Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 19. Правила преподавания темы: «Воображение»
Содержание темы: Отбор учебников для преподавания темы: «Воображение». Анализ содержания темы и определение целей преподавания. Установление внутрипредметных связей темы и выбор метода преподавания. Разбивка темы на подтемы и подбор иллюстративного материала. Методические рекомендации по изучению темы: В последнее время появилось достаточно большое число учебников и учебных пособий по «Общей психологии». При их отборе для преподавания темы «Воображение» нужно руководствоваться следующими соображениями: 1. Аудитория, для которой ведется преподавание «Общей психологии»: школа, колледж, вуз, дополнительное образование. Учитывается возраст, пол, предшествующая подготовка аудитории, собственный педагогический опыт и квалификация преподавателя. 2. Уровень преподавания, в том числе подготовленность преподавателя. 3. Объем времени и насыщенность учебного плана и программы. 4. Подготовленность аудитории. 5. Доступность текста учебника для самого преподавателя. Тема «Воображение» раскрывает один из важнейших для человека психических процессов. Деятельность воображения связана со всей личностью человека. Целью изучения темы может быть: раскрытие понятия «Воображение». Установление связей воображения с другими психическими процессами и состояниями человека, а также со спецификой его деятельности и развитием личности. Необходимо обратить внимание: 1. Необходимо раскрыть сущность воображения, которая заключается в том, что прежние представления и знания о вещах и явлениях, имеющиеся у человека, преобразуются им и на их основе он создает в своем воображении новые образы. Важно отметить, что воображение возникло в процессе труда как предвидение человеком результатов своей деятельности и развивалось в труде, особенно в творческом. В любой даже самой несложной деятельности человека присутствует воображение. Благодаря воображению бесконечно расширяются границы познания человеком действительности. С помощью этого процесса человек познает то, что непосредственно на него не воздействует, познает прошлое и будущее, чувства и мысли других людей, познает прошлое и будущее, чувства и мысли других людей. Воображение, включаясь вместе с мышлением в творческую деятельность человека, помогает ему изменить окружающий мир, создавая новые орудия и продукты труда, открывая ранее неизвестные ему закономерности природы и общества. Включаясь в мыслительную деятельность человека, воображение позволяет ему увидеть в наблюдаемых явлениях характерное, общее, помогает отбросить единичное и представить явления в виде обобщенного образа. Любое научное исследование основано на деятельности воображения, необходимого человеку для проверки гипотезы, для уточнения идеи, для того, чтобы представить весь процесс и ожидаемые результаты исследования. Творчество писателей, художников невозможно без воображения. Уточнение замысла произведения, создание образов героев и их поступков происходит с помощью воображения. Воображение помогает изобретателю представить изобретаемый им механизм в действии. 2. Следует указать учащимся, что деятельность воображения опирается на восприятие и сохраненные памятью человека представления. Основная функция воображения — преобразование этих представлений в новые образы, т. е. расщепление старых и комбинирование новых. Эти новые образы формируются в процессе аналитико-синтетической мыслительной деятельности. Важно отметить, что преобразующая деятельность воображения идет в определенном направлении, в соответствии с задачей, которая стоит перед человеком. Надо объяснить учащимся, что в зависимости от поставленной задачи человек анализирует и отбирает необходимые представления и их элементы, преобразует их и соединяет, синтезирует в новые образы. Этот синтез может быть осуществлен приемами агглютинации, акцентирования, типизации и др. Вот почему сила и яркость воображения во многом зависят не только от полноты и богатства представлений человека, но и от оригинальности и своеобразия их комбинаций в процессе воображения. Замысел, процесс уточнения идеи и возникающий в воображении человека образ оформляются в слове. При этом словесное выражение идеи и тот конкретный образ, в котором эта идея реализуется, находится в разнообразных, очень сложных отношениях (например, выражение образа в скульптуре, музыке, поэзии). Нужно отметить, что деятельность воображения связана со всей личностью человека. Она направляется и регулируется потребностями и интересами человека и оказывает обратное влияние на них. Создание и содержание образов воображения определяется мотивами и целями деятельности человека, его направленностью, его чувствами, желаниями и способностями. На деятельность воображения влияют особенности типа высшей нервной деятельности человека, его темперамента. Так, живость воображения, легкость возникновения новых образов, их яркость и оригинальность можно, по-видимому, объяснить в известной мере подвижностью нервных процессов. 3. Рассматривая вопрос о видах воображения, нужно подчеркнуть, что характер воображения зависит от своеобразия деятельности, выполняемой человеком. Творческая деятельность, направленная на создание нового, оригинального, общественно значимого, невозможна без творческого воображения. Деятельность, не направленная на создание нового, требует воссоздания в воображении человека того, что уже создано кем-то, существует в действительности, но не воспринималось человеком непосредственно. Несмотря на различия, нельзя резко отграничивать друг от друга творческое и воссоздающее воображение. В деятельность воссоздающего воображения всегда включены элементы творчества, так же как творческое воображение человека опирается на образы воссоздающего. Надо показать роль воображения в процессе творчества. В творчество как деятельность, направленную на создание нового, еще не существующего, необходимо включается процесс воображения. Без воображения невозможно возникновение замысла и его осуществление. Особенно велика роль воображения в состоянии вдохновения. Вдохновение как кульминационный момент творческого процесса характеризуется наивысшим напряжением всех духовных и физических сил личности, эмоциональным подъемом, ясностью мысли, сосредоточенностью внутреннего внимания, яркостью и особенной силой воображения. В состоянии вдохновения человек решает задачу, стоящую перед ним, легче, ярче, полнее. Надо подчеркнуть учащимся, что решение творческой задачи, даже в состоянии вдохновения, подготовлено длительной предшествующей работой мысли, глубиной переживаний, в которых рождается замысел и определяются пути его выражения, наблюдением, накоплением и обобщением фактов. 4. Рассматривая вопрос о мечте, надо, опираясь на анализ живых примеров, выяснить роль реальной, жизненной мечты в практической деятельности человека. Важно показать учащимся, что в создании мечты проявляется направленность личности — ее идеалы, потребности, интересы. Нужно отметить, что учителю необходимо знать, о чем мечтают школьники, чтобы руководить такой важной стороной их личности, как возникновение мечты и стремление к ней. 5. Рассматривая вопрос о развитии воображения, преподаватель должен обратить внимание учащихся на то, что, с одной стороны, развивающееся воображение влияет на формирование личности, ее моральных качеств, способностей. С другой стороны, складывающиеся в процессе развития свойства личности — ее характер, способности, направленность интересов, включаясь в деятельность воображения, влияют на его содержание, силу и яркость образов. Нужно обратить внимание учащихся и на то, что знаниявлияют на развитие их воображения. Представления, должны быть полными, яркими, красочными. На их основе строятся образы воображения. Такие методические приемы, как словесное рисование, драматизация, активизируя деятельность воображения, способствуют его развитию; оно развивается также в разных видах деятельности: в труде, рисовании, лепке, творческих играх. Работая над этой темой, можно использовать опыт, который показывает преобразующую деятельность воображения даже в самых, простых действиях человека. Учащиеся должны представить себе циферблат часов, стрелки которых показывают 22 минуты седьмого. Затем мысленно переставить минутную стрелку на место часовой, а часовую — на место минутной и ответить на вопрос, который час будут теперь показывать часы. Анализируя результат опыта, преподаватель выяснит, в чем проявилась здесь преобразующая роль воображения. Можно показать учащимся таблицу с начерченными на ней фигурами. Мысленно разделив каждую из этих фигур на две части, учащиеся должны составить из этих отрезков квадрат и проанализировать психические процессы, необходимые для выполнения этого задания. Вопросы - задачи 1. Как объяснить слова К. Д. Ушинского: «Сильное деятельное воображение есть необходимая принадлежность великого ума»? 2. О каких необходимых условиях деятельности воображения говорит следующее высказывание А. Н. Толстого: «Нужно приучить себя к наблюдению. Полюбить это дело. Наблюдать— всегда, все время, делать обобщения, угадывать прошлое и настоящее человека по жесту, по фразе и т.д. Так у художника, у писателя постепенно накапливаются впечатления». 3. Правильно ли утверждение академика В. А. Обручева что «без мечты не было бы и прогресса»? 4.Какова роль воображения в воспитании моральных качеств личности ребенка? 5.Что дает драматизация для понимания прочитанного детьми и почему? Date: 2015-10-19; view: 590; Нарушение авторских прав |