Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Два автобуса
... Группа делится на две примерно равные части. На середину комнаты ставятся две пары стульев спинками на внешнюю сторону. Каждая пара стульев находится на расстоянии 2–3 метров от другой пары. Ведущий говорит о том, что две группы людей стоят на остановках и ждут своих автобусов. Подъезжает 1‑й автобус для одной группы, в него садятся 3 человека. Затем в автобус для второй группы садятся 4 человека и т. д. Команды заполняют свои автобусы. Получаются автобусы в час пик, в них очень тесно, но нужно удержаться, чтобы никто не упал. Но произошла поломка одного из автобусов, однако доехать нужно всем, поэтому все пассажиры 2‑го автобуса садятся в 1‑й. Становится еще теснее. Задача участников – продержаться в одном автобусе хотя бы 20 секунд.
Примечание 1. Ведущему необходимо очень внимательно следить за процессом игры для того, чтобы не допустить возможных падений и травматизма. Можно страховать участников во время каждой из попыток, но в то же время необходимо придерживаться нейтральной позиции и дать участникам понять, что помощи в выполнении задания ждать неоткуда. Тем не менее ведущему нужно все время контролировать процесс и на реплики участников о том, что это задание невыполнимо, отвечать, что выполнить это задание реально и достаточно просто. Если и вы считаете, что упражнение выполнить нелегко, то спешим сообщить: Примечание 2. Группа из 20 взрослых участников вполне может удержаться на четырех‑пяти стульях. Опыт участия в этом упражнении и ситуация успеха моментально отразятся на уровне сплоченности участников. Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы: • Что вы чувствуете во время и после выполнения этого упражнения? • Удалось ли вам справиться с заданием? • Сколько времени вам на это понадобилось? • Что способствовало выполнению задания? • Что вы сделали для того, чтобы его выполнить? • Какую роль играл каждый участник? • Что мешало вам при выполнении задания? • Как можно было бы выполнить это задание по‑другому?
3.2.6. Игровые методы концентрации внимания Часто бывает, что люди, с которыми мы работаем, приходят на занятие не настроенными на него. Они думают о своих проблемах и заботах, которые у них остались в «большой жизни». Это, естественно, мешает работе группы и делает ее недостаточно продуктивной. Для того чтобы включить участников в работу и создать рабочую атмосферу, существует несколько приемов и множество упражнений на концентрацию внимания участников. Данные упражнения также эффективны в начале части занятия, когда группа приходит, отвлеченная от процесса, проходившего до перерыва, и ведущему необходимо снова запустить групповой процесс обсуждения и не потерять динамику занятия. Кроме того, с помощью подобных упражнений можно составить целый ряд занятий, направленных на развитие внимания у детей и подростков. Эти упражнения не требуют глубокого психологического анализа и обсуждения после окончания, но, тем не менее, это нисколько не уменьшает их значимости и эффективности в ряду психологических игр и упражнений. Печатная машинка Эту игру можно отнести и к предыдущему блоку, так как внимательным тут быть недостаточно, нужно стараться почувствовать других участников и поймать общий ритм. А также взаимодействию в этом упражнении способствует общая цель, которую нужно достичь, а не только «личный зачет».
... Участники становятся в одну линию. Ведущий озвучивает стихотворную строчку, которую нужно «напечатать». Например: Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. Участники называют по одной букве: 1‑й – Т, 2‑й – Р, 3‑й – И, пробел – все хлопают в ладоши, 4‑й – Д, и т. д. Переход на следующую строчку – все вместе топают ногой. Если участник ошибается, он выбывает из игры, и все начинается сначала.
Ведущему следует быть очень внимательным для того, чтобы не пропустить точный порядок слов. На заявления участников о том, что это задание невыполнимо, всегда можно ответить, что с этим упражнением предыдущая группа справилась успешно. Такие высказывания часто добавляют участникам азарта, и они пытаются быть внимательнее и выполнить упражнение качественнее. Лучше давать не очень большие строчки, которые не содержат знаков препинания, а если таковые все‑таки имеются, придумайте для них свое обозначение, например, участники все вместе должны щелкнуть пальцами. Муха Эту игру, как и предыдущую, можно использовать как на тренинговых занятиях, так и на школьных уроках, правда, в отличие от предыдущей, в зале с большим количеством людей она неуместна.
... Ведущий на листе формата А4 чертит обычное поле для игры в «крестики‑нолики» и в центральной клетке ставит точку – это «муха». «Муха» за один ход передвигается на одну клетку вверх или вниз, влево или вправо. По диагонали она не умеет передвигаться. Затем ведущий убирает нарисованное поле так, чтобы его не видели участники, и следит за движением «мухи» по полю. Участники по кругу передвигают «муху» на один ход. Челночный ход запрещен, то есть если один игрок пошел вверх, то следующий уже не может пойти вниз. Ведущий следит за тем, чтобы «муха» не вылетела за пределы поля, участник, который выпустил «муху», выбывает из игры, а следующий начинает ход с середины поля. В результате остается один или несколько самых внимательных участников.
Наверное, нет необходимости подчеркивать, что участникам запрещается что‑либо рисовать, писать. Но обратите внимание на то, чтобы в комнате, где вы играете, не было явно прочерченных квадратов (паркет, кафель, одежда одного из участников и т. д.), так как это значительно облегчает участникам работу. 3.2.7. Регуляция психического и эмоционального состояния Часто возникают такие ситуации, когда группа находится в том эмоциональном состоянии, которое не соответствует будущей деятельности, его уровень либо снижен, либо участники находятся в возбужденном состоянии перед серьезной частью занятия. В этом случае ведущему необходимо настроить участников именно на ту деятельность, которую он предполагает. Настройки бывают разными: бодрящими, концентрирующими внимание, релаксационными и т. д. Ведущему важно не только выбрать настройку, адекватную целям, которые он перед собой ставит, но и грамотно ее провести, для того чтобы группа включилась в деятельность, поскольку от настройки зависит результативность блока упражнений и даже занятия в целом. Игры на регуляцию психофизического состояния рекомендуется проводить не только в начале занятия, но и в тех случаях, когда завершается один смысловой блок занятия и начинается другой, когда участники группы по завершении блока или занятия чувствуют усталость и напряжение и т. д. Буги‑вуги Эта игра на регуляцию психофизического состояния отлично подходит для любого количества участников. Единственное, если вы хотите провести его на улице со 100–300 человек, пригласите в помощь еще 3–4 ведущих, чтобы не сорвать голос.
... Все участники идут по кругу и напевают: «Мы танцуем буги‑вуги, поворачиваясь в круге, (на этих словах участники не останавливаясь поворачиваются вокруг своей оси) и в ладоши хлопаем вот так». (Играющие хлопают в ладоши 2 раза). Далее песня сопровождается соответствующими движениями: «Руку правую вперед, а потом ее назад, а потом опять вперед и немного потрясем». Танец повторяется: «Мы танцуем буги‑вуги…» Продолжая танец‑игру, начальные слова заменяют на: «руку левую», «ногу…», «ухо» и т. д. (на сколько хватит фантазии и сил).
Стимулируйте фантазию участников, пусть они сами предлагают варианты игры. Например, весьма весело, если вперед предлагается выдвигать «палец руки правой» или «попу правую». Эта игра хорошо проходит в группе младших школьников, старших подростков и взрослых. Это связано с возрастными и психофизиологическими особенностями. А вот младшие подростки воспринимают игры подобного рода как детские, те, из которых они уже выросли. Поэтому чтобы не создавать излишнего напряжения в группе, лучше от них воздержаться. Дождик Это красивое упражнение может служить как в качестве настройки на какое‑либо важное и серьезное мероприятие, так и завершением тренингового занятия. Перед его выполнением можно сказать о волшебстве, которому всегда есть место в нашей жизни, но для этого важно быть чутким и внимательным. Волшебный дождик, который сейчас прольется, можно услышать, только если будет полная тишина и внимание.
... Все участники стоят в кругу. Ведущий идет внутри круга и, когда он заглядывает в глаза каждому участнику, тот начинает повторять его движения до тех пор, пока ведущий снова не подойдет к нему, заглянет в глаза и поменяет движение. Ведущий идет по кругу и, заглядывая по очереди в глаза участникам, на 1‑м круге – трет ладошкой о ладошку; на 2‑м круге – щелкает пальцами; на 3‑м – хлопает ладонями по коленям; на 4‑м – стучит ладонями по коленям и топает ногами; на 5‑м – хлопает ладонями по коленям; на 6‑м – щелкает пальцами; на 7‑м – трет ладошками; на 8‑м просто опускает руки. Так дождик заканчивается и затихает.
Целью этого упражнения является релаксация, снижение мышечного тонуса, настрой на лиричный лад. Можно сказать участникам о том, что дождик, прошедший в нашей группе, навеял грусть, размышления, спокойствие, не важно, идет ли он за окном, важно, что происходит с нами. (Не стоит увлекаться разговорами о погоде.) Поросячьи бега Перед началом упражнения можно ввести некоторую интригу о том, что открыт новый вид Олимпийских игр, стремительно завоевывающий симпатии болельщиков. И сейчас каждому из нас посчастливится стать его непосредственным участником! Итак:
... Участники сидят в кругу. Ведущий говорит о том, что мы попали на поросячьи бега, новый олимпийский вид спорта. Для того чтобы выиграть, нам нужно как можно быстрее передать «хрюк» по кругу. Сначала дайте возможность всем участникам потренироваться в хрюкании. Составьте им в этом компанию. Затем сообщите, что игра на время. «Хрюк» передается от одного участника к другому с поворотом головы. Старайтесь добиться рекорда.
Для справки: группа в 30 человек справляется за 2 секунды. Выглядит это как единый длительный «хрюк»‑волна. После успешного выполнения этого упражнения вы, вероятно, столкнетесь с тем, что участники захотят самостоятельно играть в него на переменах, во время отдыха с друзьями и даже соблазнять на это едущих в общественном транспорте (например, поезд дальнего следования) пассажиров. Не стоит отказывать им в этом удовольствии. Это внешне простое и несерьезное упражнение на самом деле, помимо того, что повышает эмоциональный уровень, очень хорошо влияет на процесс сплочения в группе и настрой на взаимодействие. С этой оптимистической ноты мы переходим к менее приятному – работе с агрессией. 3.2.8. Игры и упражнения на снятие агрессии Блок игр на снятие агрессии позволяет решить задачу регуляции эмоционального состояния в группе, в частности, как это видно из названия, задачу снижения уровня агрессии, связанного с накопившимся в группе напряжением. Первый вопрос, который возникает в связи с этим: что может стать причиной возникновения в группе агрессивного состояния? Сразу хочется отметить, что возникновение эмоционального напряжения (агрессии) является естественной особенностью групповой динамики. Если групповая энергия вырабатывается активнее, нежели расходуется, то она естественным образом трансформируется в напряжение. Такой агрессии можно избежать, если создавать условия для большей активности участников группы, для расширения их пространства и числа контактов. Другой причиной агрессии в группе может быть непроработанная или даже незамеченная психологом, педагогом групповая проблема. Но, тем не менее, это решаемая проблема, с которой можно и нужно работать. Есть несколько путей работы с агрессией – создание условий для отреагирования агрессии цивилизованными, безобидными способами: двигательная активность, шутки, работа с эмоцией по ее трансформации, принятие агрессии ведущим на себя. По одному примеру из каждого блока мы приводим в этой главе. Остальные игры и упражнения данной направленности вы найдете в приложении 10 к данной книге. Бумажный бум Эта игра позволяет выплеснуть агрессию, напряжение с помощью неагрессивных форм двигательной активности.
... Участники делятся на две команды. Комната делится на 3 части, на полу прочерчиваются соответственно две линии. Одна команда оказывается на левой части комнаты, другая на правой. Участникам передаются листы газет или бумаги поровну и сминаются в мячики. Задача каждой из команд – все те мячики, которые оказались на ее территории, перебросить на территорию другой команды.
Данная игра, с одной стороны, очень безобидна и весела, но мы рекомендуем обратить внимание на то, что участники транслируют, как невербально, так и вербально, в процессе этой игры. Ведущему важно контролировать те эмоции, которые транслируют участники, таким образом, чтобы, с одной стороны, у них была возможность прожить и выплеснуть их, а с другой стороны, чтобы это проживание не стало причиной создания новой проблемной ситуации, связанной с повышением уровня небезопасности в группе. А ну‑ка, почеши мне спину, Игра является игрой на опосредованное снятие агрессии, где сочетаются двигательная активность и возможность спроецировать имеющуюся агрессию, обиду на кого‑то через заложенные в игре речевые формулы.
... Все участники встают в круг и начинают отбивать определенный ритм правой ногой и щелкать пальцами правой руки, при этом повторяя следующие слова: «А ну‑ка, почеши мне спину – раз! А ну‑ка, почеши мне спину – два! А ну‑ка, почеши мне спину – три! А ну‑ка, почеши мне спину – четыре! А ну‑ка, почеши мне спину – пять! А не такая я зараза, чтобы спину вам чесать!» На каждый счет выбрасывается соответствующее количество пальцев, а на последнюю фразу все поворачиваются вокруг своей оси, шутливо крутя руками, как в танце.
Основными механизмами этой игры, как уже было отмечено выше, является проекция агрессии за счет слов игры, а также двигательная активность. Игра начинается с невысокого темпа, затем слова повторяются все быстрее и быстрее, пока участники не устанут. Отдельного анализа эта игра не требует, причем, нередко участники сами распознают эффект игры, в дальнейшем предлагая ведущему в те моменты, когда в группе возникает напряжение: «Давайте спину почешем». Верблюд
... Эта игра построена на непростом механизме принятия ведущим агрессии на себя. Ведущий становится, с одной стороны, провокатором, с другой стороны, нейтрализатором групповой агрессии. Эффект игры построен на том, что ведущий провоцирует выплеск скрытой агрессии, затем, принимая ее на себя, что для самих участников является более безопасным, работает с ней, анализируя и нейтрализуя. Играющие встают в круг и кладут руки друг другу на плечи. Ведущий говорит, что сейчас каждому на ухо скажет название какого‑то животного, а потом встанет в центр и будет произносить названия, и чье животное будет названо, должен поджать ноги и повиснуть на соседях. Ведущий подходит к каждому и говорит: «Верблюд». Это надо делать очень аккуратно, чтобы другие не слышали, что говорится соседу. Затем ведущий встает в центр круга и говорит: «Слушайте внимательно! Сейчас я буду называть животных. Возможно, что некоторых я вообще не называл, так что точно помните свое животное. Итак: Кошка! Лошадь! … Верблюд!» Для того чтобы усыпить бдительность играющих, можно одному из них сказать слово «Кошка», а другому – «Лошадь».
Использовать такие упражнения лучше в тех ситуациях, когда агрессия в группе скрывается и блокируется. Ведущему важно понимать, что это упражнение будет эффективным лишь в том случае, если изначальный уровень доверия и уважения к нему участников достаточно высок, иначе эта игра может повысить недоверие к ведущему и даже вызвать обиду. Еще одним механизмом этой игры является юмор: ведущий шутит над всей группой сразу, уравнивая всех, что позволяет в шутливой и безопасной форме отреагировать накопившуюся агрессию. Важным аспектом этой игры является анализ тех эмоций, которые она вызвала. Важно наравне с серьезностью сохранять легкую и шутливую форму этого анализа. Выводом этой игры может стать то, что мы все когда‑то злимся, а юмор и безобидные шутки друг над другом и над собой позволят избавиться от негативных эмоций. Главное, чтобы тот, над кем мы шутим, был готов к этой шутке, чтобы она не задевала его личного достоинства. 3.2.9. Игровые разбивки на микрогруппы Разбивка «к лидеру»
... Если вы хотите разбить группу на две части, то вызываются два добровольца (возможно, тот, кто вызвался, и является лидером), которые будут капитанами команд. Затем члены группы подходят к тому капитану, в чьей команде они хотели бы оказаться. Здесь нужно быть очень внимательными и осторожными в выборе капитанов, чтобы не получилось так, что к одному капитану присоединилось три человека, а ко второму – двенадцать. Можно сразу оговорить, что в каждой команде должно быть по семь человек.
Данное упражнение является хорошей диагностикой. Добровольцами вызываются те, которые либо считают себя лидерами, либо претендуют на лидерство. Это очень важная для тренера информация, ведь на реального лидера в группе можно и нужно опираться, чтобы он был помощником в группе, а не конкурентом. Ну а если претендент на лидерство не получает желаемого, то он, скорее всего, станет проблемным, деструктивным участником группы. Зная это, ведущий может создать для этого участника такие условия, в которых и он сможет проявить свой лидерский потенциал, и группа заметит и оценит его.
... Вторая часть упражнения предполагает своего рода социометрию. Все участники распределяются между лидерами‑добровольцами. Важно отслеживать, к кому идут охотнее, кто какой делает выбор, идут к лидеру или к кому‑то, кто уже возле него (кстати, именно этот человек и может оказаться настоящим авторитетом, лидером в группе). Ведь далеко не всегда самый активный – это лидер, в этом упражнении это возможно отследить, если обращать на это целенаправленное внимание.
Разбивка «от лидера» Упражнение похоже на предыдущее, но принцип в том, что все выборы делает сам доброволец. Это диагностирует и отчасти развивает такое важное качество лидера, как ответственность.
... Так же как и в предыдущем варианте, вызываются два капитана. Затем капитаны по очереди сами выбирают себе заместителей, потом помощников, и так далее всю команду. Задача тренера – не позволять добровольцу перекладывать ответственность на других. Если он решил стать капитаном, он должен сам выбрать себе команду. Это небезопасно для добровольца, поскольку ему придется открыто делать выбор, транслируя свои предпочтения, он волен отказаться от этого выбора, тем самым отказываясь от роли капитана.
Молекула – хаос Это игровая разбивка в отличие от двух предыдущих. Такие разбивки позволяют и разделить группу на необходимое количество микрогрупп, и решать психодинамические задачи. Например, если работа в микрогруппах предполагается после перерыва в тренинге, то такого рода разбивка увеличит энергию группы.
... Участники начинают хаотично двигаться по комнате. Ведущий повторяет фразу «Молекула – хаос». В какой‑то момент ведущий говорит: «Молекула 4» (или 5, или 2, или 10…). Задача участников – собраться в группки, «слепиться», как молекула с количеством названного числа. Ведущий проверяет правильно ли участники объединились в группы, и движение продолжается. В конечном счете ведущий называет число, означающее, сколько участников должно остаться в каждой микрогруппе для дальнейшей работы. Например, если мы будем дальше работать в микрогруппах по 5 человек, то ведущий должен сказать в конце: «Молекула 5».
Ноев ковчег Принцип игрового процесса схож с предыдущей игровой разбивкой.
... Каждому участнику ведущий говорит на ухо название животного, звук которого легко воспроизвести. Например, «корова», «лев», «слон», «лошадь», «утка» и т. п. Количество животных обусловлено количеством необходимых микрогрупп. Теперь представим себе, что мы все оказались в далеком прошлом, во время Всемирного Потопа! Мы – звери, которые пытаются спастись. Вокруг – кромешная темнота, так как мы животные, то есть мы не умеем говорить, но у каждого из нас есть голос и свой характерный звук. Сейчас все закрываем глаза. Ваша задача – издавая характерный звук животного, которое вам назвал ведущий, найти своих сородичей и собраться в стаи. Только так вы сможете пройти в Ноев ковчег.
Эта игра проходит весело, динамично. Однако задача ведущего – следить за безопасностью участников и обеспечить достаточное пространство для передвижения с закрытыми глазами. Кроме этих игр, в качестве разбивки можно использовать и ряд других, описанных в этой книге, например «Летающие». Просто в любой игре такого рода мы называем такое количество персонажей, которое означает нужное нам количество групп или человек в микрогруппе. 3.2.10. Формы работы с залом Работа с залом – это серьезная форма массового взаимодействия. Каждый, кто когда‑либо пробовал свои силы в работе с залом, знает, что она требует использования соответствующих знаний, умений и навыков: внутренней мобилизации, высокой эмоциональности, определенной громкости и четкости речи, внутренней раскрепощенности. Также необходимо знать и соблюдать правила поведения на сцене: не поворачиваться спиной к залу, убирать «замки» с рук и ног, работать на авансцене, говорить выше уровня голов сидящих, смотреть на зрителей, делать паузы между словами чуть более выраженно, чем в обычной речи, микрофон должен находиться на стойке (чтобы не мешать свободному перемещению по сцене) и т. п. А главное, работая с залом, необходимо УЛЫБАТЬСЯ! Игры с залом имеют ряд необходимых характеристик: • четкий ритм; • повторяемость движений и слов; • простота запоминания; • увеличивающийся темп; • включенность всех участников. Если говорить о цели таких игр, то она заключается в создании единой зрительской аудитории, что необходимо для большего успеха всего основного действия. Эти игры уместны в начале какого‑либо шоу, что позволит сделать его еще более ярким, эмоциональным, никто не будет выключен, будет ощущение единения всего зала и тех, кто на сцене. Задачи, ведущие к реализации этой цели, могут быть различными. Это и повышение позитивного эмоционального уровня, и провоцирование на аплодисменты, и создание тишины и интриги – все в зависимости от того, какое действие последует далее. Аквариум Игра повышает уровень внимания к сцене и происходящему на ней, объединяет зал и провоцирует на аплодисменты. Ею очень удачно начинать какое‑либо шоу.
... Ведущий держит одну руку, согнутую в локте, перед собой, другой изображает «рыбку», которая находится в аквариуме. «Рыбка» плавает в аквариуме, иногда она выпрыгивает из воды, как только она ныряет обратно, зал озвучивает ее плеск о воду одним хлопком. Сначала рыбка выпрыгивает редко, далее все чаще и чаще, пока зал не разразится бурными и продолжительными аплодисментами. Задача ведущего – не спешить заканчивать игру: пошутите с участниками про рыбку‑«акробата», поймайте их на невнимательности, выпрыгнув из воды, не спешите нырять обратно, а задержитесь в воздухе, кто‑нибудь обязательно хлопнет, привыкнув, что рыбка выпрыгивает и сразу ныряет обратно. Дайте возможность залу поиграть, а завершив все аплодисментами, сразу же начинайте шоу без пауз, пока аплодисменты еще звучат, а зрители улыбаются.
Звездный дождь Эта игра также построена на аплодисментах, но ее лучше использовать тогда, когда необходимо создать тишину перед началом шоу. Постарайтесь сделать так, чтобы зал выполнял все молча, тогда игра будет эффектнее.
... Участники вместе с ведущим начинают хлопать указательным пальцем по ладони, затем добавляют еще один палец, потом еще один, шум аплодисментов увеличивается, участники доходят до целой ладони, аплодируют некоторое время, а затем в обратном порядке уменьшают количество пальцев, и тем самым затихает шум и воцаряется тишина.
Начните игру с красивой легенды о дожде, которую можете придумать сами. Она позволит создать интригу и несколько романтичную атмосферу в зале. Летит, летит по небу шар Эта игра также позволит сосредоточить публику и создать тишину в зале. Перед проведением этой игры предлагаем ведущему хорошенько потренироваться, поскольку зал неизбежно будет ошибаться, а задача ведущего – помочь публике все сделать правильно.
... Ведущий разучивает с залом стихотворение: Летит, летит по небу шар, По небу шар летит, Но знаем мы, до неба шар Никак не долетит. Когда участники выучили слова, далее они, постепенно, слово за словом, заменяют слова движениями: Летит – выполняются взмахи руками, изображая полет птицы. По небу – указательный палец правой руки поднимается вверх. Шар – руками обводится круг перед собой. Но знаем – руки прислоняются к груди. Мы – руки разводятся перед собой. Никак не – руки перекрещиваются. Когда все слова заменены, скорость воспроизведения увеличивается.
Не слишком усердствуйте с точностью выполнения залом действий, главное, чтобы зрителям было интересно и, в конце концов, в тишине вы могли начать шоу. В противном случае зрителям надоест тренировать свое внимание, и они потеряют интерес к тому, что происходит на сцене. Мы с тобой одна семья Игра создает чувство сопричастности в зале, ее уместно использовать во взаимодействии с залом, где люди, так или иначе, пусть даже заочно и опосредованно знакомы друг с другом (большой рабочий коллектив, коллектив школы, отдыхающие в пансионате и т. п.). Проводить эту игру лучше 2–3 ведущим, чтобы воспроизводить то, что будет делать зал.
... Участники игры повторяют слова и движения, которые говорит и показывает ведущий: Мы с тобой одна семья, Я, ты, он, она. Обними соседа справа, обними соседа слева (обнимают соседа справа и слева), Мы с тобой – друзья! Мы с тобой одна семья, Я, ты, он, она. Пощекочи соседа справа, пощекочи соседа слева (щекочут соседей справа и слева), Мы с тобой – друзья! Мы с тобой одна семья, Я, ты, он, она. Ущипни соседа справа, ущипни соседа слева (щиплют соседей справа и слева), Мы с тобой – друзья! Мы с тобой одна семья, Я, ты, он, она. Поцелуй соседа справа, поцелуй соседа слева (целуют соседей справа и слева), Мы с тобой – друзья!
Закончить игру лучше предложением поблагодарить тех, кто сидит рядом, поаплодировать друг другу, что может стать хорошим началом шоу.
3.2.11. Подвижные игры Подвижные игры – это универсальное средство в тех случаях, если хотите повысить уровень эмоционального состояния группы, «взбодрить» участников и даже лучше познакомиться, но, в первую очередь, эти игры выполняют рекреационную функцию. Их лучше проводить на воздухе или в большом помещении в моменты, когда просто необходимо отдохнуть, причем неважно, с какой аудиторией вы работаете: взрослым людям двигательная активность помогает отдохнуть в равной степени, как и детям, поэтому, если вы приучите свою взрослую группу начинать и заканчивать перерыв подвижной игрой, любая, даже самая серьезная работа пойдет лучше. Такие игры всегда требуют от играющих физической активности, направленной на достижение условной цели. Подвижные игры ориентированы на абсолютно конкретные игровые задачи: «догони, поймай, найди…». В них обычно присутствует соревновательный момент, проявляется умение действовать не по одному, а вместе с командой. Иногда можно сыграть на самолюбии участников, на сомнении в их ловкости, скорости и силе. Конечно, ведущий должен быть сам активен и «заражать» своим настроением и задором игроков. И естественно, он должен сам играть и таким образом поддерживать темп и динамику игры. Голова‑хвост Игра для всей группы. Наряду с веселой атмосферой в игре важно сохранять технику безопасности, поэтому лучше проводить ее на траве или мягком покрытии, потому что есть риск упасть, и важно сделать это падение веселым и безболезненным.
... Играющие становятся в затылок друг другу и обхватывают за пояс впереди стоящих. Первый в цепи становится «головой», последний – «хвостом». Все участники, стоящие между «головой» и «хвостом», делятся пополам. Та половина, которая ближе к «голове», помогает «голове», а та, что ближе к «хвосту», соответственно, помогает «хвосту». Игра продолжается, пока «голова» не поймает «хвост». После чего можно назначить новых «голову» и «хвост».
В игре важно следить за тем, чтобы участники крепко держали друг друга и не развивали очень большую скорость, иначе амплитуда движения будет большой, и игра может стать опасной. Если соблюдать эти правила, то игра даст хорошую разрядку и прилив положительных эмоций. Привет, привет Игра требует скорости и внимания. Если в предыдущей игре ведущему лучше быть за кругом и следить за техникой безопасности, то здесь он может играть со всеми, поскольку она не предполагает опасных моментов.
... Играющие стоят в кругу. Водящий идет по внешней стороне круга и хлопает одного из участников по плечу. Они разбегаются по внешней стороне круга в разные стороны. Встретившись, они жмут друг другу руки и говорят: «Привет, привет!» (можно называть свои имена) и бегут дальше, стараясь занять свободное место. Участник, который не успел занять место, становится водящим.
Игра направлена на отдых, поэтому не требует серьезных комментариев с нашей стороны, но хочется отметить, что важно следить за тем, чтобы в игровом азарте участники продолжали дружески хлопать по плечу кого‑то из круга, а не бить по спине, что, естественно, может вызвать отрицательные эмоции вместо радости от игры. 3.2.12. Фольклорные игры В этом разделе описаны игры, пришедшие из народного творчества. Родились они во время народных праздников и гуляний. В них обычно участвовали жители одной, а то и двух деревень. В наше время такие игры можно использовать тогда, когда количество участников превышает 30–40 человек или доходит до 60–70. Многие знают их с детства. Наверное, не стоит описывать важность и значимость того, что передается из поколения в поколение. Помимо того что эти игры интересны и динамичны, с их помощью и осуществляется та самая «связь времен и поколений». Основная их функция, как и предыдущего блока, рекреационная, поэтому не будем давать комментарии к хорошо всем известным играм, а просто напомним их. Бояре
... Для игры необходимо найти ровную площадку. Играющие делятся на две команды. Желательно, чтобы в командах были участники, примерно равные по физической силе. Команды выстраиваются друг против друга в цепь на расстоянии 10–15 метров. Первая команда идет вперед со словами: «Бояре, а мы к вам пришли!» и назад: «Дорогие, а мы к вам пришли!». И оказывается на том же месте, где и была. Другая команда повторяет этот маневр, но со словами: «Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли?» Начинается диалог: Бояре, нам невеста нужна. Дорогие, нам невеста нужна. Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила? Первая команда совещается и выбирает кого‑то. Бояре, нам вот эта мила (показывают). Дорогие, нам вот эта мила. Выбранный человек поворачивается кругом и теперь и ходит и стоит в цепи «своих», глядя в другую сторону. Вторая команда отвечает, продолжая диалог: Бояре, она дурочка у нас. Дорогие, она дурочка у нас. Бояре, а мы плеточкой ее. Дорогие, а мы плеточкой ее. Бояре, она плеточки боится. Дорогие, она плеточки боится. Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим. Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят. Бояре, а мы к доктору сведем. Дорогие, а мы к доктору сведем. Бояре, она доктора укусит. Дорогие, она доктора укусит. Первая команда завершает: Бояре, не валяйте дурака, Отдавайте нам невесту навсегда! Тот, кого выбрали «невестой», должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока из первой. Если цепь не порвана, то «невеста» остается в первой команде, то есть «выходит замуж». В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя как можно больше игроков. Можно изменить слова, придумывая их на ходу. Нельзя подныривать под руки при разбеге. Впрочем, правила можно изменить.
Лауренсия Очень хорошая игра на двигательную активность, но имейте в виду, что нагрузка на мышцы ног в игре достаточно высока, поэтому прежде чем проводить ее, оцените степень физической готовности к этой игре ваших участников. Это старинная немецкая игра. Лауренсия – имя девушки.
... Все участники стоят в кругу и повторяют за ведущим следующие слова: Лауренсия, где ты? Лауренсия, ждем! Ну когда мы с тобой танцевать пойдем? Ну когда, наконец, понедельник настанет? И мы с тобой танцевать станем? Лауренсия!
Затем, в следующий раз добавляется вторник, потом среда и так все дни недели. На каждый день недели и на имя участники приседают. Темп игры постоянно увеличивается. 3.2.13. Игры на развитие социально‑ролевого потенциала участников группы Ролевая игра «Необитаемый остров» Существует множество вариаций этой игры. Мы предлагаем тот, благодаря которому возможно диагностировать устоявшиеся в группе социально‑ролевые позиции, если группа уже давно существует, или выявить предрасположенность каждого к той или иной роли в малознакомой группе.
... Волей судьбы вы оказались на берегу необитаемого острова. На острове нет цивилизации. Но здесь богатый животный и растительный мир. Больше вам об этом острове ничего не известно: ни о его размерах, ни о происхождении, ни об опасностях. Как далеко остров находится от цивилизации и есть ли возможность вас спасти, вы не знаете. Навигационных предметов, которые помогли бы вам себя обнаружить, у вас нет. Ваша задача – создать условия, в которых вы могли бы выжить. Поймите серьезность и драматичность происшедшего, так как люди в таких условиях часто дичают, за раздражительностью вспыхивает ярость и драки насмерть. Вы должны освоить остров, нарисовать карту, наладить социальную жизнь, создать законы и т. д.
После окончания упражнения следует проанализировать, что каждый участник чувствовал в своей роли, он выбрал ее сам или его назначили, как был организован процесс обсуждения, кем, насколько эффективно взаимодействовала группа и т. д. Ведущий не вмешивается в обсуждение, не управляет группой, не дает больше информации, чем есть в инструкции. При правильном настрое эта игра может продолжаться достаточно долго. С ее помощью вы можете следующее: • диагностировать взаимоотношения, симпатии, антипатии, выявить лидеров, их стратегию поведения; • увидеть личностные качества игроков, обычно скрытые в повседневных контактах; • наглядно показать, как строятся отношения в человеческом обществе. Социодраматическая игра «Королевство» Эта игра является методом социометрии, в процессе нее педагог или психолог может диагностировать, направлять и корректировать групповые процессы, такие как сплочение группы; корректирование состава микрогрупп; распределение обязанностей; выявление пассивных позиций; активизация творческой активности; выявление отверженных, кумиров, следовательно, корректирование ролевых позиций; выявление и корректирование межличностных отношений; диагностика конфликтных зон в группе и т. д.
... Вся группа садится полукругом в одном конце комнаты, большая часть пространства комнаты остается свободным (необходимо, чтобы были лишние стулья, другая мебель). 1‑й этап. Участникам предлагается создать свое королевство, для этого необходимо, чтобы кто‑то стал королем… Королем становится желающий, он садится там и так, как ему хочется (и переносит туда свой стул). Затем король выбирает себе королеву и наследника, сажает их туда и так, как ему хочется. Далее королева выбирает себе придворного шута и советника. Наследник – придворную даму и маршала королевской армии (если группа небольшая, то каждый выбирает одного человека). Далее по такой схеме создается королевство. Роли придумываются в зависимости от количества человек в группе, а также представляют разные ролевые позиции (руководителей, исполнителей, критиков, вдохновителей, аутсайдеров и т. п.). Роли могут быть следующие: придворный доктор, судья, фаворит королевы, солдат, повар, сапожник, пограничник, посыльный, парикмахер, промышленник, рабочий и т. д. (участники могут сами придумывать роли, необязательно регламентировать этот процесс). Итак, в конце концов, все занимают те места в комнате, на которые их поместили. Ведущий фотографирует «королевство» или снимает панорамно на камеру. 2‑й этап. У каждого есть возможность одного хода: A. Он либо меняет свою роль и (или) свое место (другими словами – меня сделали пограничником, а я хочу быть советником короля, я меняюсь местами с советником; или меня устраивает то, что я пограничник, но мне кажется, что мне нужно находиться в другом месте – ближе к королю или, наоборот, подальше от всех). Б. Либо он оставляет себя как есть, а меняет кого‑то ролями или местами. B. Оставляет всех на своих местах, но просто назначает кого‑то на другую роль (например, пусть парикмахер остается на своем месте, но он теперь будет полководцем). Каждый делает свой ход, ведущий снова фотографирует «королевство» или снимает на камеру. Круг считается законченным, когда все участники сделали по одному ходу. Затем начинается второй круг по таким же правилам. В ходе игры целесообразно делать 2–3 круга. До тех пор пока не закончился круг, участник не может сделать еще один ход! После этого все садятся в общий круг, начинается обсуждение.
Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы: • Какие роли вы занимали в процессе игры? • Как вы действовали в ходе игры? Меняли свое место и роль, роль другого, менялись с кем‑либо, меняли местами других и т. д.? • Что вы чувствуете после выполнения упражнения? • Удовлетворены ли вы процессом игры? • Были ли для вас неожиданными ваши роли? Затем обсуждается процесс на основе фотографий или видеопросмотра. Резюме: наиболее важен анализ собственных представлений о своем месте в группе и представлений группы о вас, уровень притязаний, желаемое место. 3.2.14. Сюжетно‑ролевая игра «Пересадочная станция» [3] Сюжетно‑ролевые игры достаточно объемны по времени, это важно учитывать при планировании такой игры. Данная игра может длиться от трех до шести часов. Определить точное время сложно, поскольку динамика игры задается самими участниками и в каждой группе индивидуальна, и, конечно же, ведущий корректирует этот процесс, но дать четкую установку закончить игру, например, в 16:00 невозможно, поэтому, планируя игру, имейте в запасе около часа. Сюжетно‑ролевая игра имеет определенную структуру. 1. Ввод в игру (обычно происходит посредством создания внешнего антуража, костюмов, музыки, а также вводной легенды). 2. Освоение ролей (роли могут быть даны ведущим целенаправленно, могут быть выбраны по жребию, на освоение ролей нужно отвести определенное время, чтобы участники придумали себе образ, может быть, костюм и легенду. Роль – это некий остов, который каждый конкретный человек подгоняет под себя). 3. Правила игры (озвучивает ведущий, или мастер игры, как его принято называть в сюжетно‑ролевых играх, в игре достаточно много тонкостей и частных моментов, поэтому только после четкого понимания каждым всех правил можно начинать игровое действие). 4. Игровое действие (самый продолжительный этап игры, мастер игры лишь корректирует, но ни в коем случае не задает игровое действие). 5. Подведение итогов игры (участники, все еще находясь в ролях, резюмируют игровые результаты и обмениваются мнениями, эмоциями). 6. Выход из ролей (деролинг) (роль – это то, что становится частью человека на время игры, мы всю жизнь склонны играть те или иные роли, поэтому, чтобы оставить игровую роль в стороне, нужно уделить этому время и особое внимание. В противном случае мало реален дальнейший рациональный анализ игры, а также для некоторых участников самостоятельный отказ от роли может оказаться сложным и болезненным. В качестве деролинга нередко используются психотерапевтические техники. Независимо от того, что за технику мы используем, важно создать условия для того, чтобы участник посмотрел на свою роль со стороны, со своей позиции отреагировал те эмоции, которые эта роль вызвала, и оставил их у роли, а не у себя, приняв лишь тот опыт, который дала ему эта роль). 7. Анализ результатов игры (рациональный анализ с целью выведения «сухого остатка», который станет частью опыта каждого участника). Если говорить о целях, то сюжетно‑ролевая игра – это мощный метод отработки различных коммуникативных навыков. Это могут быть как конкретные навыки, так и получение коммуникативного опыта в общем.
Date: 2015-10-19; view: 415; Нарушение авторских прав |