Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Успехи машинного производства
Крупные машины можно было использовать в полной мере лишь при объединении совместно работавших людей. Это заложило основу для роста капиталистической системы производства, при которой капиталисту принадлежало все – машины, здания, сырье. В начале 16 века известный Джек Ньюберийский построил ткацкую фабрику, где на 200 станках работало около 600 рабочих. К 1550 году существовало уже нескольких подобных предприятий. В 1649 году два капиталиста из Эшера вложили 6000 фунтов стерлингов в постройку фабрики для производства медной проволоки. Во времена Чарльза 1 один лондонский пивоваренный завод стоил 10 000 фунтов стерлингов. С подобными предприятиями устаревшие кустарные мастерские конкурировать не могли. Под давлением ремесленников В 1623 году Чарльз 1 издал указ об уничтожении машины, производящей иглы. Подобная оппозиция не была способна приостановить технический прогресс, но она настолько задержала ход развития, что для преодоления такого сопротивления потребовались коренные политические перемены. Задание для отработки практических навыков. Представьте описание механической картины мира, которая сформировалась в эпоху Возрождения и Нового временив соответствии со следующими критериями: 1.Познавательны способности субъекта 2.Природа как объект познания 3.Научные методы 4.Цели познания 5.Роль Бога в мироздании.
Самостоятельная работа магистрантов по усвоению материала темы заключается в следующем: Ø Ответ на вопросы, находящихся в методических рекомендациях по усвоению материалов. Ø Выполнение заданий, предусмотренных на практических занятиях, или подготовка к ним. Ø Пересмотр и дополнительное прочтение конспекта лекций для подготовки к соответствующим зачетным вопросам. Тема 2.4 Техника в период промышленной революции (XIX в.) Учебные вопросы: 1.Особенности развития технических знаний в период промышленной революции: совершенствование паровых двигателей 2.Достижения в машиностроении 3.Сферы применения электричества
Изучив тему, магистрант должен: знать основные достижения периода промышленной революции; уметь анализировать причины промышленной революции; владеть навыками анализа социальных, политических последствий промышленной революции. Методические рекомендации по изучению темы. При освоении темы необходимо: þизучить учебный материал по рекомендуемой литературе: & Ковалев В. Н. Социология управления социальной сферой: учеб. пособие для вузов / В. Н. Ковалев. – М.: Акад. Проект, 2003. – 239 с. &: Ясавеев И.Г. Социология социальных проблем // Социология: учебное пособие / Под ред. С.А.Ерофеева, Л.Р.Низамовой. 2-е изд., перераб. и доп. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001. С. 262 – 282. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.smolsoc.ru/images/referat/a1279.pdf (Дата обращения: 14.09.2012 г.) : Управление проектами в социальной сфере [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.smolsoc.ru/images/referat/a932.pdf (Дата обращения: 14.09.2012 г.) : Меньшикова Г.А. Экономика и социология непроизводственной сферы [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.smolsoc.ru/images/ referat/a2499.pdf (Дата обращения: 14.09.2012 г.).
þ акцентировать внимание на понятиях: «промышленная революция», «социальный прогресс»; þ принять участие в дискуссии на практическом занятии; темы для докладов: 1.Эволюция наземных средств передвижения в 19 веке. 2. Эволюция водных средств передвижения в период промышленной революции. 3.Воздушные средства передвижения в 19 веке. 4. Роль российских ученых в изучении электричества. þ ответить на контрольные вопросы: 1. Какие изменения произошли в сфере машиностроения в период технической революции? 2. Какие последствия имела промышленная революция для стран Европы, США, для России? 3. Какую роль сыграло совершенствование паровых двигателей для промышленной революции? 4. Выделите основные этапы в изучении электричества. В каких сферах находило применение электричество в 19 веке?
þ выполнить тест по теоретическому материалу лекции. Примерные задания тестового контроля: 1.Артефакт в совокупности с техническим действием являются объектом… а) технической науки б) философии техники в) технологии г) праксеологии
2.Будущее учение о полезных искусствах, которое выделит их основной характер исторически, А.Эспинас называет… а) моделированием б) технологией в) технократизмом г) проектированием
3.Власть техники называется… а) технократизм б) технэ в) демиургический комплекс г) мегамашины
4.Деятельность, связанная с социальным управлением, социальным планированием, конструированием и проектированием организационных и социальных процессов и структур, - это… а) технократизм б) синергетика в) информатизация г) социальное проектирование
5.По Мэмфорду, сложные иерархические организации человеческой деятельности, - это… а) социальное проектирование б) технические сооружения в) «мегамашины» г) информатизации
$ Справочный материал Машина, от которой исходит промышленная революция, заменяет рабочего, действующего одновременно только одним орудием, таким механизмом, который разом оперирует множеством одинаковых или однородных орудий и приводится в действие одной двигательной силой, какова бы ни была форма последней. Здесь мы имеем перед собой машину, но пока еще только как простой элемент машинного производства. Увеличение размеров рабочей машины и количества ее одно временно действующих орудий требует более крупного двигательного механизма, а этот механизм нуждается в более мощной двигательной силе, чем человеческая, чтобы преодолеть его собственное сопротивление,— мы не говорим уже о том, что человек представляет собой крайне несовершенное средство для производства однообразного и непрерывного движения. Поскольку предположено, что человек действует уже только как простая двигательная сила и что, следовательно, место его орудия заступила машина-орудие, то силы природы могут заменить его и как двигательную силу. Из всех крупных двигательных сил, унаследованных от мануфактурного периода, сила лошади была наихудшей отчасти потому, что у лошади есть своя собственная голова, отчасти потому, что она дорога и может применяться на фабриках лишь в ограниченных размерах. Тем не менее в период детства крупной промышленности лошадь применялась довольно часто, о чем свидетельствуют не только жалобы агрономов того времени, но и сохранившийся до сих пор способ выражать величину механической силы в лошадиных силах. Что касается ветра, то он слишком непостоянен и не поддается контролю; кроме того, применение силы воды в Англии, на родине крупной промышленности, уже в мануфактурный период имело преобладающее значение. Уже в XVII веке была сделана попытка приводить в движение два бегуна и два постава посредством одного водяного колеса. Но увеличение размеров передаточного механизма вступило в конфликт с недостаточной силой воды, и это было одним из тех обстоятельств, которые побудили к более точному исследованию законов трения. Точно так же неравномерность действия двигательной силы на мельницах, которые приводились в движение ударом и тягой при помощи коромысел, привела к теории и практическому применению махового колеса, которое впоследствии стало играть такую важную роль в крупной промышленности. Таким образом мануфактурный период развивал первые научные и технические элементы крупной промышленности. Ватерная прядильня Аркрайта с самого начала приводилась в движение водой. Между тем и употребление силы воды, как преобладающей двигательной силы, было связано с различными затруднениями. Нельзя было произвольно увеличить ее или сделать так, чтобы она появилась там, где ее нет; временами она истощалась и, главное, имела чисто локальный характер. Только с изобретением второй машины Уатта, так называемой паровой машины двойного действия, был найден первичный двигатель, который, потребляя уголь и воду, сам производит двигательную силу и мощность которого находится всецело под контролем человека,— двигатель, который подвижен и сам является средством передвижения, который, будучи городским, а не сельским, как водяное колесо, позволяет концентрировать производство в городах, вместо того чтобы, как этого требовало водяное колесо, рассеивать его в деревне, двигатель, универсальный по своему техническому применению и сравнительно мало зависящий от тех или иных условий места его работы. Великий гений Уатта обнаруживается в том, что в патенте, который он получил в апреле 1784 г., его паровая машина представлена не как изобретение лишь для особых целей, но как универсальный двигатель крупной промышленности. Он упоминает здесь о применениях, из которых некоторые, как, например, паровой молот, введены лишь более чем через полвека. Однако он сомневался в примени мости паровой машины в морском судоходстве. Его преемники, Болтон и Уатт, показали на лондонской промышленной выставке 1851 г. колоссальнейшую паровую машину для океанских пароходов. Только после того как орудия превратились из орудий человеческого организма в орудия механического аппарата, рабочей машины, только тогда и двигательная машина приобретает самостоятельную форму, совершенно свободную от тех ограничений, которые свойственны человеческой силе. С этого времени отдельная рабочая машина, которую мы рассматривали до сих пор, низводится до степени простого элемента машинного производства. Одна машина-двигатель может теперь приводить в движение много рабочих машин одновременно. С увеличением количества рабочих машин, одновременно приводимых в движение, растет и машина-двигатель, а вместе с тем передаточный механизм разрастается в широко разветвленный аппарат. К. Маркс Капитал. Т.1 М.,1988 C. 386-388. Date: 2015-10-19; view: 553; Нарушение авторских прав |