Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Иллюстративный материал. Использование демонстрационных опытов при изложении темы «Ощущение» поможет учащимся уяснить некоторые понятия и лучше усвоить основные теоретические
Использование демонстрационных опытов при изложении темы «Ощущение» поможет учащимся уяснить некоторые понятия и лучше усвоить основные теоретические положения. Например, при выяснении понятия пороги чувствительности можно провести следующий несложный опыт, предварительно поставив перед учащимися вопрос: «Всякое ли воздействие на рецептор вызывает ощущение?» Один из учащихся, закрыв глаза, протягивает руку ладонью вверх. На середину раскрытой ладони учитель осторожно опускает небольшой кусочек ваты, спрашивая, ощущает ли испытуемый прикосновение. Испытуемый отвечает обычно отрицательно, так как легчайшее прикосновение ваты им не ощущается. Дальше на ладонь испытуемого кладут еще такой же кусочек ваты, затем еще, и так до тех пор, пока испытуемый не скажет, что он почувствовал легкое прикосновение к коже ладони. Тогда он открывает глаза и с удивлением обнаруживает на своей ладони большой комок ваты. Все наблюдающие за опытом и сам испытуемый без труда отвечают на поставленный в начале опыта вопрос. Можно применить и другие варианты опытов. Хорошо использовать карточки с напечатанными на них буквами разного размера или таблицы, применяемые глазными врачами для определения остроты зрения. Карточки предъявляются учащимся, сидящим за последним, средним и первым столом. Их просят прочесть эти буквы. На большом расстоянии мелкий шрифт учащиеся не различают. Анализируя результаты, учащиеся приходят к выводу, что для получения зрительных ощущений раздражитель должен достигать определенной величины. Чтобы показать, что порог различения определяет не сама по себе величина изменения раздражителя, а отношение этой величины к первоначально действующему раздражителю, можно использовать очень несложный опыт. Преподаватель заранее чертит на доске три параллельных отрезка разной длины, каждый отрезок разделен на две части. Учащиеся должны определить, равны ли эти части. Оказывается, не всегда это возможно сделать верно без измерения, так как чувствительность к изменению раздражителя зависит не от величины этого изменения, а от соотношения ее с первоначальным раздражителем (в данном примере всеми ощущается разница в длине частей самой коронкой прямой, и труднее ощутить эту разницу в длинной прямой).
Равны ли между собой отрезки на каждой из этих прямых? (Порог различительной чувствительности)
Вопрос о видах ощущений не требует применения специальной наглядности, так как каждый человек отчетливо осознает свои зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Менее отчетливо осознаются двигательные ощущения. Поэтому можно провести несложный опыт, иллюстрирующий наличие ощущений движения и положения тела, помогающих человеку регулировать эти движения. Предложите учащимся придать любое положение своей правой руке, закрыв при этом глаза, а затем, не открывая глаз, то же положение дать своей левой руке. Потом, предложите им, открыв глаза, проверить точность выполнения движения и, таким образом, установить наличие двигательных ощущений и их роль в управлении человеком движениями своего тела. Значение осязательных ощущений в познавательной деятельности можно продемонстрировать, положив на ладонь человека, закрывшего предварительно глаза, какой-либо небольшой предмет. Попросите учащихся определить, что это такое, пользуясь только кожными ощущениями. Ни форму, ни величину предмета человек не сможет определить до тех пор, пока движением пальцев не ощупает предмет. В этом опыте наглядно выступает значение взаимодействия анализаторов (в данном случае кожного и двигательного) в познавательной деятельности и роль в ней активного действия человека с предметом. Объясняя строение и функции анализаторов, следует использовать схему строения анализатора. Лучше всего, если такую схему преподаватель демонстрирует не в готовом виде, а чертит на классной доске во время объяснения. Учащимся надо указать, что это общая схема строения всех анализаторов, состоящих из трех частей: рецептора, проводящего нервного пути и участка в коре больших полушарий мозга, где находится ядро данного анализатора — его мозговой конец. На этой же схеме можно показать учащимся путь нервного возбуждения, возникшего под воздействием раздражителя в окончаниях чувствительных нервов рецептора, идущего далее по проводящему чувствительному нерву в кору больших полушарий, где возбуждение превращается в психический процесс — ощущение, и путь ответной реакции: через двигательные центры коры по центробежным нервам,— к мышцам. Эту же схему следует использовать и для демонстрации обратной связи рецептора с мозгом. Вопросы – задачи. 1. Чем объяснить особую чувствительность человеческого уха к звукам человеческой речи? 2. Почему кошка слышит шорох мыши и не реагирует на другие, даже более сильные звуки? 3. В чем причина повышения чувствительности человека, когда он прислушивается, присматривается, принюхивается и т. д.? 4. Почему нет адаптации к боли? 5. О какой закономерности ощущений говорят выражения: «холодный цвет», «острый взгляд», «мягкий голос»? 6. Исследования, проведенные учеными, установили, что холодные — светло-серые, голубоватые, зеленоватые краски — вызывают у человека впечатление, что температура помещения, в котором он находится, ниже действительной на 3—5 градусов. На основании этого были подобраны цвета для окраски машинного отделения теплоходов, стен в гладильных цехах фабрик-прачечных. Какую закономерность ощущений установили ученые в своей работе и как ее использовали? 7. Почему, воспринимая кинофильм, мы соотносим звуки голоса говорящего человека с движениями его рта на экране, хотя источник звука иной? Date: 2015-10-19; view: 864; Нарушение авторских прав |