Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические факторы трудностей общения





С психологической точки зрения к трудностям общения можно отнести различия в темпераментах, характерах и эмоциональных состояниях общающихся партнеров.

Барьер темперамента возникает как следствие встречи двух людей с разными типами нервной системы, что может формировать барьеры на пути к взаимодействию и даже привести к конфликту.

Барьер характера возникает в случаях взаимодействия людей с диаметрально противоположными отношениями и, как результат, чертами характера либо в общении с людьми с акцентуированными характерами.

Барьер эмоциональных состояний (барьер отрицательных эмоций) связан с негативными эмоциональными состояниями человека, которые оказывают влияние на эффективность общения. Эмоции человека служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения. Они способны резко усилить или ослабить скованность, робость в общении. Однако лишь устойчивые отрицательные эмоции создают барьеры в общении. К таким фундаментальным эмоциям относятся страдание (горе), гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вина, плохое настроение и др. В соответствии с этим к личностным барьерам отрицательных эмоций можно отнести следующие.

1 Барьер страдания вызывается трагическими событиями, физическими болями, сильно заниженной самооценкой, неудовлетворенностью своим социальным статусом и т. п. Такой барьер снижает и уровень общительности переживающего страдания человека и тех, кто вступает в контакт со страдающим.

2 Барьер гнева преодолеть особенно трудно, т. к. гнев провоцирует неожиданные препятствия, оскорбления и т. д. Гнев способен удвоить физическую и психическую энергию.

3 Барьер отвращения и брезгливости возникает из-за нарушений кем-либо элементарных норм этики поведения или вследствие «гигиенического неприятия» другого человека. Его могут спровоцировать: грязная одежда и обувь; небрежная, излишняя жестикуляция партнера; отталкивающие манеры (грубый цинизм, демонстрация неприличных звуков); нарушение психологической дистанции общения; гигиенически неприятные действия (сморкание без использования носового платка, слюнотечение) и пр.

4 Барьер презрения так же, как и барьер отвращения, ограничивает контакты с человеком, вызывающим отрицательные эмоции. Презрение у людей обычно вызывают аморальные поступки человека, его предрассудки, неприемлемые черты характера (трусость, скупость), предательство и т. д.

5 Барьер страха является одним из самых труднопреодолимых в общении между людьми. С человеком, являющимся источником страха, контакты сводятся до минимума, его избегают, стараются не оставаться с ним наедине, не попадаться ему на глаза.

6 Барьер стыда и вины возникает в результате осознания неуместности происходящего события как реакция на критику, неумеренную похвалу, лесть, ухаживания; из боязни показаться неловким или быть уличенным в чем-то содеянном; от осознания глубокой вины перед кем-либо и т. д. В этих случаях человек краснеет, у него изменяется голос, он отводит в сторону глаза от партнера по общению либо опускает их, старается уйти от контакта.

7 Барьер плохого настроения – возникает вследствие негативного эмоционального состояния, которое влияет на партнера, парализуя его желание общаться.

 

Вопросы для самостоятельной подготовки 1 Различные подходы к классификации трудностей общения. 2 Стереотипы как психологические факторы трудностей общения. 3 Акцентуация характера как причина трудностей общения. 4 Межличностные манипуляции как причина трудностей общения. 5 Механизмы психологической защиты при трудностях общения.  
Тема 5 Межличностные конфликты и способы их регулирования 5.1 Общее представление о конфликте, его функции и причины Конфликт (от лат. конфликтус – столкновение) – это взаимодействие, которое протекает в форме противостояния, столкновения, противоборства интересов, взглядов, позиций по меньшей мере двух сторон. Признаки конфликта: - возникновение противоречий между субъектами общения ввиду разных ценностей, мнений, интересов и пр., личностное осмысление значимости данных противоречий; - наличие конфликтной ситуации – обстоятельств, в которых создаются условия для обнаружения противоречий во взглядах, намерениях субъектов конфликта; - инцидент – момент внешнего выражения недовольства, начало конфликта. Причины конфликтов классифицируют по пяти основаниям. 1 Информационные факторы связаны с неприемлемой для одной из сторон информацией. Это может быть неполная, неточная информация, нежелательное обнародование, дезинформация, слухи и т. д. 2 Структурные факторы – относительно стабильные обстоятельства, которые трудно или невозможно изменить (распределение материальных благ, традиции, социальные нормы и стандарты). 3 Ценностные факторы – основополагающие принципы, которые делятся на личные, групповые, религиозные, культурные, политические и пр. 4 Факторы отношения – неудовлетворение от взаимодействия между сторонами (ожидания от взаимоотношений, проблемы совместимости людей, различия в образовательном уровне и т. д.). 5 Поведенческие факторы – это характеристики поведения, отвергаемые одной из сторон (стремление к превосходству, проявление эгоизма, грубость и пр.). Функции конфликта – это роли, которые выполняет конфликт по отношению к обществу и его отдельным образованиям (социальным группам, организациям, личностям). По значению функции конфликта можно разделить на конструктивные, имеющие позитивное значение, и деструктивные, отрицательные. По объему функции конфликта делят на общие, имеющие место на различных уровнях социальной системы, и частные, влияющие на личность. Общие конструктивные функции: конфликт является способом обнаружения проблемы и формой ее разрешения, способствует снятию социальной напряженности, ослабляет стрессовость ситуации и т. д. Частные конструктивные функции: самопознание и повышение самооценки участниками конфликта, получение ими социального опыта в процессе конфликтного взаимодействия, изучение оппонентов конфликта и пр. Общие деструктивные функции: наличие жертв и материальных потерь; снижение уровня организации системы и эффективность деятельности; негативное влияние на социально-психологический климат в группе. Частные деструктивные функции состоят в том, что конфликт является причиной стрессового состояния, чувства тревоги и пессимизма; приводит к разочарованию в способностях и возможностях, отрицательной оценке партнеров по взаимодействию и пр. 5. 2 Виды конфликтов В зависимости от того, кто участвует в конфликте, конфликты делятся на четыре группы. Внутриличностный конфликт – состояние личности, когда в ней одновременно существуют противоречивые и взаимоисключающие потребности, мотивы, ценности. Межличностный конфликт вовлекает двух или более индивидов, если они воспринимают себя как находящихся в оппозиции друг к другу с позиций целей, расположений, ценностей или поведения. Внутригрупповой конфликт является столкновением между частями или всеми членами группы, влияющим на групповую динамику и результаты работы группы в целом. Производственные, социальные и эмоциональные процессы внутри группы влияют на появление причин внутригрупповых конфликтов. Часто внутригрупповой конфликт возникает в результате изменения баланса сил в группе: смена руководства, появление неформального лидера. Межгрупповой конфликт представляет собой противостояние или столкновение двух или более групп в организации. Выделяют конфликты между малыми, средними или большими группами. По длительности конфликты разделяются на кратковременные и затяжные. Большинство конфликтов назревает постепенно, конфликтующие стороны лишь в узком кругу выражают свои претензии. Предпринимаются попытки решить вопрос мирно, путем удовлетворения просьбы или отмены приказа. Если такой способ не вызывает позитивной реакции или наталкивается на отказ, конфликт выходит из инкубационного, скрытого периода в открытую форму, при этом каждая из сторон стремится не только оправдать свои действия, но и привлечь к себе сторонников. Таким образом, конфликт приобретает затяжной характер. По целям, которые отстаивают стороны, конфликты делятся на преследующие личные, групповые и общественные цели. Цели также делятся по их нравственному содержанию (ради чего затевается конфликт), по времени (близкие или отдаленные), по публичности (открытые или скрытые). По объему конфликты делятся на глобальные (охватывают весь коллектив или большую его часть) и парциальные (происходят между работниками или между работником и руководителем, и не распространяются на всю группу).   5.3 Стратегии поведения в конфликтных ситуациях Стратегия поведения в конфликте (стиль) рассматривается как ориентация личности (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта. 1 Стиль избегания, предполагающий уход из конфликта, связан с отсутствием личной настойчивости и желания кооперироваться с другими по его разрешению. Обычно в этом случае человек пытается стоять в стороне от конфликта, стремится стать нейтральным. Этот стиль используется, когда проблема не так важна, когда человек не хочет тратить силы на ее решение, когда человек чувствует себя неправым или когда другой человек обладает большей властью. Использование такого стиля может означать решение индивида дать конфликту возможность развиваться. Данный стиль также может быть связан с неприятием напряженности и расстройства. 2 Стиль конкуренции или разрешения конфликта силой характеризуется большой личной вовлеченностью и заинтересованностью в устранении конфликта, однако без учета позиций другой стороны. Это стиль типа «выигрыш – проигрыш». Для применения данного стиля необходимо обладать властью или физическими преимуществами. Такой стиль может в отдельных случаях помочь в достижении индивидуальных целей. Он требует от человека использования волевых качеств, однако у окружающих складывается неблагоприятное впечатление об индивиде, использующем этот стиль. 3 Стиль сотрудничества отличается как высокой степенью личной вовлеченности в него, так и сильным желанием объединить свои усилия с другими для разрешения межличностного конфликта. При таком подходе выигрывает каждая из сторон. Люди, использующие данный стиль, обычно обладают следующими характеристиками: рассматривают конфликт как нормальное событие; проявляют доверие и откровенность в отношении других; считают, что каждый участник конфликта имеет равные права в его разрешении; полагают, что никто не должен быть принесен в жертву в интересах всех. 4 Стиль приспособления, побуждающий войти в положение другой стороны, представляет собой поведение, в основе которого лежит стремление кооперироваться с другими, но без внесения в эту кооперацию своего сильного интереса. Этот стиль носит оттенок альтруизма. Данный стиль может выражать долгосрочную стратегию в целях развития у других ориентации на кооперацию по разрешению межличностного конфликта. Обладатели такого стиля в целом оцениваются окружающими положительно, однако воспринимаются другими как слабые натуры, легко поддающиеся чужому влиянию. 5 Стиль компромисса заключается в таком поведении в ходе разрешения межличностного конфликта, которое умеренно учитывает интересы каждой из сторон. Реализация данного стиля связана с проведением переговоров, в ходе которых каждая из сторон идет на определенные уступки. Компромисс широко используется в разрешении конфликта, и те, кто его использует, оцениваются окружающими в целом благоприятно. Во многих ситуациях стиль компромисса позволяет достичь быстрого разрешения конфликта, особенно в случаях, когда одна из сторон имеет явные преимущества.   Вопросы для самостоятельной подготовки 1 Манипуляция как причина конфликтов. 2 Динамика конфликта. 3 Структурный анализ конфликта. 4 Предупреждение конфликта. 5 Методы разрешения конфликтов. 6 Типы конфликтных личностей.   6 Межличностные отношения как фактор эффективного общения 6.1 Психологические факторы эффективного общения

 

Некоторые свойства личности существенно влияют как на цели и процесс общения, так и на его эффективность. Одни из них способствуют успешному общению (экстравертность, эмпатийность, толерантность, мобильность, сопереживание и сочувствие), другие его затрудняют (интровертность, властность, конфликтность, агрессивность, застенчивость, робость, ригидность).

Экстраверсия — интроверсия (от лат. extra вне, intro внутрь) — характеристика направленности человека либо на мир внешних объектов (у экстравертов), либо на собственный субъективный мир (у интровертов).

Деление людей на экстравертов и интровертов осуществляется с учетом таких качеств, как коммуникабельность, разговорчивость, честолюбие, напористость, активность и ряд других. Интроверты скромны, застенчивы, склонны к уединению, предпочитают книги общению с людьми. Они сдержанны, сближаются только с немногими, поэтому имеют мало друзей, но преданы им. Интроверты медленно устанавливают связи и трудно входят в чуждый им мир эмоций других людей, их субъективная точка зрения может оказаться сильнее объективной ситуации.

Экстраверты, наоборот, открыты, обходительны, приветливы, общительны, находчивы в разговоре, имеют много друзей, не любят уединение. Они, честолюбивы, напористы, часто жертвуют собой ради других. Их речь более быстрая, хотя и не всегда обдуманная по сравнению с речью интровертов.

Сопереживание и сочувствиеявляются формами проявления эмпатии. Сопереживание – это переживание субъектом тех же чувств, которые испытывает другой. Сочувствие – это отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью другого (выражение сожаления, соболезнования и т. п.). Первое основано в большей мере на своем прошлом опыте и связано с потребностью в собственном благополучии, с собственными интересами; второе основано на понимании неблагополучия другого человека и связано с его потребностями и интересами. Отсюда сопереживание более импульсивно, более интенсивно, чем сочувствие.

Властность–акцентуация стремления человека к власти над другими людьми приводит к такой личностной особенности, как властолюбие. Стремление к превосходству, социальной власти компенсирует естественные недостатки людей, испытывающих комплекс неполноценности. Стремление к власти выражается в склонности управлять социальным окружением, в возможности награждать и наказывать людей, принуждать к совершению определенных действий вопреки их желанию, контролировать их действия. В то же время сам человек не желает подчиняться другим людям, активно стремится к независимости.

