Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 9. Предпосылки развития технических знаний в России





Учебные вопросы:

1.Подготовка технических специалистов в России в 18 веке.

2.Техническое образование в России в 19 веке

3.Формирование философии техники в России

 

Изучив тему, магистрант должен:

знать особенности развития технических знаний в России в 18-19 веке;

уметь анализировать взаимосвязь социально-экономических, политических и социокультурных процессов в развитии технических знаний в России;

владеть навыками анализа основных направлений философии техники в России.

Методические рекомендации по изучению темы. При освоении темы необходимо:

þизучить учебный материал по рекомендуемой литературе:

& Безвесельная З. В. Философия науки: учеб. пособие для вузов / З. В. & Безвесельная, В. С. Козьмин, А. И. Самсин; под ред. З. В. Безвесельной. - ВУЗ/изд. - М.: Юриспруденция, 2009. - 212 с. - Библиогр.: с. 205-210. - ISBN 978-5-9516-0435-4: 212-00

& Бессонов Б. М. История и философия науки: учеб. для вузов / Б. М. Бессонов. — М.: Юрайт, 2010. - 394 с.

& Додельцев Р. Ф. Введение в науку о науке. Философия, психология и социология познания. В 3 ч. Ч. 1: Зарождение науковедческой проблематики / Р. Ф. Додельцев. - М.: МГИМО-Университет, 2008. - 127 с.

& Зеленов Л. А. История и философия науки: учеб. пособие / Л. А. Зеленов, А. А. Владимиров, В. А. Щуров. - М.: Флинта: Наука, 2008. - 472 с. Библиогр.: с. 461-472. - Базовые понятия: с. 455-460.

 

þ акцентировать внимание на понятиях: «институциализация инженерного образования», «инженерное творчество», «философия технических изобретений»;

þ принять участие в дискуссии на практическом занятии; темы для докладов:

1.Основные направления философии техники в России

2.Меценатство в сфере технических изобретений в дореволюционной России

3. Теории изобретательской деятельности в России

þ ответить на контрольные вопросы:

1.Какую роль в развитии технических знаний в России сыграли реформы Петра I?

2.Назовите основные достижения российских изобретателей и инженеров 18-19 в.в.

3.В каких учебных заведениях осуществлялась подготовка инженерных кадров в 19 веке в России?

4.Назовите основные направления философии техники, которые получили развитие в России.

 

þ выполнить тест по теоретическому материалу лекции. Примерные задания тестового контроля:

1.Автором книги «Философия хозяйства» был…


а) Аристотель

б) Э. Капп

в) С. Булгаков

г) П. Энгельмейер


 

2.Н. Бердяев в статье «Человек и машина» противопоставляет…


а) технику и инженерию

б) технику и технологию

в) технику и экономику

г) технику и природу


 

3.В России пионером философии техники был


а) П. Энгельмейер

б) С. Булгаков

в) Н. Федоров

г) Н. Бердяев


 

4. Осмыслить феномен техники с точки зрения христианской веры хотел…


а) Н. Бердяев

б) В. Розанов

г) В. Соловьев

д) Вяч. Иванов


5.П.К. Энгельмейер показал тесную связь философии техники с


а) религией

б) теорией деятельности человека

в) физикой

г) медициной


 

$ Справочный материал:

Первые инженерные школы в России были организованы в начале восемнадцатого столетия. Император Петр Великий начал реорганизовывать русскую армию и строить русский флот, а для этой работы потребовались люди, имеющие инженерную подготовку. Несколько инженеров было выписано из Западной Европы, но очень скоро стало ясно, что необходимо готовить русских инженеров, знакомых с условиями работы в стране. Чтобы удовлетворить этим требованиям, в это время были организованы Морская и Артиллерийская академии.

В течение восемнадцатого столетия начинает развиваться горная промышленность, и Россия становится одной из ведущих стран по производству чугуна и стали. Для подготовки горных инженеров в 1773 году, во время царствования Екатерины Великой, была организована Горная школа. Во всех технических школах восемнадцатого века уровень научной подготовки был не очень высок, и необходимая техническая литература переводилась с иностранных языков. Значительный прогресс в российском инженерном образовании был достигнут в начале девятнадцатого столетия, главным образом под влиянием опыта Франции…

После Тильзитского мира в 1807 году русский император Александр I учредил план сотрудничества с Наполеоном, и группа французских инженеров приехала в Санкт-Петербург, чтобы принять участие в организации новой инженерной школы — Института инженеров путей сообщения (1809). В этом учебном заведении следовали французским идеям, и вначале там была осуществлена подготовка нескольких французских инженеров, а в аудиториях пользовались французским языком…

Как видно, эта группа инженеров не только развивала преподавание инженерных дисциплин в Институте инженеров путей сообщения, но и принимала участие в решении новых задач большого практического значения.

