Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 17. Последовательность и динамика изучения темы «Восприятие»
Содержание темы: Отбор методики преподавания и определение узловых вопросов изложения. расстановка акцентов в преподавании темы. Постановка вопросов. Отбор и применение иллюстративного материала. Определение последовательности изложения темы. Методические рекомендации по изучению темы: Тема «Восприятие» является теоретической темой, где формируются новые понятия студентов в системе отражения мира. Относясь к психическому процессу, где условный образ предмета, соединенный не механически из отдельных его свойств, восприятие требует особого методического подхода при определении последовательности и динамике передачи содержания учащимся по следующим причинам: во – первых, психический процесс следует за ощущением и имеет базовую основу последнего; во – вторых, восприятие – это уже комплексный психический процесс, более сложный и изощренный для человека. Он менее знаком студентам, чем ощущение. Следует применить проблемный метод обучения, объединение и вопросно-развивающую беседу. Изучая тему, необходимо раскрыть следующие положения: 1. Важно с самого начала раскрыть учащимся сущность процесса восприятия и его отличие от ощущения. Ощущения отражают только отдельные качества предметов и явлений. Восприятия дают человеку образ всего предмета, всего явления в целом, в многообразии его свойств и качеств. В реальной действительности все свойства материи существуют только в предметах и неотделимы от них. Поэтому каждое наше ощущение мы соотносим с предметом, его вызвавшим. При воздействии предметов и явлений на анализаторы человека возникают различные ощущения. Между ними образуется прочная связь, лежащая в основе целостного отражения предметов. Восприятие не сводится к простой сумме ощущений. Оно представляет собой сложный процесс, качественно отличный от ощущений, образующих его. 2. Образ предмета, возникающий в сознании человека, при восприятии, включает в себя, кроме отражения отдельных его свойств, прошлый опыт человека, знания о данном предмете, отношение к нему. Прошлый опыт — апперцепция — включает в себя как образы предметов и явлений, полученные человеком в прежних восприятиях, так и его знания о воспринимаемом предмете, сложившееся ранее отношение к нему, обусловленное направленностью личности. Восприятие — не пассивное, зеркальное отражение мира. Все воспринимаемое человеком преломляется,через особенности его личности, его потребности, интересы, чувства, психическое состояние в данный момент. Полнота и точность восприятия, протекание самого процесса чувственного познания зависят от состояния личности, от некоторых особенностей ее характера, внимания и мышления. 3нание этой особенности восприятия важно, оно поможет им осознать смысл и значение многих методических приемов, с которыми учащиеся знакомятся на практике. В связи с вопросом об апперцепции следует остановиться на том, что мы называем предвзятым мнением. С точки зрения психологии - это предопределенность восприятия человека. Часто мы, начиная читать книгу или воспринимая спектакль, имеем уже определенное отношение к воспринимаемому, сложившемуся на основании мнения других людей, и это определяет наше восприятие. 3. Одним из основных свойств восприятия является его целостность. Это свойство восприятия выражено в том, что при воздействии на нас предмета или явления в нашем сознании возникает его целостный образ во взаимоотношении составляющих его частей и сторон, находящихся в определенных взаимосвязях. Какова психофизиологическая основа восприятия? Восприятие, так же как и ощущение, имеет рефлекторную основу. В процессе восприятия мы реагируем не только на воздействие различных качеств и частей предмета, но и на отношения между ними (одну и ту же мелодию мы узнаем, если даже она исполнена на различных инструментах, в разных тональностях, так как воспринимаем звуки в определенных соотношениях). Как связано восприятие с мышлением? Восприятие надо рассматривать как процесс, в ходе которого образ воспринимаемого человеком предмета становится более отчетливым, полным и расчлененным. Такое уточнение и углубление знаний о мире в процессе восприятия достигается аналитико-синтетической деятельностью мышления в указанном процессе. Два вида восприятия – восприятие как реакция схватывания и как реакция детального видения, - которое различал И.М.Сеченов, есть, в сущности, не виды восприятия, а начало и дальнейшее развитие процесса восприятия. Отражение предмета или явления, не расчлененное вначале восприятия путем анализа, выделения отдельных частей в целом, установления связей между ними, становится в дальнейшем ходе восприятия полным и точным отражением целого. Нужно обратить внимание учащихся на значение действия в процессе восприятия, когда предмет выделяется как объект деятельности человека. Эта связь восприятия с действием особенно ясно выступает в формировании восприятия пространства. Оно совершается в процессе двигательного овладения пространством посредством хватательных движений и передвижения. Психологические исследования показали, что без движения глаз по объекту сложное зрительное восприятие невозможно. Наблюдения за движением глаз человека, воспринимающего предмет или картину, показывают, что глаза движутся по воспринимаемому объекту, как бы ощупывая его, неоднократно возвращаясь к отдельным деталям и задерживаясь на них. Эти движения обеспечивают активный процесс анализа воспринимаемого объекта, выделения в нем тех сторон, которые соответствуют задаче, стоящей перед воспринимающим человеком. 4. Развитие восприятия теснейшим образом связано с развитием мышления. Мышление в процессе восприятия придает ему осмысленный характер. Осмысленность и обобщенность также являются свойствами восприятия человека. Воспринимая единичные предметы и явления, человек относит их к определенной группе, или категории, предметов, осознает единичное как частный случай общего. Эта обобщенность восприятия обеспечена словом-названием воспринимаемого предмета. Степень осмысленности и обобщенности восприятия различна у взрослого и у ребенка. Она зависит от уровня развития мышления, речи и опыта человека. Маленький ребенок воспринимает единичный предмет обособленно, не соотнося его с группой однородных предметов. В процессе развития мышления и речи меняется и характер восприятия ребенка: оно становится все более осмысленным и обобщенным. 5. Избирательный характер восприятия обусловлен свойствами самого воспринимаемого объекта (окраской, четкостью контура и т. д.), условиями, в которых происходит восприятие, содержанием личности воспринимающего человека — его направленностью, интересами, опытом, задачей, стоящей перед человеком в момент восприятия. 6. Вопрос об иллюзиях - ошибках восприятия — нельзя рассматривать отдельно от его особенностей. Иллюзию могут вызвать сложившееся ранее отношение человека к воспринимаемому, недостаток опыта и специальных знаний, неумение правильно установить соотношение частей в целом при восприятии. 7. Восприятие времени и пространства надо рассматривать в связи с общими закономерностями этого процесса. В развитии данных видов восприятия особенно ясно выступает опосредованность восприятия накопленным опытом и знаниями воспринимающего, человека. 8. Важным в этой теме является вопрос о наблюдении и развитии наблюдательности как свойства личности. Восприятие человека всегда связано с его деятельностью и включено в нее. Целенаправленные действия требуют преднамеренного, активного восприятия. В деятельности возникает и развивается умение воспринимать целенаправленно, планомерно, систематически. Восприятие само становится целенаправленной деятельностью — наблюдением. Умение наблюдать связано с развитием воли, проявляющейся в произвольном, устойчивом внимании к воспринимаемому явлению. Умение наблюдать требует постановки цели, желаемой и понятной. В итоге систематически проводимых наблюдений формируется такая важная черта личности, как наблюдательность — умение по внешним признакам судить о том, что скрыто от непосредственного восприятия (например, по выражению лица, интонации голоса судить о внутреннем состоянии человека). Наблюдательность есть основа такого морального качества, как чуткость. Вопрос о наблюдении (процессе целенаправленного, организованного восприятия) и наблюдательности (черте личности) имеет большое воспитательное значение. Учащимся необходимо понять, что умение наблюдать, наблюдательность — необходимое качество личности преподавателя, и поэтому, готовясь к своей будущей деятельности, они должны развивать в себе эти качества. Вопросы – задачи. 1. Зная закономерности восприятия, объясните, почему мы редко замечаем опечатки при чтении художественной литературы? 2. Какое значение для восприятия имеют подписи под картинками в детских книгах? 3. Для чего ошибки в тетрадях учитель исправляет красными чернилами? 4. Как полагает восприятию интонация голоса учителя при объяснении нового учебного материала? 5. С какой целью учитель проводит предварительную беседу перед чтением нового текста? 6. В одном из рассказов Конан Дойля о Шерлоке Холмсе приводится такой разговор Холмса с доктором Ватсоном: «- … Сколько раз вы видели ступеньки, ведущие из прихожей в эту комнату? - Часто. - Как часто? - Ну, несколько сот раз. - Отлично. Сколько же там ступенек? - Сколько ступенек? Понятия не имею! - Вот-вот, не заметили. А между тем вы видели! В этом вся суть. Ну, а я знаю, что ступенек семнадцать …»
Date: 2015-10-19; view: 1021; Нарушение авторских прав |