Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 3.1 Технические картины мира
Учебные вопросы: 1.Характеристики технических картин мира 2.Тенденции формирования инженерной деятельности 3. История и логика взаимосвязи науки и техники
Изучив тему, магистрант должен: знать характеристики технических картин мира; уметь анализировать тенденции формирования инженерной деятельности; владеть навыками анализа взаимосвязи истории и логики развития науки и техники. Методические рекомендации по изучению темы. При освоении темы необходимо: þизучить учебный материал по рекомендуемой литературе: & История и философия науки. В 4 кн. Кн. 2. История и философия наук об управлении: учеб. пособие. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. - 237 с. - Авт. 2-й кн. Г. И. Маринко, Е. М. Панина. - ISBN 978-5-211-05601-5 (кн. 2) – 3 экз3 & Канке В. А. Философия математики, физики, химии, биологии: учеб. пособие / В. А. Канке. - М.: Кнорус, 2011. - 368 с. & Ноговицин О. Н. Эпистемологическая структура экспериментально-технической практики: Текст лекций. / О. Н. Ноговицин. - СПб.: ГУАП, 2009. - 67 с. & Основы философии науки: учебное пособие для аспирантов / В. П. Кохановский, Т. Г. Лешкевич, Т. П. Матяш, Т. Б. Фатхи / отв. ред. проф. В. П. Кохановский. – 7-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 603 с. & Попкова Н. В. Антропология техники: становление / Н. В. Попкова. – М.: URSS ЛИБРОКОМ, 2009. – 370 с.
þ акцентировать внимание на понятиях: «картина мира», «техническая картина мира», «инженерная деятельность»; «технология» þ принять участие в дискуссии на практическом занятии; темы для докладов: þ ответить на контрольные вопросы: 1.Дайте характеристику античной технической картины мира. 2.В чем проявляются особенности научно-инженерной картины мира? 3.Дайте определение понятия «технологии». 4.Сравните научно-инженерную и технологическую картину мира.
þ выполнить тест по теоретическому материалу лекции. Примерные задания тестового контроля: 1.Перспективы развития современного инженерного образования. 2.Структура инженерной деятельности, тенденции дифференциации. 3. Особенности развития инженерных исследований. þ выполнить тест по теоретическому материалу лекции. Примерные задания тестового контроля:
1.Создание человеком определенных изделий, сооружений и т.п. с помощью разработанных технологий, - это… а) технико-производящая деятельность б) техническая среда в) технические сооружения г) технико-использующая деятельность
2.Спецификой современной технологии является… а) разнообразие комбинаций уже сложившихся видов исследовательской, инженерной и проектной деятельности б) установление связи между природными процессами и техническими элементами в) открытие новых физических законов г) разработка инженерного изделия
3.Специфическое осознание технологии возникло в … а) конце XVIII века б) середине XX века в) конце XX - начале XXI века г)конце XIX - начале XX вв.
4. По Эспинасу, наука о совокупности практических правил искусства и техники, развивающихся в зрелых человеческих обществах на определенных ступенях развития цивилизации, - это… а) общая технология б) синергетика в) информатика г) праксеология
5.Понятие технологии в своей книге «Возникновение технологии» сформулировал… а) К. Ясперс б) А. Эспинас в) П. Энгельмейер г)Э. Капп
$ Справочный материал В древнем мире техническое действие опосредовалось «технико-магической» картиной мира. Можно говорить о трех технических картинах мира: античной, опирающейся на идею «технэ» и представления Аристотеля, научно-инженерной и технологической. Наиболее простым типом знаний, опосредующих техническое действие, являются «знания-инструкции». Примером таких знаний выступают «математические» знания вавилонян и в более позднее время строительные инструкции Витрувия. Научно-инженерная картина мира включает в себя некий сценарий. Существует природа, мыслимая в виде бесконечного Резервуара материалов, процессов, энергий. Ученый описывает в естественной науке законы природы и строит соответствующие теории. Опираясь на эти законы и теории, инженер изобретает, конструирует, проектирует инженерные изделия _машины, механизмы, сооружения). Массовое производство, опираясь на инженерию, производит вещи, продукты, необходимые человеку или обществу. Считается, что инженерная деятельность не влияет на природу, из законов которой инженер исходит. Техника как результат инженерной деятельности не влияет на человека, поскольку является его средством. Потребности человека растут, расширяются и всегда могут быть удовлетворены научно-инженерным путем. В ХХ веке выяснилось, что инженерная деятельность и техника существенно влияют на природу и человека, меняют их. В настоящее время формируется новая техническая картина мира и тип рациональности, призванные преодолеть основные противоречия техногенной цивилизации. Раньше проектируя машину, инженер не отвечал и не анализировал последствия своей технической деятельности. Но в настоящее время уже невозможно не учитывать и не анализировать воздействия техники на природу, человека и общество. Возникают вопросы к технической деятельности: как техника влияет на свободу, безопасность, образ жизни, возможности и реальности сознания человека, а также возможен ли другой, более безопасный тип цивилизации, и что для этого следует делать. В книге «Возникновение технологии» Альфред Эспинос утверждал, что технология как изучающая основные законы человеческой практики должна представлять собой «общую праксеологию», заполняя тем самым пробел в современном органоне знаний – отсутствии «философии действия». Наблюдения показали, что о технологии заговорили после того, как люди отчасти научились управлять развитием производства и техники, когда они заметили, что управляемое и контролируемое развитие производства и техники позволяет решить ряд сложных народнохозяйственных или военных проблем. Другими словами, с понятием технологии связан такой смысл как возможность целенаправленного повышения эффективности техники. И не только техники, но и с новыми формами кооперации, организации производства или деятельности, с возможностями концентрации ресурсов, с культурой труда, с накопленным научно-техническим и культурным потенциалом, с энергией и целеустремленностью усилий общества и государств. В таком случае, под технологией стали подразумевать сложную реальность, которая обеспечивает те или иные цивилизационные завоевания. Цивилизационные изменения достигаются как за счет развития техники, так и за счет новых технологических возможностей, то есть за счет развития деятельности. В одних случаях решающим является именно создание новой техники, в других – новой технологии, в третьих – сочетание и совместное действие того и другого. Поэтому следует различать технику, технологию и деятельность. Деятельность – это особый механизм развития. Деятельность – это то, что в исторической действительности развивается и воспроизводится. Деятельность предполагает осознание и контроль. Технология – это один из специфических видов деятельности. Она относится не к основания, а к предметной области. Date: 2015-10-19; view: 1540; Нарушение авторских прав |