Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предмет истории как науки 2 page
Представляется, однако, утопической сама идея модификации «психоистории» при сохранении базисных положений психоанализа. Между тем предлагается именно это. Так, Г. Вайнстейн и Г. М. Плат усматривают выход из положения в соединении рассмотрения фрейдистского уровня конфликтов (человек и общество) и социологического уровня (конфликты между соперничающими в обществе социальными группами), пола--гая, что такое соединение расширит возможности обеих дисциплин и приведет к созданию нового, «социологического» направления в «психоистории»36. Но такое эклектическое соединение не может дать действительного решения вопроса. В самом деле, о каком научном подходе к изучению прошлого может идти речь, если постулируется вневременной, вне исторический конфликт между человеком и обществом, как продукт всеподавляющих требований внесоциальных инстинктивных импульсов, и утверждается, что этот фрейдистский принцип представляет собою «эмпирически здоровый психоаналитический базис для объяснения поведения масс, который всегда отсутствует у социологических ориентации, основывающихся на интересе, рациональности и сознании»37. Очевидно, что такой «базис», рассматриваемый как предмет исторической науки, дезориентирует исследователя, уводит его в область надуманной проблематики, не облегчающей, а напротив, затрудняющей выяснение действительных закономерностей исторического развития. Любая социологическая надстройка над этим «базисом» не в силах изменить его антиисторическую природу. Ибо каждый конфликт в обществе исторически обусловлен. Нет и никогда не было ни абстрактного общества, ни абстрактной личности. По природе своей личность не является асоциальной. Она вступает в конфликт с обществом в силу определенных исторических условий. Выяснить истоки конфликта можно лишь исследовав эти условия. Только изучив характер господствующих в исторически определенном обществе социальных отношений и выяснив социальное положение данной личности, а также положение тех классовых сил, интересы которых она выражает, можно понять действительную природу этого конфликта. Но как раз этот путь познания исторической действительности с порога отвергается психоанализом. Современная марксистская наука не отрицает известного научного значения психоанализа, используемого is строго определенных рамках. Но, как подчеркивает Л. Сэв, «сколь бы велика ни была ценность психоанализа внутри его собственных границ, отныне уже можно считать бесспорным одно: эти границы расположены целиком вне сферы истории и относящихся к ней социальных явлений»38. Научная несостоятельность попыток соединения психоанализа и социологической теории в рамках единой науки, объясняющей историческое развитие человеческого общества, представляется весьма многозначительной I) свете характерных для современного состояния буржуазного обществоведения интеграционных тенденций. Отражая несомненную неудовлетворенность буржуазного общества этим состоянием39, не в последнюю очередь вследствие неспособности буржуазных общественных паук эффективно противостоять все возрастающему авторитету марксистско-ленинского учения об обществе, эти тенденции имеют ярко выраженную классовую направленность. Стремление к преодолению традиционной разобщенности между буржуазными общественными науками продиктовано необходимостью поднять теоретический уровень буржуазного обществоведения, повысить его действенность в современной идеологической борьбе. Тем поучительнее рассмотреть, как это стремление отражается в трактовке предмета исторической науки. Необходимо признать, что современное понимание предмета истории, обнаруживающееся как в теоретических формулировках, так и, в особенности, в историографической практике буржуазных авторов, является значительно более широким, чем оно было, например, в прошлом или начале нашего столетия. Наряду с политической и конституционной историей, составлявшей преимущественно предмет исследования в прошлом веке, равноправными отраслями исторического знания стали экономическая и социальная история, история культуры и другие сферы человеческого общежития. В настоящее время практически нет ни одной области деятельности человека, которая не привлекала бы к себе внимание историков. Такое расширение предмета истории объективно ведет к ее сближению с другими общественными науками и частичному заимствованию их исследовательских методов. Это сближение, однако, не носит характера одностороннего движения. История не только расширяет свой предмет и методологический арсенал за счет других общественных дисциплин, по и, в свою очередь, сообщает им свои методы и точки зрения. Особенно знаменательными в этом плане представляются складывающиеся в современной буржуазной науке отношения между историей и социологией. На смену былому отчуждению И прямой враждебности между этими дисциплинами, еще совсем недавно господствовавшими в буржуазной литературе40, приходит тенденция к их взаимодействию, выражающаяся, в частности, во взаимопроникновении их методов и их данных. С одной стороны, происходит процесс историзации буржуазной социологии, проявляющийся в заимствовании ею исторических концепций и фактического материала41. С, другой — в исторический анализ все шире внедряются социологические методы, а сама история провозглашается социальной наукой. Аналогичным образом развиваются взаимоотношения между буржуазной историографией и политологией, сближение между которыми происходит в рамках так называемой социальной истории42. Наконец, в этом же русле находится и усвоение определенной частью буржуазных историков математических методов исследования, что привело к складыванию в рамках буржуазной историографии так называемой новой экономической истории43. Не останавливаясь на характеристике этого течения буржуазной исторической мысли, отметим только, что, выражая позитивную тенденцию в ее развитии, оно связано с известной переориентацией исторической науки. И в дефинициях представителей «новой экономической истории» и, в особенности, в их историографической практике легко прослеживается явный акцент на изучении социальных отношений как главной задаче исторической науки44. «Социологизация» и «математизация» исторической науки ведут, таким образом, к определенному переосмыслению в буржуазной науке как природы исторического познания вообще, так и предмета истории, в частности. Возрастание в последние годы «сциентизации исторических исследований», которое известный американский ученый Д. Игерс рассматривает как характерную черту современного состояния западной науки45, имеет своим закономерным следствием отказ ее от некоторых традиционных представлений относительно того, чем должна заниматься история. На смену человеческой личности, мыслью и деятельностью своей порождающей уникальные, неповторимые обстоятельства, вызывающие главный интерес историка, в качестве предмета истории приходят структуры, предполагающие наличие в историческом процессе определенных форм однообразия и повторяемости. В этих условиях происходит известная модернизация понимания самой природы человеческой деятельности как предмета исторического исследования. Провозглашается, что «история есть изучение человека в его социальных условиях»46. Подчеркивается, что «историческая наука имеет задачей изучение не просто структуры человеческой деятельности, но определенных временных (т. е. исторических) и социальных структур, в которых происходит известная деятельность людей»47. Несомненно, что такое переосмысление предмета истории является определенным шагом вперед в буржуазной науке, способствуя более глубокому пониманию возможностей исторического познания и путей их реализации. В то же время было бы неверным переоценивать позитивное значение этих тенденций. Прежде всего, несмотря на их широкое распространение, они отнюдь не являются господствующими в современной буржуазной науке. Наряду с ними там имеют место и противоположные тенденции. Мы уже говорили о «психоистории», которая при всей се уязвимости занимает доминирующее положение в освещении ряда важных разделов прошлого, например, истории немецкого фашизма. Не менее показательным является своеобразное возрождение на Западе интереса к морализующей истории. Н этом отношении представляется символичным появление на страницах «Американского исторического обозрения» статьи Г. Райта «История как моральная паука», в основу которой был положен президентский адрес, прочитанный на годичном собрании Американской исторической ассоциации. Резко выступая против попыток «приспособиться к стандартам естественнонаучной беспристрастности», Г. Райт завершает свою статью призывом и надеждой на возрождение истории как морального искусства48. Тем самым в принципе отвергается провозглашаемый сторонниками «сциентизации» истории идеал беспристрастной, строго научной, далекой от всякого морализирования историографии. Еще более важным представляется то обстоятельство, что сама «сциентизация» истории не посягает на идеалистические основы буржуазной историографии, вследствие чего она далеко не является последовательной. Только этим можно объяснить, например, тот на первый взгляд парадоксальный факт, что один из виднейших приверженцев «сциентизации» истории, ратующий за широкое использование ею количественных методов, американский ученый Р. Фогель в то же время утверждает, что «квантификация не трансформирует историю в науку, а просто расширяет сумму научно обоснованного знания, на которое могут опираться историки» и вследствие этого она «не требует отказа от истории как искусства»49. Дело заключается в том, что «социологизация» и «математизация» истории являются лишь одним аспектом захватившего буржуазное обществоведение процесса интеграции. Другой не менее важный аспект этого процесса образует дальнейшее сближение истории с науками, рассматривающими в сугубо идеалистическом плане поведение человека. Крайним выражением такой интеграции является «психоистория». Но даже историки, ориентирующиеся на точные методы исследования и социально-экономические категории, обнаруживают очевидную зависимость от исходных постулатов буржуазной науки, идеалистически трактующих задачу изучения исторической деятельности человека. Это находит свое выражение, в частности, в признании невозможности силами одной только социальной науки решать стоящие перед историей задачи. «Задача, которую историки ставят перед собой,— поясняют эту мысль видные американские представители «новой экономической истории» Р. Фогель и С. Энгерман,— не может быть достигнута с помощью одной социальной науки. Так как историки стремятся осмыслить все человеческое поведение, они выходят за рамки социальной науки в моральную и эстетическую сферу»50. На практике это ведет к идеалистическому истолкованию предмета исторической науки, серьезно подрывающему позитивное значение «сциентизации» буржуазной историографии. Следует отметить и другую сторону вопроса. В силу присущего буржуазной науке метафизического склада мышления «социологизация» и «математизация» истории нередко оборачиваются явным пренебрежением к так называемой событийной истории. Отмежевываясь от традиционной историографии, приверженцы «новой экономической истории» вообще порою отказываются признавать всякое ее научное значение. Недаром один из ведущих представителей нового течения в западногерманской историографии В. Моммзен всерьез задумывается над тем, не отдать ли политическую историю вообще в руки дилетантов. «Может и должна ли историческая наука,— задается он вопросом,— отныне отграничиваться изображением долговременных структурных перемен и предоставить «histoire d'evenements», историю политических событий традиционного рода, дилетантам?»51. Независимо от того, как в данном конкретном случае решается этот вопрос, представляется знаменательной сама его постановка. Не удивительно, что она встречает резкие возражения со стороны представителей политической историографии, не без оснований опасающихся за дальнейшую участь своей дисциплины в рамках социологизированной истории. Эти возражения представляют для нас и более общий интерес, так как в них отражается реакция определенной части буржуазных историков против интеграционных процессов в современном буржуазном обществоведении, что и побуждает присмотреться к ним более внимательно. Подлинным манифестом этой реакции можно считать опубликованную западногерманским «Историческим журналом» статью К. Гильдебранда, направленную на защиту политической историографии ранкеанского толка. Автор ее решительно отвергает претензии адептов «новой социальной истории» создать интегрирующую пауку, «которая стремится опекать все известные исторические дисциплины, навязывая им свою собственную парадигму»52. Указывая далее на вред таких представлений для истории, К. Гильдебранд предпринимает развернутую попытку обосновать традиционный для буржуазной литературы взгляд на историю как науку, изучающую особенное, индивидуальное, неповторимое. «Историческая наука,— подчеркивает он,— должна исключительно высоко ценить значение особенных ситуаций, желания и решения отдельного человека и, не в последнюю очередь, неожиданные, «случайные» события. Ни одна другая наука не возьмет у нее уравновешивание этих величин. Это ее дело»53. Естественно, что при таком понимании предмета истории отпадает всякая необходимость в исторической теории. Более того, с точки зрения новоявленного апологета идиографизма, она даже вредна, ибо ее претензия на всеобщую достоверность «в сущности означает упразднение истории, которую мы знаем» 54. К. Гильдебранд не скрывает антимарксистской направленности своих построений. Образцом исторической теории, с которой он сражается, является теория К. Маркса. Словно для того, чтобы развеять последние сомнения в подлинном смысле своих взглядов, К. Гильдебранд иллюстрирует положение о «вреде» общей исторической теории на примере изучения истории немецкого фашизма. Кстати говоря, сам этот термин он берет в многозначительные кавычки, подчеркивая тем самым его неправомерность. В действительности, по его убеждению, речь может идти лишь о «случае Гитлера», не поддающемся объяснению в терминах общей исторической теории. Сочувственно цитируя «классическую», по его словам, формулу Ранке, что «из особенного можно осторожно и отважно поднять к общему», но «из общей теории нет пути к пониманию особенного», западногерманский ученый предлагает рассматривать вопрос о политике и личности Гитлера как исходный пункт исторических исследований, которые «в свою очередь ведут к пониманию происхождения и условий так называемого «фашистского» господства»55. Весь этот ход мыслей венчает сентенция о том, что «никакие исторические дисциплины не могут претендовать представлять собою всю историю, но все они должны соединяться на почве антропологического измерения исторической науки»56. Так замыкается круг. Критик оказывается на тех же исходных позициях, что и критикуемые. «Антропологическое измерение» выступает той основой, на какой соединяются практически все течения современной буржуазной мысли. Вот почему полемика между ними, какой бы острый характер она ни