Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ВВЕДЕНИЕ. Могильницкий Б.Г. О природе исторического познанияСтр 1 из 18Следующая ⇒
Могильницкий Б.Г. О природе исторического познания Современное состояние исторической науки отличает устойчивый интерес к ее теоретико-методологическим проблемам. Будучи показателем возросшей зрелости истории, он, в свою очередь, стимулирует ее дальнейшее развитие, способствует формулировке новых задач, настоятельно требующих своего научного решения. Среди задач, стоящих перед марксистской наукой, особое место занимает всестороннее исследование природы исторического познания. Такое исследование имеет фундаментальное значение для общей характеристики истории как науки — от выяснения ее познавательных возможностей до определения ее места в жизни общества. Проблема природы исторического познания является многоплановой, охватывая широкий круг разнообразных вопросов. К их числу относятся: своеобразие процесса отражения действительности в исторической науке и его соотношение с другими формами общественного познания, природа исторических понятий и специфика их образования, диалектика общего, единичного и особенного в историческом познании, весь круг вопросов, связанных с проблемой исторического факта '. Вместе с тем всякое суждение о природе исторического познания остается неполным, если оно не будет в должной мере учитывать социальную активность истории. Вот почему представляется правомерным рассматривать гносеологические и социальные аспекты исторической науки в неразрывной связи, отражающей органическое единство исторического познания и его социальных предпосылок и результатов. Приступая к изучению природы исторического познания, современный ученый опирается на солидную базу марксистских исследований в этой области. В произведениях основоположников марксизма-ленинизма впервые было всесторонне показано фундаментальное значение истории в системе наук о человеческом обществе. Открыв материалистическое понимание истории, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин заложили основы новой исторической науки, ставшей отныне наукой в подлинном смысле слова, способной раскрывать действительные закономерности общественного процесса и давать достоверное прогнозирование развития человеческого общества в будущем. Показав выдающееся социальное значение истории, основоположники марксизма-ленинизма вместе с тем указали путь ее изучения как особой формы научного познания, изучающей деятельность человека в рамках объективных социальных закономерностей. Осмысливая и развивая их творческое наследие, советские ученые проделали значительную работу по изучению большого круга теоретико-методологических вопросов исторической науки. В трудах М. Н. Покровского, П. Н. Федосеева, А. И. Данилова, Е. М. Жукова, М А. Барга, А. В. Гулыги, А. Я- Гуревича, В. В. Иванова, Г. М. Иванова, И. С. Кона и других исследователей-историков и философов получили разностороннее освещение такие важные вопросы, как специфика отражения исторической действительности, соотношение истории с другими формами общественного познания, партийность исторического познания, история и современность. К числу вопросов, вызывающих особенно большой исследовательский интерес, относятся также исторический источник и исторический факт, историческая закономерность и ряд других, дающих в своей совокупности достаточно четкое представление о марксистском понимании природы исторического познания. Показателем достигнутых успехов в изучении методологических проблем исторической науки и в то же время растущего интереса к ним является появление первых в советской литературе попыток их обобщающего освещения2. Много и плодотворно работают в области методологии истории ученые европейских социалистических стран. Получившие широкую известность у нас труды Ц. Бо-бинской, Н. Ирибаджакова, Ю. Кучинского, Н. Стефа-нова, Е. Топольского, Э. Энгельберга и других исследователей-марксистов вносят существенный вклад в изучение теоретико-методологических проблем истории. Важной органической частью марксистских исследо--ваний в области методологии истории является развернутая критика многочисленных буржуазных теорий исторического познания. В обстановке широкого распространения на Западе ликвидаторских взглядов на историю ученые-марксисты отстояли и развили положение об истории как науке, способной давать объективно-истинное знание о своем предмете, приведя его в соответствие с новейшими представлениями о природе научного познания. Это положение образует исходный пункт всего марксистского понимания истории, основу, на которой базируются все теоретико-методологические исследования в этой области. Наличие такой основы не исключает, однако, расхождений во мнениях среди исследователей-марксистов по целому ряду существенных вопросов, таких, например, как предмет истории, исторический факт, границы специфики исторического познания и т. п. Далеко не вся теоретико-методологическая проблематика получила в марксистской литературе достаточно полное освещение. В частности, продолжает оставаться актуальным изучение партийности и объективности истории. По-прежнему в советской историографии отсутствуют обобщающие работы по природе исторического познания. Мы все еще не имеем монографического исследования, в котором природа исторического познания рассматривалась бы в органическом единстве с его социальными результатами. Отсюда вытекает целевая установка настоящей работы. Сознавая невозможность детального освещения в ее рамках всего круга перечисленных выше вопросов, мы ограничимся рассмотрением лишь некоторых из них, но таких, которые в своей сумме позволяют, на наш взгляд, раскрыть в самых общих чертах специфику исторического познания. Такая установка обусловила структуру книги. Она начинается с освещения предмета исторической науки как отправного момента всех размышлений о природе истории. В зависимости от того, Как определяется предмет истории, в решающей степени зависит понимание как задач исторической науки, так и путей их решения. С предметом каждой науки тесно связан ее метод. Точно сформулировать предмет исторической пауки означает в то же время четко определить границы плодотворности того или иного метода, ибо нет метода, нейтрального по отношению к предмету, к исследованию которого он прилагается. С пониманием предмета истории тесно связан и второй круг вопросов, рассматриваемых в настоящей работе, относящийся к выяснению возможности получения объективно-истинного знания в исторической науке. Их решение самым решительным образом зависит от того, что составляет предмет исследования — свободная воля человека, отягощенная многообразными «комплексами», например, или объективные закономерности общественного процесса, воплощенные в конкретных исторических явлениях. В свою очередь, проблема объективности исторического познания является ключевой для понимания научности истории и ее места в обществе. Разные ее решения непосредственно влияют на трактовку самой природы истории. Отрицание объективности наших знаний о прошлом делает неизбежным отрицание научности истории. Не случайно распространенные в современной буржуазной литературе утверждения, что история не является наукой, обосновываются в числе прочих аргументов положением о невозможности объективно-истинного отражения исторической действительности. С другой стороны, от решения этой проблемы зависит понимание социальной значимости истории. Одно дело, когда стремление истории играть выдающуюся роль в жизни общества базируется на ее способности давать адекватное отражение действительности, и совсем другое, когда в основе его лежит убеждение, что истина, которой обладает историк, является истиной лишь для него самого или, в лучшем случае, для его поколения. Наконец, мы рассмотрим ряд вопросов, относящихся к сфере взаимоотношений истории и современности. Обращение к этим вопросам диктуется самим характером истории как социальной науки. Вследствие занимаемого ею положения в обществе исследование природы исторического познания не может быть оторвано от изучения социального назначения истории. Без учета, например, места истории в формировании общественного сознания или ее воспитательной функции останется непонятной сущностная характеристика исторического познания — его социальная активность. Конечно, всякое познание социально обусловлено; развитие каждой науки несет на себе печать времени, своими средствами она решает его настоятельные проблемы. И речь идет не о том, что у истории эта связь с современностью теснее и многограннее, чем, например, у физики. Главное — качественное отличие этой связи, образующее" специфику исторического познания. Эта специфика двупланова. Во-первых, продуцируемое исторической наукой историческое сознание является важнейшим элементом общественного сознания, активно влияя на политику и идеологию общества, формируя во многих существенных элементах его духовный облик. Во-вторых, не менее действенным является обратное воздействие современности на историю, оказывающее непосредственное влияние как на сам процесс познания исторической действительности, так и на его результаты. Вполне признавая важное методологическое значение многих проблем, оставшихся за пределами данной работы, мы вместе с тем полагаем, что вышеочерченный круг вопросов составляет определенную содержательную целостность. Его рассмотрение позволяет дать в общем виде ответ на вечно живой вопрос: «Что такое история?». Методология истории является ареной непримиримой борьбы двух идеологий. В сфере теоретико-методологических проблем исторической науки буржуазная идеология пытается дать бой материалистическому пониманию истории, обосновать ценности капиталистического мира, за каким бы псевдонимом он ни скрывался, доказать их непреходящий характер. Методология истории принадлежит в настоящее время к числу наиболее интенсивно разрабатываемых в буржуазной науке дисциплин. Возрастающий поток историко-методологической литературы свидетельствует о настойчивых усилиях буржуазных ученых повысить теоретическую вооруженность и социальную значимость своей науки, укрепить ее позиции в современной идеологической борьбе. Будучи выражением глубокого кризиса буржуазной историографии, являющегося в первую очередь кризисом ее теоретико-методологических основ, и направленные в конечном итоге на его преодоление, эти усилия представляют собой определяющую черту современного состояния буржуазной историко-теоретической мысли. В своей совокупности они образуют сложную и во многом противоречивую картину методологических исканий современной буржуазной науки. Далеко не одноцветная, эта картина предостерегает против упрощенности подхода к их оценке. Порочность исходных идейно-теоретических установок обусловливает конечную несостоятельность попыток буржуазной науки создать целостную теорию, которая могла бы служить альтернативой материалистическому пониманию истории и в этом своем качестве явиться основой для преодоления ее кризиса. Обилие быстро сменяющих или конкурирующих друг с другом модных теорий только подчеркивает неспособность буржуазных теоретиков найти удовлетворительное решение стоящих перед ними проблем. Вместе с тем в своих методологических исканиях буржуазные ученые порою поднимают вопросы, действительно важные для истолкования природы исторического познания. В их решении иногда достигаются научно-позитивные результаты, обогащающие наше понимание отдельных его черт. Наконец, далеко не последнее по важности, задачи наступательной идеологической борьбы на современном этапе требуют пристального внимания ко всем разновидностям буржуазной идеологии, в том числе и в области исторической науки. Важным участком этой борьбы является критический анализ идейно-теоретических основ буржуазной историографии. Он не только помогает уяснить подлинное место истории в буржуазном обществе, но и может быть полезным в осмыслении природы исторического познания вообще. Указанные соображения определяют место, которое занимает в настоящей работе критика буржуазной историко-теоретической мысли. Не ставя своей целью систематическое изучение господствующих в современной буржуазной науке представлений о природе исторического познаия, автор в то же время полагал нужным, рассматривая те или иные вопросы, обращаться к их освещению в буржуазной литературе. Делалось это с целью не только показать научную несостоятельность предлагаемых буржуазной наукой решений, но и более разносторонне обосновать позитивное рассмотрение соответствующего вопроса. По своему содержанию книга связана с ранее опубликованными автором статьями, в разной степени затрагивающими рассматриваемую в ней проблематику3. Их данные частично использованы в настоящей работе. Однако в целом вниманию читателя предлагается исследование, основные результаты которого публикуются впервые.
1 См.: Данилов А. И. О некоторых вопросах дальнейшего изучения теоретико-методологических проблем исторической науки. — «Вопросы истории», 1961, № 3, с. 217. 2 См.: Дьяков В. А. Методология истории в прошлом и настоящем. М., 1974; Ерофеев Н. Л. Что такое история. М., 1976; Петряев К. Д. Вопросы методологии исторической науки. Изд. второе, переработанное. Киев, 1976; Косолапов В. В. Методология и логика исторического исследования. Киев, 1977. К сожалению, эта последняя книга стала нам известна, когда наша работа была сдана в печать 3 См.: Объективность и партийность в историческом исследовании.— МИВИН, вып. 2. Томск, 1964; Объективность исторического познания и современность. — Там же, вып. 5. Томск, 1967; В. И. Ленин об историческом опыте. — «История СССР», 1970, № 2; Метод классового анализа исторических событий в трудах В. И. Ленина.— «История и историки. Историографический ежегодник. 1970». М., 1972; О применении метода классового анализа к исследованию явлений современности. — «Вопросы истории КПСС», 1973, № 6; Принцип партийности в историческом познании. — МИВИН, вып. 10. Томск, 1974; О соотношении исторического и естественнонаучного познания. — СВ, вып. 38. М., 1975; К вопросу о соотношении исторического и художественного познания. — Там же, вып. 39, М., 1975; Проблема исторического опыта в современной буржуазной исторической науке. — В кн.: Вопросы историографии в высшей школе. Смоленск, 1975; О содержании понятия «методология истории».— МИВИН, вып. 11, Томск, 1976; К вопросу о понимании истории в современной буржуазной литературе. — Там же, вып. 12. Томск, 1977; О социальных функциях современной буржуазной исторической науки. — История СССР», 1978, № 5; Wlodzimierz Lenin о dialektvce procesu historycznego. — «Kwartalnik historyczny», R. LXXXXIV, ч. 4, 1977.
Глава I Date: 2015-10-19; view: 784; Нарушение авторских прав |