Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Работы над дипломным исследованием
Составление плана дипломной работы После утверждения начинается важнейший период разработки темы, связанный с формированием плана, отбором и изучением источников. Прежде всего важно определить структуру работы, т. е. составить рабочий план дипломного исследования. Это самый ответственный этап в подготовке дипломной работы. План должен быть детально продуман и логически четко построен. Обычный развернутый рабочий план представляет собой детальный перечень согласующихся разделов и подразделов, а если нужно, то еще пунктов и подпунктов к ним. Количество их определяется содержанием темы. Бояться подробного деления не следует. Наоборот, первоначально оно позволяет добиться, чтобы каждый из разделов и пунктов отвечал на конкретный и неповторяющийся вопрос. Иными словами, это “каркас” дипломной работы. Наполнить хорошим научным содержанием такой “каркас” и означает подготовить наиболее удачный вариант дипломной работы. Студенту-дипломнику следует помнить, что недостаточно продуманное планирование влечет за собой серьезные недочеты. Нередко дипломные работы носят отвлеченный характер, в них не просматривается самостоятельный анализ и глубокое понимание сути исследуемой проблемы. Некоторые студенты, используя Internet, пытаются заимствовать план и многие положения чужих дипломных работ и представить их как собственные, самостоятельные. Это быстро выявляется в ходе собеседования, и тогда студенту приходится начинать все сначала. Дипломная работа должна включать следующие составные части: введение, определяющее предмет исследования, содержащее краткий обзор законодательных актов, литературы, целесообразность исследования и его структуру; аналитическую часть, состоящую го глав и параграфов; выводы, рекомендации; справочный аппарат, включающий титульный лист, аннотацию, список используемой литературы; приложение (таблицы, схемы, копии протоколов, выписки из дел и др.). В дипломной работе должны быть представлены: введение; основная часть (от двух до четырех глав, разделов, параграфов); заключение; список литературы.
Изучение литературы и нормативно-правовых источников Утверждение темы дипломной работы позволяет приступить к важнейшему этапу – разработке темы, связанному с отбором и изучением источников. Именно на этом этапе и проявляются умения и навыки студента искать, находить, отбирать и систематизировать в огромном море современной научной информации необходимые литературные источники, нормативно-правовые акты, данные правоприменительной практики. На этом этапе важную роль играет накопленная база данных на электронных носителях. В правовых системах сети Internet заложены все нормативно-правовые акты с последовательной динамикой их изменения. Это значительно облегчит студенту поиск тех или иных законов и других нормативных документов, позволит сэкономить время на их анализ. В настоящее время в Санкт-Петербурге студент имеет доступ к фондам и собраниям Российской национальной библиотеки: старое здание – ул. Садовая, 18; новое здание – Московский пр., 165, корпус 2. В ряде случаев можно обратить к фондам и собраниям Библиотеки Российской академии наук, ведомственным и специализированным библиотекам. Практика дипломного проектирования позволяет выделить три группы (категории) дипломных работ. 1. Работы по фундаментальным, общенаучным юридическим проблемам, которые предполагают использование в основном научной литературы и лишь частично – нормативных актов (конституций, других источников общего характера). 2. Работы по актуальным научно-практическим проблемам, требующие разумного сочетания научных и правовых источников. 3. Работы “юридико-прикладного” характера, основанные прежде всего на анализе и обобщении юридической практики с частичным использованием для обоснования и аргументации тех или иных задач и выводов исследования соответствующих теоретических положений (работы по криминалистике, уголовному и гражданскому процессам и т.п.). Поэтому, приступая к этому этапу работы, важно установить круг литературных и официально-документальных источников, относящихся к теме дипломного исследования. Для написания диплома следует использовать следующие виды научной литературы: монографии (научные книги по специальным темам); научные статьи в сборниках научных трудов и журналах; материалы научных конференций; рецензии на опубликованные монографии и научные статьи; авторефераты диссертаций; научно-практические комментарии законодательства; материалы “круглых столов” по научно-практическим проблемам.
Для поиска специальной научной и правовой литературы следует использовать: предметные и систематические каталоги библиотек; библиографические указатели. Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) с 1973 по 1992 гг. издавал два библиографических сборника: «Новая советская литература по общественным наукам. Государство и право» и ««Новая иностранная литература по общественным наукам. Государство и право». Каждый из указанных сборников ежегодно выходил в 12 номерах. С 1993 г. ИНИОН стал выпускать сводные сборники: «Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Государство и право». Помимо этого, ИНИОН выпускает реферативные журналы по социальным и гуманитарным наукам. Серия 4: "Государство и право" (Отечественная литература; Зарубежная литература). Российская книжная палата в течение долгих лет издает библиографические указатели «Книжная летопись» и «Летопись журнальных статей». Кроме того, в последних годовых номерах журналов помещаются указатели материалов и статей, напечатанных в журнале в истекшем году. По некоторым отраслям юридической науки изданы специальные "Библиографии", содержащие систематизированный перечень всей изданной по определенной отрасли науки или по той или иной теме (разделу, вопросу, проблеме) литературы за определенный период времени. Следует широко использовать специальные научные и научно-практические периодические издания: Государство и право (до 1992 г. – Советское государство и право); Правоведение. Известия вузов; Вестник МГУ. Серия 11. Право; Вестник СПбГУ (до 1992 г. – ЛГУ). Серия 6. Философия, политология, социология, психология, право; Дело и право; Законность (до 1992 г. – Социалистическая законность); Закон; Российская юстиция (до 1993 г. – Советская юстиция); Российский юридический журнал; Социальная защита; Хозяйство и право; Человек и труд; Московский журнал международного права; Журнал международного частного права. Журнал российского права. Российский судья; Юрист; Арбитражный и гражданский процесс; Право и жизнь; Ученые записки юридического факультета СПбГУЭФ; Ленинградский юридический журнал.
Кроме того, нужно использовать литературу, указываемую авторами научных работ в подстрочных сносках на страницах книг (журналов) или в помещенных в конце книги (статьи) “Примечаниях”, “Списке литературы” или “Библиографии”. Нельзя не учитывать определенную научную и фактологическую ценность советской и дореволюционной литературы. Следует иметь в виду и поступающие из центральных ведомств и министерств методические письма и обобщения практики, находящиеся в соответствующих организациях и учреждениях по подчиненности. Необходимо активно использовать получившие широкое распространение в последние годы автоматизированные компьютерные базы данных “Кодекс”, “Гарант”, “Консультант” и др., содержащие информацию обо всех действующих нормативно-правовых актах и тексты этих актов. В одном случае изучение литературы целесообразно начинать с общих фундаментальных работ, а затем переходить к частным работам, статьям, в другом – с журнальных статей. Все зависит от темы дипломной работы, наличия, характера и полноты литературы, уровня подготовки студента. Существует определенная схема последовательного изучения литературы и источников. Чтение научных работ (монографий) рекомендуется разделить на два этапа: первый – общее, первичное знакомство с книгой, которое включает внимательный просмотр титульного листа, выходных данных, изучение оглавления (содержания), предисловия (введения) и заключения. Это позволит уяснить общее содержание книги, выявить основные и вспомогательные, второстепенные главы, направление и логику данного научного исследования. Часто это наводит на мысль о внесении корректив и в собственный план дипломной работы. Изучая литературу и нормативные источники, следует выписывать те положения, высказывания, которые могут быть использованы при работе над дипломным исследованием. Выписки рекомендуется делать на отдельных листах (или карточках) с точным указанием фамилии и инициалов автора работы, ее полного и точного названия, а также издательства, места и года издания, страницы выписанного положения или цитаты. Это позволит при написании текста точно использовать изученный материал и существенно сэкономить время при оформлении сносок и библиографии. На листах или карточках целесообразно указывать, к какому вопросу дипломной работы относится эта выписка. Карточки с выписками нужно распределить по соответствующим главам, параграфам, разделам, что позволит быстро находить и использовать отобранный материал без повторного обращения к литературным и нормативным источникам, тем самым значительно сэкономить время. Записи в карточках или на листах нужно делать экономно, не следует выписывать общеизвестные факты. Выписка должна представлять целый фрагмент или законченную мысль, ограниченную тематически. Если по ходу чтения книги или статьи, а также при конспектировании возникали мысли по поводу прочитанного или выписанного, целесообразно также сразу их фиксировать. Студенту-юристу необходимо постоянно помнить, что законы нужно исследовать и изучать, прежде всего, по правовым источникам, а затем уже (или параллельно) по научной и учебной литературе. При выполнении дипломной работы необходимо использовать нормативно-правовые и другие официально-документальные источники, содержащиеся как в открытой печати, так и в соответствующих государственных или иных органах и организациях (ведомственные инструкции, письма, протоколы и т.п.) с разрешения руководителей этих учреждений. Это могут быть законы, указы, постановления, решения, приговоры, указания, заявления, инструктивные письма и другие документы государственных и негосударственных органов и организаций, а также международные договоры и другие документы международного характера. Изучать и использовать (при цитировании и ссылках) нормативно-правовые и иные юридически значимые документы нужно по официальным изданиям соответствующих правотворческих и правоприменительных органов. Официальными изданиями являются: Собрание законодательства Российской Федерации (до 1993 г. – Собрание актов Президента и Правительства РФ); Ведомости Федерального Собрания РФ (до 1994 г. – Ведомости Верховного Совета РФ); Российская газета; Российские вести; Бюллетень международных договоров РФ (издается с 1993 г.); Сборник международных договоров СССР; Вестник конституционного суда РФ; Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ; Бюллетень Верховного суда РФ; Вестник Высшего арбитражного суда РФ; Бюллетень Министерства труда РФ; Бюллетень по авторскому праву; Вестник Законодательного собрания Санкт-Петербурга; Вестник мэрии Санкт-Петербурга; Вестник правительства Ленинградской области. Возможно использование ведомственных библиотек юридических учреждений, а также частных собраний юристов. При исследовании в дипломной работе историко-правовых, сравнительно-правовых и статистических аспектов следует обратиться к архивным источникам, в том числе и текущим архивам судебных учреждений.
Правоприменительная практика и ее изучение студентом при подготовке дипломного исследования Темы и характер многих дипломных работ требуют изучения и обобщения практики применения законодательства. В связи с этим перед студентом-дипломником стоит задача изучить и обобщить правоприменительную практику соответствующих органов. Это позволит установить тенденции и выявить имеющиеся недостатки или “белые пятна” в действующем законодательстве, наметить пути повышения его эффективности, дать соответствующие рекомендации по дальнейшему усовершенствованию практики применения этого законодательства. Студент должен иметь представление о том, что и где он будет изучать, а также какова цель изучения практики. Для того чтобы изучение практики было плодотворным, студент совместно с научным руководителем должен определить методику обобщения (в зависимости от характера обобщения и поставленной задачи). Сбору материалов местной практики должно предшествовать тщательное изучение нормативных актов и опубликованных обзоров практики по тому или иному вопросу. Следует изучить такое количество материалов, которое бы позволило выявить какие-либо закономерности и сделать определенные выводы. При этом необходимо избегать двух крайностей: обобщения практики за неопределенно длительный или, наоборот, короткий период. В первом случае часть материала может оказаться устаревшей, а во втором – его может быть недостаточно для выявления тенденций и закономерностей и достоверного вывода. В ряде случаев целесообразно провести одновременно изучение нескольких связанных между собой категорий дел, например, уголовных – о нарушении правил охраны труда, техники безопасности, и гражданских – о возмещении ущерба в связи с увечьем или смертью работника; дел о расторжении брака и взыскании алиментов на детей и т.п. Такое изучение позволит глубже и всесторонне разобраться в интересующем вопросе и комплексно проследить наметившиеся закономерности. Материалы обобщения практики могут использоваться как для подтверждения и иллюстрации каких-либо теоретических положений, так и для выводов о степени эффективности действующего законодательства и практического его применения. Собранные студентом материалы в виде письменного обзора (справки, проекты документов) могут прилагаться к дипломной работе, а также направляться кафедрой в те органы, практику которых студент обобщал. Такая форма внедрения результатов исследования повышает ценность дипломной работы. Необходимо помнить, что нужный практический материал собирается и обрабатывается студентом-дипломником, который несет ответственность за его достоверность, качественный сбор и обработку.
Date: 2015-10-19; view: 322; Нарушение авторских прав |