Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 19. Правила преподавания темы: «Воображение»





Содержание темы:

Отбор учебников для преподавания темы: «Воображение». Анализ содержания темы и определение целей преподавания. Установление внутрипредметных связей темы и выбор метода преподавания. Разбивка темы на подтемы и подбор иллюстративного материала.

Методические рекомендации по изучению темы:

В последнее время появилось достаточно большое число учебников и учебных пособий по «Общей психологии». При их отборе для преподавания темы «Воображение» нужно руководствоваться следующими соображениями:

1. Аудитория, для которой ведется преподавание «Общей психологии»: школа, колледж, вуз, дополнительное образование. Учитывается возраст, пол, предшествующая подготовка аудитории, собственный педагогический опыт и квалификация преподавателя.

2. Уровень преподавания, в том числе подготовленность преподавателя.

3. Объем времени и насыщенность учебного плана и программы.

4. Подготовленность аудитории.

5. Доступность текста учебника для самого преподавателя.

Тема «Воображение» раскрывает один из важнейших для человека психических процессов. Деятельность воображения связана со всей личностью человека. Целью изучения темы может быть: раскрытие понятия «Воображение». Установление связей воображения с другими психическими процессами и состояниями человека, а также со спецификой его деятельности и развитием личности.

Необходимо обратить внимание:

1. Необходимо раскрыть сущность воображения, которая заключается в том, что прежние представления и знания о вещах и явлениях, имеющиеся у человека, преобразуются им и на их основе он создает в своем воображении новые образы. Важно отметить, что воображение возникло в процессе труда как предвидение человеком результатов своей деятельности и развивалось в труде, особенно в творческом. В любой даже самой несложной деятельности человека присутствует воображение. Благодаря воображению бесконечно расширяются границы познания человеком действительности. С помощью этого процесса человек познает то, что непосредственно на него не воздействует, познает прошлое и будущее, чувства и мысли других людей, познает прошлое и будущее, чувства и мысли других людей. Воображение, включаясь вместе с мышлением в твор­ческую деятельность человека, помогает ему изменить окру­жающий мир, создавая новые орудия и продукты труда, от­крывая ранее неизвестные ему закономерности природы и об­щества. Включаясь в мыслительную деятельность человека, воображение позволяет ему увидеть в наблюдаемых явлениях характерное, общее, помогает отбросить единичное и предста­вить явления в виде обобщенного образа. Любое научное ис­следование основано на деятельности воображения, необходи­мого человеку для проверки гипотезы, для уточнения идеи, для того, чтобы представить весь процесс и ожидаемые результа­ты исследования.

Творчество писателей, художников невозможно без вообра­жения. Уточнение замысла произведения, создание образов ге­роев и их поступков происходит с помощью воображения. Во­ображение помогает изобретателю представить изобретаемый им механизм в действии.

2. Следует указать учащимся, что деятельность воображе­ния опирается на восприятие и сохраненные памятью человека представления. Основная функция воображения — преобразо­вание этих представлений в новые образы, т. е. расщепление старых и комбинирование новых. Эти новые образы форми­руются в процессе аналитико-синтетической мыслительной дея­тельности. Важно отметить, что преобразующая деятельность воображения идет в определенном направлении, в соответст­вии с задачей, которая стоит перед человеком. Надо объяснить учащимся, что в зависимости от поставленной задачи человек анализирует и отбирает необходимые представления и их эле­менты, преобразует их и соединяет, синтезирует в новые обра­зы. Этот синтез может быть осуществлен приемами агглютина­ции, акцентирования, типизации и др. Вот почему сила и яр­кость воображения во многом зависят не только от полноты и богатства представлений человека, но и от оригинальности и своеобразия их комбинаций в процессе воображения.

Замысел, процесс уточнения идеи и возникающий в вообра­жении человека образ оформляются в слове. При этом словес­ное выражение идеи и тот конкретный образ, в котором эта идея реализуется, находится в разнообразных, очень сложных отношениях (например, выражение образа в скульптуре, му­зыке, поэзии).

Нужно отметить, что деятельность воображения связана со всей личностью человека. Она направляется и регулируется по­требностями и интересами человека и оказывает обратное влия­ние на них. Создание и содержание образов воображения опре­деляется мотивами и целями деятельности человека, его на­правленностью, его чувствами, желаниями и способностями. На деятельность воображения влияют особенности типа высшей нервной деятельности человека, его темперамента. Так, живость воображения, легкость возникновения новых образов, их яр­кость и оригинальность можно, по-видимому, объяснить в извест­ной мере подвижностью нервных процессов.


3. Рассматривая вопрос о видах воображения, нужно под­черкнуть, что характер воображения зависит от своеобразия деятельности, выполняемой человеком. Творческая деятель­ность, направленная на создание нового, оригинального, об­щественно значимого, невозможна без творческого воображе­ния. Деятельность, не направленная на создание нового, требу­ет воссоздания в воображении человека того, что уже создано кем-то, существует в действительности, но не воспринималось человеком непосредственно. Несмотря на различия, нельзя резко отграничивать друг от друга творческое и воссоздающее воображение. В деятельность воссоздающего воображения всег­да включены элементы творчества, так же как творческое во­ображение человека опирается на образы воссоздающего. Надо показать роль воображения в процессе творчества. В творчест­во как деятельность, направленную на создание нового, еще не существующего, необходимо включается процесс воображения. Без воображения невозможно возникновение замысла и его осуществление.

Особенно велика роль воображения в состоянии вдохновения. Вдохновение как кульминационный момент творческого процесса характеризуется наивысшим напряжением всех ду­ховных и физических сил личности, эмоциональным подъемом, ясностью мысли, сосредоточенностью внутреннего внимания, яркостью и особенной силой воображения. В состоянии вдохно­вения человек решает задачу, стоящую перед ним, легче, яр­че, полнее. Надо подчеркнуть учащимся, что решение творче­ской задачи, даже в состоянии вдохновения, подготовлено дли­тельной предшествующей работой мысли, глубиной пережива­ний, в которых рождается замысел и определяются пути его выражения, наблюдением, накоплением и обобщением фактов.

4. Рассматривая вопрос о мечте, надо, опираясь на анализ живых примеров, выяснить роль реальной, жизненной мечты в практической деятельности человека. Важно показать учащимся, что в создании мечты проявляется направленность личнос­ти — ее идеалы, потребности, интересы. Нужно отметить, что учителю необходимо знать, о чем мечтают школьники, чтобы руководить такой важной стороной их личности, как возникно­вение мечты и стремление к ней.

5. Рассматривая вопрос о развитии воображения, препода­ватель должен обратить внимание учащихся на то, что, с одной стороны, развивающееся воображение влияет на формирование личности, ее моральных качеств, способ­ностей. С другой стороны, складывающиеся в процессе разви­тия свойства личности — ее характер, способности, направлен­ность интересов, включаясь в деятельность воображения, вли­яют на его содержание, силу и яркость образов. Нужно обра­тить внимание учащихся и на то, что знаниявлияют на развитие их воображения. Представления, должны быть полными, яркими, красочными. На их основе строятся образы воображения. Та­кие методические приемы, как словесное рисование, драматизация, активизируя деятель­ность воображения, способствуют его развитию; оно развивает­ся также в разных видах деятельности: в труде, рисовании, леп­ке, творческих играх.


Работая над этой темой, можно использовать опыт, который показывает преобразующую деятельность воображения даже в самых, простых действиях человека. Учащиеся должны представить себе циферблат часов, стрелки которых показывают 22 минуты седьмого. Затем мысленно переставить минутную стрелку на место часовой, а часовую — на место минутной и ответить на вопрос, который час будут теперь показывать часы. Анализируя результат опыта, преподаватель выяснит, в чем проявилась здесь преобразующая роль воображения.

Можно показать учащимся таблицу с начерченными на ней фигурами. Мысленно разделив каждую из этих фигур на две ча­сти, учащиеся должны составить из этих отрезков квадрат и про­анализировать психические процессы, необходимые для выпол­нения этого задания.

Вопросы - задачи

1. Как объяснить слова К. Д. Ушинского: «Сильное деятель­ное воображение есть необходимая принадлежность великого ума»?

2. О каких необходимых условиях деятельности воображе­ния говорит следующее высказывание А. Н. Толстого: «Нужно приучить себя к наблюдению. Полюбить это дело. Наблюдать— всегда, все время, делать обобщения, угадывать прошлое и настоящее человека по жесту, по фразе и т.д. Так у худож­ника, у писателя постепенно накапливаются впечатления».

3. Правильно ли утверждение академика В. А. Обручева что «без мечты не было бы и прогресса»?

4.Какова роль воображения в воспитании моральных ка­честв личности ребенка?

5.Что дает драматизация для понимания прочитанного детьми и почему?







Date: 2015-10-19; view: 590; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию