Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 3.2 Техника как инженерная деятельностьУчебные вопросы: 1. Деятельность и творчество в технической сфере 2. Инженерная деятельность как вид технической деятельности. 3.Взаимосвязь научной и инженерной деятельности Изучив тему, магистрант должен: знать особенности творчества в технической сфере; уметь анализировать инженерную деятельность как вид технической деятельности владеть навыками анализа взаимосвязи научной и инженерной деятельности.
Методические рекомендации по изучению темы. При освоении темы необходимо: þизучить учебный материал по рекомендуемой литературе: & Голубинцев В. О. Философия науки: учеб. для студ. вузов / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 542 с. - (Высшее образование). & Додельцев Р. Ф. Введение в науку о науке. Философия, психология и социология познания. В 3 ч. Ч. 1: Зарождение науковедческой проблематики / Р. Ф. Додельцев. - М.: МГИМО-Университет, 2008. - 127 с. & Зеленов Л. А. История и философия науки: учеб. пособие / Л. А. Зеленов, А. А. Владимиров, В. А. Щуров. - М.: Флинта: Наука, 2008. - 472 с. - Библиогр.: с. 461-472. - Базовые понятия: с. 455-460. & Зотов А. Ф. Современная западная философия: учебное пособие. - Москва: Проспект, 2010. - 602 с. & История и философия науки: уч. пос. для аспирантов / Е. Ю. Бельская и др. / под ред. Ю. В. Крянева, Л. Е. Моториной. – М.: Альфа-М: Инфра-М, 2008. – 335 с.
þ акцентировать внимание на понятиях «техносфера», «инженерное творчество»; þ принять участие в дискуссии на практическом занятии; темы для докладов: 1.Становление и развитие техносферы. 2.Техническое познание и его структура в инженерной деятельности. 3.Инженерная практика, методология проектирования. þ ответить на контрольные вопросы: 1.Каковы особенности инженерного мышления? 2.В чем заключается специфика инженерного творчества? 3.В чём заключается кризис современной инженерии? 4.Каковы место и роль научно-технического специалиста в современном обществе?
þ выполнить тест по теоретическому материалу лекции. Примерные задания тестового контроля:
1.Совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния свойств материала, осуществляемых в процессе производства, - это … а) постав б) принцип органопроекции в) технология г) вторая природа 2. Создание такой научно-инженерной картины мира, которая предполагает работу по самосовершенствованию человека и гармоничное сосуществование с природой, получило название … а) принцип органопроекции б) идеи новой инженерии в) информатизация г) социальное проектирование
3. Создание условий, позволяющих человеку осуществить определенную деятельность за счет сил и процессов природы, - это… а) технические сооружения б) техническая среда в) технико-производящая деятельность г) технико-использующая деятельность
4. Стадия технической деятельности человека, связанная с изображением в чертежах и расчетах (и других знаковых средствах - макетах, рисунках) внешнего вида, строения и функционирования будущего изделия (дома, корабля, машин), называется … а) вторая природа б) проектирование в) информатизация г) первая природа
5.Согласно рациональному подходу к проблеме происхождения техники… а) инженерия представляет один из инстинктов человека б) техника и техническая деятельность понимаются как сознательно проектируемое действие в) техника только частично определяется природой, другим фактором, обусловившим ее происхождение, является воля.
$ Справочный материал Инженерные исследования, в отличие от теоретических исследований в технических науках, непосредственно вплетены в инженерную деятельность, осуществляются в сравнительно короткие сроки и включают в себя предпроектное обследование, научное обоснование разработки, анализ возможности использования уже полученных научных данных для конкретных инженерных расчётов, характеристику эффективности разработки, анализ необходимости проведения недостающих научных исследований и т. д. Инженерные исследования проводятся в сфере инженерной практики и направлены на конкретизацию имеющихся научных знаний применительно к определённой инженерной задаче. Результаты этих исследований находят своё применение прежде всего в сфере инженерного проектирования. Именно такого рода инженерные исследования осуществляются крупными специалистами в области конкретных технических наук, когда они выступают в качестве экспертов при разработке сложных технических проектов. В процессе функционирования и развития инженерной деятельности в ней происходит накопление конструктивно-технических и технологических знаний, которые представляют собой эвристические методы и приёмы, разработанные в самой инженерной практике. В процессе дальнейшего прогрессивного развития инженерной деятельности эти знания становятся предметом обобщения в науке. Первоначально вся инженерная деятельность была ориентирована на использование лишь естественнонаучных знаний, и в её осуществлении принимали деятельное участие многие учёные-естествоиспытатели, конструируя экспериментальное оборудование и даже технические устройства. Поэтому именно в естественных науках формируются постепенно особые разделы, специально ориентированные на обслуживание инженерной практики. Помимо учёных-теоретиков и учёных-экспериментаторов, появляются специалисты в области прикладных исследований и технических наук, задача которых – обслуживание инженерной деятельности. В настоящее время существует множество областей технической науки, относящихся к различным сферам инженерной деятельности. Однако области технической науки и соответствующие им сферы инженерной деятельности не тождественны. Например, электротехнику как сферу инженерной деятельности и отрасль промышленности не следует путать с теоретической электротехникой, которая представляет собой область технической науки. Последняя имеет в настоящее время достаточно разработанный теоретический уровень (скажем, теорию электрических цепей) и не может рассматриваться как исследование, направленное лишь на приложение знаний естественнонаучных дисциплин. В технических науках развиты особые теоретические принципы, построены специфические идеальные объекты, введены новые научные законы, разработан оригинальный математический и понятийный аппарат. Технические науки удовлетворяют сегодня всем основным критериям выделения научной дисциплины. В то же время следует помнить, что технические науки достаточно чётко ориентированы на решение инженерных задач и имеют вполне определённую специфику. Конечно, в них доказываются теоремы и строятся теоретические системы. Однако, наряду с этим, важное место занимают описания расчётов и приборов и различные методические рекомендации. Главная цель технических наук – выработка практико-методических рекомендаций по применению научных знаний, полученных теоретическим путём (в сфере технической науки – технической теории) в инженерной практике. Специфика технической науки определяется необходимостью использования её результатов не столько для объяснения естественных процессов, сколько для конструирования технических систем. Эти результаты опосредованы, как правило, инженерными исследованиями, проводимыми в рамках того или иного вида конкретной инженерной деятельности. С появлением и развитием технических наук изменилась и сама инженерная деятельность. В ней постепенно выделились новые направления, тесно связанные с научной деятельностью (но не сводимые к ней), с проработкой общей идеи, замысла создаваемой системы, изделия, сооружения, устройства и прежде всего – проектирование.
|