Конфликтностьявляется сложным личностным качеством, включающим в себя обидчивость, вспыльчивость (гневливость), подозрительность. Обидчивостькак эмоциональное свойство личности определяет легкость возникновения эмоции обиды. У гордых, тщеславных, самолюбивых людей отмечается повышенная чувствительность осознания собственного достоинства, поэтому они расценивают самые обычные слова, сказанные в их адрес, как обидные, подозревают окружающих в том, что их намеренно обижают, хотя те даже и не думали об этом.

Вспыльчивость (гневливость) имеет несколько характеристик. Гневливый человек склонен воспринимать широкий спектр ситуаций как провоцирующие. Гневливость как реакция характеризуется диапазоном от средневыраженного раздражения или досады до ярости и бешенства. Это черта темперамента, которая проявляется и без связи с провоцирующей ситуацией.

Агрессивность–это склонность к агрессивному реагированию при возникновении фрустрирующей и конфликтной ситуации. Степень выраженности различных сторон агрессивности (наступательность, неуступчивость, бескомпромиссность, мстительность и нетерпимость к мнению других) больше у мужчин, чем у женщин.

Толерантност ь – это терпимость, снисходительность к кому- или чему-либо. Это установка на либеральное, уважительное отношение и принятие (понимание) поведения, убеждений, национальных и иных традиций и ценностей других людей, отличающихся от собственных. Толерантность способствует предупреждению конфликтов и установлению взаимопонимания между людьми.

Коммуникативная толерантность — это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию.

Застенчивость– склонность человека к робкому или стыдливому поведению в общении, в поведении. Застенчивость определяется как наследственностью, так и условиями воспитания.

Ригидность и мобильность— свойства, характеризующие быстроту приспособления человека к изменяющейся ситуации. Понятие «ригидность» обозначает инертность, консервативность установок, неподатливость изменениям, вводимым новациям, слабую переключаемость с одного вида работы на другой. Мобильность, наоборот, означает легкую податливость изменениям ситуации, легкую смену установок и суждений.

 

Вопросы для самостоятельной подготовки

1 Коммуникативный потенциал и коммуникативная компетентность.

2 Коммуникативные качества личности.

3 Индивидуальный стиль межличностного взаимодействия.

4 Нравственная культура личности.

5 Диалог как условие эффективного межличностного общения.

7 Межличностные отношения в малых группах 7.1 Развитие малой группы Образование и развитие малой группы обычно включает в себя несколько стадий. На первой стадии осуществляется процесс знакомства ее членов. Они изучают друг друга, в том числе индивидуально- и социально-психологические качества каждого, в результате чего формируются начальные представления людей друг о друге. Общение протекает на основе взаимных пристрастий, в ходе него и осуществляется первичная адаптация людей друг к другу. В это же время проходит ознакомление с целями и задачами совместной деятельности, перспективами совместного сотрудничества. Вторая стадия обычно является периодом первичного взаимного сближения членов группы, образования основы системы межличностных отношений, формирования групповых норм, возникновения группового самосознания. В процессе более интенсивных и продуманных контактов люди начинают вырабатывать общие правила поведения, ценностные ориентации. В это же время группе присуща лишь формальная (внешняя) целостность, а это значит, что могут обостряться межличностные отношения, возникать эмоционально-психологический дискомфорт и конфликты. Однако в процессе развития группы появляются зачатки неформальной структуры, определяются взаимные пристрастия и антипатии. На третьей стадии отношения между членами малой группы постепенно нормализуются, начинает формироваться ее актив. Общение между людьми становится более открытым и конструктивным, начинает проявляться групповая солидарность и сплоченность, формируется подструктура добросовестных исполнителей, которые твердо осознают свои обязанности и необходимость совместной деятельности. Постепенно оформляется групповое мнение, появляются действительно общие настроения и совместные переживания людей. На четвертой стадии группа полностью консолидируется, становится общностью с ярко выраженным чувством «мы», определяются поддерживаемые всеми единые групповые цели и интересы. В группе в это время складываются условия для проявления самых разных взаимоотношений и разрешения любых проблем и конфликтов. При этом может присутствовать расхождение во взглядах, но только до тех пор, пока не выработана общая точка зрения на проблему, не достигнут социально-психологический и эмоциональный консенсус. Групповое мнение должно быть адекватно индивидуальным суждениям. Социально-психологический климат и атмосфера взаимоотношений в группе в этот период полностью способствует совместной деятельности, наблюдается полное единство воли, установок и интересов всех ее членов. В итоге на высшем этапе своего развития малая группа превращается в коллектив, которому присущи высокий уровень развития группы, социально-позитивная деятельность, сплоченность, референтность группы, строгая организация и регламентация жизни и деятельности, наличие пользующегося уважением руководителя, отсутствие конфликтов, высокий моральный и нравственный климат. 2 Взаимодействие в малой группе В группах наблюдаются следующие процессы взаимодействия: формирование групповой сплоченности, процесс принятия группового решения, групповое давление, влияние меньшинства на группу (лидерство). Психологическая сплоченность группы: характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций по отношению к объектам, людям и пр. В качестве показателей групповой сплоченности рассматриваются уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях и· степень привлекательности, полезности группы для ее членов. К числу основных факторов групповой сплоченности относятся: - привлекательность членов группы друг для друга; - сходство главных ценностных ориентаций членов группы; - соответствие групповых целей потребностям членов группы; - демократический стиль руководства; - удовлетворенность групповой деятельностью; - участие всех в процессе совместной деятельности и принятии групповых решений; - отсутствие конфликтующих между собой микрогрупп. Принятие группового решения. Под принятием группового решения понимается осуществляемый группой выбор из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информацией при решении общей для всех членов группы задачи. Процесс принятия группового решения имеет свои сильные и слабые стороны. С одной стороны, групповое обсуждение порождает больше идей по сравнению с ситуациями, когда решение принимается единолично. Кроме того, решения, принятые группой, отличаются большей точностью, т. к. группа в целом обладает большим количеством знаний по сравнению с одним человеком. К недостаткам группового решения относится то, что группы обычно не способствуют проявлению творческих сил при принятии решений. Чаще всего группа подавляет творческие порывы отдельных ее членов. Это явление получило название «деиндивидуализация личности», что выражается в утрате человеком чувства идентичности в группе. Кроме того, при принятии коллективного решения возможно явление «социальная леность»— тенденция прилагать меньше усилий в ситуации совместной деятельности при отсутствии контроля за индивидуальным вкладом каждого участника. В процессе взаимодействия в группе неизбежным является оказание группового давления – совокупности воздействий и влияний, которые оказывает малая группа на установки и поведение индивида. Это явление получило название «конформности» (от лат. conformis подобный, сообразный; податливость человека реальному или воображаемому давлению группы). Конформность проявляется в изменении поведения и установок человека под воздействием группы. Различают внутреннюю и внешнюю конформность. Внутренняя (личная) конформность характеризуется действительным преобразованием индивидуальных установок в результате внутреннего принятия позиции окружающих, оцениваемой как более обоснованная и объективная, чем своя точка зрения. Чаще всего внутренняя конформность сопровождается внешней. Внешняя (публичная) конформность – демонстративное подчинение навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрение или избежать санкций со стороны группы. Разновидности группового давления: социальная фасилитация – улучшение индивидуальных результатов деятельности в присутствии других людей; социальная ингибиция – ухудшение этих результатов. Лидерство в малых группах – это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов.Лидерство основано на личных качествах лидера и социально-психологических отношениях, складывающихся в группе. Основными признаками лидера являются более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач; большая информированность о решаемой задаче, членах группы и ситуации в целом; более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы; большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе; большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы. Основныефункции лидера – организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах, выработка и поддержание групповых норм, внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами, принятие ответственности за результаты групповой деятельности, установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе. В соответствии с выделением двух основных сфер жизнедеятельности малой группы (деловой, связанной с осуществлением совместной деятельности и решением групповых задач, и эмоциональной, связанной с процессом общения и развития психологических отношений между членами группы) выделяют два основных вида лидерства: лидерство в деловой сфере (иногда его называют «инструментальное лидерство») и лидерство в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»). Внутри каждой из сфер групповой жизнедеятельности могут быть выделены более дифференцированные роли: лидер-организатор, лидер-специалист, лидер-мотиватор, лидер-генератор эмоционального настроя и т. д. Феномен лидерства определяется взаимодействием ряда переменных, основными из которых являются психологические характеристики личности самого лидера, социально-психологические характеристики членов малой группы, особенности ситуации, в которой находится группа, характер решаемых задач.   Вопросы для самостоятельной подготовки 1 Руководство малой группой. 2 Социальные роли в группе. 3 Социально-психологический климат в группе. 4 Теории лидерства. 5 Методы изучения межличностного взаимодействия в малой группе.

Date: 2015-10-19; view: 2471; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию