Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует: - овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа; - расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства; - формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами; - приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Обучение музыкальному искусству должно обеспечить обучающимся возможность: · размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения; · творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности; · участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах); · передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; · развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.; · проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
Содержание тем учебного курса
Содержание учебного предмета Содержание 5 класса (тема года «Музыка и другие виды искусства») раскрывается в двух крупных разделах – «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство». Тематическое построение года соответственно предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи. Это такие музыкальные жанры, как песня, романс, хоровая музыка, опера, балет (раздел «Музыка и литература»), а также специфические жанровые разновидности – музыкальный портрет, пейзаж в музыке и другие (раздел «Музыка и изобразительное искусство»). Междисциплинарные взаимодействия, заявленные в теме года, выходят далеко за пределы обозначенных видов искусства. Содержание учебного материала предусматривает изучение «музыки в единстве с тем, что ее рождает и окружает с жизнью, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим». Кроме того, она «призвана научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь». Столь обширные задачи предполагают постоянную координацию курса с другими предметами, изучаемыми в 5 классе: ¾ литературой («общепрограммные» литературные произведения и жанры–например, сказка Х.К.Андерсена, поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер», «Вот север, тучи нагоняя…», «музыкальная басня–Г.Маляр. «Похвала знатока», общие для литературы и музыки понятия интонация, предложение, фраза); ¾ изобразительным искусством (жанровые разновидности–портрет, пейзаж; общие для живописи и музыки понятия– пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска и т.д.); ¾ историей (изучение древнегреческой мифологии–К.В. Глюк «Орфей»); ¾ мировой художественной культурой (особенности художественного направления «импрессионизм»); ¾ русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приема «описание» - описание романса К.Дебюсси «Оград бесконечный ряд»; ¾ природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой). Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность обучающимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности обучающихся. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов. При полном соответствии общего количества часов, отводимых на изучение разделов, в рабочей программе уменьшено количество часов для изучения вводной темы 1 четверти «Искусство открывает мир», но увеличено количество часов для более глубоко изучения темы 3 четверти «Русские сезоны в Париже» и 4 четверти «Богатырская тема в искусстве». Данные изменения продиктованы необходимостью содействия нравственно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения и желания учащихся, ежегодно активно демонстрирующих свой интерес к данным темам, проявляющийся в подготовке и защите творческих проектов.
Системность обучения получает отражение в содержании темы года: «Музыка и другие виды искусства» Тема 1 полугодия: “Музыка и литература”-17 ч. 1 четверть Тема: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы», 1 урок. Тема: «Музыка рассказывает обо всем» Цели и задачи: Рассказать о роли музыки в жизни, в искусстве, о её влиянии на другие виды искусства. Разучивание «Гимн России» 2 урок. Тема: «Искусство открывает мир». Цели и задачи: сформулировать представление о песне как истоке и вершине музыки. Показать взаимосвязь музыки и речи. Разучивание песни «Лето» музыка В. Локтевой. 3 урок. Тема: «Два великих начала искусства». Цели и задачи: показать взаимосвязь слова и мелодии в народной песне. Русские народные песни: «Во поле берёза стояла», «Во кузнице». 4 урок. Тема: «Искусства различны, тема едина». Цели и задачи: познакомить с жанрами вокализ, инструментальная песня. «Вокализ», «Мелодия» С. Рахманинова. 5 урок. Тема: «Стань музыкою слово!» «». Цели и задачи: Показать возможности возрождения песни в новом жанре. М.Глинка, Н. Кукольник «Жаворонок», М. Балакирев пьеса-фантазия «Жаворонок». 6 урок. Тема: «Песня – верный спутник человека». Цели и задачи: познакомить с жанром кантаты, показать особенности строения и исполнения. С. Прокофьев «А.Невский», Г. Свиридов «Поэма памяти С. Есенина» 7 урок. Тема: «Что я знаю о песне». Заключительный урок.. Цели и задачи: познакомить с вокально-хоровыми номерами кантаты, показать особенности строения и исполнения. С. Прокофьев «А.Невский». Викторина по музыкальному материалу кантаты Прокофьева. 8-9 урок. Тема: Мир русской песни». Цели и задачи: познакомить с жанром русской песни, показать особенности строения и исполнения. Разучивание песни «Некогда стареть учителям» музыка Ю.Чичкова, слова М.Пляцковского. Исполнение знакомых русских народных песен.
2 четверть Тема: Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? 10 урок. Тема: «Песни народов мира». Цели и задачи: показать популярность сюжета о силе музыки у разных народов мира. Пение и разучивание народных песен разных стран. 11-12 урок. Тема: «Романса трепетные звуки». Цели и задачи: продемонстрировать возможности музыки «читать между строк». Понятия сатира, юмор, юмореска. Анализ фрагмента произведения А. Бородина «Квартет №2». 13 – 14 уроки. Тема: «Народная хоровая музыка». Хоровая музыка в храме. Что может изображать хоровая музыка.» Цели и задачи: показать значение хоровой музыки в раскрытии темы любви к родному краю, ознакомить с содержанием хоровых произведений Рахманинова, Бортнянского, Свиридова. Викторина. 15 урок. Тема: «Мир песни». Заключительный урок. Цели и задачи: показать роль слова и музыки, музыка помимо нашей воли воздействует на нас, обостряет чувства, вызывает эмоциональный отклик
Тема 2 полугодия: “Музыка и изобразительное искусство” 3 четверть Тема: «Можем ли мы увидеть музыку?» 16 урок. Тема: «Самый значительный жанр вокальной музыки».Цели и задачи: показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие жизни. Знакомство с произведением: Н. Римскиий -Корсаков «Три чуда» 17 урок. Тема: «Из чего состоит Опера». Цели и задачи: познакомить с особенностями оперного искусства на примере фрагментов опер: М. Глинка «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин». 18 урок. Тема: «Единство музыки и танца. Балет». Цели и задачи: показать взаимосвязь музыки, хореографии, литературы, живописи. Их особенности и взаимодействие в жанре балета. Знакомство с балетами: П. Чайковский «Щелкунчик», «Лебединое озеро». 19-20 урок. Тема: «Русские сезоны в Париже». Цели и задачи: познакомить с выступлениями русских артистов данного периода, дать оценку их творчеству. Познакомить с великими артистами, музыкантами, художниками-декораторами и деятелями: Дягилевым, Шаляпиным. 21 урок. Тема: «Музыкальные сюжеты в литературе». Цели и задачи: сопоставить произведения живописи и музыки. Познакомить с творческим содружеством «Могучая кучка». 22-23 урок. Тема: «Живописность искусства. Музыка – сестра живописи. Музыкальный портрет». Цели и задачи: сопоставить произведения музыки и живописи на примерах творчества Репина, Мусоргского. Прослушать цикл пьес «Картинки с выставки», проведя параллель с творчеством художника Гартмана. 23 урок. Тема: «Картины музыки в природе». Цели и задачи: дать понятие «музыкальный пейзаж». Познакомить с фрагментом «Рассвет на Москва-реке» Мусоргского из оперы «Борис Годунов». 24 урок. Тема: «Может ли музыка выразить характер человека?». Цели и задачи: закрепить понятие «музыкальный портрет». Познакомить с пьесами М.Мусоргского. 25 урок. Тема: «Образы природы в музыке». Цели и задачи: закрепить понятие «музыкальный пейзаж», обобщить представление о связи живописи и музыки. Творческая работа «Музыка и живопись». 4 четверть Тема: «Можем ли мы услышать живопись?» 26 -27 Урок. Тема: «Музыкальные краски». Цели и задачи: провести параллель музыкальные краски и живописные оттенки. Знакомство со средствами музыкальной выразительности, их влияние на создание образов музыки и картины. Анализ произведений М. Равеля «Хабанера», Я. Френкель «Погоня». 28 урок. Тема: «Ты помни, никогда не забывай»». Цели и задачи: знакомство с произведениями искусства, оказавшими влияние на людей в годы войны: плакат «Родина мать зовёт», знакомство с творчеством Д. Шостаковича на примере «Ленинградской симфонии»
28 урок. Тема: «Музыкальная живопись и живописная музыка». Цели и задачи: познакомить с импрессионизмом, особенностями стиля, историей возникновения. Познакомить с произведениями К.Монэ, Э. Манэ, К. Дебюсси, М. Равеля. 29 урок. Тема: «Сказочные герои в музыке. Волшебная сказочность музыкальных сказок». Цели и задачи: показать взаимосвязь музыки и живописи через песенность природы и пейзажность русской народной песни. Анализ произведений И.Билибина, А.Бородина, М.Мусоргского. 30-31 урок. Тема: «Богатырские образы в искусстве». Цели и задачи: показать образы музыкального и изобразительного искусства, воплощённые в произведениях с «богатырской» тематикой: «Богатырская симфония» А. Бородина, 21 урок. Тема: «Героические образы в искусстве». Цели и задачи: показать значение музыки в создании героических образов. Проанализировать произведения, вызывающие чувства героизма и патриотизма: Л. Бетховен «Эгмонт», С. Прокофьев «Вставайте, люди русские», рок-группа «Алиса» «Небо славян» 32-34 урок. Тема: «Хорошая живопись – это музыка», «Музыкальность живописи».Цели и задачи: знакомство с вокальными произведениями сопоставимыми по настроению с произведениями русских живописцев, советских и российских художников. Обобщение темы года. Закрепление основных понятий.
В рабочей программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств — литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций) театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла), кино. Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз. Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это, прежде всего, такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов. Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды. Что роднит музыку с литературой? Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы. Date: 2015-10-19; view: 340; Нарушение авторских прав |