Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Приложение 6 Дополнительные материалы к параграфу 3.2.5. Игровые методы повышения уровня взаимодействия в группе
Аппаратчики
... Из группы вызываются 3 человека – это механики‑аппаратчики. Все остальные участники – роботы. Задача механиков‑аппаратчиков – сделать так, чтобы роботы не сталкивались друг с другом и не ломались. Роботы двигаются по комнате только по прямым линиям в указанном механиком‑аппаратчиком направлении, в том случае когда они натыкаются на стену или другого робота, они ломаются и начинают громко пищать. Направлять их в другую сторону может только механик‑аппаратчик.
Секрет работы механиков‑аппаратчиков состоит в том, что им необходимо образовать импровизированный треугольник (встать на трех вершинах) и направлять роботов по его граням. Но ведущий не говорит об этом участникам, они сами стараются догадаться, найти правильную стратегию. Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы: • Что вы чувствуете после выполнения этого упражнения? • Удалось ли вам справиться с заданием? • Сколько времени вам на это понадобилось? • Какую стратегию вы выбрали для выполнения задачи? • Что вы сделали для того, чтобы ее выполнить? • Какую роль играл каждый участник‑аппаратчик? • Что мешало вам при выполнении задания? • Как можно было бы выполнить это задание по‑другому? Гирлянда
... Участники делятся на две равные команды. Их задача – связать гирлянду из своей одежды. У кого гирлянда длиннее, тот и победил.
Это игра‑соревнование, которая решает задачи взаимодействия в микрогруппах, если отношения сложились в них, что называется, «не так, как следовало» (возник конфликт или отношения просто стали напряженными). Для того чтобы добиться большего эффекта, «перемешайте» участников так, чтобы в группах оказались не давние друзья, но и соперники, а также малознакомые участники, тогда в запале игры они наладят свои отношения гораздо быстрее и продуктивнее. Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы: • Удалось ли одной группе выиграть? • Сколько времени вам на это понадобилось? • Что способствовало выполнению задания? • Какую роль играл каждый участник? • Что мешало вам, проигравшей группе, при выполнении задания? • Как можно было бы выполнить это задание по‑другому? Говорящие скульптуры
... Один участник становится «скульптором», еще двое добровольцев – «пластилином», «глиной», то есть тем материалом, из которого необходимо будет «лепить фигуры». Будущим «скульптурам» завязывают глаза. Группа участников, которые стали наблюдателями, загадывает двух персонажей одной сказки, например: Красную Шапочку и Волка, или Мальвину и Пьеро и т. д. Только загадывают они так, чтобы сами персонажи не знали, кого из них «лепят». «Скульптор» начинает свою работу. Когда она завершена, «скульптурам» развязывают глаза. Ведущий называет им сказку, персонажами которой они являются, но самих персонажей не называет. Они начинают диалог, в процессе которого пытаются понять, кого они играют.
Это упражнение позволяет участникам попытаться построить свое взаимодействие на позициях сотрудничества, они стремятся к общей цели (стараются понять, кто есть кто) и, таким образом, оказываются в ситуации неопределенности, разрешить которую они могут только сообща. Вместе с этим участники задействуют свои творческие способности, и это дает им возможность раскрепоститься. Это упражнение будет эффективно и в разрешении межличностных конфликтных ситуаций, если вы выберете конфликтующих друг с другом участников группы для этого упражнения. Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы: • Что вы чувствуете после выполнения этого упражнения? • Удалось ли вам справиться с заданием и угадать свои персонажи? • Сколько времени вам на это понадобилось? • Какую роль играл каждый участник? • Что мешало вам при выполнении задания? • Что вы заметили в ходе упражнения? Жадина
... Ведущий приносит для этого упражнения очень большое яблоко. Участники по очереди откусывают кусочек от яблока и передают яблоко соседу справа. Тот, кто съедает последний кусочек, – «жадина». Можно принести больше яблок, например два, и второе яблоко передавать в другую сторону. Тогда у вас будет много «жадин».
Это упражнение очень хорошо подходит для настройки группы после перерыва для того, чтобы снова создать рабочую атмосферу группового взаимодействия и запустить групповые процессы. А если это перерыв после обеда, то вы тем более можете использовать его как шуточную разминку, где за смехом скрываются серьезные групповые процессы. Зум
... Участники сидят в кругу. Ведущий говорит, что сейчас мы попали на трассу, где с огромной скоростью проносятся машины. А едем мы так: я резко поворачиваю голову к правому соседу и передаю ему звук «зум», он передает его своему правому соседу и т. д. Если кто‑то хочет притормозить или остановиться, то он немного отклоняется назад и издает звук тормозов, а «зум» передается в обратном направлении.
Это упражнение эффективно использовать в том случае, когда вам нужно создать из отдельных членов группы «единый организм». Оно проходит на достаточно высоком эмоциональном уровне, поэтому не рекомендуется использовать его перед серьезными занятиями. Испорченный телефон
... Играющие сидят так, чтобы каждый мог шепнуть на ухо своему соседу то, что услышит от другого. Ведущий придумывает слово и говорит его на ухо первому участнику, тот передает второму то, что услышал, второй – третьему и так до последнего играющего. Затем ведущий подходит к последнему участнику и спрашивает, что он услышал. Почти всегда с загаданным словом происходит интересное превращение. Например, слово «красавица» превратилось в «пшик». Но не забудьте предупредить, что нельзя намеренно искажать услышанное и переспрашивать.
Ищу друга!
... Каждый участник группы пишет на чистом листе объявление о поиске друга. При этом ограничений в тексте и четкого алгоритма написания нет. Главное – не подписываться. На это отводится достаточное количество времени, например 8‑10 минут. Эти объявления расклеиваются по комнате. Затем все участники, прогуливаясь по комнате, читают их, выбирают максимум 3 объявления, на которые они откликнулись бы, и ставят на них галочку или крестик. Потом все объявления собираются и подсчитывается количество откликов. Можно обсудить, почему то или иное объявление набрало определенное количество откликов, с чем это связано.
Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы: • Что вы чувствуете после выполнения этого упражнения? • Чем вы руководствовались, когда выбирали объявление, на которое откликнулись? • Сколько времени вам на это понадобилось? • Сколько объявлений вы выбрали? • На чем сделан акцент в вашем объявлении: на описании себя или предъявлении требований к потенциальному другу? почему? о чем это может говорить? • Сколько человек откликнулись на ваше объявление? • Сейчас изменили бы вы текст своего объявления? Это простое, на первый взгляд, упражнение может дать богатый материал для анализа. Постарайтесь вывести свою группу на обсуждение отношений между людьми, на то, что превалирует в их собственных отношениях – предъявление требований и ожиданий чего‑то от других или предложение всего того, что есть в них самих. Не говорите им, что правильно, а что нет – правильного поведения не существует, не оценивайте позиции участников в группе. Пусть они дадут друг другу обратную связь – что они чувствуют и думают в ответ на ту или иную позицию, пусть сами определятся с тем, какая позиция для них наиболее приемлема. Морская фигура
... Водящий говорит: «Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три, морская фигура на месте замри!» Свободно передвигающиеся в пространстве игроки на последнем слове замирают, изображая некое застывшее действие, характерную для чего‑либо позицию. Водящий обходит «статуи» и, показывая на одну, пытается угадать, что это за фигура. Если водящий угадывает, то «фигура» оживает и делает какое‑то действие. Проделав его, игрок становится водящим. Игра начинается сначала.
Если вы говорите, что можно играть по‑другому, играйте! Никто из вас не знает, что я…
... Участники сидят в кругу и бросают друг другу мячик. Тот, у кого мячик, завершает фразу: «Никто из вас не знает, что я…» Ведущий контролирует процесс таким образом, чтобы мячик побывал у всех участников.
С помощью этого упражнения вы можете выявить скрытые ресурсы участников вашей группы, кроме того, повысить уровень уважения, привязанностей, доверия участников группы друг к другу, что поможет вам сделать работу вашей группы еще более эффективной. Копна – горка – тропинка
... Играющие разбиваются на группы по 6–10 человек. Участники каждой группы, взявшись за руки, образуют круг. Игра начинается с легкого бега вправо по кругу. По сигналу «Тропинка!» играющие должны построиться в цепочку и присесть. Когда ведущий выкрикивает «Копна!», каждая группа делится на две подгруппы, игроки соединяют руки и поднимают их вверх. По сигналу «Горки!» играющие снова строятся в цепочку, но при этом первые встают во весь рост, а следующие за ними приседают, образуя, таким образом, «горку». Та группа, которая раньше и качественнее других выполнит задание, получает одно очко, после чего игра возобновляется. Выигрывает группа, набравшая большее количество очков.
На основе этого упражнения вы можете очень четко увидеть уровень взаимодействия участников вашей группы друг с другом и проанализировать с ними степень успешности их совместной деятельности. Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы: • Что вы чувствуете после выполнения этого упражнения? • Удалось ли вам справиться с заданием? • Сколько времени вам на это понадобилось? • Что способствовало выполнению задания? • что вы сделали для того, чтобы его выполнить? • какую роль играл каждый участник? • что мешало вам при выполнении задания? • как можно было бы выполнить это задание по‑другому? Пальчики
... Ведущий говорит, что он будет выкидывать определенное количество пальцев на руках и именно такому количеству участников необходимо встать со своих стульев (конечно же, без предварительной какой‑либо договоренности). Далее он делает это. Если задача не решена, дается еще одна попытка.
Нужно учесть, что быстрее всех, скорее всего, будут вставать потенциальные лидеры группы. А тот, кто встает и видит, что вставших слишком много, садится. Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы: • Какую стратегию вы выбрали? • На кого вы ориентировались? • Был ли среди вас человек, мешавший выполнению поставленной задачи? Паутинка
... Все участники становятся в тесный круг и протягивают руки к его середине. По сигналу ведущего все одновременно берутся за руки так, чтобы в каждой руке каждого участника оказалась одна (только одна!) чья‑то рука (но не соседа справа и слева). Затем участники расходятся, не разнимая рук. Результатом может быть один большой круг, несколько отдельных кругов и круги, сцепленные между собой.
Для хорошо сработавшейся группы можно усложнить задание, тогда участникам предстоит распутаться с закрытыми глазами. Ведущий внимательно следит за тем, кто какую роль выполнял: предлагал идеи, подчинялся предложенным вариантам, критиковал предложения, не участвовал в обсуждении, помог или, наоборот, помешал распутыванию и т. д. Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы: • Что вы чувствуете после выполнения этого упражнения? • Удалось ли вам справиться с заданием? • Сколько времени вам на это понадобилось? • Что способствовало выполнению задания? • Что вы сделали для того, чтобы его выполнить? • Какую роль играл каждый участник? • Что мешало вам при выполнении задания? Паутинка‑2
... Каждый из участников придумывает себе движение и по очереди демонстрирует его всем остальным. Задача участников – запомнить движения друг друга. После чего один из участников начинает: показывает свое движение и движение того, кому хочет передать ход, тот, в свою очередь, выполняет свое движение и передает ход дальше. Передавать ход тому, от кого он был получен, нельзя.
На основе этого упражнения хорошо можно увидеть предпочтения и привязанности участников группы, поскольку ход чаще передают друзьям или значимым людям, реже – аутсайдерам, которых все же иногда хотят поддержать. Пчелы и змеи
... Перед началом игры необходимо разделиться на две примерно равные группы. Одни будут «пчелами», другие – «змеями». Каждая группа выбирает себе «короля»: «короля пчел» и «короля змей» соответственно. Оба «короля» выходят за дверь. В это время ведущий прячет два предмета: один из них должен найти «король пчел» – это «мед», другой – «король змей» – это «змеиное яйцо». «Пчелы» и «змеи» помогают своим «королям» – «пчелы» жужжат: «ж‑ж‑ж‑ж‑ж», «змеи» шипят: «ш‑ш‑ш‑ш‑ш». Чем ближе «король» подходит к заветному предмету, тем громче ему сообщает об этом группа. Побеждает та группа, чей «король» быстрее нашел предмет. Разговаривать во время игры запрещается!
Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы: • Какая группа наиболее эффективно помогала своему «королю»? Как именно? • Как вы взаимодействовали друг с другом? • Как вы чувствовали себя в роли «короля»? • Что было самым трудным в роли? • «Короли» и группы остались довольны друг другом? Транспортное средство
... Все участники сидят в кругу, один желающий выходит в центр и начинает изображать одну из деталей какого‑либо транспортного средства, к нему присоединяется второй и т. д. Когда транспортное средство готово, участники комментируют, какой же деталью они были. После чего вся машина пытается проехать хотя бы 2 метра. Ведущий говорит о том, что мы собираемся построить транспортное средство, но что у нас получится, мы еще до конца не знаем.
Такое упражнение позволяет участникам «вчувствоваться» друг в друга, попытаться понять, какой «деталью» транспортного средства стали другие участники. Кроме того, всем вместе необходимо будет наладить эффективное взаимодействие, чтобы «доехать» до места назначения. Фигура
... Все встают в тесный круг, прижавшись друг к другу плечами. Задача: с закрытыми глазами перестроиться в квадрат. Ведущий стоит в центре и следит, чтобы глаза были закрыты.
Интересно, как игроки будут переговариваться. Эта игра хороша и для диагностики социально‑ролевых позиций, распределения ролей в группе, лидерства. В хорошо «разогретой» и сработавшейся группе задачу можно усложнить и выключить из процесса не зрение, а голос, то есть устранить возможность переговариваться. Можно провести такую игру и в начале работы и в конце, чтобы посмотреть, произошли ли какие‑либо изменения в стиле взаимодействия группы. Можно также строить и другие геометрические фигуры, разные по степени сложности их построения: круг, треугольник, ромб, параллелепипед и т. д.
Date: 2015-10-19; view: 337; Нарушение авторских прав |