принимала, представляет собой, в сущности, борьбу оттенков и рамках одного и того же идеалистического понимания предмета истории. Отсюда проистекает и конечная несостоятельность всех попыток реформировать буржуазную историографию, под каким бы флагом они ни предпринимались. Следует оговориться. Порок буржуазной историографии, конечно, не в том, что она акцентирует внимание на изучение деятельности человека. В этом пункте, как уже подчеркивалось, никаких расхождений между марксистской и буржуазной науками нет. Но они появляются сразу же, как только речь заходит о природе этой деятельности. Помещая в фокус своего понимания предмета истории человека, буржуазная наука намеренно стремится биологизировать и психологизировать его деятельность, лишив ее социальных корней. Не говоря уже о психоисториках или представителях традиционной политической историографии, даже ученые, ратующие за социологизацию исторической науки и соответственно этому настаивающие па расширении ее предмета, в конечном счете апеллируют к исторической личности, выступающей в их построениях не столько продуктом, сколько творцом социальных отношений. О том, как это делается, дает представление написанная довольно давно, но не утратившая в этом смысле своего значения статья Т. Шндера «Структуры и личности в истории». Начав с утверждения, что подлинным предметом истории являются структуры и унылой констатации того бесспорного факта, что феномен мировой социальной революции не может излагаться языком Нибура или Ранке и их методами, что вынуждает «к беспощадному выбрасыванию за борт дорогих, но ставших несостоятельными представлений», Т. Шидер тем не менее фактически пытается сохранить эти представления, лишь слегка модернизируя их. Достигается это путем элементарной подмены понятий. Провозглашая, что историки должны заниматься изучением структур, западногерманский ученый в то же время рассматривает эти последние как плоды творческой деятельности отдельных выдающихся личностей. Он говорит об исторических деятелях, создающих структуры, укрепляющих и разрушающих их57. В приведенном ходе рассуждений словно в капле воды отразился коренной порок буржуазного понимания истории, который не могут скрыть никакие широковещательные декларации и модные термины. Обращаясь к исследованию социально-экономических отношений, используя при этом тончайшую методику, заимствованную из естественных наук, буржуазная историография остается на идеалистических позициях в главном — в истолковании предмета истории. Даже изучая материальные условия жизни общества, она рассматривает их сквозь призму автономии исторической личности, навязывающей истории свою волю. Эта исходная позиция и объясняет конечную неудачу всех попыток буржуазных ученых путем интеграции истории с социальными науками и усвоения ею количественных методов преодолеть кризис ее теоретико-методологических основ. Буржуазные исследователи, имеющие дело с человеком в истории, пытаются раскрыть его сущность (природу) как некую вневременную и вне историческую абстракцию. Таким образом, в их общих построениях неисторическое (психологическое, биологическое и т. п.) определяет историческое, обусловливая научную несостоятелыюсть не только их понимания предмета истории, но и всей трактовки исторического процесса. Претензии познать сущность человека как ключ к пониманию истории чем-то сродни поискам вечного двигателя. Прокламируемые едва ли ни с первых шагов историописания, они столь же настойчивы, сколь и бесплодны. Но если наука давно доказала теоретическую невозможность создания вечного двигателя, то призрак вечной и неизменной человеческой природы все еще довлеет над умами буржуазных обществоведов. В тщетной погоне за ним буржуазная наука мистифицирует реальный исторический процесс. Выступая в самых разнообразных вариациях, тема сущности (природы) человека обрекает буржуазную науку на бесплодное теоретизирование относительно психических качеств, определяющих человеческую индивидуальность, а с ней вместе — и весь исторический процесс. «Но сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений»58. Это положение К- Маркса и Ф. Энгельса указывает на единственно научный путь осмысления проблемы «человек н история». Будучи в своей сущности совокупностью общественных отношений, человек является одновременно и творцом и продуктом истории. Нет абстрактной человеческой сущности, как и пет абстрактного индивида. В каждый данный момент общественного развития «сущность человека» в своих наиболее социально важных проявлениях обусловливается конкретными условиями места и времени, формирующими исторического человека. Только изучая эти условия в их становлении и развитии, можно понять действительное место человека в истории. Таким образом, не природа человека определяет движение истории, а напротив, в процессе его формируется человек как общественное существо. Но тем самым важнейшей предпосылкой изучения исторической деятельности человека является исследование обстоятельств, при которых она происходит. Сами же эти обстоятельства являются объективными по своей природе. Подчеркивая эту диалектику субъективного и объективного в историческом процессе, К. Маркс писал: «Люди сами делают свою историю, но они ее делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого»59. Обоснованная К. Марксом диалектическая постановка вопроса о соотношении объективных и субъективных факторов в общественном развитии составляет необходимый отправной пункт анализа всего комплекса вопросов, относящихся к определению предмета исторической науки. Его содержание образует исследование двух взаимосвязанных проблем, определяемых как: I) закономерности общественного развития и 2) историческая деятельность человека. Для историка-маркси-ста взаимосвязь этих проблем означает, что изучение исторической деятельности людей будет научно плодотворным лишь в свете исследования закономерностей общественного развития, ибо она не только происходит в рамках этих последних, но и в немалой степени определяется ими. Воплощая в себе материальные условия жизни общества, эти закономерности олицетворяют объективные факты исторического процесса. С другой стороны, марксисты всегда подчеркивали активную преобразующую роль исторической деятельности людей. Определение предмета марксистской исторической науки предполагает выяснение подлинного характера взаимодействия между этой деятельностью и объективными законами общественного развития, в рамках которых она протекает. Поскольку всякое явление, представляющее интерес для историка, выступает результатом этого взаимодействия, необходимо возникает вопрос о мере сочетания в круге проблем, составляющих предмет исторической науки, общего и особенного. Как мы видели, в буржуазной науке традиционно гипертрофируется значение особенного, воплощающегося в деятельности исторической личности. В противоположность этому в марксистской историографии всегда подчеркивается определяющая» в последнем счете роль общего в познании конкретного многообразия исторической действительности. Соответственно этому и в истолковании предмета исторической пауки и в историографической практике делается последовательный упор на познание закономерностей общественного развития, выяснение которых дает ключ к пониманию «особенного» и «неповторимого», заключенного в каждом историческом явлении. Едва ли могут быть сомнения в справедливости такого подхода, научная плодотворность которого убедительно подтверждается лучшими достижениями марксистской историографии. Неоспоримой заслугой марксизма является теоретическое и конкретно-исследовательское обоснование необходимости изучения исторической деятельности людей в органическом единстве с исследованием социальных и экономических структур, в рамках которых она происходит. Только такое понимание предмета истории сделало возможным действительно научное изучение прошлого человеческого общества, позволив обнаружить в его бесконечном многообразии общие закономерности и ведущие тенденции исторического развития. Таким образом, в самом предмете своем история Сближается с социологией (историческим материализмом) 60. Это сближение, отражая общие интеграционные тенденции, присущие современной науке, является, несомненно, научно-прогрессивным фактом в развитии марксистского обществоведения, способствуя взаимному обогащению обеих дисциплин. Вместе с тем оно порождает свои проблемы, важнейшей из которых представляется разграничение предмета этих наук. Конечно, такое разграничение всегда будет в известном смысле условным. Социология, изучая общие законы развития общества, неизбежно вторгается в сферу истории, ибо только на ее материале эти законы могут быть познаны. Точно так же историк неминуемо обращается к категориям исторического материализма, раскрывая глубинное содержание их явлений и процессов. Более того, весьма перспективными в научном отношении являются области, пограничные между историей и социологией. Работа на стыке этих дисциплин, в которой переплетаются данные и методы как истории, так и социологии, открывает особенно большие возможности для познания диалектики общего и особенного в общественном процессе в ее конкретно-историческом воплощении и обнаружения на этой основе закономерностей исторического развития. Классический пример тому — знаменитые историко-социологические исследования основоположников марксизма-ленинизма, представляющие собою неразрывное единство исторического и социологического подходов к рассмотрению сложнейших явлений общественной жизни. Было бы непозволительным педантизмом пытаться определить, относится ли, например, «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» к числу «чисто» исторических или «чисто» социологических трудов К. Маркса. Но если применительно к каждой отдельно взятой работе, созданной на стыке истории и социологии, мы не всегда можем, да и должны пытаться точно классифицировать ее дисциплинарную принадлежность, то совсем по-иному обстоит дело с определением предмета самих этих дисциплин. Их близость только усиливает необходимость четкого осмысления специфики каждой из них. В особенности это относится к истории. Чрезмерный акцент в формулировках ее предмета на социологических категориях чреват опасностью стирания специфики истории как науки, изучающей закономерности общественного развития в их конкретно-историческом проявлении. Между тем имеющиеся в современной марксистской литературе взгляды на соотношение истории и социологии не всегда в должной мере учитывают это обстоятельство. Действительно существующее между ними общее подчас гипертрофируется до такой степени, что вообще исчезает всякое качественное различие между предметами обеих наук. В заостренной форме такую точку зрения выразил Б. Ф. Поршнев, отказавшись «провести какую-либо демаркационную линию между историком и истматчиком-социологом в том смысле, что последний разрабатывает, исследует социологические законы, а историк —нет». Усматривая функцию исторической науки в открытии закономерностей общественного развития, Б. Ф. Поршнев расценивал всякое конкретно-историческое исследование как некий эксперимент, на пути создания общесоциологических построений и устанавливал между учеными, занимающимися социологическими проблемами, и теми, кто проводит конкретно-исторические исследования, такое же соотношение, какое существует между физиками-теоретиками и физиками-экспериментаторами 61. Смешение предмета истории и социологии создает опасность «социологизирования» истории в дурном смысле этого слова, появления в историографической Практике трудов, в которых социологическая схема омертвляет реальную историческую жизнь, стирает ее красочное многообразие, индивидуальную неповторимость ее конкретных проявлений, обесцвечивает историю. В таких работах история становится безликой,;i место реальных людей с их реальными чувствами, мыслями, делами занимают мистифицированные социологические категории, выступающие в одинаковом обличье в самых разнообразных исторических условиях. Разумеется, в такой схематизации истории менее всего повинен сам Б. Ф. Поршнев, конкретно-исторические работы которого отличаются мастерским исследованием реальной исторической действительности во всем ее неповторимом своеобразии; и вместе с тем они отнюдь не являются простым «экспериментом» на пути создания общесоциологических построений, обладая важным самостоятельным значением. Достаточно вспомнить его известное исследование о Фронде, впервые в исторической литературе показавшее действительный размах классовой борьбы во французском обществе первой половины XVII в.62. Конечно, этот замечательный труд внес свой вклад в обоснование и развитие общесоциологической теории феодализма. Но было бы несправедливо только к этому сводить его место в науке. Он имеет большое значение именно как самостоятельное исследование (а отнюдь не эксперимент!), не только восстановившее действительный масштаб народных движений во Франции первой половины XVII в., но и раскрывшее подлинную природу такого важного исторического явления, каким была Фронда. Такой же характер носят и другие значительные произведения марксистской историографии, убедительно свидетельствующие о том, что история имеет свой собственный предмет, не сводимый к предмету никакой другой науки, в том числе и социологии. История не является вспомогательной дисциплиной социологии, и степень ее зрелости не может измеряться одной только мерой ее «социологизации». Неправомерная «социологизация» истории, доводящаяся до утраты последней собственного предмета ис-следования, нередко осуществляется под флагом повышения теоретической вооруженности исторической науки, усиления в ней социологического элемента. Социология действительно играет большую роль в историческом познании. Но эта роль может быть по-настоящему эффективной лишь в том случае, если история сохраняет самостоятельность в качестве науки, обладающей собственными предметом и методами исследования. Именно с этих позиций и следует подходить к вопросу о значении социологии для истории. Социологический элемент необходимо присутствует в марксистской историографии, составляя одно из важнейших условий ее научности. Исторический материализм выступает в отношении исторической науки (как и всех других общественных дисциплин) в качестве общей теории и методологии, формирующей всеобщие принципы подхода к осмыслению конкретных исторических явлений и процессов63. Эти принципы играют роль общих методологических ориентиров в безбрежном океане событий прошлого, позволяющих обнаружить объективные связи между ними, установить определенные закономерности в той о'бласти, которая на первый поверхностный взгляд представляется сферой произвольной деятельности человека. Лишенная таких ориентиров, история, по существу, теряет право именоваться наукой, превращается в унылую бессистемную опись того, что имело место в прошлом. Какой бы частной проблемой ни занимался историк, он неминуемо должен обращаться к общесоциологическим категориям для ее осмысления как определенного звена исторического процесса, ибо только в таком контексте может быть до конца понято ее объективное содержание. Date: 2015-10-19; view: 543; Нарушение авторских прав |