Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Место и роль научно-технических специалистов в современном обществе
В условиях происходящей научно-технической революции, современного информационно-технологического этапа цивилизационного развития самым существенным образом возрастает роль научно-технических специалистов, их социальная и моральная ответственность в обществе. Сразу же следует оговориться, что в данном случае используется интернациональное понятие «научно-технические специалисты», хотя для России, учитывая ее культурно-исторические традиции, можно говорить о «научно-технической интеллигенции». В настоящее время основную массу научно-технических специалистов по-прежнему составляют инженерные кадры, однако к ней необходимо отнести учёных в области технических наук, а также профессорско-преподавательский состав высшей технической школы, т.е. преподавателей технических дисциплин, которые одновременно ведут научные исследования и осуществляют подготовку новых научных специалистов, непосредственно участвуют в производстве и воспроизводстве научно-технических кадров. Научно-технические специалисты, в идеале, – это особая социально-профессиональная и социокультурная группа, представляет собой определенную общность высокообразованных и культурных людей с необходимыми профессиональными, деловыми и духовно-нравственными качествами, занята в сфере материального и духовного производства научно-технической, инженерной, организационно-управленческой и педагогической деятельности. Если говорить в целом, то научно-технические специалисты являются подлинными субъектами, творцами научно-технического прогресса, обеспечивают успешное развитие материального производства, научно-технического знания, новой техники и технологии, способствуют реализации, внедрению научно-технических, технологических, организационно-управленческих и технико-педагогических идей в общественную, производственную практику. Место и роль научно-технических специалистов выражается и конкретизируется в определенных функциях. Думается, что следует выделить и охарактеризовать главные функции этих специалистов: материально-производственную, технико-технологическую; научно-познавательную, креативную; организационно-производственную, социально-управленческую; социокультурную. Материально-производственная, технико-технологическая функция Данная функция выполняется непосредственно инженерно-техническими работниками, которые обслуживают сферу материального производства, способствуют превращению науки в непосредственную производительную силу общества, способствуют реализации, материализации, «овеществлению» научного знания, его внедрению в практику, создают материально-техническую базу производства, обеспечивают научно-технический, технологический и организационно-управленческий прогресс в сфере материального производства, активно воздействуют своими идеями, разработками, рекомендациями и предложениями на повышение и совершенствование уровня организации производства, производительности и эффективности труда работников производства и др. Инженерно-технические работники осуществляют техническую подготовку производства, которая представляет собой совокупность работ по созданию и внедрению в производство новых и совершенствованию ранее освоенных видов продукции и технологических процессов. Техническая подготовка включает в себя такие стадии, как техническое задание (изучение имеющихся конструкций и патентов, определение основных параметров машины и предъявляемых к ней технико-экономических требований), техническое предложение (разработка принципиальной схемы машины, определение технических характеристик и пр.), эскизный проект (разработка кинематических, электрических, гидравлических схем машины, определение себестоимости и ожидаемого экономического эффекта и пр.), технический проект (подготовка чертежей и расчеты на прочность агрегатов и узлов, экономическое обоснование конструкций и т.п.), разработка рабочей документации (разработка рабочих чертежей на её детали, корректировка рабочих чертежей, рекомендации по эксплуатации и др.). Инженерно-технические работники разрабатывают перспективные планы по оценке и внедрению достижений научно-технического прогресса в практику, включающие в себя: - прогнозирование развития научно-технического прогресса на предприятии и непосредственно в области специализации инженера; - разработку и осуществление перспективных планов повышения научно-технического уровня продукции, организации производства и управления; - разработку и осуществление перспективных планов социально-экономического развития коллектива; - техническую (конструкторскую и технологическую) подготовку производства новых видов продукции. Технико-технологическая функция инженерно-технических специалистов связана с разработкой научно-технических идей, их реализацией при проектировании, конструировании и эксплуатации технических средств, осуществлением технологических процессов, проведением научных исследований. Сюда также входит техническое обслуживание сложной техники, капитальный ремонт с заменой отдельных узлов технологического оборудования, устранение последствий различных аварий технического характера. Инженерно-технические работники осуществляют техническую модернизацию, техническое перевооружение и технологическое переоснащение для подготовки производства к выпуску новой продукции или повышения её качества и конкурентоспособности. Инженерное обслуживание текущего производства включает в себя: - инженерную проработку управляющих решений, принимаемых администрацией предприятия; - размещение производственного процесса в пространстве и синхронизацию его во времени в ходе организационного, технического и технологического проектирования; - научную организацию труда рабочих и инженерно-технических работников, его нормирование, оплату и стимулирование; - контроль за качеством продукции, соблюдением стандартов, технологической дисциплины, норм и нормативов охраны природы, противопожарной техники и т.д.; - инженерный контроль за эксплуатацией, обеспечением и обслуживанием производственных машинных систем и оборудования, в том числе систем управления, их ремонт и наладку. Научно-технические специалисты разрабатывают, внедряют, обслуживают и совершенствуют компьютерную технику, информационные технологии, средства телекоммуникации и связи во всех сферах общества. Научно-познавательная, креативная, функция Понятно, что исследовательский, креативный (творческий) момент, в принципе, должен обязательно присутствовать у инженерно-технических специалистов, следовательно, быть сквозным элементом в выполнении ими материально-производственной, технико-технологической и других функций, однако на практике, как уже отмечалось, они преимущественно заняты далеко не творческой, текущей и даже рутинной работой. В силу этого указанная функция выполняется учёными технического профиля, представителями технической науки, которые просто призваны производить новое научно-техническое, технологическое и инженерное знание. Научно-исследовательская деятельность учёных технического профиля крайне сложна, многообразна и многофункциональна, в неё включаются следующие основные виды занятий: 1. Собственно научно-исследовательская, творческая и когнитивная, поисковая и прогностическая деятельность, которая является главной и направлена на решение различных технико-технологических проблем, на производство, приращение научно-технического знания. 2. Методологическая деятельность, направленная на разработку методологии, инструментария средств, принципов и процедур технического познания, другими словами, призвана решать методологические проблемы технических наук. 3. Научно-информационная деятельность, которая ориентирована на поиск необходимой информации, она предполагает отбор, систематизацию, хранение, размножение и распространение новой информации, нового научного знания. 4. Научно-организационная деятельность, связанная с организацией, рационализацией и оптимизацией труда учёных технического профиля. 5. Воспроизводящая деятельность, цель и назначение которой – производство, подготовка, переподготовка, воспроизводство научно-технических кадров. Конечно, главную роль здесь играют кафедры технических наук вузов, преподаватели технических дисциплин. Однако, как уже отмечалось, главное назначение научно-познавательной функции учёных технического профиля – решение технико-технологических проблем, исследование техники, технологии и инженерной деятельности, генерация новых технических идей, гипотез и теорий нового технического знания, которое является важнейшим источником научно-технического прогресса. Но следует особо подчеркнуть, что техническое знание должно быть сопряжено с идеями гуманизма, с социально-гуманитарным знанием, должно способствовать гуманизации техники, технологии, инженерной деятельности и техносферы. Организационно-производственная, социально-управленческая функция Инженерно-технические специалисты в сфере материального производства заняты не только сугубо инженерной, технико-технологической, но и организационно-управленческой деятельностью, многие из них являются организаторами производства, руководителями самого различного ранга, прямо и непосредственно работают с людьми, выполняют социально-управленческую функцию. Здесь важно подчеркнуть, что наибольший удельный вес делового, управленческого общения приходится на руководителей низового и среднего звена. Таким образом, организаторы, руководители материального производства должны обладать гуманитарно-управленческой культурой, которая представляет собой интегральную, качественную характеристику социального управления, уровня овладения руководителями управленческой гуманитарологией и технологией, способ и меру гуманитарного «окультуривания» управленческой деятельности, организации труда и производственной среды. В целостной гуманитарно-управленческой культуре можно выделить такие основные элементы, как культура мышления, обществоведческая культура, культура чувств и эмоций, языковая культура, культура общения и поведения, психолого-педагогическая культура, организационная и телесно-физическая культура. К сожалению, в зарубежной и отечественной управленческой практике до сих пор господствуют сугубый прагматизм, техницизм и технократическое мышление, хотя сейчас становится всё очевиднее, что гуманитарно-управленческая культура организаторов современного производства и «управленцев» является важнейшим показателем (критерием) их профессионализма и компетентности, в значительной мере определяет их успех и карьеру.
Социокультурная функци. Она определяется принадлежностью научно-технических специалистов к специфической культуре, научно-технической культуре, которую они распространяют в обществе, посредством которой формируют технико-технологическое, инженерное отношение человека к миру, свое видение мира и места в нем человека. Если говорить вкратце, то научно-технические специалисты формируют в массовом сознании определенную научную картину мира, осуществляют распространение научно-технического знания во все сферы жизнедеятельности людей, формируют у них специфическую техническую, компьютерную и информационно-технологическую культуру. Однако помимо положительных моментов они порой распространяют дегуманизированные, «обезличенные», сциентистские и технократические ценностные ориентации и установки. Кроме того, средства массовой индустрии, Интернет способны породить у людей компьютерную, виртуальную зависимость, виртуальную преступность (хакерство, незаконную деятельность в сфере программного обеспечения, распространение порнорекламы и т.д.). Вседозволенность, отсутствие цензуры в сети Интернета ведет к тому, что в сети легко найти опасную информацию (такую, например, как рецепт приготовления в домашних условиях взрывчатки, программы различных сект, детскую порнографию и пр.). В силу всего этого многие деятели культуры, ученые и политики резонно говорят о необходимости введения строгой цензуры на информацию. Думается, что научно-технические специалисты призваны внести свою заметную лепту в осуществление контрольно-цензурной функции культуры в современном обществе с целью обеспечения информационной безопасности граждан страны. Научно-технические специалисты в своей деятельности обязаны учитывать её аксиологические, антропологические и социальные аспекты, осуществлять критическо-рефлексивный подход к созданию новой техники и технологии, производить гуманитарную диагностику и экспертизу. Итак, поскольку внедрение новой техники и технологии, инновационных научно-исследовательских разработок в различные сферы общественной жизни приводят к изменению не только машинно-технической базы общества и технико-технологических условий жизнедеятельности людей, но и к изменению их социокультурного пространства, то современная научно-техническая деятельность приобретает социальные, культурные и гуманитарные основания, и становится, таким образом, социотехнической. С этих позиций социокультурная функция научно-технических специалистов заключается в гуманизации современного производства, техники, технологии, инженерии, управления, деловых, служебных отношений и технического образования.
Задание для отработки практических навыков. Охарактеризуйте элементы классической инженерной деятельности, которая включает: изобретательство, конструирование и организацию изготовления (производство) технических средств, а также инженерное исследование и проектирование Самостоятельная работа магистрантов по усвоению материала темы заключается в следующем: Ø Ответ на вопросы, находящихся в методических рекомендациях по усвоению материалов. Ø Выполнение заданий, предусмотренных на практических занятиях, или подготовка к ним. Ø Решение тестовых заданий. Ø Пересмотр и дополнительное прочтение конспекта лекций для подготовки к соответствующим зачетным вопросам. Date: 2015-10-19; view: 1112; Нарушение авторских прав |