Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет истории как науки 2 page





Представляется, однако, утопической сама идея мо­дификации «психоистории» при сохранении базисных положений психоанализа. Между тем предлагается именно это. Так, Г. Вайнстейн и Г. М. Плат усматривают выход из положения в соединении рассмотрения фрей­дистского уровня конфликтов (человек и общество) и социологического уровня (конфликты между сопер­ничающими в обществе социальными группами), пола--гая, что такое соединение расширит возможности обеих дисциплин и приведет к созданию нового, «социологиче­ского» направления в «психоистории»36. Но такое эклек­тическое соединение не может дать действительного ре­шения вопроса. В самом деле, о каком научном подходе к изучению прошлого может идти речь, если постули­руется вневременной, вне исторический конфликт между человеком и обществом, как продукт всеподавляющих требований внесоциальных инстинктивных импульсов, и утверждается, что этот фрейдистский принцип пред­ставляет собою «эмпирически здоровый психоаналитический базис для объяснения поведения масс, который всегда отсутствует у социологических ориентации, осно­вывающихся на интересе, рациональности и сознании»37.

Очевидно, что такой «базис», рассматриваемый как предмет исторической науки, дезориентирует исследова­теля, уводит его в область надуманной проблематики, не облегчающей, а напротив, затрудняющей выяснение действительных закономерностей исторического разви­тия. Любая социологическая надстройка над этим «ба­зисом» не в силах изменить его антиисторическую при­роду. Ибо каждый конфликт в обществе исторически обусловлен. Нет и никогда не было ни абстрактного об­щества, ни абстрактной личности. По природе своей личность не является асоциальной. Она вступает в кон­фликт с обществом в силу определенных исторических условий. Выяснить истоки конфликта можно лишь ис­следовав эти условия. Только изучив характер господ­ствующих в исторически определенном обществе со­циальных отношений и выяснив социальное положение данной личности, а также положение тех классовых сил, интересы которых она выражает, можно понять действи­тельную природу этого конфликта. Но как раз этот путь познания исторической действительности с порога отвер­гается психоанализом.

Современная марксистская наука не отрицает извест­ного научного значения психоанализа, используемого is строго определенных рамках. Но, как подчеркивает Л. Сэв, «сколь бы велика ни была ценность психоанализа внутри его собственных границ, отныне уже можно счи­тать бесспорным одно: эти границы расположены цели­ком вне сферы истории и относящихся к ней социальных явлений»38.

Научная несостоятельность попыток соединения пси­хоанализа и социологической теории в рамках единой науки, объясняющей историческое развитие человеческо­го общества, представляется весьма многозначительной I) свете характерных для современного состояния бур­жуазного обществоведения интеграционных тенденций. Отражая несомненную неудовлетворенность буржуазно­го общества этим состоянием39, не в последнюю очередь вследствие неспособности буржуазных общественных паук эффективно противостоять все возрастающему авторитету марксистско-ленинского учения об обществе, эти тенденции имеют ярко выраженную классовую на­правленность. Стремление к преодолению традиционной разобщенности между буржуазными общественными науками продиктовано необходимостью поднять теоре­тический уровень буржуазного обществоведения, повы­сить его действенность в современной идеологической борьбе. Тем поучительнее рассмотреть, как это стремле­ние отражается в трактовке предмета исторической науки.

Необходимо признать, что современное понимание предмета истории, обнаруживающееся как в теоретиче­ских формулировках, так и, в особенности, в историо­графической практике буржуазных авторов, является значительно более широким, чем оно было, например, в прошлом или начале нашего столетия. Наряду с по­литической и конституционной историей, составлявшей преимущественно предмет исследования в прошлом веке, равноправными отраслями исторического знания стали экономическая и социальная история, история культуры и другие сферы человеческого общежития. В настоящее время практически нет ни одной области деятельности человека, которая не привлекала бы к себе внимание историков.

Такое расширение предмета истории объективно ве­дет к ее сближению с другими общественными науками и частичному заимствованию их исследовательских ме­тодов. Это сближение, однако, не носит характера одно­стороннего движения. История не только расширяет свой предмет и методологический арсенал за счет других общественных дисциплин, по и, в свою очередь, сообща­ет им свои методы и точки зрения. Особенно знамена­тельными в этом плане представляются складывающиеся в современной буржуазной науке отношения между исто­рией и социологией. На смену былому отчуждению И прямой враждебности между этими дисциплинами, еще совсем недавно господствовавшими в буржуазной лите­ратуре40, приходит тенденция к их взаимодействию, вы­ражающаяся, в частности, во взаимопроникновении их методов и их данных.

С одной стороны, происходит процесс историзации буржуазной социологии, проявляющийся в заимствова­нии ею исторических концепций и фактического мате­риала41. С, другой — в исторический анализ все шире внедряются социологические методы, а сама история провозглашается социальной наукой. Аналогичным обра­зом развиваются взаимоотношения между буржуазной историографией и политологией, сближение между кото­рыми происходит в рамках так называемой социальной истории42.

Наконец, в этом же русле находится и усвоение опре­деленной частью буржуазных историков математических методов исследования, что привело к складыванию в рамках буржуазной историографии так называемой новой экономической истории43. Не останавливаясь на характеристике этого течения буржуазной исторической мысли, отметим только, что, выражая позитивную тен­денцию в ее развитии, оно связано с известной переори­ентацией исторической науки. И в дефинициях предста­вителей «новой экономической истории» и, в особенности, в их историографической практике легко прослеживает­ся явный акцент на изучении социальных отношений как главной задаче исторической науки44.

«Социологизация» и «математизация» исторической науки ведут, таким образом, к определенному переос­мыслению в буржуазной науке как природы историче­ского познания вообще, так и предмета истории, в част­ности. Возрастание в последние годы «сциентизации исторических исследований», которое известный амери­канский ученый Д. Игерс рассматривает как характер­ную черту современного состояния западной науки45, имеет своим закономерным следствием отказ ее от некоторых традиционных представлений относительно того, чем должна заниматься история. На смену челове­ческой личности, мыслью и деятельностью своей порож­дающей уникальные, неповторимые обстоятельства, вы­зывающие главный интерес историка, в качестве предме­та истории приходят структуры, предполагающие нали­чие в историческом процессе определенных форм одно­образия и повторяемости. В этих условиях происходит известная модернизация понимания самой природы человеческой деятельности как предмета исторического исследования. Провозглашается, что «история есть изучение человека в его социальных условиях»46. Под­черкивается, что «историческая наука имеет задачей изучение не просто структуры человеческой деятельно­сти, но определенных временных (т. е. исторических) и социальных структур, в которых происходит извест­ная деятельность людей»47.

Несомненно, что такое переосмысление предмета ис­тории является определенным шагом вперед в буржуаз­ной науке, способствуя более глубокому пониманию воз­можностей исторического познания и путей их реализа­ции. В то же время было бы неверным переоценивать позитивное значение этих тенденций. Прежде всего, несмотря на их широкое распространение, они отнюдь не являются господствующими в современной буржуазной науке. Наряду с ними там имеют место и противополож­ные тенденции. Мы уже говорили о «психоистории», ко­торая при всей се уязвимости занимает доминирующее положение в освещении ряда важных разделов прошло­го, например, истории немецкого фашизма.

Не менее показательным является своеобразное воз­рождение на Западе интереса к морализующей истории. Н этом отношении представляется символичным появле­ние на страницах «Американского исторического обо­зрения» статьи Г. Райта «История как моральная паука», в основу которой был положен президентский адрес, прочитанный на годичном собрании Американ­ской исторической ассоциации. Резко выступая против попыток «приспособиться к стандартам естественнона­учной беспристрастности», Г. Райт завершает свою статью призывом и надеждой на возрождение истории как морального искусства48. Тем самым в принципе отвергается провозглашаемый сторонниками «сциенти­зации» истории идеал беспристрастной, строго научной, далекой от всякого морализирования историографии. Еще более важным представляется то обстоятельство, что сама «сциентизация» истории не посягает на идеали­стические основы буржуазной историографии, вследствие чего она далеко не является последовательной. Только этим можно объяснить, например, тот на первый взгляд парадоксальный факт, что один из виднейших привер­женцев «сциентизации» истории, ратующий за широкое использование ею количественных методов, американ­ский ученый Р. Фогель в то же время утверждает, что «квантификация не трансформирует историю в науку, а просто расширяет сумму научно обоснованного знания, на которое могут опираться историки» и вследствие этого она «не требует отказа от истории как искусства»49.

Дело заключается в том, что «социологизация» и «ма­тематизация» истории являются лишь одним аспектом захватившего буржуазное обществоведение процесса интеграции. Другой не менее важный аспект этого про­цесса образует дальнейшее сближение истории с наука­ми, рассматривающими в сугубо идеалистическом плане поведение человека. Крайним выражением такой интег­рации является «психоистория». Но даже историки, ори­ентирующиеся на точные методы исследования и со­циально-экономические категории, обнаруживают очевидную зависимость от исходных постулатов буржуаз­ной науки, идеалистически трактующих задачу изучения исторической деятельности человека. Это находит свое выражение, в частности, в признании невозможности си­лами одной только социальной науки решать стоящие перед историей задачи.

«Задача, которую историки ставят перед собой,— по­ясняют эту мысль видные американские представители «новой экономической истории» Р. Фогель и С. Энгерман,— не может быть достигнута с помощью одной соци­альной науки. Так как историки стремятся осмыслить все человеческое поведение, они выходят за рамки социаль­ной науки в моральную и эстетическую сферу»50. На практике это ведет к идеалистическому истолкованию предмета исторической науки, серьезно подрывающему позитивное значение «сциентизации» буржуазной исто­риографии.

Следует отметить и другую сторону вопроса. В силу присущего буржуазной науке метафизического склада мышления «социологизация» и «математизация» исто­рии нередко оборачиваются явным пренебрежением к так называемой событийной истории. Отмежевываясь от традиционной историографии, приверженцы «новой экономической истории» вообще порою отказываются признавать всякое ее научное значение. Недаром один из ведущих представителей нового течения в западно­германской историографии В. Моммзен всерьез заду­мывается над тем, не отдать ли политическую историю вообще в руки дилетантов. «Может и должна ли исто­рическая наука,— задается он вопросом,— отныне от­граничиваться изображением долговременных структур­ных перемен и предоставить «histoire d'evenements», историю политических событий традиционного рода, ди­летантам?»51. Независимо от того, как в данном конкрет­ном случае решается этот вопрос, представляется знаме­нательной сама его постановка. Не удивительно, что она встречает резкие возражения со стороны представителей политической историографии, не без оснований опасаю­щихся за дальнейшую участь своей дисциплины в рам­ках социологизированной истории.

Эти возражения представляют для нас и более общий интерес, так как в них отражается реакция определен­ной части буржуазных историков против интеграционных процессов в современном буржуазном обществоведении, что и побуждает присмотреться к ним более вниматель­но. Подлинным манифестом этой реакции можно считать опубликованную западногерманским «Историческим журналом» статью К. Гильдебранда, направленную на защиту политической историографии ранкеанского тол­ка. Автор ее решительно отвергает претензии адептов «новой социальной истории» создать интегрирующую пауку, «которая стремится опекать все известные истори­ческие дисциплины, навязывая им свою собственную парадигму»52. Указывая далее на вред таких представ­лений для истории, К. Гильдебранд предпринимает раз­вернутую попытку обосновать традиционный для буржуазной литературы взгляд на историю как науку, изучающую особенное, индивидуальное, неповторимое. «Историческая наука,— подчеркивает он,— должна ис­ключительно высоко ценить значение особенных ситуа­ций, желания и решения отдельного человека и, не в последнюю очередь, неожиданные, «случайные» собы­тия. Ни одна другая наука не возьмет у нее уравнове­шивание этих величин. Это ее дело»53.

Естественно, что при таком понимании предмета истории отпадает всякая необходимость в исторической теории. Более того, с точки зрения новоявленного аполо­гета идиографизма, она даже вредна, ибо ее претензия на всеобщую достоверность «в сущности означает упразднение истории, которую мы знаем» 54. К. Гильдебранд не скрывает антимарксистской направленности своих построений. Образцом исторической теории, с ко­торой он сражается, является теория К. Маркса.

Словно для того, чтобы развеять последние сомнения в подлинном смысле своих взглядов, К. Гильдебранд иллюстрирует положение о «вреде» общей исторической теории на примере изучения истории немецкого фа­шизма. Кстати говоря, сам этот термин он берет в мно­гозначительные кавычки, подчеркивая тем самым его неправомерность. В действительности, по его убеждению, речь может идти лишь о «случае Гитлера», не поддаю­щемся объяснению в терминах общей исторической теории. Сочувственно цитируя «классическую», по его словам, формулу Ранке, что «из особенного можно осторожно и отважно поднять к общему», но «из общей теории нет пути к пониманию особенного», западногер­манский ученый предлагает рассматривать вопрос о политике и личности Гитлера как исходный пункт исторических исследований, которые «в свою очередь ведут к пониманию происхождения и условий так на­зываемого «фашистского» господства»55.

Весь этот ход мыслей венчает сентенция о том, что «никакие исторические дисциплины не могут претендо­вать представлять собою всю историю, но все они долж­ны соединяться на почве антропологического измерения исторической науки»56. Так замыкается круг. Критик оказывается на тех же исходных позициях, что и критикуемые. «Антропологическое измерение» выступает той основой, на какой соединяются практически все течения современной буржуазной мысли. Вот почему полемика между ними, какой бы острый характер она ни прини­мала, представляет собой, в сущности, борьбу оттенков и рамках одного и того же идеалистического понимания предмета истории. Отсюда проистекает и конечная не­состоятельность всех попыток реформировать буржуаз­ную историографию, под каким бы флагом они ни пред­принимались.

Следует оговориться. Порок буржуазной историо­графии, конечно, не в том, что она акцентирует внима­ние на изучение деятельности человека. В этом пункте, как уже подчеркивалось, никаких расхождений между марксистской и буржуазной науками нет. Но они появ­ляются сразу же, как только речь заходит о природе этой деятельности. Помещая в фокус своего понима­ния предмета истории человека, буржуазная наука на­меренно стремится биологизировать и психологизировать его деятельность, лишив ее социальных корней. Не гово­ря уже о психоисториках или представителях традицион­ной политической историографии, даже ученые, ратую­щие за социологизацию исторической науки и соответ­ственно этому настаивающие па расширении ее предмета, в конечном счете апеллируют к исторической личности, выступающей в их построениях не столько продуктом, сколько творцом социальных отношений.

О том, как это делается, дает представление написан­ная довольно давно, но не утратившая в этом смысле своего значения статья Т. Шндера «Структуры и лично­сти в истории». Начав с утверждения, что подлинным предметом истории являются структуры и унылой кон­статации того бесспорного факта, что феномен мировой социальной революции не может излагаться языком Нибура или Ранке и их методами, что вынуждает «к бес­пощадному выбрасыванию за борт дорогих, но ставших несостоятельными представлений», Т. Шидер тем не ме­нее фактически пытается сохранить эти представления, лишь слегка модернизируя их. Достигается это путем элементарной подмены понятий. Провозглашая, что ис­торики должны заниматься изучением структур, западно­германский ученый в то же время рассматривает эти последние как плоды творческой деятельности отдельных выдающихся личностей. Он говорит об исторических деятелях, создающих структуры, укрепляющих и разру­шающих их57.

В приведенном ходе рассуждений словно в капле во­ды отразился коренной порок буржуазного понимания истории, который не могут скрыть никакие широкове­щательные декларации и модные термины. Обращаясь к исследованию социально-экономических отношений, используя при этом тончайшую методику, заимствован­ную из естественных наук, буржуазная историография остается на идеалистических позициях в главном — в истолковании предмета истории. Даже изучая мате­риальные условия жизни общества, она рассматривает их сквозь призму автономии исторической личности, навязывающей истории свою волю. Эта исходная пози­ция и объясняет конечную неудачу всех попыток буржу­азных ученых путем интеграции истории с социальными науками и усвоения ею количественных методов преодо­леть кризис ее теоретико-методологических основ.

Буржуазные исследователи, имеющие дело с челове­ком в истории, пытаются раскрыть его сущность (при­роду) как некую вневременную и вне историческую аб­стракцию. Таким образом, в их общих построениях неис­торическое (психологическое, биологическое и т. п.) определяет историческое, обусловливая научную несостоятелыюсть не только их понимания предмета истории, но и всей трактовки исторического процесса. Претензии познать сущность человека как ключ к пониманию исто­рии чем-то сродни поискам вечного двигателя. Прокла­мируемые едва ли ни с первых шагов историописания, они столь же настойчивы, сколь и бесплодны. Но если наука давно доказала теоретическую невозможность создания вечного двигателя, то призрак вечной и неиз­менной человеческой природы все еще довлеет над ума­ми буржуазных обществоведов. В тщетной погоне за ним буржуазная наука мистифицирует реальный исто­рический процесс.

Выступая в самых разнообразных вариациях, тема сущности (природы) человека обрекает буржуазную науку на бесплодное теоретизирование относительно психических качеств, определяющих человеческую инди­видуальность, а с ней вместе — и весь исторический про­цесс. «Но сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений»58. Это положение К- Маркса и Ф. Энгельса указывает на единст­венно научный путь осмысления проблемы «человек н история». Будучи в своей сущности совокупностью об­щественных отношений, человек является одновременно и творцом и продуктом истории. Нет абстрактной челове­ческой сущности, как и пет абстрактного индивида. В каждый данный момент общественного развития «сущ­ность человека» в своих наиболее социально важных проявлениях обусловливается конкретными условиями места и времени, формирующими исторического челове­ка. Только изучая эти условия в их становлении и разви­тии, можно понять действительное место человека в ис­тории.

Таким образом, не природа человека определяет движение истории, а напротив, в процессе его формиру­ется человек как общественное существо. Но тем самым важнейшей предпосылкой изучения исторической дея­тельности человека является исследование обстоятельств, при которых она происходит. Сами же эти обстоятель­ства являются объективными по своей природе. Подчер­кивая эту диалектику субъективного и объективного в историческом процессе, К. Маркс писал: «Люди сами делают свою историю, но они ее делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого»59.

Обоснованная К. Марксом диалектическая поста­новка вопроса о соотношении объективных и субъек­тивных факторов в общественном развитии составляет необходимый отправной пункт анализа всего комплекса вопросов, относящихся к определению предмета истори­ческой науки. Его содержание образует исследование двух взаимосвязанных проблем, определяемых как: I) закономерности общественного развития и 2) исто­рическая деятельность человека. Для историка-маркси-ста взаимосвязь этих проблем означает, что изучение исторической деятельности людей будет научно плодо­творным лишь в свете исследования закономерностей общественного развития, ибо она не только происходит в рамках этих последних, но и в немалой степени опре­деляется ими. Воплощая в себе материальные условия жизни общества, эти закономерности олицетворяют объ­ективные факты исторического процесса.

С другой стороны, марксисты всегда подчеркивали ак­тивную преобразующую роль исторической деятельности людей. Определение предмета марксистской историче­ской науки предполагает выяснение подлинного характе­ра взаимодействия между этой деятельностью и объек­тивными законами общественного развития, в рамках которых она протекает.

Поскольку всякое явление, представляющее интерес для историка, выступает результатом этого взаимодейст­вия, необходимо возникает вопрос о мере сочетания в круге проблем, составляющих предмет исторической науки, общего и особенного. Как мы видели, в буржуаз­ной науке традиционно гипертрофируется значение осо­бенного, воплощающегося в деятельности исторической личности. В противоположность этому в марксистской историографии всегда подчеркивается определяющая» в последнем счете роль общего в познании конкретного многообразия исторической действительности. Соответ­ственно этому и в истолковании предмета исторической пауки и в историографической практике делается по­следовательный упор на познание закономерностей об­щественного развития, выяснение которых дает ключ к пониманию «особенного» и «неповторимого», заключен­ного в каждом историческом явлении.

Едва ли могут быть сомнения в справедливости такого подхода, научная плодотворность которого убеди­тельно подтверждается лучшими достижениями маркси­стской историографии. Неоспоримой заслугой марксизма является теоретическое и конкретно-исследовательское обоснование необходимости изучения исторической дея­тельности людей в органическом единстве с исследова­нием социальных и экономических структур, в рамках которых она происходит. Только такое понимание пред­мета истории сделало возможным действительно научное изучение прошлого человеческого общества, позволив обнаружить в его бесконечном многообразии общие зако­номерности и ведущие тенденции исторического развития.

Таким образом, в самом предмете своем история Сближается с социологией (историческим материализ­мом) 60. Это сближение, отражая общие интеграционные тенденции, присущие современной науке, является, не­сомненно, научно-прогрессивным фактом в развитии марксистского обществоведения, способствуя взаимному обогащению обеих дисциплин. Вместе с тем оно порож­дает свои проблемы, важнейшей из которых представля­ется разграничение предмета этих наук. Конечно, такое разграничение всегда будет в известном смысле услов­ным. Социология, изучая общие законы развития обще­ства, неизбежно вторгается в сферу истории, ибо только на ее материале эти законы могут быть познаны. Точно так же историк неминуемо обращается к категориям исторического материализма, раскрывая глубинное со­держание их явлений и процессов. Более того, весьма перспективными в научном отношении являются обла­сти, пограничные между историей и социологией.

Работа на стыке этих дисциплин, в которой перепле­таются данные и методы как истории, так и социологии, открывает особенно большие возможности для познания диалектики общего и особенного в общественном процес­се в ее конкретно-историческом воплощении и обнаруже­ния на этой основе закономерностей исторического

развития.

Классический пример тому — знаменитые историко-социологические исследования основоположников марк­сизма-ленинизма, представляющие собою неразрывное единство исторического и социологического подходов к рассмотрению сложнейших явлений общественной жиз­ни. Было бы непозволительным педантизмом пытаться определить, относится ли, например, «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» к числу «чисто» исторических или «чисто» социологических трудов К. Маркса.

Но если применительно к каждой отдельно взятой работе, созданной на стыке истории и социологии, мы не всегда можем, да и должны пытаться точно классифици­ровать ее дисциплинарную принадлежность, то совсем по-иному обстоит дело с определением предмета самих этих дисциплин. Их близость только усиливает необхо­димость четкого осмысления специфики каждой из них. В особенности это относится к истории. Чрезмерный ак­цент в формулировках ее предмета на социологических категориях чреват опасностью стирания специфики исто­рии как науки, изучающей закономерности общественно­го развития в их конкретно-историческом проявлении.

Между тем имеющиеся в современной марксистской литературе взгляды на соотношение истории и социоло­гии не всегда в должной мере учитывают это обстоя­тельство. Действительно существующее между ними об­щее подчас гипертрофируется до такой степени, что вообще исчезает всякое качественное различие между предметами обеих наук. В заостренной форме такую точку зрения выразил Б. Ф. Поршнев, отказавшись «про­вести какую-либо демаркационную линию между исто­риком и истматчиком-социологом в том смысле, что последний разрабатывает, исследует социологические законы, а историк —нет». Усматривая функцию истори­ческой науки в открытии закономерностей общественного развития, Б. Ф. Поршнев расценивал всякое конкретно-историческое исследование как некий эксперимент, на пути создания общесоциологических построений и уста­навливал между учеными, занимающимися социологиче­скими проблемами, и теми, кто проводит конкретно-исто­рические исследования, такое же соотношение, какое су­ществует между физиками-теоретиками и физиками-экс­периментаторами 61.

Смешение предмета истории и социологии создает опасность «социологизирования» истории в дурном смысле этого слова, появления в историографической Практике трудов, в которых социологическая схема омертвляет реальную историческую жизнь, стирает ее красочное многообразие, индивидуальную неповтори­мость ее конкретных проявлений, обесцвечивает исто­рию. В таких работах история становится безликой,;i место реальных людей с их реальными чувствами, мыслями, делами занимают мистифицированные социо­логические категории, выступающие в одинаковом обличье в самых разнообразных исторических условиях.

Разумеется, в такой схематизации истории менее всего повинен сам Б. Ф. Поршнев, конкретно-истори­ческие работы которого отличаются мастерским иссле­дованием реальной исторической действительности во всем ее неповторимом своеобразии; и вместе с тем они отнюдь не являются простым «экспериментом» на пути создания общесоциологических построений, обладая важным самостоятельным значением. Достаточно вспом­нить его известное исследование о Фронде, впервые в исторической литературе показавшее действительный размах классовой борьбы во французском обществе пер­вой половины XVII в.62. Конечно, этот замечательный труд внес свой вклад в обоснование и развитие общесо­циологической теории феодализма. Но было бы неспра­ведливо только к этому сводить его место в науке. Он имеет большое значение именно как самостоятельное исследование (а отнюдь не эксперимент!), не только восстановившее действительный масштаб народных движений во Франции первой половины XVII в., но и раскрывшее подлинную природу такого важного исто­рического явления, каким была Фронда.

Такой же характер носят и другие значительные про­изведения марксистской историографии, убедительно свидетельствующие о том, что история имеет свой собст­венный предмет, не сводимый к предмету никакой другой науки, в том числе и социологии. История не является вспомогательной дисциплиной социологии, и степень ее зрелости не может измеряться одной только мерой ее «социологизации».

Неправомерная «социологизация» истории, доводя­щаяся до утраты последней собственного предмета ис-следования, нередко осуществляется под флагом повы­шения теоретической вооруженности исторической науки, усиления в ней социологического элемента. Со­циология действительно играет большую роль в истори­ческом познании. Но эта роль может быть по-настоящему эффективной лишь в том случае, если история сохраняет самостоятельность в качестве науки, обладающей собст­венными предметом и методами исследования. Именно с этих позиций и следует подходить к вопросу о значении социологии для истории.

Социологический элемент необходимо присутствует в марксистской историографии, составляя одно из важнейших условий ее научности. Исторический мате­риализм выступает в отношении исторической науки (как и всех других общественных дисциплин) в качестве об­щей теории и методологии, формирующей всеобщие принципы подхода к осмыслению конкретных историче­ских явлений и процессов63. Эти принципы играют роль общих методологических ориентиров в безбрежном океа­не событий прошлого, позволяющих обнаружить объек­тивные связи между ними, установить определенные закономерности в той о'бласти, которая на первый по­верхностный взгляд представляется сферой произволь­ной деятельности человека. Лишенная таких ориентиров, история, по существу, теряет право именоваться наукой, превращается в унылую бессистемную опись того, что имело место в прошлом. Какой бы частной проблемой ни занимался историк, он неминуемо должен обращаться к общесоциологическим категориям для ее осмысления как определенного звена исторического процесса, ибо только в таком контексте может быть до конца понято ее объективное содержание.

Date: 2015-10-19; view: 519; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию