Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предмет истории как науки 3 page
«...Задача науки заключается в том,— подчеркивал К. Маркс,— чтобы видимое, лишь выступающее в явлении движение, свести к действительному внутреннему движению...»64. Применительно к изучению истории человеческого общества эта задача может быть решена лишь путем обращения к общим законам его развития, открытым и обоснованным историческим материализмом. Руководствуясь этими законами, историческая наука впервые получила возможность раскрыть действительные причины движения человеческого общества с начальных Шагов его становления вплоть до сегодняшних дней и тем самым установить объективные рамки для осмысления бесчисленного количества многообразных явлений, составляющих это движение. Выдающееся значение для исторического познания общих методологических принципов не освобождает, однако, историков от необходимости разрабатывать собст-пеппые исследовательские методы, ориентированные на изучение конкретной исторической действительности. Только сами историки могут успешно решать проблемы своей науки. Но для этого необходимо четкое осознание ими ее возможностей. Осуществление данного условия и предполагает среди другого решение вопроса о взаимоотношении истории и социологии. В системе марксизма эти науки, находясь в органической связи, взаимно дополняют и обогащают друг друга. Каждая из них исследует человеческое общество в совокупности, в динамике составляющих его связей и отношений. Это единство объекта исследования образует ту реальную основу, на которой возможно плодотворное взаимодействие истории и социологии: качественная однородность объекта исследования обусловливает однородность методов обеих наук, равно как и возможность успешного заимствования одной наукой категорий другой. Это, однако, не означает некую нерасчлененность предмета истории и социологии. Нельзя также искать демаркационную линию между этими науками во временной сфере65. Подлинно научная теория общества и законов его развития предполагает глубокое осмысление не только современного состояния общества и присущих ему закономерностей, но и в не меньшей мере его истории вплоть до его древнейших истоков. С другой стороны, со времен античности историописание никогда не ограничивалось прошлым. Исследование современных историку процессов и явлений общественной жизни имманентно присуще исторической науке на всех этапах ее существования б6. И уж, конечно, как мы видели, место истории в системе общественных наук не может быть сведено к представлению экспериментальных материалов для социологии. Вся многовековая историографическая практика служит убедительным опровержением такого взгляда. Конечно, всякое подлинно крупное историческое произведение имеет социологическое значение. Оно может вести к уточнению или даже пересмотру тех или иных социологических положений, содействуя углублению и обогащению общих социологических категорий. Ставшие классическими, труды мировой историографии, начиная с «Истории» Геродота, бесспорно, внесли свой вклад в выработку научных представлений об историческом процессе и его закономерностях. В этом смысле можно говорить об их «экспериментальном» для социологии значении. Не менее бесспорно, однако, и другое. Любая попытка свести значение таких произведений к их социологическому аспекту обедняет их подлинное содержание, а с ним вместе — и понимание предмета исторической науки. Действительное соотношение между историей и социологией может быть понято из диалектики общего, особенного и единичного в историческом процессе. Социолога интересуют общие законы развития человечест-|а, условия их действия, движущие силы общественного Процесса, общий смысл исторического движения и его основные этапы. В центре внимания социолога вся картина исторического процесса, взятая в ее существенном содержании; главная его задача — осмысление истории человеческого общества в неразрывном единстве всех трех временных состояний — прошлого, настоящего и будущего. Историка, как правило, интересуют более ограниченные цели. Предметом его исследования всегда, даже В том случае, когда его внимание привлекает всемирная история в ее целостности, являются конкретные события и процессы, взятые в конкретных пространственно-временных координатах. Его интересует не война вообще, а конкретные события Пелопоннесской, Тридцатилетней пли второй мировой войны. Он изучает революционное народничество 70-х годов прошлого столетия, или процесс первоначального накопления в Англии, или идеологию германского империализма, или любое другое социальное явление, фиксированное в известной точке истории, а не некие социальные феномены, лишенные пространственно-временной определенности. Даже когда историк исследует не отдельное событие или процесс, а изучает историю какой-либо страны или всего человечества, он прежде всего имеет дело с конкретными в своих пространственно-временных характеристиках явлениями. Поэтому, в частности, неотъемлемой чертой исторической науки является описательность. Она — не вынужденное зло, которое приходится терпеть в силу того, что предметом исследования историка может быть конкретное событие67, а необходимый элемент всякого подлинно исторического исследования, ибо без описательное™ нет и истории как рассказа о развитии человеческого общества. Любая попытка изгнать из истории описательность означает на деле умерщвление истории, лишение ее возможностей действенно выполнять свою социальную функцию. Присутствующий во всяком историческом произведении описательный материал не только сообщает необходимую доказательную силу выдвинутым в нем положениям, но и в большой мере содействует их широкому усвоению и популяризации. Мы уже не говорим о том, что только посредством самого тщательного и детализированного, насколько это позволяют источники, описания человечество может знать свое прошлое. Присущий нашей науке элемент описательности находит свое выражение в широком распространении повествовательной формы исторического исследования. О чем бы ни писал историк, будь это ход военных действий между двумя враждующими государствами или сложнейший переплет социально-экономических и идейно-политических процессов, он рассказывает о своем предмете исследования. Рассказ в истории, однако, отнюдь не равнозначен плоскому перечислению фактов, лежащих на поверхности изучаемого явления. Он не просто описывает данное явление, но и анализирует его, отвечая не только на вопрос «как», но и на вопрос «почему». Но тем самым мы подходим к пониманию принципиального различия между марксистским объяснением природы исторической науки и буржуазным идиографизмом. Оно заключается не в признании или отрицании существования в истории описательного (повествовательного) элемента, а в истолковании его места и роли в исторической науке. Историки-марксисты, отмечая наличие в своей науке описательного элемента, вместе с тем четко определяют его место. Он находит свое воплощение в историографической практике в той форме, какую приобретает историческое произведение, то есть в форме исторического повествования. По своей форме историческая наука действительно выступает как история-повествование. Форма оказывает, конечно, известное влияние на содержание, но отнюдь не определяет его. Применительно к рассматриваемому вопросу это означает, что сущность исторического исследования не может сводиться к повествованию. Историк в повествовательной форме излагает результаты проведенной им работы, которая, как и всякая научная работа, включает в себя моменты анализа и синтеза, необходимо предполагая установление за определенными рядами фактов некоторой закономерности, ими управляющей. Очевидно, что решение этих задач не может быть достигнуто лишь простым повествованием историка об интересующем его предмете. Его рассказ представляет Собою концентрированный продукт исследования, создаваемый с помощью применения совокупности различных приемов и средств научного познания исторической действительности. Будучи по форме повествованием, он по существу своему является исследованием, устанавливающим или разъясняющим определенные закономерности исторического развития. Но это означает несостоятельность распространенных в буржуазной литературе определений истории, сводящих ее существенное содержание к повествованию 68. Порок буржуазного идиографизма заключается, следовательно, не в том, что он указывает на значение элемента описательности в исторической науке, а в том, что это значение неправомерно гипертрофируется. Описательность провозглашается сутью и высшей целью историографии, исчерпывающей все ее содержание. В философском плане это находит свое выражение в отрыве особенного от общего. Особенное и только особенное объявляется предметом исторического исследования. Простая связь фактов признается достаточной для исторического повествования. Теоретическое же осмысление их, раскрывающее существенные закономерности общественного процесса, остается, по убеждению сторонников идиографического метода, вне сферы компетенции историка. Как удачно выразился о классике буржуазного идиографизма Ранке Э. Карр, он «благочестиво верил, что божественное провидение позаботиться о самом смысле истории, если он позаботится о фактах»69. Пусть не в столь наивной форме убеждение в том, что задача историка строго ограничивается простым описанием интересующих его явлений прошлого, и сегодня довольно широко распространено в буржуазной науке70. Его теоретическим обоснованием занимается целое течение современной буржуазной философско-исторической мысли, так называемая аналитическая философия истории71. Коренное отличие материалистического понимания истории от буржуазного идиографизма состоит в том, что оно предполагает диалектическое единство особенного и общего в историческом процессе, рассматривая его как характерную черту этого последнего, выражающую его объективное содержание. Отсюда вытекает принципиально важное уточнение положения об особенном как предмете исторической науки. Отнюдь не всякое особенное имеет историческое значение и заслуживает, следовательно, внимания историка. Оно представляет для историка интерес лишь постольку, поскольку в нем отражается общее в его более или менее существенных чертах, поскольку оно составляет определенное звено в общем процессе. Когда мы говорим, что то или иное событие является историческим или имеет историческое значение, мы полагаем, что оно оказало свое влияние на современное ему и последующее общественное развитие. Степень и масштабы этого влияния определяют меру значимости такого события и, следовательно, интерес к нему исторической науки. В древней Греции было бесчисленное множество больших и малых военных столкновений. Мы выделяем из их числа ограниченное число войн именно в силу их исторической значимости, в силу того влияния, которое они оказали на развитие событий в определенном историческом регионе. Возьмем в качестве примера Пелопоннесскую войну. В этом явлении, безусловно, индивидуальном, особенном и неповторимом, имеются вместе с тем некоторые существенные моменты, выходящие за рамки данной индивидуальности, которые главным образом и вызывают к ней наш научный интерес. В Пелопоннесской войне отразился целый комплекс противоречий греческого рабовладельческого общества V в. до н. э. В свою очередь, она их еще более обострила, подорвав основы существовавшего в греческих полисах порядка и положив начало длительным социально-политическим катаклизмам в древней Греции, упадку греческой рабовладельческой демократии. Но тем самым Пелопоннесская война как исторический факт не может получить научное объяснение, будучи рассматриваемой сама по себе, изолированно или даже в простой связи г другими фактами древнегреческой истории. Итак, предметом истории является особенное, которое мы можем характеризовать как историческую индивидуальность, чье познание, однако, необходимо предполагает соотнесение единичного с общим. Причем суть вопроса не может быть просто сведена к тому, чтобы поставить изучаемое явление в общую историческую связь. Необходимость этого, естественно, признают п самые ревностные сторонники идиографизма, ибо без пего вообще невозможно существование истории как пауки. Главное заключается в том, что для научного объяснения данного явления необходимо установить его место в общей исторической цепи, а для этого нужна теория, объясняющая существенные стороны общественного процесса. Возвращаясь к нашему примеру, отметим, что нельзя правильно объяснить причины и характер Пелопоннесской войны, не привлекая теорию античного рабовладельческого полиса и — более широко— теорию, разъясняющую основные закономерности функционирования и развития рабовладельческого строя. С другой стороны, эта война позволяет нам лучше понять процессы, протекавшие в древнегреческом полисе периода его упадка, а тем самым и углубить общую теорию античного рабовладения. Так проявляется в историографической практике неразрывная связь исторического и социологического элементов. Ориентируясь на изучение особенного в общественном процессе, историческая наука прежде всего исследует деятельность людей, ибо всякое историческое событие является в своей сути продуктом этой деятельности. В центре ее внимания всегда находится человек со своими помыслами, целями, поступками72. Весь многообразный спектр деятельности человека от повседневных хозяйственных забот и до высшего взлета его гения привлекает первоочередное внимание историка, так как в процессе ее осуществляется все развитие человеческого общества. Какими бы сюжетами ни занимался историк, его исследование приобретает общественную значимость в той мере, в какой оно освещает тс или иные существенные стороны исторической деятельности людей. Как справедливо замечает А. В. Гулыга, «интерес к истории— это прежде всего интерес к человеку»73. Важнейшей чертой исторического рассмотрения деятельности человека является рассмотрение ее во времени. Если бы человеческое общество носило статичный характер, не существовала бы история как наука. Она рассматривает деятельность человека и ее результаты в развитии, как последовательную цепь совершающихся,во времени событий, образующих в своей совокупности определенные причинно-следственные ряды. Предметом исторического исследования всегда является хронологически определенная деятельность человека, ограниченная известными пространственно-временными рамками. Всякое социальное состояние, являющееся продуктом этой деятельности, включает в себя нечто новое по сравнению с ему предшествовавшими. Именно оно и привлекает в первую очередь внимание историка, стремящегося таким путем обнаружить тенденции развития человеческого общества на определенных его отрезках74. Таким образом, предмет истории составляет деятельность человека, рассматриваемая в своей динамике. Но это— социально опосредованная деятельность. В исторической жизни человек выступает как составная часть определенной общности—классовой, национальной и т. п. В ее рамках он осуществляет (или не осуществляет) свои цели, вступая в известную систему отношений и совершая известную совокупность действий. В этих рамках происходит все историческое развитие. Только установление таких рамок, отражающих объективную историческую действительность, делает возможным ориентироваться в безбрежном океане прошлого и выделять существенные явления, определяющие характер и содержание исторического процесса. Непреходящая заслуга марксизма перед исторической наукой как раз в том и состоит, что своим учением об общественно-экономических формациях он указал на единственно возможный путь объективного познания развития человеческого общества в его существенных чертах и закономерностях. Общественно-экономическая формация является той социологической категорией, которая составляет предпосылку научного познания как общих закономерностей исторического процесса, так и действительного места в этом процессе человека. Изучение исторической деятельности человека будет научно плодотворным только при условии ее органической связи с выяснением закономерностей общественного развития. В противном случае история представляла бы хаотическое нагромождение более или менее случайных фактов, соединенных в историческом повествовании в некоторую систему на основании тех или иных субъективных соображений. Только признание закономерного характера общественного развития и выяснение конкретных исторических закономерностей, в рамках которых осуществляется деятельность людей и которые складываются в ходе этой деятельности, составляет необходимое условие действительно научного изучения истории. Тем самым мы подходим к центральному вопросу, занимающему нас в этой главе. Именно эти конкретные исторические закономерности и составляют главный предмет истории как науки. В марксистской литературе получило убедительное обоснование положение о том, что историческая закономерность не является простым отражением в конкретно-исторической деятельности закономерности социологической. Она представляет собой специфическую историческую категорию, связанную с социологическими законами, но отнюдь не исчерпывается ими. Характерной чертой исторической закономерно- сти является ее пространственно-временная определенность. Она складывается в определенных исторических условиях, выступая сложным продуктом переплетения и взаимодействия экономических, политических и идеологических процессов75. Осмысление конкретной закономерности возможно на уровне исторической теории, объясняющей реалии общественного процесса. Отличительной чертой такой теории является ее привязанность к определенной совокупности исторических фактов, которые она призвана объяснить. Основываясь на общих положениях марксистской социологической теории, она помогает раскрыть объективно существующую между ними связь и, таким образом, установить закономерность известного ряда явлений и процессов, совершающихся в определенных пространственно-временных рамках. Сама необходимость обращения к исторической теории для установления закономерности в совершающихся в жизни общества событиях указывает на то, что эта последняя не лежит на поверхности, легко доступной непосредственному наблюдению. Отмечая, что важнейшую задачу исторического исследования составляет анализ конкретно-исторического своеобразия, в котором выступают в истории общие законы, П. Н. Федосеев подчеркивает: «Нащупать в многообразии единичных явлений общую закономерность и распознать эту закономерность за скрывающими ее суть особыми историческими формами — это нелегкое дело исследователя»76. Сложность решения этой задачи не в последнюю очередь объясняется творческой ролью, которую играет в общественном процессе историческая деятельность людей. Эта деятельность вносит в жизнь общества тот момент «неправильности», без которого история, пользуясь известным выражением Н. Г. Чернышевского, превратилась бы в «тротуар Невского проспекта». Такое превращсние, конечно, неизмеримо облегчило бы процесс исторического познания. Он уподобился бы простейшему кибернетическому устройству, в которое бы социолог-программист вкладывал определенную программу (теорию), а историк-вычислитель получал готовые результаты. Но тогда история перестала бы быть историей. В действительности все обстоит далеко не так. Исторический процесс не программируется социологическими законами. На каждом шагу в его течение вторгается нечто неожиданное, непредвиденное, вносящее свои, подчас значительные, коррективы в общий ход развития человеческого общества. То, что «должно быть», далеко не всегда совпадает с тем, что есть в реальной действительности. Между ними стоят многие факторы, в числе которых немаловажное место принадлежит исторической случайности. «История носила бы очень мистический характер,—подчеркивает К. Маркс,—если бы «случайности» не играли никакой роли. Эти случайности входят, конечно, и сами составной частью в общий ход развития, уравновешиваясь другими случайностями. Но ускорение и замедление в сильной степени зависят от этих «случайностей», среди которых фигурирует также и такой «случай», как характер людей, стоящих в начале во главе движения»77. Это часто цитируемое положение К. Маркса имеет важное методологическое значение. Оно означает, в частности, что случайное в истории является таким же законным предметом исследования, как и необходимое. Следует оговориться. Такая постановка вопроса, разумеется, не проводит знака равенства между случайным и необходимым в истории. Еще более далека она от распространенной в буржуазной литературе гипертрофии роли исторической случайности, сводящей историю, по образному выражению Г. С. Коммеджера, к «смеси случайностей, ошибок, неожиданностей и глупостей»78 В историческом процессе случайное занимает подчиненное положение по сравнению с необходимым, будучи с ним диалектически связанным. По известному выражению Ф. Энгельса, оно «представляет собой форму, за которой скрывается необходимость»79. В общесоциологическом плане мы вправе отвлечься от случайного. Социологические законы выражают историческую необходимость, и никакая случайность не может, например, изменить поступательный характер развития человеческого общества или переход во всемирно-историческом плане от одной общественно-экономической формации к другой, более зрелой. Иное дело — живая историческая действительность в бесконечном многообразии ее конкретных проявлений. Здесь также историческая необходимость пробивает себе дорогу, но историку далеко не безразлично проследить формы, в которых происходит ее торжество, ибо именно в них обнаруживается составляющая предмет его исследования историческая закономерность. Нужно уточнить и само понятие торжества необходимости в конкретно-исторической действительности. Было бы упрощением понимать его как простое отрицание случайности. В реальном историческом процессе дело обстоит сложнее. Случайность не просто отрицается исторической необходимостью. В снятом виде она присутствует в том историческом состоянии, которое утверждается как реализация исторической необходимости, диалектически превращаясь в нее80. Будучи формой выражения необходимости, случайность, прежде всего в образе исторической личности, накладывает свой, порой существенный, отпечаток на ее конкретно-историческое воплощение. В своей исследовательской практике историк имеет дело с разного рода случайностями. Одни из них ускоряют торжество исторической необходимости, другие препятствуют этому. Но во всех случаях они образуют фактор исторического действия, который никак нельзя сбрасывать со счетов, рассматривая формирование конкретной исторической закономерности. Понятия «историческая случайность» и «историческая закономерность» не являются взаимоисключающими друг друга. Напротив, первая составляет необходимый ингридиент второй. Конкретная историческая закономерность тем и отличается от социологической, что включает в себя момент случайного, необходимо не вытекающего из всего предшествующего хода исторического развития. Это «случайное», порожденное либо деятельностью исторических личностей, либо вмешательством объективных факторов, внешних по отношению к данной последовательности событий, как раз и сообщает истории ее неповторимое очарование. В противном случае она представляла бы унылую однообразную картину, в которой действовали бы не живые люди, наделенные разумом, волей, страстями, а бездушные марионетки неких высших сил, программирующих все развитие человеческого общества. Излюбленным мотивом буржуазных ученых, ратующих за изгнание из истории детерминизма, является защита «свободы воли» человека, его права на «свободный выбор»81. В действительности лишь марксистская постановка вопроса об исторической необходимости и исторической закономерности дает ключ к подлинно научному решению этих проблем. Материалистическое истолкование этих категорий не только не исключает, но и прямо предполагает существование «свободы выбора» людей. Вопрос заключается лишь в границах такой свободы. В противоположность антидетерминистским концепциям, имеющим широкое хождение в буржуазной литературе, марксистская наука исходит из того, что объективная обусловленность общественного развития в каждый данный момент образует рамки, в которых протекает историческая деятельность людей. Эти рамки предостерегают против всяких попыток изображения исторической личности демиургом истории, способной по своему произволу придавать ей то или иное направление, но в то же время они достаточно широки для того, чтобы деятельность человека в соответствии с его выбором могла оказать более или менее существенное воздействие на объективное течение событий. Эта-то деятельность и привносит в закономерный ход исторического развития момент случайного. Он может быть достаточно заметным. Однако нельзя согласиться с мнением, что «собственно из того, что мы именуем случайностями, и складывается конкретная закономерность, вытекающая из всей суммы тенденций развития, бесчисленных, а потому никогда не устанавливаемых наукой полностью «случайных» воль, поступков, событий, действий» 82. Конкретная историческая закономерность объективируется материальными условиями жизни общества и представляет собою в своей сущности выражение исторической необходимости. Что же касается исторической случайности, то она, накладывая свою печать на реализацию исторической закономерности, вместе с тем занимает подчиненное положение среди формирующих ее факторов и не определяет ее сущностное содержание. Исследователь-марксист, характеризуя известную историческую закономерность, обращает главное внимание на объективные предпосылки, обусловившие ее историческое бытие. Предметом исследования марксистской исторической науки являются все конкретные исторические закономерности, составляющие в своей совокупности живую ткань общественного процесса. В их числе особо выдающееся значение принадлежит закономерностям классовой борьбы. Их изучение составляет главную задачу марксистского исследования общества. Поскольку история классового общества есть история классовой борьбы, вне ее не могут быть поняты ведущие закономерности его развития. Поскольку классовая структура составляет важнейший продукт материальных условий жизни общества, коренящихся прежде всего в достигнутом данным обществом известном уровне развития производительных сил, ее изучение предполагает обязательное исследование этих условий. Познание исторических закономерностей классовой борьбы, как и конкретных исторических закономерностей вообще, невозможно без учета материальных предпосылок деятельности людей. Эти предпосылки они застают в готовом виде объективно существующими независимо от их сознания. Без учета этого останется непонятной важная сторона предмета марксистской исторической науки. Марксистское исследование конкретных исторических закономерностей должно опираться па твердый фундамент, который образует изучение материальных условий социальной деятельности людей. В социальной жизни люди не просто исходят из известных материальных предпосылок, но и преобразуют их в процессе своей деятельности. Преобразование материальных условий жизни общества составляет важнейший результат исторической деятельности человека и, следовательно, также входит в сферу исторического исследования. Итак, история исследует конкретные, ограниченные определенными пространственно-временными рамками, закономерности общественного развития, связанные с деятельностью людей, а также объективные предпосылки и результаты этой деятельности. Интерес историка распространяется как на объективную, так и на субъективную стороны общественного процесса. Диалектическое единство этих сторон в реальной действительности требует от исторической науки рассматривать их в органическом взаимодействии. Естественно, что в конкретной историографической практике разные ученые в зависимости от круга своих научных интересов могут обращать преимущественное внимание на какую-то одну из них. При этом, однако, подлинно научное отражение исторической действительности достигается лишь тогда, когда в должной мере учитываются обе ее стороны, независимо от того, какая из них вызывает интерес ученого. Нельзя, например, претендовать на научное освещение деятельности исторической личности, не обращаясь к выяснению объективных закономерностей, в рамках которых она совершалась. Но точно также невозможно исследовать природу и характер объективной исторической закономерности без изучения деятельности масс, социальных групп, политических партий, отдельных личностей, накладывающих на нее свой неизгладимый отпечаток. Вот почему изучение многообразных форм исторической активности масс, равно как и ее результатов, составляет специфическую черту истории как науки и должно быть отмечено в самой формулировке ее предмета исследования. Рассмотренное выше понимание предмета исторической науки представляет исходный пункт для изучения природы исторического познания. В частности, оно даст необходимые отправные моменты для суждения о познавательных возможностях истории.
1 См.: Р а к и то в А. И. Анатомия научного знания. М., 1969, с. 9. 10. 2Гулыга А. В. Эстетика истории. М., 1974, с. 4. 3 См.: Большая советская энциклопедия, изд. 3, т. 10. М., 1972, 4 Д ь я к о в В. А. Указ. соч., с. 11. 5 См. об этом: Г у л ы г а А. В. Указ. соч., с, 3. г См,: Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 18, с. 345. 7 Не только общертвеиных. Рассматривая развитие науки как один'из важных аспектов общественного развития в целом, историк в той или иной мере вынужден вступать и в сферу естествознания. Date: 2015-10-19; view: 433; Нарушение авторских прав |