанию социального мира в семье обуслов­лено еще одним специфическим фактором семейной жизни. Осо­бенности социализации ребенка, а значит, и особенности его ми­роощущения обусловлены его «порядковым» номером в семье, т.е. временем его появления. Специальные исследования посвяще­ны выяснению различий в социализации первого ребенка в семье и последующих. Так, установлено, например, что семья в данном случае закладывает различное отношение детей к профессии: пер­венец часто стимулируется на выбор такой профессии, где осо­бенно ценится независимость, творчество, в то время как после­дующие дети чаще ориентированы на более конформный подход к профессиям. Мера принятия в расчет при выборе профессии определенных факторов (то ли поиск нового, неизведанного, ге­роического или творческого, то ли большая озабоченность прак­тическими соображениями — деньгами, общественным прести­жем профессии, потребностью данной профессии в данной мест­ности) вписывается в определенные способы конструирования социального мира: как более гуманного или как более сурового. Мера соотнесения этих характеристик во многом закладывается также в детстве, в семье.

Большое влияние на формирование образа социального мира имеет место проживания семьи — большой город, столица, малый город, деревня. Причем, как показано в ряде исследований, ва­жен даже не сам факт проживания в той или иной местности, а факт перемены места жительства, часто связанный с переходом родителей в другую социальную группу. Устоявшиеся в семье сте­реотипы поведения, уже так или иначе усвоенные ребенком, нео­жиданно для него изменяются. По тому, насколько легко он усво­ит эти изменения, можно определить, насколько сильным будет для него потрясение от восприятия перемен. Если в масштабах все­го общества целые поколения драматично переживают перемены, то для ребенка весьма значимыми могут оказаться локальные пе­ремены в жизни семьи. Его устойчивость или, напротив, неустой­чивость к ним определит в будущем его сенситивность к обще­ственной стабильности или нестабильности [см. 73].

Таким образом, очевидно, что все способы работы с социаль­ной информацией так или иначе задаются в детстве в условиях семьи: фиксация лишь «выпуклого», схемы, особенно скрипты, и имплицитные теории личности произрастают из первых жизнен­ных опытов.

Через семью прежде всего совершается трансляция информации от по­коления к поколению. Через нее же эта информация преобразует­ся в руководство к действию.

 







Date: 2015-10-19; view: 419; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию