Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Целевые игры в тренинге
Представленные в этом разделе игры очень разные. Они также разнообразны, как возможные цели тренинга. Поэтому в отличие от психогимнастических игр они НЕ универсальны, а индивидуальны. Поэтому ниже мы описываем игры, относящиеся к некоторым классическим темам обучающих, развивающих тренингов, а именно темы коммуникативной направленности, темы, связанные с планированием и целеполаганием, лидерские тренинги и пр. Все представленные в этом разделе игры активно используются нами в тренерской практике. 3.3.1, Актуализирующие, мотивирующие игры и упражнения Когда тренинговая группа уже достаточно сформирована, чтобы работать, задача ведущего – ввести группу в ту тему, которой посвящен тренинг. На этапе актуализации обозначается цель тренинга и те результаты, которые получат участники. Но это рациональная составляющая данного этапа, которой, как известно, недостаточно для того, чтобы у участников появилась энергия, мотивация, внутреннее эмоциональное желание работать. «Эксперимент» Данное упражнение подходит для актуализации темы коммуникативных тренингов, связанной с передачей, восприятием информации, пониманием, слушанием. Также это упражнение хорошо подходит для управленческих тренингов, актуализации темы делегирования полномочий и формулирования поручений подчиненным.
... Не секрет, что все мы разные. Нет ни одного человека на свете, который был бы в точности похож на нас как внешне, так и внутренне. Сейчас мы с вами попробуем в очередной раз в этом убедиться и посмотреть, как по‑разному мы воспринимаем поступающую к нам информацию. У каждого из вас есть листок бумаги. Все они одинаковые. Возьмите листок в руки и закройте глаза. Теперь следуйте инструкции: сложите листок пополам, затем – еще раз пополам. Теперь оторвите правый верхний угол, а затем – левый нижний угол. Откройте глаза и разверните листок. Положите его на колени так, чтобы всем было видно, что у вас получилось. Как мы видим, все листочки получились хоть немного, но разные. А у кого‑то разница очень велика. Все вы получили одинаковую инструкцию, однако результат – различный. Это типичный случай в коммуникации – часто мы воспринимаем одинаковую информацию по‑разному.
3.3.2. Игры на осознавание сути задачи, явления, изучаемого в тренинге Осознавание – чистое восприятие, проживание момента «здесь и сейчас». Ф. Перлз
Считается, что настоящее понимание чего‑то возможно только в том случае, если мы прожили это, пропустили через себя, через свои чувства, а не просто узнали, услышали и поняли на рациональном уровне. Когда в тренингах мы переходим к этапу осознавания, то есть когда, создав мотивацию, нам нужно погрузить участников в суть, в содержание темы, перед нами возникает вопрос, как это сделать. Не избежать теории вопроса. Здесь включаются и лекционные моменты, и кейсы, и презентации… Однако мы помним, что ведем тренинг, а не семинар или мастер‑класс, поэтому всегда хочется, чтобы участники не просто узнали содержание, суть темы, но и ОСОЗНАЛИ, прожили это. Этот этап – один из самых сложных с точки зрения тренера. Как раскрыть суть явления, не загружая участников теорией, ведь из нее в опыте участников останется всего несколько процентов? Игры и упражнения данного параграфа – это в основном игры‑иллюстрации. Упражнение «Кулак» Данное упражнение – хорошая иллюстрация на осознавание механизмов функционирования нашей психики в ситуации изменений. С ее помощью легко понять, как наша психика на физиологическом уровне сопротивляется изменениям, и что нельзя без усилий и за короткое время решить проблему или изменить ситуацию, которая не менялась долгое время.
... Сейчас мы с вами поставим небольшой эксперимент. Зажмите кулак на любой руке и, пока я буду говорить, продолжайте его сжимать все сильнее и сильнее. Да, начнут возникать дискомфортные ощущения, может даже стать немного больно, но продолжайте сжимать кулак для чистоты эксперимента. В жизни у каждого из нас есть проблемы, ситуации, которые мы никак не можем изменить, разрешить… Иногда это длится годами! Продолжаем сжимать кулак… И также каждому из нас знакома ситуация, когда мы вдруг говорим себе: «Все! Мне это надоело! С понедельника начинаю новую жизнь!» или «Я сейчас пойду и все скажу своему шефу!» и т. п. Но! В понедельник или у двери шефа наша решимость куда‑то улетучивается… Не забываем сжимать кулак… Что происходит? Почему мы очень хотим изменить ситуацию, но это не получается? Причина этому не одна. И мы сегодня, сейчас в них уже начали разбираться. Но одна из причин – это особенность нашей психики. Сейчас я попрошу вас обратить снова свое внимание на кулак, который все сжимался во время нашей беседы. Перестаньте его сжимать. А теперь скажите, он САМ разжимается? Нет. А теперь попробуйте разжать пальцы. Что чувствуете? Больно, пальцы затекли, плохо разжимаются, с усилием. Вот точно также функционирует наша психика в ситуации изменений. Мы с вами сжимали кулак всего минуту. И все равно испытали существенный дискомфорт при его разжимании. А теперь представьте себе, что было бы, если бы мы сжимали его несколько лет!!! Ни одна ситуация не сможет измениться только лишь из‑за того, что мы перестали что‑то делать или НЕ делать… Наш кулак не разжался, когда мы перестали его сжимать. Для того чтобы изменения произошли, нужны наши целенаправленные усилия. Это первое. И второе: нужно быть готовыми к тому, что когда мы начнем осуществлять изменения, то первое время будем испытывать дискомфорт, возможно, даже боль. Но все это для того, чтобы потом чувствовать себя хорошо и быть более успешными, более гармоничными! Согласитесь: разжатой рукой, при функционирующих пяти пальцах мы сможем сделать гораздо больше, чем сжатым кулаком! И к тому же руке станет легко и свободно! Но для этого нужно приложить немного усилий и чуть‑чуть потерпеть в процессе достижения результата!
3.3.3. Игры, развивающие конкретные умения Это самый «богатый» блок игр и упражнений. В нашу книгу мы не можем вместить даже половину из них! Да это и не нужно. Существует большое количество книг и авторов, уделивших внимание конкретным тренинговым темам. Есть масса книг по коммуникативным тренингам, тренингам продаж, управленческим тренингам и т. п. Задача нашей книги – привести примеры для более четкого понимания того, какие игры входят в этот блок. На основном этапе тренинга тренер решает задачу: как проработать тему так, чтобы у участников появились конкретные новые способности, будь то умения, более развитая компетенция, черта личности, новый опыт. Арсенал тренинговых игр, развивающих конкретные умения, широк. Вот несколько примеров из активно используемого нами. Упражнение для тренинга коммуникативной направленности «Готовность к контакту»
... Все участники садятся по кругу. Инструкция: «Пусть кто‑нибудь (кто, мы решим позже) выйдет из комнаты. Когда он вернется, ему надо будет определить, кто из участников готов вступить с ним в контакт. При этом мы все будем пользоваться только невербальными средствами. Сделать вывод о наличии желания установить контакт или о его отсутствии надо после того, как вы посмотрите на человека». Можно усложнять задание, выбирая несколько человек, готовых к контакту, а затем, в процессе упражнения, каждый может решать индивидуально, хочет он или нет вступать в контакт. Анализ: как вы понимали, готов или не готов человек вступить с вами в контакт? Как вы показывали свое желание или нежелание вступить в контакт? Какие основные признаки готовности/неготовности к контакту можно выделить?
Упражнение может включать в себя множество тем и чувств, в зависимости от тренинговой аудитории и целей самого тренинга. Так, например, для тренинга женско‑мужских отношений это отличная актуализация темы восприятия друг друга мужчинами и женщинами, особенностей трансляции свой женственности/мужественности и сексуальности. В подростковых программах это упражнение может быть использовано как исследование себя и своих способов вступления в контакт или как демонстрация в рамках темы «невербальная коммуникация». Для бизнес‑тренингов это упражнение удобно тем, что оно хорошо встраивается в любой обучающий алгоритм, где есть этап установления контакта, например в тренинге продаж, эффективных презентаций, публичных выступлений, переговоров и т. д. Игровые методы развития эмпатии Все мы знаем, что можно смотреть на человека и не видеть его, слушать и не слышать. Научиться увидеть и услышать человека рядом – это огромный успех, как в обычном, так и в деловом общении. Решить эту задачу можно с помощью целого ряда игр и упражнений. Игры и упражнения на развитие эмпатии, или, иначе, игры на всматривание и вслушивание, развивают, в первую очередь, следующее: • психологическую наблюдательность и внимательность; • возможность почувствовать настроение и состояние тех, с кем предстоит взаимодействовать; • способность понять, что каждый человек интересен и сам по себе, и как член группы. Как часто бывает, мы не замечаем за внешним обликом тех людей, с которыми достаточно много взаимодействуем и общаемся, их внутренний мир, а ведь именно это важно для успешного эффективного взаимодействия, для ощущения комфорта, создания группы. Кроме того, важно увидеть то место, помещение, комнату, в которой предстоит работать, и услышать, что происходит за окном. Научиться слышать и отличать различные звуки, отслеживать те чувства и эмоции, которые возникают в связи с определенными звуковыми сочетаниями. Услышать голоса участников группы и научиться их распознавать. Все это способствует развитию сенсорных способностей и навыков рефлексии, гармоничному развитию личности и одновременно создает условия эффективного группового взаимодействия и группообразования. Самый рассеянный (Ластик) Данная игра продолжает тему освоения пространства, а также начинает разговор о необходимости всматривания и вслушивания участников в окружающих их людей.
... Ведущий показывает участникам игры какой‑либо предмет, например ластик, и просит всех выйти на минутку из комнаты. Оставшись один, ведущий кладет ластик в такое место, где он хотя и виден, но может быть замечен лишь при достаточно внимательном осмотре комнаты. Можно, например, положить его на перекладину между ножками стола, на карниз, в горшок цветка и т. п. Когда участники игры по приглашению ведущего возвратятся в комнату, каждый старается как можно скорее обнаружить ластик. Увидев его, играющий сейчас же садится, перед этим тихо на ухо сообщив ведущему о находке. Самый рассеянный – последний – может выполнить какое‑либо шуточное поручение.
Это упражнение за кажущейся простотой реализует очень важные задачи: первая – это, конечно же, концентрация внимания, а вторая, которая, впрочем, неотделима от первой – это развитие умения выделить из общего фона, к которому наши глаза так быстро привыкают, совершенно определенный предмет. Ведущий специально показывает этот предмет игрокам и не прячет его (это не игра в прятки), а кладет на видное почти со всех концов комнаты место. Поиски участниками заветного предмета могут продолжаться от 5 минут до получаса, но не стоит вмешиваться в процесс, пусть даже те, кто ищет долго, все‑таки найдут этот ластик. Ведь если мы лишим их такой возможности, то спровоцируем тем самым только ситуацию неуспеха и вызовем агрессивную реакцию и четкое убеждение в том, что это задание невыполнимо. Зато игроки, нашедшие предмет, чувствуют себя очень наблюдательными и успешными, что иногда подталкивает их к насмешкам над товарищами, которые продолжают поиски. Поэтому не лишним будет перед началом упражнения призвать всех участников не лишать друг друга возможности проверить свою внимательность и честно сыграть в эту игру. А если все‑таки такие ситуации происходят, ведущему лучше пресечь нападки и направить анализ в конструктивное русло. Анализируя это упражнение с участниками, можно спросить: • На что вы ориентировались, выполняя задание? • Что помогло некоторым участникам быстро найти предмет? • Что помешало и вызвало затруднения у тех участников, кто выполнил его медленнее? К.У.Б.О.У. Это упражнение с загадочным названием, которое расшифровывается как «Каратист Убил Быка Одним Ударом», очень похоже на известную игру «испорченный телефон», только оно требует точной фиксации понятого на бумаге, что позволяет проводить при необходимости достаточно глубокий психологический анализ. Оно очень нравится как детям, так и взрослым, ведь позволяет от легкости и азарта участия прийти к серьезным и важным выводам во время анализа.
... Несколько человек (7–8) выходят за дверь. Первому участнику ведущий говорит фразу: «Каратист убил быка одним ударом». Входит один участник, первый ему без помощи слов объясняет эту фразу, тот записывает ее на бумаге так, как понял, не озвучивая. При этом он не должен видеть предыдущую запись. Затем показывает следующему то, что понял сам (записал на бумаге) и т. д. В финале упражнения все фразы зачитываются в обратном порядке их написания.
Не забудьте предупредить участников‑наблюдателей, что подсказывать в процессе упражнения нельзя и самой лучшей поддержкой для «героев игры» будет внимательное, но молчаливое слежение за процессом игры. Это условие не всегда выполняется, поэтому ведущему следует пресекать все попытки подсказок. Это упражнение также направлено на развитие творческих способностей у детей и отслеживание группой невербальных проявлений водящего. Именно поэтому это упражнение может быть широко использовано игротехником не только при знакомстве, но и в занятиях развития творческого потенциала участников, а также в коммуникативных тренингах, как для актуализации темы, так и для отработки навыков невербальной коммуникации. После упражнения следует провести небольшой анализ происходящего и выяснить у участников следующее: • Удалось ли вам сохранить первоначальный вариант? почему? • Что помогало вам? • Что вам мешало? Умение убеждать Для лидера очень важно уметь убеждать, а для этого необходимо быть самому уверенным в отстаиваемых позициях и при этом уважительно относиться к партнерам. Убеждение – один из самых цивилизованных способов влияния, но его не так просто использовать, ведь в убеждении важно быть уверенным одновременно с тем, чтобы быть внимательным к другим; важно уметь контролировать себя и свои эмоциональные проявления вместе с необходимостью проявлять свои эмоции и заинтересовывать ими; необходимо четко и аргументированно доносить до других свое мнение наравне с тем, чтобы удивлять и иногда неожиданно действовать. Две нижеприведенные игры позволяют путем ролевого моделирования отработать навыки убеждающей коммуникации. Козлятушки‑ребятушки Игра требует организации особого пространства, чтобы игровая ситуация была максимально реалистичной и серьезной. Основной акцент игры делается не на сюжете и театрализации, а на том, как действуют участники. Ведущий должен дать установку участникам отслеживать действия других, чтобы после дать полезную обратную связь.
... Ведущий напоминает участникам группы старую сказку про волка и семерых козлят. Представьте себе, говорит ведущий, что мама‑коза ушла. Козлята сидят дома. Кто‑то стучится в дверь и утверждает, что он не волк, а мама‑коза, папа‑козел, дедушка, тетя или иной родственник несчастных козлят. Задача козлят, которые в нашем случае оказываются в роли своеобразных судей, проявить проницательность и в диалоге с претендентом на попадание к ним в дом понять, действительно ли этот неизвестный является тем, за кого себя выдает, или это «волк в овечьей шкуре». Иначе говоря, из нескольких претендентов козлята должны выбрать тех, кто на самом деле получил роль мамы‑козы, папы, брата, дяди‑козла и прочих некровожадных родственников. Распределение ролей. Группа разделяется на две части. Одни играют роль козлят‑экспертов, другие – претендентов, пробующих убедить экспертов в своей благонадежности. При этом часть претендентов имеют скрытые задания не забывать о том, что они волки и прочие опасные для козлят персонажи. Однако эти задания претендентам надо от козлят скрывать. Задача у любого претендента одна – убедить козлятушек довериться им и пустить в дом. Претенденты могут сами выбирать себе скрытые роли. Обязательным является, чтобы каждый претендент сообщил остальным своим коллегам об избранном им образе. Такое публичное заявление делает скрытую роль более влияющей на ее исполнителя. Исполнители ролей козлятушек также совещаются между собой, стремясь выработать способ принятия решений в предстоящей игре. Во время этого обсуждения у козлятушек нередко появляются различные планы «выведения на чистую воду» конкретных претендентов. Козлятушки располагаются полукругом, в центр которого выходят претенденты. Претенденту, для того чтобы убедить козлят в своей благонадежности, предоставляется фиксированное время. Можно установить одно общее для всех претендентов время, например 1–2 минуты. Можно перед началом очередной попытки спрашивать претендента о том, сколько времени ему потребуется для убеждающего воздействия на козлятушек. Претендент может говорить и делать все, что угодно. Козлята также могут разговаривать с ним и между собой на любые темы. Придерживаться сказочного сюжета и ссылаться лишь на «принесенное молоко» совсем необязательно. Можно использовать любые житейские ситуации, актуальные для участников данной конкретной группы. По истечении заданного времени козлятушки решают, пускать претендента в дом или нет. В любом случае претендент не раскрывает свою скрытую роль до окончания всего игрового тура, то есть до того момента, пока последний из претендентов не завершит свою попытку.
Игру можно проводить, используя реальную дверь, за которую уходят все претенденты, а можно играть и с воображаемой дверью. В большинстве случаев для взрослой аудитории игра с воображаемой дверью оказывается более эмоционально насыщенной. Для подростков – наоборот. С младшими школьниками проводить эту игру, наверное, не следует, поскольку обида от несправедливого недоверия оказывается непосильной для рефлексивных возможностей ребенка.
Второй тур игры проводится после обсуждения и обмена ролями. Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы. 1. К проигравшим: • Почему вы не добились успеха? • Что было общего в ваших стратегиях? 2. К успешным: почему удалось? 3. К козлятам: что повлияло на выбор в большей или меньшей степени? Ответственность Лидер должен уметь брать на себя ответственность, потому что он, ведя за собой группу, отвечает не только за себя, но и за каждого участника группы, и за реализацию того дела, которое выполняет группа. Ответственность – признак зрелой личности, поэтому этот блок является самым сложным в работе с лидерским потенциалом, но позволяет осознать, что быть лидером – это не только внимание, успех, престиж, но и кропотливый труд. Слепой и поводырь Упражнение наряду с ответственностью требует достаточно высокого уровня доверия, поэтому перед ним необходимо создать доверительную атмосферу (см. соответствующий раздел). Упражнение должно проходить серьезно, участники должны чувствовать друг друга, в связи с этим предшествующим этапом вместе с упражнениями на доверие можно провести ряд упражнений на эмпатию и сенситивность.
... Реквизит: для каждой пары – повязка на глаза. Помещение должно быть очень просторным, можно даже задействовать все здание, если есть такая возможность. Участники разбиваются на пары. Один из них завязывает глаза. В помещении расставляются несколько стульев – создается полоса препятствий. «Поводырь» должен провести «слепого» так, чтобы он чувствовал себя легко и уверенно. «Поводырь» не имеет права говорить. Затем участники меняются ролями.
Упражнение вызывает достаточно сильные эмоции у участников, поэтому важно по его окончании дать возможность поделиться этими эмоциями, сначала друг с другом в парах, затем со всей группой, и только затем перейти к рациональному анализу происходящего. Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы: • Как вы чувствовали себя в роли «слепого», «поводыря»? • Вел ли вас «поводырь» бережно и уверенно? • Что вы делали, чтобы укрепить доверие своего партнера? • В какой роли вы чувствовали себя лучше? Лидер и его команда Упражнения этого блока способствуют развитию творческих и организаторских способностей. Кроме того, они помогают в осознании основных идей и принципов деятельности лидера‑организатора, выявлении уровня готовности к лидерству, способствуют его повышению, развивают навыки работы в группе, в команде.
... В упражнениях участвует одна или несколько групп одновременно. Ведущий объясняет смысл задания, предлагает группе за 10 минут обсудить, как это задание выполнить. Во время обсуждения материалов касаться нельзя. Следующие 10 минут группа выполняет задание. Оно выполняется без слов. Ведущий группы в процессе игры не вмешивается в происходящее. Он исполняет роль наблюдателя и анализирует поведение группы. По истечении положенного времени каждая группа представляет свою работу. В заключение проходит анализ происшедшего в группе. Ведущий называет задание с предельной лаконичностью без дополнительных пояснений. По просьбе группы можно лишь повторить его.
Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы: • Что произошло в группе в момент работы? • Как себя чувствовал каждый участник? • Какую роль выполнял? • Почему взял на себя данную роль? • Была ли у него возможность высказаться, внести предложение? • Всех ли выслушали в процессе подготовки? • Встречались ли вы с подобными ситуациями в жизни, что при этом чувствовали? • Чему научились в процессе этого упражнения, какие выводы для себя сделали? Ниже приводится ряд заданий, которые позволят отработать все вышеописанные навыки в реальной групповой деятельности. После каждого задания необходимо проводить промежуточный анализ, чтобы у участников была возможность, получив обратную связь, откорректировать свои действия на следующих этапах. В какой последовательности будут выстроены задания, не столь принципиально, важен процесс и результат анализа этого процесса.
... Башня Группе выдается материал для строительства «башни»: бумага и скрепки или два набора соломки для коктейля и клейкая лента. Участникам необходимо построить башню из этого материала. «Башня» должна быть устойчивой. Летающие яйца Группам выдаются материалы: бумажный конверт, целлофановый пакет, липкая лента, скрепки, нитки, лист бумаги, сырое яйцо. Необходимо сделать такую конструкцию, с помощью которой можно выбросить яйцо с высоты второго‑третьего этажа, а оно должно остаться целым. Машина Вспомогательного материала нет. Машина «строится» из членов группы. Нужно построить любой действующий механизм. Группа представляет, что у них получилось, а потом обсуждает. Мост Перед группой стоит стул, на нем необходимо из предложенного материала построить мост, чтобы он не касался стула. Рисование лидера Каждой группе выдается лист ватмана, маркеры и фломастеры. Результатом работы группы должен стать образ лидера и объяснение, почему он именно такой. Слово Группа выстраивается в линию. Члены группы действуют поочередно. Необходимо написать слово, используя как можно больше спичек. На выполнение задания дается 10 минут. Задание рассчитано на выдумку членов группы, на изолированность друг от друга, отсутствие помощи, на самостоятельные решения.
3.3.4. Игры, интегрирующие тренинговый опыт К этому блоку относятся игры, которые помогают присвоить, «разложить по полочкам» полученный опыт. По сути, это игровые методы рефлексии, анализа полученного опыта. Используются они, конечно же, в конце тренинга, вернее, в его содержательной части, ДО эмоционального, динамического этапа завершения тренинговой группы.
... Date: 2015-10-19; view: 610; Нарушение авторских прав |