Эти обстоятельства были очень благоприятными для развития молодых русских инженеров, так что к тому времени, когда в 1830 году французские профессора покинули Россию по политическим соображениям, было уже достаточно много хорошо подготовленных инженеров, чтобы занять преподавательские должности в институте. Преподавание математики и механики велось на очень высоком уровне, особенно благодаря деятельности математика М. В. Остроградского (1801-1863).

В это время магистранты на инженерных специальностях получали более широкую математическую подготовку, чем на математическом отделении в Университете Санкт-Петербурга.

Они получали также широкую инженерную подготовку и могли браться как за решение новых инженерных задач, так и за выполнение текущей рутинной работы.

Много новых инженерных задач поставило начавшееся в России строительство железных дорог. Первые железные дороги были построены в 1838 году. Это были две короткие линии между Петербургом и Царским Селом и Петербургом и Петергофом [здесь неточность: дорога Петербург — Петергоф построена в 1857 г. и была четвертой по счету в России.— прим. перев. ]. В 1842 году было начато строительство важной железной дороги между Москвой и Петербургом. Производство работ проходило при очень неблагоприятных природно-климатических условиях, и в процессе строительства инженерам, окончившим Институт инженеров путей сообщения, пришлось решать очень много сложных проблем.

Особенно важной для развития технических наук была работа молодого инженера Журавского (1821-1891). Сразу после окончания института Журавский был привлечен к проектированию железной дороги Москва — Петербург. Его способности в скором времени были по достоинству оценены, и в 1844 году он становится во главе проектирования и строительства моста через реку Веребью, одного из главных сооружений на дороге. Это был деревянный мост, аналогичный мостам системы Гау, построенным ранее в Соединенных Штатах.

Эти мосты строились без всякого расчета, и Журавский был первым, кто предложил метод расчета напряжений, возникающих в элементах таких мостов от подвижной нагрузки. Он также уточнил теорию изгиба балок.

В связи с тем, что организация Института инженеров путей сообщения имела такой большой успех, правительство использовало это учебное заведение как образец для дальнейшего развития инженерного образования в России. В 1828 году для подготовки инженеров-механиков и химиков в России, в Санкт-Петербурге был организован Технологический институт. Позднее (в 1868 году) в Москве было организовано Техническое училище. Это высшее учебное заведение было одним из первых в мире, где началось преподавание аэродинамики, и где студенты выполняли работы в аэродинамической лаборатории. Начало этому было положено в 1910 году, во многом благодаря ученому Н. Е. Жуковскому (1847-1921). В 1912 году появилась книга Жуковского, представлявшая собой первое в мировой литературе систематическое изложение аэродинамики. Книга была основана на научных работах Жуковского и его ученика С. А. Чаплыгина (1869-1942).

В связи с дальнейшим развитием промышленности в России были открыты технологические институты в Харькове и Томске, и, кроме них, еще несколько высших технических учебных заведений по другим отраслям техники. Все эти учебные заведения были организованы по примеру Института инженеров путей сообщения. Они имели пятилетнюю программу, а студенты с хорошей математической подготовкой выявлялись на конкурсных вступительных экзаменах. Это позволяло начинать преподавание математики, механики и физики на довольно высоком уровне уже на первом курсе и дать студентам достаточную подготовку по фундаментальным предметам в первые два года. Последние три года использовались для изучения инженерных дисциплин. В течение этих лет читались лекции по техническим предметам, и от студента требовалась определенная работа в аудиториях, но большую часть времени студенты проводили в чертежных кабинетах.

Престиж профессора в инженерных учебных заведениях был очень высок, и лучшие таланты страны состязались за право замещения вакантных должностей в преподавательском штате. Успех в этом состязании зависел, в основном, от опубликованных научных работ претендента. Продвижение по службе преподавателя осуществлялось также на основе научной продукции, и выслуга лет при этом не принималась во внимание.

Тимошенко С.П. Инженерное образование в России. Производственно-издательский комбинат ВИНИТИ, Люберцы, 1997 Перевод с английского В. И. Иванова-Дятлова

под редакцией члена-корреспондента Российской Академии Архитектуры и Строительных Наук профессора Н. Н. Шапошникова.

Предисловие члена-корреспондента Российской Академии Наук профессора В. Н. Луканина. http://www.emomi.com/download/timoshenko_obrasovanie/index.htm

Задание для отработки практических навыков: Приведите 5-7 примеров изобретений российских инженеров в XVIII-XIX в в.

Самостоятельная работа магистрантов по усвоению материала темы заключается в следующем:

Ø Ответ на вопросы, находящихся в методических рекомендациях по усвоению материалов.

Ø Выполнение заданий, предусмотренных на практических занятиях, или подготовка к ним.

Ø Решение тестовых заданий.

Ø Пересмотр и дополнительное прочтение конспекта лекций для подготовки к соответствующим зачетным вопросам.

Date: 2015-10-19; view: 636; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию