Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общее представление о межличностных отношенияхСтр 1 из 13Следующая ⇒
Методические рекомендации для студентов всех специальностей
Могилев 2013 УДК 159.9 ББК 88.53 П 86 Рекомендовано к опубликованию учебно-методическим управлением ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет»
Одобрено кафедрой «Гуманитарные дисциплины» «22» октября 2013 г., протокол № 3
Составитель канд. пед. наук О. П. Мариненко
Рецензент канд. ист. наук, доц. С. Е. Макарова
В методических указаниях рассматриваются особенности межличностного общения, эффективное общение и его трудности, межличностные отношения, их динамика, отношения в малых группах и семье, деловые и доверительные отношения, межличностные конфликты.
Учебное издание
ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ
Ответственный за выпуск Н. Н. Алексейчикова Технический редактор Т. А. Рыжикова
Компьютерная вёрстка Н. П. Полевничая
Подписано в печать. Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс. Печать трафаретная. Усл.-печ. л.. Уч.-изд. л.. Тираж 50 экз. Заказ №
Издатель и полиграфическое исполнение: Государственное учреждение высшего профессионального образования «Белорусско-Российский университет» ЛИ № 02330/0548519 от 16.06.2009. Пр. Мира, 43, 212000, Могилев.
© ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет», 2013 Межличностные отношения как психологический феномен Общее представление о межличностных отношениях Категория «отношение» является базовой категорией в психологии, в общем виде оно может быть определено как эмоционально-окрашенная связь человека с внешним миром. В процессе взаимодействия людей возникают отношения, которые рассматриваются как субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия двух или нескольких субъектов. Основными видами отношений являются общественные и межличностные, которые тесно взаимосвязаны. Общественные отношения строятся на основе определенного положения, занимаемого каждым в системе общества, их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, а, скорее, во взаимодействии конкретных социальных ролей (продавец – покупатель, преподаватель – студент). Существует целая система различных видов общественных отношений: экономических, социальных, политических, идеологических. Специфика их заключается в том, что в них люди относятся друг к другу как представители определенных общественных групп (классов, профессий, групп, сложившихся в сфере политической жизни). Вместе с тем, внутри системы безличных общественных отношений стоятся межличностные отношения, которые рассматриваются как субъективно переживаемые взаимосвязи и взаимовлияния людей. Oсобенности межличностных отношений: - являются формой реализации общественных отношений; - всегда персонифицированы в своих субъектной отнесенности и проявлениях; - формируются и проявляются, как правило, в условиях непосредственного коммуникативного контакта; - подвержены более быстрым изменениям как следствие и продукт ситуативного реагирования человека на результат общения с конкретным человеком; - строятся на основе симпатий и антипатий конкретных людей; - имеют эмоциональную окраску. Структура межличностных отношений включает три элемента: когнитивный (информационный), эмоциональный и поведенческий (регулятивный). Когнитивный компонент предполагает осознание того, что представляет собой субъект нашего отношения и наши межличностные отношения. Когнитивный компонент включает все психические процессы, связанные с познанием окружения и самого себя, которые накладывают отпечаток на возможности восприятия другого человека, себя в отношениях и самих отношений. Эмоциональный компонент находит свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей относительно взаимосвязей между ними, включая то, что связано с эмоциональными состояниями (конфликтность, удовлетворенность собой, партнером и пр.) Эмоциональный компонент, как правило, является ведущим. Поведенческий компонент включает результаты деятельности и поступки, позволяет регулировать поведение в связи с отношениями. В случае, если один из партнеров нравится другому, поведение будет доброжелательным, направленным на оказание помощи и продуктивное сотрудничество. Если же объект не симпатичен, то интерактивная сторона общения будет затруднена. Date: 2015-10-19; view: 872; Нарушение авторских прав |