Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 16. Особенности методики преподавания темы «Ощущение»





Содержание темы:

Значение темы и ее роль в преподавании курса «Психологии». Выбор организационной формы, методов и приемов обучения, приема изложения материала. Порядок предъявления информации. Отбор средств наглядности.

Методические рекомендации по изучению темы:

Изучение темы «Ощущение» начинается с изучения психических процессов в курсе психологии.

Процесс познания мира начинается с ощущений и восприятий и переходит к абстрактному мышлению – познанию сущности предметов и явлений действительности.

Нужно объяснить учащимся, что в личности все стороны психики теснейшим образом связаны между собой, находятся в постоянном взаимодействии. В качестве формы обучения в вузе рекомендуется лекция, в среднем профессиональном образовательном учреждении – урок.

Рекомендуется объяснительно-иллюстративный метод с применением проблемных вопросов в процессе объяснения. В связи с тем, что ощущение – психический процесс знакомый каждому применяется ….прием обучения.

При работе над темой «Ощущение» надо обратить внимание учащихся на следующие положения.

Процесс отражения мира начинается с ощущений. Ощущения дают человеку знания о качествах предметов. Отсутствие какого-либо ощущения (зрительного, слухового) делает невозможным непосредственное познание человеком соответствующей стороны действительности.

Важно: 1. Показать учащимся, что в основе любого психического процесса, в том числе и ощущения, лежат физиологические нервные процессы возбуждения и торможения, протекающие в больших полушариях мозга. Различные качества предметов, воздействуя своими физическими свойствами (колебаниями электромагнитных, воздушных волн) на органы чувств человека, вызывают в окончаниях чувствительных нервов соответствую­щего воспринимающего органа-рецептора нервный процесс воз­буждения. Возбуждение передается по проводящим нервным пу­тям в мозг. Здесь, в специальных клетках, составляющих корко­вую часть анализатора, нервный (физиологический) процесс превращается в психический процесс—ощущение. Человек осо­знает то, что на него воздействует, отражает качества предметов и явлений — ощущает цвета, звуки, тепло, холод, запахи.

Нужно подчеркнуть, что ощущения возникают только при непосредственном воздействии на анализаторы человека раздражителей, т.е. предметов и явлений действительности, а также раздражителей, исходящих из самого организма.

2. Показать учащимся, что в основе ощущений лежит рефлекторная деятельность мозга. Воздействия внешней или внутренней среды на периферическую часть анализатора вызы­вают ответную реакцию: зрачок расширяется или сужается; че­ловек направляет взгляд на предмет, вызвавший ощущение, по­ворачивает голову, прислушиваясь; отдергивает руку от горя­чего. От действующего органа (глаза, уха, руки) в кору голов­ного мозга поступает обратный сигнал о деятельности рецептора. Благодаря обратной связи между рецептором и центральным ядром анализатора мозг непрерывно регулирует деятельность внутренних органов и органов движения.

3.Необходимо представить соотношение раздражения и ощущения (пороги чувствитель­ности) и рассказать о причинах и условиях изменения чувствительности. Знание таких закономерностей, как адаптация, последействие и взаимодействие ощущений, помогут учащимся понять, как из­менение условий работы анализаторов повышает или снижает их чувствительность.

4. Предметная соотнесенность ощущений человека принципиально отличает их от ощущений любого животного. В процессе познавательной деятельности образуются связи между ощущениями и предметами, постоянно их вызывающими. Ощущения становятся для человека сигналами определенных признаков предметов действительности и их состояний. Мы го­ворим об определенном запахе и относим его к определенному предмету, говорим о звуке и относим его или к звуку голоса или к звуку, издаваемому каким-либо предметом.

5. Важно раскрыть значение слова в ощущениях. Название свойства предмета обеспечивает его выделение, способствует развитию тонкой дифференцировки ощущений. Овладевая на­званиями цветов, ребенок учится лучше их различать. Благода­ря слову человек осознает свои ощущения, обобщает их. В раз­витии ощущений ребенка слово — название признака — играет очень важную роль.

6.Необходимо показать учащимся значение деятельности человека в развитии его ощущений. Любая деятельность предъявляет определенные требования к точности и тонкости ощущений, без которых эта деятельность не может быть успешно выполнена. Например, работа дегустатора требует развития обонятельных и вкусовых ощущений, деятельность музыканта — тонкой слуховой чувствительности. В каждой деятельности упражняются и тре­нируются определенные анализаторные системы. Большое значение для развития ощущений в процессе деятельности имеет отношение человека к ней. В интересной, значимой для человека деятельности интенсивнее развиваются его ощущения. Особенно­сти трудовой деятельности ведут к развитию у человека опреде­ленного вида чувствительности. Преимущественное развитие у человека того или иного вида чувст­вительности накладывает отпечаток на его восприятие, на дея­тельность воображения, определяет тип памяти. Однако на развитии и особенностях протекания процесса ощущения обя­зательно сказывается все то, что приносит в него ощущающая личность. Способностей интересы человека влияют на развитие его чувствительности. В быстроте и силе реакции на воздействие раздражителя, в скорости и точности дифференцировок, в силе эмоционального тона ощущений проявляются свойства выс­шей нервной деятельности, особенности темперамента человека.


9. Развитие ощущений - не только необходимое условие по­знавательной деятельности человека. С развитием ощущений связана и такая важная сторона формирования личности, как развитие эстетических чувств и вкусов человека. Человек опре­деленным образом относится к тому, что он познает. Это отно­шение он переживает в форме различных чувств. Возникающие у человека ощущения обычно вызывают ту или иную эмоцио­нальную реакцию – эмоциональный тон ощущений. Повторя­ясь, это отношение становится постоянным. У каждого из нас есть любимые и нелюбимые цвета, приятные и неприятные нам звуки, запахи и т. п. Эстетическое воспитание, т. е. воспитание чувства прекрасного, связано с развитием эмоционального тонаощущений.







Date: 2015-10-19; view: 810; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию